Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 23:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель представленной бакалаврской работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи
- проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия;
- выявить показатели конкурентоспособности предприятия;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция, её сущность и значение ………………………………………........5
1.1 Понятие конкуренции, и её виды………………………………………….....5
1.2 функции конкуренции и ее роль в экономике...………….………………13
1.3 Влияние конкуренции на экономическое развитие предприятия……….20
2 Ситуационное положение на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке …………………………………………………………………………………………...23
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»……………………………………………………..……...23
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке, оценка его сильных и слабых сторон ……………………………………………......28
2.3 Анализ сильных и слабых позиций организации на рынке
……………………………………………………………………………………39
2.4 Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»………………………………………………………………44
Заключение ……………………………………………………………………….53
Глоссарий …………………………………………………………………………57
Список использованных источников ……………………………………….…..61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом на отправку переделка от 28.03.13 (Восстановлен).doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)

 

 По  методам ведения рыночное соперничество  делится на:

1) Ценовая конкуренция  – форма соперничества между  производителями путем продажи  благ по более низким ценам  в сравнении с конкурентами. Ценовая  конкуренция выгодна для покупателей  и невыгодна производителям. В  результате ценовой конкуренции  потребители могут купить благо по более низкой цене. Производители же, наоборот, часть прибыли вследствие снижения цен. Чтобы избежать ценовой конкуренции, производители могут координировать условия реализации благ.

2) неценовое (победу  одерживают путем повышения качества продукции, лучшего обслуживания покупателей и т. п.).

Неценовая конкуренция  основана на предложении товаров  более высокого качества, с большей  надёжностью и сроками службы, на использовании методов рекламы  и других способов стимулирования сбыта.

Особыми методами неценовой  конкуренции являются продажа товаров  в рассрочку и лизинг. Последний  означает пользование средствами производства вместо приобретения их в собственность, т. е. долгосрочную аренду машин и  оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения. В отличие от классической аренды взаимоотношения сторон при лизинге строятся на условиях договора купли-продажи.

По отраслевой принадлежности различают: внутри - и межотраслевую  конкуренцию.

1.Внутриотраслевая конкуренция – это конкуренция предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция  – это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, её величина в разных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремиться получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели (конкуренты). Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.  

Совершенная (свободная) конкуренция  основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:

1. Объём производства отдельной  фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;

2. Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;

3. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;

4. Продавцы действуют независимо друг от друга;

5. Доступ на рынок никем и  ничем не ограничен.  

 Последнее условие предполагает  возможность каждому гражданину  стать свободным предпринимателем  и применить свой труд и  материальные средства в интересующей  его отрасли хозяйства. Покупатели же должны быть свободны от всякой дискриминации и иметь возможность купить товары и услуги на любом рынке. Соблюдение же всех условий обеспечивает свободную связь между производителями и потребителями. Совершенная конкуренция является также условием формирования рыночного механизма, образования цен и самонастройки экономической системы через достижение равновесного состояния, когда эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества. Нетрудно видеть, что ни один реальный рынок не удовлетворяет всем перечисленным условиям. Поэтому схема совершенной конкуренции имеет в основном теоретическое значение. Однако она является ключом к  пониманию более реальных рыночных структур. И в этом ее ценность.  

 Несовершенная конкуренция  существовала всегда, но особенно обострилась в конце XIX – начале XX в. в связи с образованием монополий. В этот период происходит концентрация капитала, возникают акционерные общества, усиливается контроль за природными, материальными и финансовыми ресурсами. Монополизация экономики явилась закономерным следствием большого скачка в концентрации промышленного производства под воздействием научно – технического прогресса. Профессор П. Самуэльсон особо  подчёркивает это обстоятельство: « Экономике крупного производства, возможно, присущи определённые факторы, ведущие к монополистическому содержанию организации бизнеса. Это особенно наглядно проявляется в быстро меняющейся области технологического развития. Ясно, что конкуренция не смогла бы долго просуществовать и быть эффективной в сфере бесчисленного множества производителей ».   Термин « монополия » в буквальном смысле означает единственного продавца товара, но в современных условиях употребление этого термина вышло за рамки буквального понимания, и он используется для обозначения различных видов рыночных ситуаций, характерных для несовершенной конкуренции.                  

 Монополия – исключительное  право производства, промысла, торговли  и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определённой группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – прямая противоположность совершенной конкуренции.

Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или  невозможным.  Если  на  рынок  входят  другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных  барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии.

      Природе  монополий присуще стремление использовать свою рыночную власть в ущерб потребителям  и потенциальным конкурентам.  Следовательно,  только уменьшая число рынков с монопольной структурой и сокращая число предприятий с монопольным положением, можно ослабить до разумных пределов их  негативные воздействия на рынки. В случае  обратной  ситуации,  когда  не  продавец,  а покупатель занимает  монопольное  положение  и  ему  противостоит  множество продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики  рынка повторяют черты монопольного типа.

