Коллективный договор и его роль в регулировании трудовых отношений в организациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2014 в 11:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является определение необходимости заключения коллективных договоров в организациях.
Исходя из указанной темы курсового проекта, его основными задачами являются:
- теоретический анализ содержания и значения коллективного договора в регулировании системы социально-трудовых отношений в организации ;
- особенность заключенного коллективного договора и регулирования им трудовых отношений в ЗАО «Завод трубопроводной арматуры «Ока».
- разработать мероприятия по повышению роли коллективного договора в регулировании социально-трудовых отношений в ЗАО «Завод трубопроводной арматуры «Ока».;
Объектом исследования является система социально-трудовых отношений в ЗАО «Завод трубопроводной арматуры «Ока».

Вложенные файлы: 1 файл

Копия Реферат по экономика труда 5 курс (Восстановлен).doc

— 243.00 Кб (Скачать файл)

От имени работников право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работников, а при наличии в организации, на федеральном, отраслевом, профессиональном и других уровнях нескольких представителей работников каждому из них предоставляется право на ведение переговоров от имени объединяемых им членов профсоюза или представляемых им работников.

От имени работодателей право на ведение коллективных переговоров предоставляется представителям работодателей.

Работодатели, органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести переговоры по социально-трудовым вопросам, предлагаемым для рассмотрения представителями работников.

Во время ведения переговоров представители работников имеют право проводить в поддержку своих требований собрания, митинги, пикетирование, демонстрации, но в нерабочее время и без нарушения деятельности организации. В порядке исключительной меры, при недостижении согласия между сторонами по социально-трудовым вопросам, допускается организация и проведение забастовок.

Для ведения коллективных переговоров и подготовки проекта коллективного договора стороны на равноправной основе образуют комиссию из своих представителей. Решением сторон определяется её состав, сроки, место проведения и повестка дня переговоров.[8, С.78].

Представитель работодателя или работодатель издает приказ о формировании комиссии. Представители работников своим решением утверждают состав комиссии.

Дата издания согласованного соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии является моментом начала коллективных переговоров. Участвующим в переговорах сторонам предоставляется полная свобода в выборе и обсуждении вопросов, составляющих содержание коллективного договора.

Если со стороны работников выступают одновременно несколько представителей, например в организации несколько профсоюзов, то они в течение пяти календарных дней обязаны создать единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта и заключения единого коллективного договора.[14, С.35].

Если единый представительный орган в организации не создан, то представители, выбранные от групп работников, вправе вести переговоры и заключать договор от имени представляемых работников или предлагать заключить приложение к единому коллективному договору, защищающее специфические интересы представляемых работников по профессиональному признаку. В этом случае приложение будет неотъемлемой частью договора, имеющей такую же, как и договор, юридическую силу.

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, представители работодателей обязаны предоставить представителям работников всю имеющуюся у них информацию, необходимую для коллективных переговоров. Форма запроса в законе не определена. Однако предпочтительнее письменная форма, поскольку, если возникает конфликт по поводу непредставления информации, письменный запрос будет служить надежным доказательством обращения профсоюза к работодателю.

Члены комиссии, работники, эксперты, допущенные к информации, составляющей служебную или коммерческую тайну, несут ответственность за ее разглашение.

Информация составляет служебную или коммерческую тайну согласно ст.139 ГК РФ в случае, если она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу следующих качеств:

- неизвестность ее третьим лицам;

- к ней нет свободного доступа на законном основании;

- обладатель информации принимает меры по охране ее конфиденциальности.

Следует иметь в виду, что законы и иные правовые акты могут определить сведения, которые не составляют служебную или коммерческую тайну. Лица, разгласившие служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки.[7, С.58].

Заседания комиссии лучше проводить «на нейтральной территории» - в помещении, приспособленном для ведения переговоров, но при этом не являющемся ни кабинетом руководителя организации, ни комнатой профкома. Тогда все члены комиссии будут чувствовать себя максимально свободно.

Успех переговоров во многом зависит от поведения председателя заседаний. Очень часто комиссию возглавляют два сопредседателя от каждой из сторон, которые по очереди ведут заседания. Задача председателя - поддержание порядка во время дискуссий, строгое следование принципам социального партнерства и совместно выработанному регламенту переговоров. На роль председателя необходимо выдвигать людей, авторитетных в коллективе, обладающих навыками конструктивного диалога, умеющих ценить время, контролировать свои эмоции, разрешать конфликтные ситуации, возникающие между участниками переговоров, и жестко требовать от них соблюдения совместно выработанного порядка работы комиссии.

К переговорам необходимо тщательно подготовиться. Каждая из сторон должна заранее выработать предложения о содержании коллективного договора, продумать стратегию и тактику своего поведения на переговорах. Членам комиссии необходимо изучить нормативно-правовую базу регулирования вопросов, которые должны стать предметом двусторонних договоренностей [11, С. 108].

Представители сторон должны изучить содержание генерального, отраслевого, регионального и других видов соглашений, распространяющихся на организацию. Договоренности, достигнутые на более высоких уровнях социального партнерства – это основа для разработки содержания коллективного договора.

Участники переговоров должны располагать информацией о результатах и перспективах деятельности их организации. На основе анализа этой информации, представителям работников следует продумать максимальные и минимальные границы выдвигаемых требований, а представителям работодателя - максимальные и минимальные условия, на которые они готовы согласиться. Это позволит обеим сторонам гибко маневрировать в процессе переговоров, которые необходимо вести грамотно: не тратить время на позиционный торг; уважать собеседника и отделять людей от проблемы; сосредоточить внимание на интересах, а не на позициях; изобретать взаимовыгодные варианты; настаивать на использовании объективных критериев; не поддаваться давлению; вовремя распознавать намерения и уловки оппонентов [20, С.51].

Переговоры завершаются созданием проекта коллективного договора. Единый проект коллективного договора подлежит обязательному обсуждению в подразделениях организации. Полученные замечания учитываются комиссией, и проект дорабатывается. Доработанный проект утверждается общим собранием (конференцией) работников организации и подписывается со стороны работников всеми участниками единого представительного органа.

Стороны сами определяют, кто именно должен подписывать коллективный договор. Со стороны работодателя заключенный договор подписывается обычно руководителем организации, а со стороны работников - председателем выборного профсоюзного или иного уполномоченного органа.

Если создан объединенный представительный орган, то договор подписывается всеми его участниками.

Если возникают противоречия, например, не достигнуто согласие в одном представительном органе или он не создан, то в этом случае общее собрание (конференция) работников организации может принять наиболее приемлемый вариант коллективного договора и поручить представителю работников, разработавших этот проект, на его основе провести переговоры и заключить после утверждения общим собранием (конференцией) коллективный договор от имени работников организации.

Если в ходе переговоров стороны не пришли к согласию, то составляется протокол разногласий, в который стороны могут внести предложения для устранения причин этих разногласий, а также указывается срок возобновления переговоров [7, С. 86].

В течение трёх дней после составления протокола разногласий стороны проводят консультации, формируют из своего состава примирительную комиссию, а при недостижении согласия в ней обращаются к посреднику, выбранному по соглашению сторон.

В качестве посредника стороны обычно выбирают авторитетного юриста (экономиста), специалиста или общественного деятеля. Примирительная комиссия либо посредник в срок до 7 дней рассматривают протокол разногласий и выносят рекомендации по существу спора.

Урегулирование разногласий в ходе коллективных переговоров осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».

После этого в течение трех дней сторонами из своего состава формируется рабочая комиссия, которой передается протокол разногласий для решения спора. Для его урегулирования используются примирительные процедуры разрешения коллективных трудовых споров. Кроме того, этой комиссии может быть поручен и контроль за выполнением договора.

Момент подписания коллективного договора, соглашения, протокола разногласий является моментом окончания коллективных переговоров по заключению коллективного договора [22, С.19].

Материально-техническое обеспечение представителей работников возлагается на работодателя. Он обязан обеспечить возможность доведения разработанных проектов коллективного договора до каждого работника, а также предоставить имеющиеся у него средства внутренней связи и информации, множительную и иную оргтехнику, помещения для проведения в нерабочее время собраний, консультаций, места для размещения стендов с информацией.

Проект коллективного договора публикуется в периодических изданиях.

Проект коллективного договора обсуждается в подразделениях, которые выносят в комиссию по заключению колдоговора свои замечания и предложения.

После учёта полученных из подразделений замечаний, доработанный проект обсуждается и принимается общим собранием трудового коллектива.

После утверждения общим собранием коллективный договор подписывается представителями сторон, один экземпляр которого с приложениями в семидневный срок направляется работодателем в соответствующий орган Министерства труда и занятости населения России по месту нахождения организации для уведомительной регистрации, которая является завершающей стадией заключения коллективного договора (ч.8 ст.12 ФЗ «О коллективных договорах и соглашениях»).

Постановлением Минтруда России от 10 октября 2003 года №68 утверждено «Положение о Регистре соглашений и коллективных договоров», который, по сути, является банком данных о прошедших уведомительную регистрацию соглашениях и коллективных договорах.

Основными задачами Регистра являются: осуществление контроля за выполнением соглашений и коллективных договоров, как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения; создание единой информационной базы данных о соглашениях и коллективных договорах; совершенствование процедур их уведомительной регистрации.

Уведомительная регистрация необходима для учета и статистического отслеживания заключенных договоров. Регистрация коллективных договоров проводится практически во всех странах мира [ 19, С 48].

Для уведомительной регистрации должны быть представлены три экземпляра коллективного договора. Подписи и печати, их заверяющие, должны быть подлинными. Страницы во всех экземплярах должны быть пронумерованы сквозной нумерацией. Каждый экземпляр коллективного договора прошивается и скрепляется печатью с указанием количества прошитых страниц. Также подготавливается сопроводительное письмо, в котором указываются адрес организации; фамилию, имя, отчество (полностью) представителей сторон, подписавших коллективный договор; контактные телефоны представителей сторон; административный округ, в котором расположена организация; отрасль (по основному виду деятельности); форма собственности; общая численность работников организации; наименование вышестоящего профсоюзного органа (для профсоюзных комитетов).

Если коллективный договор заключен иными представителями работников, кроме профсоюзов, то для регистрации потребуется выписка из протокола общего собрания (конференции) о наделении представителя работников полномочиями на ведение переговоров и заключение коллективного договора от их имени.

Регистрация носит бесплатный характер. Срок проверки коллективного договора на соответствие действующему законодательству о труде ограничен двумя неделями. При выявлении условий, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством и в силу этого, в соответствии с законодательством, недействительных, в оттиск штампа о регистрации вписывается отметка «с замечаниями на ___ листах». Наличие замечаний не является основанием для отказа в регистрации.

По истечении двух недель факт регистрации коллективного договора фиксируется штампом с регистрационным номером и подписью ответственного лица на титульном листе всех представленных экземпляров. Два экземпляра зарегистрированного договора возвращаются представителям сторон через ответственное лицо по предъявлению документа, удостоверяющего личность и принадлежность к данной организации, или по доверенности. Третий экземпляр остается на хранении регистрирующего органа в течение всего срока действия коллективного договора [ 11, С.174].

Подводя итоги процессу заключения коллективного договора, приведем схему этого процесса (рис.1.2), которая наглядно отражает все его стадии.

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1.4 Контроль выполнения коллективного договора

 

 

Заключение коллективного договора является начальным моментом действия достигнутых сторонами договоренностей. Чтобы эти договоренности не остались лишь на бумаге, а обеспечили решение проблем, являющихся предметом взаимных обязательств сторон, Трудовой Кодекс РФ предусматривает организацию контроля за выполнением коллективного договора.

При проведении контроля стороны обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию. Но поскольку заинтересованным участником социального партнерства, особенно на уровне РФ и ее субъектов, являются и органы государственной власти, то контроль за выполнением колдоговоров возложен на соответствующие органы – от Министерства труда и социального развития до органов по труду, действующих на уровне муниципальных образований  [16, С.120].

Осуществление контроля за выполнением договоренностей, оформленных коллективным договором, возлагается (ст.51 ТК РФ) прежде всего на стороны социального партнерства, их представителей, интересы которых отражены в этих договорных правовых актах.

Информация о работе Коллективный договор и его роль в регулировании трудовых отношений в организациях