Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 23:55, дипломная работа

Краткое описание

Цель представленной бакалаврской работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи
- проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия;
- выявить показатели конкурентоспособности предприятия;

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция, её сущность и значение ………………………………………........5
1.1 Понятие конкуренции, и её виды………………………………………….....5
1.2 функции конкуренции и ее роль в экономике...………….………………13
1.3 Влияние конкуренции на экономическое развитие предприятия……….20
2 Ситуационное положение на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке …………………………………………………………………………………………...23
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»……………………………………………………..……...23
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке, оценка его сильных и слабых сторон ……………………………………………......28
2.3 Анализ сильных и слабых позиций организации на рынке
……………………………………………………………………………………39
2.4 Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»………………………………………………………………44
Заключение ……………………………………………………………………….53
Глоссарий …………………………………………………………………………57
Список использованных источников ……………………………………….…..61

Вложенные файлы: 1 файл

диплом на отправку переделка от 28.03.13 (Восстановлен).doc

— 634.00 Кб (Скачать файл)

Политика в области  конкуренции призвана заботиться о  том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функции. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

- технический прогресс  в отношении изделий и процессов  быстро внедряется (инновация под  давлением конкуренции);

- предприятия гибко  адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

Сущность конкуренции  полнее раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:

1) расширению предприятия,  масштабов производства, повышению  производительности работы и за счет этого снижению расходов производства на единицу продукции, а итак и цены;

2) экономии ресурсов (естественных, материальных, трудовых, финансовых  и др.);

3) внедрению достижений  науки и техники в производство, которое предопределяет рост  производительности работы;

4) улучшению качества  продукции и обслуживание (в том  числе послепродажного) потребителей;

5) перераспределения  капитала между областями и  выравниванию нормы прибыльности  в разных сферах и областях  экономики;

6) созданию условий  для банкротства предприятий, росту на этой основе безработицы;

7) возникновению экономических  кризисов;

8) усилению процесса  дифференциации товаропроизводителей, т.е. обогащению одних и обеднению  других;

9) монополизации экономики.

Конкуренция выполняет  функцию стимулирования хозяйственной деятельности и научно-технического прогресса. Соперничество за большую прибыль, деньги покупателя создаёт такую ситуацию, когда экономика производит то, что требуют потребители, заказчики путём применения самой эффективной технологии. Это побуждает предпринимателей следовать в ногу с темпами научно-технического прогресса, совершенствовать и развивать производство, проявлять инновационную активность. На этой основе возможен выигрыш того предпринимателя, который снижает затраты на производство благодаря использованию достижений научно-технического прогресса, освоению новой продукции с высоким качеством. Важнейшей функцией конкуренции является саморегулирование хозяйственной деятельности. В рыночной экономике сопряжение интересов конкурирующих продавцов и покупателей определяет цены на ресурсы и готовую продукцию в любой данный период времени. Производится только то, что приносит прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит прибыли, производить не станут. Конкурирующая рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и предпринимателей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в перераспределении ресурсов экономики, переливу средств, рабочей силы от менее прибыльных к более прибыльным производителям. Конкуренция выявляет и мобилизирует резервы экономического роста и нет смысла их скрывать. Конкурентный режим хозяйствования- это антипод бесхозяйственности, расточительности. Конкуренция способна ’’санировать’’ производство, выталкивая из него нерентабельные, отсталые в техническом отношении предприятия.

Конкуренция выполняет  функцию дифференциации доходов  товаропроизводителей на основе обеспечения  разной эффективности производства. Выигрывает в конкуренции тот, кто минимизирует затраты на выпуск аналогичной продукции, оперативнее учитывает изменения в потребительских вкусах и предпочтениях покупателей и способен перестраиваться ’’на ходу’’, обеспечивает дифференциацию продуктов по потребительским свойствам, ценам, реагирует на изменяющийся спрос и в известном смысле формирует его для разных групп потребителей, возрастов, различных территорий, городского и сельского населения, покупателей с разным уровнем доходов.