В экономической литературе даётся следующая классификация  монополий:

1. Учётом охвата экономики выделяются такие виды монополистических     организаций:     

   Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль   над ценой);     

  Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов).

2.     В зависимости от причин возникновения различают следующие виды монополий:    

  Естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.). 

Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)     

3. Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод. Эти монополии преднамеренно меняют структуру рынка:     

 Создают барьеры  для вхождения на рынок новых  фирм; 

 Ограничивают аутсайдерам  (предприятиям, которые не вошли в монополистическое объединение) доступ к источникам сырья и энергоносителям;     

 Создают очень высокий  (по сравнению с новыми фирмами)  уровень технологий;    

 Применяют более  крупный капитал;    

 «Забивают» новые  фирмы хорошо поставленной рекламой.   

 Искусственные монополии  образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Развитие конкурентных отношений тесно связано с расщеплением экономической власти. Когда она отсутствует, потребитель лишён выбора и вынужден либо полностью согласится на диктуемые производителем условия, либо совсем остаться без необходимого ему блага. Напротив, когда экономическая власть расщеплена и потребитель имеет дело с множеством поставщиков аналогичных товаров, он может выбрать тот из них, который в наибольшей степени соответствует его нуждам и финансовым возможностям.

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень  немного продавцов, а появление  новых продавцов затруднено или  невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным.

Олигополия    является    своеобразной    разновидностью конкуренции. Олигополии нельзя в чистом виде отнести к  совершенной или   несовершенной конкуренции Олигополистические    отрасли характеризуются  наличием  нескольких  фирм,  каждая   из   которых обладает значительной  долей  рынка.  Фирмы,  находящиеся  в  таких условиях,  являются  взаимозависимыми;  поведение  любой   из   них оказывает непосредственное воздействие и само  испытывает  на  себе влияние со стороны  конкурентов.  Продукта  могут  быть  фактически одинаковыми   или   значительно   дифференцированными.   Причинами лежащими в основе развития олигополии,  являются  эффект  масштаба, другие барьеры, а также преимущества слияния.

На всех стадиях развития экономики конкуренция является главным средством развития производства. Экономисты считают, что конкуренция вызывает рост эффективности производства. Конкуренция с ее соперническим духом заставляет производителя искать новые способы развития производства, используя новейшие достижения науки и техники, совершенствуя технологию производства.

 

 

 

 

1.2 функции  конкуренции  и ее роль в  экономике.

 

Конкуренция — это  в первую очередь инструмент лишения  власти. Роль конкуренции заключается в широком распределении, или рассеивании экономической власти между участниками рыночных отношений для того, чтобы ни одни продавец или покупатель не мог значительно повлиять на рыночную цену благ. Таким образом, конкуренция ограничивает рыночную власть и прибыль каждого производителя.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она  стимулирует деятельность самостоятельных  единиц. Через неё товаропроизводители  как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обуславливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики.

Конкуренция одновременно имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительные стороны:

1. Конкуренция способствует  развитию научно-технического прогресса,  постоянно заставляя товаропроизводителя  применять лучшие технологии, рационально  использовать ресурсы. В ходе  конкуренции вымываются экономически-неэффективные производства, устаревшая техника, некачественные товары;

2. она чутко реагирует  на изменение спроса, ведёт к  удешевлению издержек производства, тормозит рост цен, а в ряде  случаев к их снижению;

3. выравнивает норму  прибыли на капитал и уровень заработной платы во всех отраслях национальной экономики.

К числу негативных сторон можно отнести:

  1. придаёт бизнесу определённую нестабильность, создаёт условия для безработицы, инфляции и банкротства;
  2. ведёт к дифференциации доходов и создаёт условия для их несправедливого распределения;
  3. её следствием может быть перепроизводство товаров и не догрузка мощностей в периоды производственных спадов.

Конкуренция предполагает свободу вступления экономических  единиц в любую конкретную отрасль  и свободу выхода из неё. Эта свобода  необходима для того, чтобы экономика  могла надлежащим образом адаптироваться к изменениям вкусов потребителей, технологии или предложения ресурсов. Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства.

Совершенной конкуренции отводится ведущая роль в создании:

1. экономических стимулов  в развитии производственных  отношений;

2. гарантий безопасности  в различных сферах общества;

3. программных и прогнозных  документов;

4. стратегии действий  долгосрочного и краткосрочного  характера;

5. необходимых ограничений  хозяйственной деятельности и  контроля над их соблюдением;

От совершенной конкуренции  требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного  механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.

Конкуренция в рыночной экономике выполняет важнейшую  функцию – она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а  значит и интересы общества в целом . В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям . Именно их удаётся продать, прочие же остаются невостребованными и производство их сокращается .

Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны