Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 19:21, курсовая работа
Основные задачи курсовой работы: 1. Рассмотреть понятие коммерческой тайны и ее отличительные черты.
2. Определить особенности процесса защиты коммерческой информации и коммерческой тайны.
3. Дать развернутую организационно-экономическую характеристику предприятия.
4. Изучить организацию ее защиты коммерческой тайны.
5. Предложить меры, направленные на совершенствование процесса защиты коммерческой информации на предприятии.
Введение…………………………………………………………………………...3
1Общая характеристика коммерческой тайны………………………………….5
1.1 Понятие и сущность коммерческой тайны………………………………….5
1.2 Классификация и признаки коммерческой тайны…………………………9
2 Коммерческая тайна и ее защита на предприятии…………………………..14
2.1 Защита коммерческой тайны и ответственность за ее разглашение……..14
2.2 Гражданско-правовая ответственность за разглашение коммерческой тайны…………………………………………………………………………….17
3Анализ деятельности предприятия и организация защиты коммерческой тайны……………………………………………………………………………..21
3.1 Общая характеристика ООО «Строитель плюс»……………………..…....21
3.2 Маркетинговый анализ предприятия……………………………………....24
3.3 Коммерческая тайна и организация ее защиты на предприятии……....27
Заключение……………………………………………………………………….31
Список использованной литературы………………………………………….33
1. Отношения
между обладателем информации, составляющей
коммерческую тайну, и его
2. В договоре
должны быть определены
3. В случае, если
иное не установлено договором
между обладателем информации
и контрагентом, контрагент в
соответствии с
4. Контрагент
обязан незамедлительно
5. Обладатель
информации, составляющей коммерческую
тайну, переданной им
6. Сторона, не обеспечившая в соответствии с условиями договора охраны конфиденциальности информации, переданной по договору, обязана возместить другой стороне убытки, если иное не предусмотрено договором.
Один из гражданско-правовых способов защиты интересов обладателя ноу-хау предусмотрен в абз.2 п.2 ст.139 ГК РФ - взыскание убытков с нарушителя. В качестве потенциальных нарушителей ст.139 ГК РФ называет: лицо, получившее ноу-хау незаконными методами; работника, разгласившего ноу-хау вопреки трудовому договору (контракту); контрагента, сделавшего это вопреки гражданско-правовому договору.
Интересы владельца ноу-хау также защищаются способами, которые предусмотрены в ст.12 ГК РФ - в частности, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения. К сожалению, данный способ защиты может быть реализован только тогда, когда несанкционированный доступ или иное использование ноу-хау не привело к его общеизвестности. Например, на лицо, завладевшее информацией с помощью незаконных методов, может быть возложена обязанность по возврату или уничтожению материальных носителей информации, ему может быть запрещено использовать и распространять эту информацию.
3Анализ деятельности
предприятия и организация
3.1 Общая характеристика ООО «Строитель плюс»
Рассматриваемое в работе предприятие ООО «Строитель плюс» занимается капитальным строительством объектов коммунального значения, строительными и кровельными работами, ремонтом и отделкой помещений, монтажом систем жилищных коммуникаций. Предприятие организовано в 2000 году.
Деятельность предприятия, его права и обязанности регулируется законом о предпринимательской деятельности. Управление предприятием осуществляется в соответствии с его Уставом. Предприятие является юридическим лицом, пользуется правами и выполняет обязанности, связанные с его деятельностью, имеет самостоятельный баланс, текущий счет в банке, гербовую печать со своим наименованием и бланки. В целях обеспечения своей деятельности может открывать в банках бюджетные и расчетные счета.
Задачами предприятия являются:
- предоставление
услуг жилищно-коммунальной
- проведение
единой политики по
- осуществление
правового, организационного и
методического обеспечения
- анализ общей
экономической ситуации в
- проведение
оптимальной тарифной политики
в условиях рыночной экономики
с учетом обеспечения социально
- контроль за использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда независимо от его принадлежности в части обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и государства;
- выполнение функций заказчика по капитальному строительству объектов коммунального назначения.
ООО «Строитель плюс» возглавляет генеральный директор, он руководит предприятием и организует его деятельность на принципах единоначалия. Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
Зам. ген. директора руководит работой технических служб предприятия, несет ответственность за выполнение плана, выпуск высококачественной продукции (услуги), использование новейшей техники и технологии. Зам. ген. директора возглавляет производственный совет предприятия, являющийся совещательным органом. Ему подчиняются отделы:
- строительно-монтажный;
- коммерческий;
В задачи строительно-монтажного отдела входят вопросы совершенствования строительных услуг, разработки новых видов строительных услуг, внедрение новейших достижений науки и техники, механизации и автоматизации процессов, соблюдение установленной технологии и др.
Также зам. ген.
директора возглавляет и
Главный бухгалтер руководит работой по планированию и экономическому стимулированию на предприятии, повышению производительности труда, выявлению и использованию производственных резервов улучшению организации производства, труда и заработной платы, организации внутрифирменного хозрасчета и др. Планово-экономический отдел разрабатывает годовые, квартальные планы предприятия, контролирует их выполнение, определяет пути устранения недостатков, организует и совершенствует планирование, разрабатывает нормативы для образования фондов экономического стимулирования, ведет оперативный статистический учет.
Бухгалтерия осуществляет
учет средств предприятия и
Предприятие в целом насчитывает 113 постоянных работников. Персонал организации разбит по отделам. Структурный анализ подразделений показал, что руководством предприятия и подразделений занято 14 человек, специалистов насчитывается 26 человек, остальные работники (73 человека) – рабочие. Предприятие также широко использует практику использования сезонного найма рабочих (до 50-100 чел. за сезон, в зависимости от размеров строящихся объектов).
Предприятие ведет свой бухгалтерский учет по обычному режиму учета и отчетности. Соответственно весь бухгалтерский учет ведется организацией с соблюдением всех нормативов и законодательства РФ в отношении бухучета организаций.
3.2 Маркетинговый анализ предприятия
Анализ внешней среды компании показал, что строительством и строительно-ремонтными работами на территории города осуществляют более 60 организаций. Наибольшие доли рынка строительства коммерческой жилой недвижимости по итогам ввода жилья имеют ООО «Жилищная инициатива», ООО «Горизонт», ЖСК «Ключ», ООО «Альфа-Инвест», При этом доля ни одной из указанных компаний не превышает 15%.
По результатам анализа рынка вновь возводимой жилой недвижимости Барнаула хозяйствующих субъектов, доминирующих на рынке, не выявлено, рынок строительства коммерческой жилой недвижимости в городе Барнауле конкурентный.
В ходе анализа рынка выявилась значительная разница в себестоимости 1 кв.м. строительства жилья, представленной строительными компаниями. Прежде всего это связано с районом застройки, статусом дома (элитный, серийный), материалом строительства (кирпич, панель, монолит). В равной степени от этого же зависит цена.
Для рынка города характерно наличие дефицита свободных земельных участков, которые могут быть использованы под жилищное строительство. Точечная застройка не может удовлетворить потребности в жилищном строительстве. Одним из выходов в данной ситуации может быть разработка программ по выводу промышленных предприятий за пределы городов, улучшение транспортной доступности края. Расселение малоэтажных домов и строительство высотных – это один из главных резервов городских площадей для жилищного строительства.
Анализ конкурентной среды показал, что «Строитель плюс» имеет очень значительное число конкурентов, это связано с тем, что бизнес, который он выбрал, стал очень популярным несколько лет назад. Поэтому для достижения поставленных целей необходимо выбрать правильную ценовую политику и определить вид покупателей, на которых он будет ориентироваться.
Оценку сильных и слабых сторон компании, внешних возможностей и угроз обычно называют SWOT-анализом (от английских слов strength, weakness, opportunity и threat).
Проанализируем сильные и слабые стороны «Строитель плюс» (таблица 2.1).
Таблица 3.1
Потенциальные внешние возможности и угрозы предприятию
Потенциальные
внешние возможности |
Потенциальные внешние угрозы предприятию |
1. Выход на рынки региона. |
1. Насыщение рынка. |
2.Деловая репутация и высокий имидж компании. |
2. Рост темпов инфляции. |
3.Возможность участвовать в государственных тендерах и котировках. |
3. Экономический кризис. |
4. Усиление конкуренции. |
Для установления возможностей и угроз необходимо провести анализ внешней среды.
В результате анализа макросреды были выявлены следующие возможности и угрозы (таблица 2.2):
Таблица 3.2
Потенциальные внутренние, сильные и слабые стороны
Потенциальные внутренние, сильные стороны предприятия. |
Потенциальные внутренние, слабые стороны предприятия. |
1. Высокое качество предлагаемых услуг |
1. Не достаточно
сильная организационная |
2. Использование
передовых рекламных и PR- |
2. Отсутствие
системы управления |
3. Использование передовых технологий в работе. |
3. Рост издержек обращения. |
4. Гибкая ценовая политика организации |
4. Недостаточная
мобильность в развитии |
Анализ данных таблицы показывает, что «Строитель плюс» имеет достаточно большую долю рынка на рынке города, а также положительное финансовое управление, что позволяет ей в полной мере воспользоваться своими сильными сторонами и выйти на дальние рынки края и даже Сибири. Следовательно, стратегия инновационного развития компании должна быть направлена на внедрение инновационных технологий в процесс строительства, которые позволят компании еще больше упрочить сове положение.
3.3 Коммерческая тайна и организация ее защиты на предприятии
Анализируя работу ООО «Строитель плюс», можно выделить особенности системы безопасности коммерческой информации.
Главное место в организации надежной защиты секретной информации должно отводиться работе с кадрами. Эта работа должна начинаться со дня приема человека на должность в компании. В данном случае было проведено анкетирование кандидатов.
Анкетированное исследование - это инструмент социологического изучения социальных явлений в их конкретном состоянии с помощью методов, позволяющих производить количественные и качественные сборы, измерения, обобщения, анализ социологической информации.4
Данное анкетирование позволяет получить общие сведенья о кандидате, уровне образования.
При осуществлении
этого исследования был произведен
запрос на предыдущее место работы
с целью получения
При приеме на работу имело место проведение прояснительной работы, информация о соблюдении режима секретности, вознаграждение в успехе выполнения этого режима, а также обучение правилам соблюдения режима секретности, разъяснение ценность секретных материалов.