Коммерческая тайна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:21, курсовая работа

Краткое описание

Основные задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть понятие коммерческой тайны и ее отличительные черты.
2. Определить особенности процесса защиты коммерческой информации и коммерческой тайны.
3. Дать развернутую организационно-экономическую характеристику предприятия.
4. Изучить организацию ее защиты коммерческой тайны.
5. Предложить меры, направленные на совершенствование процесса защиты коммерческой информации на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1Общая характеристика коммерческой тайны………………………………….5
1.1 Понятие и сущность коммерческой тайны………………………………….5
1.2 Классификация и признаки коммерческой тайны…………………………9
2 Коммерческая тайна и ее защита на предприятии…………………………..14
2.1 Защита коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение……..14
2.2 Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны…………………………………………………………………………….17
3Анализ деятельности предприятия и организация защиты коммерческой тайны……………………………………………………………………………..21
3.1 Общая характеристика ООО «Строитель плюс»……………………..…....21
3.2 Маркетинговый анализ предприятия……………………………………....24
3.3 Коммерческая тайна и организация ее защиты на предприятии……....27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………….33

Вложенные файлы: 1 файл

коммерческая тайна.doc

— 231.00 Кб (Скачать файл)

Высшая степень  конфиденциальности. Данная информация является ключевой в деятельности фирмы, основой ее нормального функционирования. Утрата или разглашение этой информации нанесет непоправимый ущерб деятельности фирмы. Это - угроза высокой степени тяжести, последствия реализации которой могут ликвидировать саму фирму.

Строго конфиденциальная информация. Утечка этой информации может  вызвать значительные по тяжести  последствия. Это информация о стратегических планах фирмы, о перспективных соглашениях и т.п.

Конфиденциальная  информация - ее разглашение наносит  фирме ущерб, сопоставимый с текущими затратами фирмы, ущерб может  быть преодолен в сравнительно короткие сроки.

Информация  ограниченного доступа - ее утечка оказывает  незначительное негативное воздействие на экономическое положение фирмы (должностные инструкции, структура управления).

Открытая  информация. Ее распространение не представляет угроз экономической  безопасности фирмы. Наоборот, отсутствие данной информации может оказать негативное воздействие на экономическое положение фирмы.

Каким же образом  можно осуществить разграничение  информации открытой и той, которая  нуждается в защите? Для этого  следует использовать следующие  критерии.

Во-первых, это  вероятность угрозы экономической безопасности фирмы. В случае получения этой информации конкурентами фирма понесет экономический ущерб. Так, широко известный напиток “кока-кола” производится на основе секретной формулы, являющейся коммерческой тайной, и обеспечивает процветание фирмы. В случае разглашения этой информации фирму ожидают серьезные экономические трудности.

Во-вторых, это  возможность защиты информации. Если, например, информация не входит в обязательный перечень открытого характера, то следует  определить - существует ли возможность ее защиты с помощью общих, либо специальных мер защиты.

В-третьих, это  экономическая целесообразность защиты информации. Только в том случае, если разглашение или утечка информации может нанести существенный экономический  ущерб фирме, следует организовывать ее защиту.

По функционально-целевому признаку выделяются следующие составляющие коммерческой тайны:

1. Деловая  информация: сведения о контрагентах; сведения о конкурентах; сведения  о потребителях; сведения о деловых  переговорах; коммерческая переписка; сведения о заключенных и планируемых контрактах.

2. Научно-техническая  информация: содержание и планы  научно-исследовательских работ;  содержание “ноу-хау", рационализаторских  предложений; планы внедрения  новых технологий и видов продукции;

3. Производственная  информация: технология; планы выпуска  продукции; объем незавершенного  производства и запасов; планы  инвестиционной деятельности.

4. Организационно-управленческая  информация: сведения о структуре  управления фирмой не содержащиеся  в уставе; оригинальные методы организации управления; система организации труда.

5. Маркетинговая  информация: рыночная стратегия;  планы рекламной деятельности; планы  обеспечения конкурентных преимуществ  по сравнению с продукцией  других фирм; методы работы на  рынках; планы сбыта продукции; анализ конкурентоспособности выпускаемой продукции.

6. Финансовая  информация: планирование прибыли,  себестоимости; ценообразование  - методы расчета, структура цен,  скидки; возможные источники финансирования; финансовые прогнозы.

7. Информация  о персонале фирмы: личные дела  сотрудников; планы увеличения (сокращения) персонала; содержание тестов  для проверки вновь принимаемых  на работу.

8. Программное  обеспечение: программы; пароли, коды доступа к конфиденциальной  информации, расположенной на электронных носителях.

Как правило, именно перечисленная выше информация в наибольшей степени интересует конкурентов, партнеров, банки, криминальные структуры.

Информация, составляющая коммерческую тайну, может  существовать в бумажной форме, на дискетах и лазерных дисках, на “жестком” диске компьютера, в памяти сотрудников.

Регулирование отношений, связанных с использованием конфиденциальной информацией должно начинаться с основного документа - устава, в котором дается понятие  коммерческой тайны и устанавливается ответственность за ее несоблюдение.

Для более  эффективной организации работы по защите коммерческой информации весьма целесообразно разработать и  утвердить Положение о коммерческой тайне на предприятии (фирме). Этот документ основывается на действующем законодательстве и отражает специфику данного субъекта предпринимательства. Он включает перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, степень конфиденциальности информации, порядок доступа к информации и круг работников предприятия, допущенных к информации той или иной степени конфиденциальности.

Конфиденциальная  информация - это документированная (то есть зафиксированная на материальном носителе и с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать) информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством РФ. Часть этой коммерческой информации составляет особый блок и может быть отнесена к коммерческой тайне.

Более подробная классификация сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Классификация  сведений составляющих коммерческую тайну

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации ст.139 п.1 информация составляет служебную или коммерческую тайну  в случае, когда информация имеет  действительную или потенциальную коммерческую ценность, в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

По мнению специалистов, сведения, составляющие коммерческую тайну и подлежащие охране, должны удовлетворять следующим пяти критериям оценки:

- их открытое использование связано с ущербом для. предприятия

- они не являются общеизвестными или общедоступными на законных основаниях

- предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению их конфиденциальности по соображениям экономической и иной выгоды

- сокрытие этих сведений не наносит ущерба обществу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

2.1 Защита коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение

Защита конфиденциальной информации - необходимое условие выживания любого современного предприятия. Информация, составляющая коммерческую тайну, отображается на различных носителях, которые могут ее сохранять, накапливать, передавать. С их помощью осуществляется и использование информации. В ГОСТе 50922-96 "Защита информации. Основные термины и определения" дано определение носителя: "Носитель информации - физическое лицо или материальный объект, в том числе физическое поле, в которых информация находит свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов".

Носители конфиденциальной информации различны. Правовая охрана (защита) может распространяться на такую информацию как первичные  бухгалтерские документы и регистры, промежуточные финансовые отчеты, сведения о наиболее выгодных формах использования денег, акций и ценных бумаг, на деловую переписку, списки клиентов, информацию о контрактах, а также на сведения о планах развития, структуре и методах управления.

Государство гарантирует  охрану информации, составляющей коммерческую тайну, установлением законодательных актов РФ, а также деятельностью правоохранительных и судебных органов. Федеральный закон "Об органах федеральной службы безопасности в РФ" наделяет эти органы правом оказывать содействие предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности в разработке мер по защите коммерческой тайны.3

Как уже отмечалось перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.). Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься экспертная комиссия. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и спецслужб РФ. Предложения специалистов подвергаются экспертной оценке комиссии. Решение комиссии об отнесении сведений к коммерческой тайне оформляется в виде перечня основных категорий сведений, составляющих коммерческую тайну организации, и утверждается руководителем. В перечне сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть выделены разделы: производство, управление, планы, внутренняя бухгалтерская отчетность и бухгалтерские регистры, рынок, партнеры, наука и техника и др. Гриф коммерческой тайны содержит словосочетание "коммерческая тайна", и он проставляется обладателем коммерческой тайны на носителе информации или сопроводительном документе. Указание грифа закрытости служит официальным охранительным знаком, предупреждающим об ограничении свободного доступа к документу. Свободный доступ к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации, закрывается с целью защиты конфиденциальной информации и физической защиты ее носителей.

При этом необходимо грамотно оформить запрет, составив нужные документы. Часть из них указана  в Федеральном законе "О коммерческой тайне" (ч. 1 ст. 10), в котором говорится, что меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать в себя: 1) определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну; 2) ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка; 3) учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана; 4) регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров; 5) нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц - полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства). Другие документы, наряду с перечисленными, советуют подготовить специалисты. Первый - инструкция для персонала о том, как работать с секретными бумагами, где может быть предусмотрен порядок ознакомления с ними (например, только с письменного разрешения руководства) и копирования. Второй - положение об отнесении информации к тайне. В нем указывается, каким признакам должны отвечать данные, чтобы быть засекреченными.

Наряду с  мерами указанными в ч. 1 ст. 10 Закона обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе применять  при необходимости средства и методы технической защиты конфиденциальности этой информации. В настоящее время имеются серьезные наработки, направленные на предотвращение утечки информации по техническим каналам.

При несоблюдении названных условий информация не может быть признана коммерческой тайной и правовой защитой не пользуется. Меры по защите информации должны быть разумно достаточными.

Таким образом, анализируя действующее законодательство можно выделить три основных вида мер к охране конфиденциальности информации:

- организационные,  заключающиеся в определении  информации как служебной и  коммерческой тайны и доведении  этого до тех, кто находится  в непосредственном контакте  с информацией (работники, контрагенты);

- юридические,  заключающиеся в установлении  обязанности в договорах (трудовых и гражданско-правовых) контрагентов и работников соблюдать конфиденциальность, а именно: не разглашать информацию, соблюдать технические меры работы с информацией. Для договоров подряда такая обязанность установлена во второй части ГК (ст. 727);

- технические,  препятствующие разглашению работниками  и контрагентами (активные) и затрудняющие  доступ третьих лиц (пассивные).

Среди способов защиты информации, предусмотренных  действующим законодательством, можно  назвать следующие:

- специальный порядок получения сведений от их обладателей, в том числе ограничение круга лиц, уполномоченных получать такие сведения (см., например, ч. 3 ст. 183 УПК РФ);

- особую процедуру  работы с такими сведениями; так,  АПК РФ (п. 2 ст. 11), ГПК РФ (п. 2 ст. 10) предусматривают возможность проведения закрытого судебного заседания по ходатайству лица, участвующего в деле и ссылающегося на необходимость сохранения тайны;

- ответственность  государственных органов и должностных  лиц за разглашение коммерческой тайны.

2.1 Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны

 

Учитывая то, что права обладателя ноу-хау  носят характер фактической монополии - возможности устанавливать и  обеспечивать режим доступа к  ноу-хау (принимать превентивные меры), более корректно говорить о защите законных интересов обладателя ноу-хау, нежели о защите его самого.

Статья 12 Федерального закона "О коммерческой тайне" регламентирует охрану конфиденциальности информации в рамках гражданско-правовых отношений. В ней указывается:

Информация о работе Коммерческая тайна