Колонизация: пути и последствия для экономики колоний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:43, курсовая работа

Краткое описание

С падением империализма и системы колонизации, страны-колонии приобрели новый статус – «развивающиеся страны». Данное понятие стало использоваться тлько в последние десятилетия. Ранее эти страны называли «экономически отсталыми», «освободившимися», «слаборазвитыми». С 50-х гг. распространен термин «третий мир», отражавший реалии послевоенного блокового мира. В 80-90-е годы стал использоваться еще один обобщающий термин, признавший наличие в мировом хозяйстве групп стран с качественно различными уровнями социально – экономического развития: «Север»  индустриальные страны и «Юг» существенно отставшие страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ИСТОРИЯ КОЛОНИАЛЬНЫХ ЗАХВАТОВ. 4
Южная Америка. 4
Северная Америка. 9
Азия. 12
Австралия и Океания. 14
Итоги. 19
РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ. 21
Определение, состав и особенности развивающихся стран. 21
Основные параметры экономики системы развивающихся стран 21
Общность и различия развивающихся стран 21
Развивающиеся страны как целостность. 21
Дифференциация развивающихся стран 22
Стратегия социально-экономического развития 24
Модели индустриализации 24
Роль государства 25
Программы структурной адаптации 26
Накопление 27
Прирост населения. Безработица 27
Бедность и нищета 28
Малый бизнес в третьем мире 28
Внешние факторы развития 29
Важность внешней торговли 29
Промышленный экспорт — ключ к развитию 31
Перспективы участия развивающихся стран в мировой торговле 31
Государственная помощь развитию 32
Внешняя задолженность 33
Неоднозначные итоги развития 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

1. Доля в населении мира ок. 50%.

2. Доля в промышленном производстве мира ок. 9%.

3. Доля в мировой добыче металлических руд ок. 45%.

4. Доля в мировой выплавке металлов 15—16%.

5. Доля в мировой добыче нефти и газа 70%.

6. Доля в мировом выпуске химической и нефтехимической продукции 19—20%.

7. Доля в мировом потреблении первичных источников энер­гии 6%.

8. Производство ВВП на 1 жителя в % к уровню развития капстран 6—7%.

 

Общность и различия развивающихся стран

 

Развивающимся странам, как отдельной группе государств в мировом хозяйстве, присуща глубокая социально-экономическая отсталость. Но по мере их развития происходит постепенное рас­слоение, усиливается процесс их дифференциации, идет форми­рование подгрупп со своими особенностями, а также изменяются позиции в международном разделении труда (как этих подгрупп, так и развивающихся стран в целом).

Развивающиеся страны как целостность.

Несмотря на существенные различия, развивающиеся страны сохраняют качественные особенности, позволяющие рассматривать их как относительно устойчивую группу с определенными сходными признаками. Им присущи такие черты, как многоукладная экономика с различными формами собственности, в том числе  архаичными (племенные, общинные), влияние традиционных институтов в обществе, высокие темпы роста населения, специализация в международном разделении труда преимущественно на производстве сырья, сильная зависимость от притока иностранного капитала. Все это объективно обусловливает сложное взаимодействие качественно различных форм производства и распределения, затрудняя модернизацию экономики.

Хозяйственные структуры большинства развивающихся страц не унифицированы, производительные силы разнородны, что сдерживает повышение темпов роста. Вместе с тем третий мир как особое социально-экономическое образование, развиваясь в том числе под воздействием мирового хозяйства (интеграцион­ные, научно-технические, информационные импульсы, демон­страционный эффект), трансформируется, становится более не­однородным. Общность и одновременно многообразие развива­ющихся стран осложняет попытки их классификации. Сама эта общность подвижна и в ходе экономического роста претерпевает существенные изменения. Так, группу развивающихся стран в последнее десятилетие покинули четыре «азиатских дракона» (Гонконг, Сингапур, Тайвань, Южная Корея), и этот шаг готовы повторить еще несколько стран третьего мира.

Дифференциация развивающихся стран

Одной из устойчивых подгрупп, добившихся заметных успехов в экономическом развитии, стали развивающиеся страны — нефтеэкспортеры. Привлекая иностранные инженерные и научные кадры, квалифицированных рабочих, ввозя современное обору­дование, они сумели модернизировать структуру экономики, под­нять уровень жизни и образования населения. Ныне поставщики сырья, даже прежде дефицитных энергоносителей, не могут рас­считывать (если не предполагать особых всемирных катаклизмов) на значительный рост их цен из-за увеличившегося предложения. На мировом рынке сумели закрепиться, используя качественно новые технологии добычи, развитые государства — экспортеры нефти (например, Англия, Норвегия), ослабив тем самым некогда монопольные позиции нефтеэкспортеров из числа стран третье го мира. Кроме того, постепенно растет использование альтер нативных источников энергии. Обозначилась качественно новая черта в становлении национальных экономик с опорой на экспорт сырья: зависимость от научно-технического прогресса в мировом хозяйстве, который сокращает спрос на сырье и резко ограничивает валютные поступления стран-экспортеров, необходимые для модернизации экономики.

Растет численность подгруппы новых индустриальных с (НИС), так как их стратегия с опорой на экспорт готовой продукции реализуется в возрастающем числе государств. Успехи первых НИС способствовали распространению принципа развития, получившего название «каскад», тем более что к первым НИС гео­графически близки многие страны второй волны, преимущест­венно из числа членов АСЕАН. Этот принцип означает, что по мере роста национальных производств в первых НИС, удорожа­ния в этих странах рабочей силы их трудоемкие производства перемещаются главным образом в материало- и энергоемкие от­расли с технологиями среднего уровня следующих НИС, где ре­зервы дешевого труда не исчерпаны. За последнюю четверть века доля обрабатывающей промышленности в ВВП стран — членов АСЕАН увеличилась с 15 до 27%, а доля экспорта готовой про­дукции во всем их экспорте — с 14% в 1975 г. до 66% в 1996 г. Такое изменение номенклатуры экспорта, отражающее качест­венные сдвиги в национальном производстве, называют «прин­ципом лестницы»; следующей ступенью в этих странах становится освоение капитало - и частично наукоемких товаров на экспорт.

До середины 80-х гг. в группе НИС были в основном малые и средние страны. Структура этой группы и ее вес в мировом хозяй­стве изменяются по мере того, как крупные развивающиеся стра­ны, в том числе Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Пакистан, проводят активную политику промышленного экспорта.

Противоположные процессы происходят в группе наименее развитых стран (НРС), насчитывающей ныне 48 государств с на­селением свыше 500 млн. человек, располагающихся во всех ре­гионах развивающегося мира, но преимущественно в Тропичес­кой Африке. Для этой подгруппы типичны самые низкие показатели душевого дохода среди стран третьего мира, незначительная (до 10—13%) доля промышленности в ВВП, отсталые, в том числе архаичные, формы землепользования. Последнее привело к хронической нехватке продовольствия в большинстве стран подгруппы, необходимости его постоянного импорта. Социальные показатели  (здравоохранение, образование) — также самые низкие среди развивающихся стран.

Наименее развитые страны связаны с мировым хозяйством экспортом традиционной продукции, в основном тропического земледелия и руд, но постоянно падающие цены сокращают возможности финансирования их роста. В то же время объемы внешней торговли НРС Африки, ориентированной преимущественно на ЕС,  сократились в 1970—1998 гг. почти наполовину под давлением конкуренции однотипного экспорта из других развивающихся стран. Попытки компенсировать падение цен наращиваем вывоза ведут к «разрушающему росту», усилению моноспециализации и еще большей зависимости от конъюнктуры миро­вого рынка.Отчасти из-за этого в 80-е гг. здесь произошло падение дохода на душу населения.

Низкая интегрированность в мировое хозяйство как следствие неразвитости внутренних экономических структур приводит к примитивизации хозяйства стран этой подгруппы, росту нату­ральных форм обмена, препятствует формированию рыночных механизмов. Так, в результате длительного спада состояние НРС Африки определяется как «маргинализация», т.е. большинство из них остается в стороне от мирового экономического развития. Вместе с тем пример нескольких стран региона (Лесото, Зимбабве, Камерун), сумевших привлечь иностранные частные инвестиции, свидетельствует о возможности развить производство в трудоем­ких отраслях и увеличить на этой основе, например, экспорт го­товой одежды и тканей.

Опыт развивающихся стран свидетельствует, что темпы и ди­намика дифференциации нарастают. Одновременно глобализа­ция усиливает конкуренцию в мировом хозяйстве, и находить свои ниши «опоздавшим» развивающимся странам становится все труднее.

Стратегия социально-экономического развития

Перед развивающимися странами стоят, прежде всего, пробле­мы укрепления и роста экономики, преодоления отсталости, по­вышения жизненного уровня населения и изменения позиций в мировом хозяйстве.

Модели индустриализации

Решение этих проблем национальные правительства связыва­ли с проведением индустриализации, которую они рассматривали как комплексный процесс, позволяющий осуществить структурные сдвиги в экономике, техническое перевооружение производства и модернизацию экспорта путем приоритетного развития промышленности. Широкое распространение получили идеи «догоняющего развития», основанные на том, что молодым государствам Азии, Африки и Латинской Америки предстоит в общих чертах повторить путь ныне развитых стран.

Политика индустриализации формировалась в развивающихся странах с учетом уровня развития, наделенности ресурсами каждой из них. Но за этой спецификой прослеживаются две модели, в той или иной степени типичные для подавляющего большинства этих стран.

В силу объективных условий на первых этапах чаще всего ре­ализовывалась модель импортозамещающей индустриализации, т.е развития местной обрабатывающей промышленности под за­щитой высоких тарифов (протекционизм) для удовлетворения внутреннего спроса, сокращения импорта, особенно потребительских товаров. Эта модель позволяла за счет освоения внутреннего рынка укрепить национальное предпринимательство, защитить молодую промышленность. На ее основе в 60-е гг. среднегодовые темпы роста промышленности в развивающихся странах превы­сили 6%.

В то же время выявились существенные просчеты политики шещения импорта, основными из которых были низкий плате­жеспособный спрос внутреннего рынка, хроническая недогрузка (до 50%) промышленных мощностей, рост импорта новой техники и соответственно давление на валютные резервы, низкая конку­рентоспособность продукции, созданной в «тепличных» условиях защищенного внутреннего рынка. Из-за сохранения отсталых форм землепользования и высоких цен на сельскохозяйственную технику местного производства не был модернизирован аграрный сектор. Рост промышленного производства не вызвал заметного Увеличения спроса на рабочую силу (2,5—3% в год). Эта совокуп­ность причин не позволяла улучшить социальные показатели раз­вития; росло неравенство в распределении национального дохода. Другая модель ориентирована на экспорт национальной про­мышленной продукции, завоевание позиций на внешнем рынке. Отсюда ее название — экспортоориентированная индустриализа­ция. Она основана на открытости экономики, активном участии в международном разделении труда, использовании мировой торговли для увеличения финансовых ресурсов страны и модерни­зации структуры хозяйства.

Это направление индустриализации оказало сильное влияние на стратегию развития в третьем мире благодаря успехам четырех азиатских стран (Гонконга, Сингапура, Тайваня, Южной Кореи), которые, не имея богатых природных ресурсов, сделали ставку на экспорт готовой продукции, используя дешевую дисциплинированную рабочую силу. Экономическому подъему во многом способствовали тесные экономические связи с Японией на основе модели «летящие гуси». Суть последней состояла в том, что стра­на-лидер (в данном случае Япония) через свои инвестиции, а также новые технологии, опыт менеджмента и маркетинга при­общала их к современному производству, расширяя экспортные возможности. Как уже отмечалось, эти страны перешли в группу развитых, доказав тем самым возможность прорыва, преодоления экономической отсталости в короткие сроки.

На основании обследования 40 развивающихся стран Всемир­ный банк выявил, что в 1963—1973 гг. большая часть этих стран придерживалась импортозамещения, в 1973—1985 гг. их число не­сколько снизилось, а с конца 80-х гг. и особенно в 90-е гг. быстро растет число развивающихся стран, в первую очередь в Азиатско-тихоокеанском регионе, проводящих политику стимулирования экспорта.

В чистом виде два указанных основных направления инду­стриализации трудно найти. Обычно они взаимодействуют в раз­ных соотношениях. В зависимости от внутренних экономических условий и мировой конъюнктуры на первый план выходит то или иное направление.

Роль государства

Для большинства развивающихся стран характерно активное участие государства в экономике. Отсталость, хроническая не­хватка инвестиционных ресурсов, односторонняя зависимость от мирового хозяйства, необходимость привлечения иностранного капитала для модернизации экономики объективно усиливали роль государства как хозяйствующего собственника.

Государственный сектор создавался, прежде всего, путем рас­ширения его позиций за счет нового строительства в инфраструк­туре и промышленности, частично — национализации. Доля го­сударственных предприятий в ВВП составляла в 90-х гг. в среднем 11% (в развитых странах — 5%). Государство заметно усиливало свое влияние и в социальной сфере (особенно в образовании), наращивая бюджетные ассигнования на его развитие.

Усилению экономической роли государства способствовали перспективные планы, принятые в большинстве развивающихся стран под влиянием советского опыта планирования. По некото­рым оценкам, за 1950—1980 гг. было утверждено более 300 планов, однако многие из них существовали скорее как заявления о намерениях

правительства. Вместе с тем некоторые страны третьего мира, например Индия, продолжают осуществлять пятилетние планы, способствующие росту современной промышленности и инфракструктуры. 

Участие государства не отменяло в большинстве развиваю­щихся стран рыночные механизмы, хотя оно нередко пыталось их ограничивать путем контроля над частным предприниматель­ством. Например, в Индии промышленность государственными указами была разделена на три группы с разной степенью разре­шенного участия частных предпринимателей. Некоторые произ­водства (оборонные, стратегически важные) были для них закры­ты. В еще большей степени такого рода ограничения относились к частному иностранному капиталу. Эта стратегия формировала смешанную экономику на основе взаимодействия государствен­ного и частного секторов.

Программы структурной адаптации

Низкие темпы роста ВВП, слабые положительные изменения в уровне подушевого дохода и социальных показателях побудили ряд развивающихся стран, в первую очередь Латинской Америки начать в 80-х гг. осуществление так называемых программ струк­турной адаптации, исходя из необходимости преодоления инфля­ции, уменьшения дефицитов государственных бюджетов, сокра­щения внешнеторгового дефицита, и на этой основе постепенный переход к устойчивому росту. Предполагалось, что достижение этих целей может быть ускорено стимулированием частного пред­принимательства, повышением эффективности государственных предприятий и борьбой с нищетой. От разрозненных попыток по­мощи беднейшим слоям населения намечалось перейти к их во­влечению в процесс развития путем самозанятости, создания новых рабочих мест, особенно в мелком производстве.

Программы структурной адаптации с разной степенью после­довательности проводились в Боливии, Аргентине, Бразилии, Мексике, Чили и некоторых других странах. Существенное место в этих программах заняли ограничение социальных расходов в бюджетах государств, попытки жесткого финансового курса, са­нация государственного сектора. Они натолкнулись на недоверие местных инвесторов, которые, боясь очередной девальвации на­циональных валют, предпочитали спекулятивные операции на фондовых рынках, а не вложение средств в производство. Техно­логическое отставание производства тормозило экспорт и вело к нарастанию внешнеторговых дефицитов, что требовало привле­чения краткосрочных кредитов («горячих денег») извне. Програм­мы не решали социальных задач, заметно увеличилась безрабо­тица в Боливии, Чили, Мексике. Кризис экономики Мексики в 1994— 1995 гг., финансовый обвал в Бразилии в начале 1999 г. стали проявлениями слабости структурных изменений, неустойчивости денежно-кредитных систем.

Накопление

Повышение доли накопления в ВВП — необходимое условие ускорения развития. В странах третьего мира оно было осложнено ограниченностью внутренних ресурсов, и необходимостью одновременно решать задачи, требующие массированных капиталов­ложений. Большинству развивающихся стран за счет ограничения темпов роста потребления, увеличения доходов от экспорта и местного производства удалось поднять долю инвестиций в ВВП с 15—17% в 50-х гг. до 30% в 90-х гг. Вместе с тем половина НРС не смогли перейти даже 15%-ный рубеж. Рост доли накопления замедляется в развивающихся странах высоким уровнем инфля­ции (36% в 80-е гг.), которая начала снижаться к концу 90-х гг. (8-10%), но финансовый кризис способен вновь подтолкнуть этот процесс. Также негативно может повлиять на уровень накопления сокращение экспортных поступлений в результате спада спроса на мировом рынке как следствие кризиса.

Информация о работе Колонизация: пути и последствия для экономики колоний