На конкуренцию в  рыночной экономике возлагается выполнение весьма значительных функций: регулирования, мотивации, контроля, приспособления и распределения.

 Функция распределения.  Конкуренция не только включает  стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять  доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция регулирования  заключается в том, что основные производственные факторы направляются в те сферы, где в них существует наибольшая потребность и где они могут быть использованы с максимальной эффективностью. Связано это с необходимостью для предпринимателя выпускать те товары (оказывать услуги или выполнять работы), в которых нуждается потребитель.

Функцию мотивации конкуренция  выполняет путем стимулирования предпринимателей предлагать на рынке  наилучшую по качеству и цене продукцию, снижать издержки производства. Прибыль  у предпринимателя возникает  лишь при соблюдении этих требований. В противном случае хозяйствующий субъект терпит убытки и вытесняется с рынка своими более удачливыми конкурентами. Таким образом, доход перераспределяется в пользу наиболее продуктивных предпринимателей, использовавших свои ресурсы максимально эффективно. При конкуренции происходит формирование механизма отбора наиболее эффективных решений.

 Функция контроля.

 Конкуренция ограничивает  и контролирует экономическую  силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция  предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.

Политика в области  конкуренции призвана заботиться о  том, чтобы конкуренция могла  выполнять свою функцию. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

- технический прогресс  в отношении изделий и прогрессов  быстро внедряется (инновация под  давлением конкуренции);

- предприятия гибко  адаптируются к меняющимся условиям (адаптация под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности  конкуренции определяется, как скоро  преимущества в прибыли теряются в результате успешного воспроизведения  инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько  быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

 Она позволяет конкуренции  ограничивать односторонние действия  предпринимателей и предоставляет  потребителю возможность выбора. Конкурентный механизм не позволяет  какому-либо предприятию достигать безраздельного господства на рынке и диктовать потребителю свои условия. Конкуренция предоставляет возможность свободного выбора для всех участников экономических отношений. Считается, что другого пути обеспечения демократии и прогресса общество не нашло.

Функция приспособления формируется следующим образом. В основе любой конкуренции всегда лежит стремление соперничающих  хозяйствующих субъектов удовлетворять  одну и ту же потребность покупателя. Отсюда вытекает важная функция —  приспособление  к потребностям покупателей. Предпринимателю необходимо выпускать те товары, в которых нуждается потребитель.

Специфическая функция  обеспечения безопасности предпринимателей имеет следующую сущность. При  наличии большого количества конкурентов  всех их нейтрализовать просто невозможно. А реальным следствием монополизма является криминализация экономики, когда борьба за прибыль, ведется любыми, даже недопустимыми и криминальными способами.

 Всё это подтверждает  тот факт, что конкуренция относится  к сфере публичных (общественных) интересов. Без их удовлетворения невозможно удовлетворить частные интересы и реализовать потребности общества в целом. В этом качестве конкуренция должна поддерживаться государством и защищаться различными правовыми средствами.

 Поэтому ради достижения общественно значимых результатов государство создает и использует специальную систему правил и мер, гарантирующих само наличие и функционирование конкуренции, и ее качество. Деятельность такого рода является ключевым элементом государственного регулирования рыночных отношений в нашей стране и нуждается в основательном правовом оформлении. Как отмечал лауреат Нобелевской премии австрийский экономист Ф. Хайек, действие конкуренции требует не только правильной организации таких институтов, как деньги, рынок и каналы информации, но и прежде всего соответствующей правовой системы. Законодательство должно быть специально сконструировано для охраны и развития конкуренции.

Политика в области  конкуренции призвана заботиться о  том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:

- технический прогресс  в отношении изделий и процессов  быстро внедряется (инновация под  давлением конкуренции);

- предприятия гибко  адаптируются к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация под давлением конкуренции).

 

1.3 Влияние  конкуренции на экономическое  развитие предприятия.

 

В рыночной экономике  предприятие постоянно вынуждено приспосабливаться к усиливающейся нестабильности внешней среды и в первую очередь бороться с конкурентами, выпускающими аналогичную продукцию. Это объективно требует, чтобы каждое предприятие вырабатывало и искало свой путь развития в соответствии с требованиями рынка, т. е. чтобы быть финансово устойчивым, нужно расти, изыскивать новые формы применения капитала, новые экономически эффективные технологии производства, новые формы доведения продукции до рынка.

На всех этапах развития экономики основным звеном выступает предприятие, которое в системе  экономических отношений  понимается как хозяйствующий субъект экономики.

Конкуренция является фактором, воздействующим на устойчивость экономического развития. Ее влияние обусловлено  действием стимулирующей, инновационной и адаптивной функций на микроуровне. Конкуренция способствует росту инновационной активности предприятий, преодолению инертности, задает динамику экономического развития.

Все предприятия в  условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации должны  концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в самой фирме.

Слово Конкурент вызывает ощущение, чаще всего их боятся,  их ненавидят, не обращают внимания.

Но бывает и совсем по другому. Так, каковы положительные  стороны конкурентов? И какую пользу они приносят ? Каково влияние конкуренции на развитие предприятия?

- Они стимулируют   к развитию. Заставляют с каждым  днем становиться все лучше  и эффективнее.  Это актуально для того кто хочет конкурировать на мировом рынке.

-У конкурентов можно подглядеть идеи для развития своего бизнеса.

- Конкуренты, в некоторых  случаях, источник персонала для  вашей компании.

- С конкурентами можно  участвовать в некоторых совместных  проектах.

- Объединив усилия, можно  совместно формировать рынок, на котором вы работаете (лоббировать общие интересы, устанавливать барьеры для входа новичков, разрабатывать стандарты вашей отрасли.)

- И именно их вы  можете купить или им выгодно  продать свой бизнес.

Таким образом, конкурент  – главный «помощник» для вашего бизнеса (можно сказать друг, товарищ, и брат). Однако «помощник» опасный.

Одним из факторов, воздействующих на устойчивость экономического развития, является конкуренция.  Сегодня можно выделить две важнейшие составляющие эффективной политики, способствующей экономическому росту и устойчивому развитию. Это, во-первых, создание общих макро- и микроэкономических предпосылок для подъема производственной, инвестиционной и инновационной активности. Во-вторых, это наличие специальных мер по стимулированию прогрессивных структурных изменений на основе распространения производств нового технологического уклада, а также опережающего освоения базовых технологий уклада следующего. Думается, одним из факторов, стимулирующих выполнение этих задач, является конкуренция, выполняющая в рыночной экономике инновационную, адаптивную функции.

Инновационная функция  обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании научно технического прогресса.

Адаптационная функция  нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды.

Конкурентное преимущество поддерживается только благодаря непрерывным  улучшениям, поскольку мало преимуществ, которые было бы нельзя скопировать.

Нужно подчеркнуть, что  конкуренция является внешней принудительной силой обновления. Любое предприятие в той или иной степени инертно, и, когда отсутствует какое-либо внешнее давление, фирмы не будут осуществлять политику нововведений. Конкуренция же способствует преодолению инертности, дает динамику развития, обеспечивает такое состояние экономической среды, которое восприимчиво к новым источникам конкурентных преимуществ. Фирмы, которые добились успеха, часто ищут предсказуемости и стабильности, они всецело заняты сохранением достигнутых позиций. Конкуренция не терпит самоуспокоенности, она является одной из составляющих внешней среды фирмы, которая заставляет идти на нововведения. Каждое предприятие существует в двух средах - конкуренции и инновации, которые между собой не тождественны, но взаимосвязаны и взаимообусловлены: конкуренция стимулирует инновации, инновации же в свою очередь обеспечивают конкурентное преимущество. Нужно отметить, что обновление включает и технологию, и методы действия фирмы - разработку новых товаров, технологий их производства, способов маркетинга, поиск новых сегментов рынка.

 

 

 

             2 Ситуационное положение организации на рынке, оценка сильных и слабых позиций на ранке  

Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны