Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 13:09, курсовая работа
Основная цель курсовой работы состоит в том, чтобы определить место и роль конкуренции в экономике. Постановка данной цели предопределяет следующие задачи:
1. Анализ понятия конкуренции и его содержания;
2. Рассмотреть виды конкуренции;
3. Анализ влияния конкуренции на рынок.
Введение…………………………………………………………………..…………3
Глава 1. Теоретические основы конкуренции…………….……………..………...6
Сущность конкуренции………………………………………………..………..6
Функции конкуренции………………………………………………..………....7
Проблемы конкурентной борьбы……………………………………..………...9
Глава 2. Виды конкуренции……………….……………………………….………13
2.1 Совершенная конкуренция…………………………………………….………15
2.2 Несовершенная конкуренция………………………………………….………19
Глава 3. Развитие конкурентных отношений в современной России….……….32
3.1 Место и роль конкуренции в экономике…………………………….………..33
3.2 Программа развития конкуренции в России………………………….………36
Заключение………………………………………………………………………….42
Список использованной литературы……………………………………………...44
Чтобы сформировать картель, необходимо следующее:
Картели систематизируются по четырем основным категориям:
Синдикат - термин, первоначально относящийся к трейд-юнионам (профессиональным союзам). В более позднее время синдикат - это организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.
В синдикатах также идет борьба за техническое совершенство, за квоту. Синдикат не уничтожает самостоятельности объединенных предприятий в области производства. Лишая участников возможностей непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат выбивает тем большее напряжение их усилий к тому, чтобы превзойти друг друга в области производства. А это в конечном счете приводит к тому, что по истечении известного периода квоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, а это вызывает обострение борьбы и может взорвать синдикат.
Синдикат может ограничивать количество продаваемых товаров для того, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и вздувать цены.
Трест - форма монополистического объединения, при которой все объединяющиеся предприятия теряют коммерческую и производственную самостоятельность, подчиняясь единому управлению. Поскольку общая прибыль распределяется в соответствии с долевым участием ранее независимых предприятий, можно считать, что трест — предшественник таких форм объединений, как холдинговая компания и концерн. Тресты получили развитие в отраслях, производящих однородную продукцию.
Внутри трестов борьба несколько отличается. Так как участники объединения превращаются в акционеров треста, то они обладают возможностью продать свои акции. И в тресте зачастую идет борьба за овладение контрольным пакетом акций, т.е. за "контроль" над трестом. В трестах ведется борьба за наиболее влиятельные посты в правлениях, за распределение прибылей. Так что проводимые иногда в них или иных трестах реорганизации означают не что иное, как захват господствующего положения в тресте новой группы крупнейших акционеров и вытеснение ранее главенствовавшей группы.
Концерн - финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецкоговорящих стран Европы и в странах Прибалтики. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.
В концернах главной формой борьбы являются схватки за овладение контрольными пакетами акций и за контроль над наиболее выгодными предприятиями, за сферы влияния в тех или иных отраслях. Так что конкурентная борьба в трестах и концернах довольно сходна.
Конкурентная борьба между монополиями-производителями и монополиями-потребителями определенных продуктов может приобретать весьма острый характер. Например, образование монополии в отрасли, производящей средства производства, может вызвать со стороны трестов-потребителей соответствующих товаров стремление ограничить покупки с целью оказать давление на монополию продавца и вынудить ее снизить цены. Если это не удается, то тресты-потребители могут приступить к организации самостоятельного производства соответствующих средств производства - первоначально для удовлетворения собственных нужд, а в дальнейшем иногда и для сбыта на рынке.
Таким образом, сопротивление и давление монополий-потребителей может ограничить произвол монополий-производителей в установлении цен. Еще более эффективное воздействие на монопольные цены оказывает в ряде случаев конкурентная борьба в форме, так называемой борьбы субститутов, или товаров-заменителей с товарами, ставшими объектами монополий. Так, потребность в топливе может быть удовлетворена углем, нефтью, электроэнергией, газом и т.д. Если какой-нибудь из видов топлива становится объектом монополии и цена на него растет, то усиливается конкуренция со стороны других видов топлива. Аналогичным образом могут конкурировать друг с другом различные строительные материалы (железо, камень и т.д.), цветные металлы (медь и алюминий), виды транспорта (трамвай, автобус, метро, железная дорога, автомобиль, самолет) и т.д. Поэтому монополизация одного или даже части товаров, удовлетворяющих данную потребность, лишь обостряет конкуренцию с ними со стороны соответствующих немонополизированных товаров.
Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции.
Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на займы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.
Смешанный концерн сочетает в себе признаки как горизонтального, так и вертикального типов концерна.
Монополистическая конкуренция
Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.
Монополистическая конкуренция развивается там, где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т.д.
В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг. Большое значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др. В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующийся для начала дела, как правило, невелик.
Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связанные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты дифференциации продукта каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта. Многие фирмы делают сильный акцент на торговые знаки и фабричные клейма как средство убеждения потребителей в том, что их продукция лучше, чем продукция конкурентов.
Олигополия
Олигополия - это тип рыночной структуры, при котором на рынке господствует несколько фирм, каждая из которых способна оказывать влияние на рыночную цену своими собственными действиями. К олигополии относятся такие отрасли, как производство алюминия, меди и стали, автомобильная промышленность, производство холодильников, пылесосов, стиральных и швейных машин, телефонных аппаратов и т. д., т. е. к олигополистическому рынку (как и к монополистически конкурентному) относится множество реально существующих рынков.
Выделяют следующие основные черты олигополии:
К естественным преградам относятся:
Могут быть и стратегические действия фирм для затруднения вступления новых фирм в отрасль. Например, фирмы могут угрожать, что переполнят рынок товарами и снизят тем самым цены. Но время от времени приток новых фирм все-таки происходит.
4. Каждая фирма своими действиями способна оказывать влияние на рыночную цену. Причем это влияние зависит от взаимодействия фирм. Очень значительно можно влиять на цену при тайном сговоре.
5. Всеобщая взаимозависимость фирм. Олигополист должен предвидеть реакцию конкурента на изменение ценовой стратегии фирмы, учитывая при этом, что соперники также постараются предвидеть его реакцию на свои действия. Зависимость поведения каждой фирмы от реакции конкурентов называется олигополистической взаимосвязью. Именно всеобщая взаимозависимость - отличительная черта олигополии.
Основные модели олигополии:
Общей модели поведения олигополиста при выборе оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, не существует. Так как выбор зависит от поведения фирмы в ответ на изменения действий конкурентов, то могут возникать различные ситуации. В связи с этим различают следующие основные модели олигополии:
Это классический пример теории игр в экономике: двух заключенных обвинили в совместном совершении преступления. Они находятся в отдельных тюремных камерах и не могут поддерживать связь друг с другом. Если оба сознаются - каждый получит срок наказания в 5 лет. Если оба не сознаются - дело не будет доведено до конца, и каждый получит по 2 года. Если один сознается, а другой нет - то первый получит 1 год наказания, а другой - 10 лет. Перед заключенными стоит дилемма: признаваться или не признаваться. Если бы они могли договориться, чтобы не признаваться, они бы не признались и получили бы по 2 года наказания. Но даже если бы такая возможность существовала, они не могут доверять друг другу. Если один не признается, то он рискует, что второй этим воспользуется. Поэтому, чтобы ни делал первый, второму всегда выгоднее признаться. Тогда, вероятнее всего, признаются оба и пойдут в тюрьму на 5 лет. Олигопольные фирмы часто сталкиваются с дилеммой заключенных. Предположим, что две фирмы - единственные продавцы на рынке. Они сталкиваются с дилеммой, какую цену установить, высокую или низкую? Если договорятся и оба установят высокую цену, то получат по 20 млн. руб., если установят оба относительно низкую цену - то по 15 млн. руб., если одна из фирм установит высокую цену, а другая - низкую, то первая фирма получит 10 млн. руб., а вторая - 30 (за счет первой), т.е. есть стремление к обману.
Информация о работе Конкуренция, ее виды, место и роль в экономике