Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 23:55, дипломная работа
Цель представленной бакалаврской работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи
- проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия;
- выявить показатели конкурентоспособности предприятия;
Введение ……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция, её сущность и значение ………………………………………........5
1.1 Понятие конкуренции, и её виды………………………………………….....5
1.2 функции конкуренции и ее роль в экономике...………….………………13
1.3 Влияние конкуренции на экономическое развитие предприятия……….20
2 Ситуационное положение на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке …………………………………………………………………………………………...23
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»……………………………………………………..……...23
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке, оценка его сильных и слабых сторон ……………………………………………......28
2.3 Анализ сильных и слабых позиций организации на рынке
……………………………………………………………………………………39
2.4 Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»………………………………………………………………44
Заключение ……………………………………………………………………….53
Глоссарий …………………………………………………………………………57
Список использованных источников ……………………………………….…..61
Показатель преимущества
по отношению к конкурентам
Таким образом, полученные результаты необходимо отобразить в матрице «Привлекательность рынка – преимущества в конкуренции» определены. Каждый из квадрантов матрицы определяет положение компании на рынке и стратегию, которую необходимо использовать в основе своей деятельности. Положение для ОАО «Птицефабрика «Рассвет» представлено в матрице (рис. 1)
привлекательность по отношению к конкурентам | ||||
низкая |
средняя |
высокая | ||
привлекательность рынка |
низкая |
рост/ балансирование |
рост/ внедрение |
пожинать плоды/изменение |
средняя |
защита/ инвестирование |
выборочное инвестирование/ |
аккуратное извлечение инвестиций/выбор ниши | |
высокая |
пожинать плоды |
аккуратно изымать инвестиции |
немедленное прекращение деятельности/ |
Рисунок 1 - Модель «привлекательность рынка -преимущества в конкуренции»
Полученные значения
привлекательности рынка и
Деятельность ОАО «
Оценка конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке конечных потребителей
Представим оценку конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке розничной торговли, т.е. учитывая и интересы конечных потребителей, и интересы торговых организаций (табл.5). Оценка проводилась работниками отдела сбыта предприятия на основании данных опроса покупателей.
Таблица 5 Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на розничном рынке
Показатель |
К-нт значимости R |
ОАО «Птицефабрика «Рассвет» |
Особино |
Витебская бройлерная ф-ка |
Гомельская птицефабрика | ||||
P |
R*P |
P |
R*P |
P |
R*P |
P |
R*P | ||
Цена |
0,25 |
9 |
2,25 |
8 |
2 |
10 |
2,5 |
7 |
1,75 |
Качество |
0,2 |
7 |
1,4 |
9 |
1,8 |
9 |
1,8 |
8 |
1,6 |
Ширина ассортимента |
0,1 |
6 |
0,6 |
8 |
0,8 |
9 |
0,9 |
7 |
0,7 |
Разнообразие фасовок |
0,1 |
3 |
0,3 |
5 |
0,5 |
2 |
0,2 |
6 |
0,6 |
Внешний вид продукции |
0,15 |
5 |
0,75 |
6 |
0,9 |
4 |
0,6 |
8 |
1,2 |
Осведомленность потребителей |
0,05 |
2 |
0,1 |
5 |
0,25 |
1 |
0,05 |
4 |
0,2 |
Количество магазинов в фирменной торговле |
0,15 |
4 |
0,6 |
8 |
1,2 |
5 |
0,75 |
6 |
0,9 |
Итого |
1 |
36 |
6 |
49 |
7,45 |
40 |
6,8 |
46 |
6,95 |
Таким образом, самым
опасным конкурентом для ОАО
«Птицефабрика «Рассвет» на розничном
рынке является «Особино». В целом
конкурентоспособность анализир
На рис.2 представим многоугольник
конкурентоспособности предприя
Рисунок.2 – Многоугольник конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке конечных потребителей
Как видно из рис.2, ОАО «Птицефабрика «Рассвет» не имеет наивысшего балла ни по одному из выделенных параметров конкурентоспособности на рынке конечных потребителей. Самый низкий балл предприятию был присвоен по параметру Осведомленность потребителей и разнообразие фасовок. Несмотря на невысокую значимость данных параметров, предприятию следует стремиться к повышению оценок по данным параметрам. Также организации следует уделить внимание расширению ассортимента, улучшению внешнего вида продукции, расширению фирменной торговли. Качество продукции и цены на нее также имеют резерв увеличения. ОАО «Птицефабрика «Рассвет» имеет низкий уровень конкурентоспособности на рынке конечных потребителей, что негативно влияет на результаты деятельности предприятия.
Оценка конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке организованных покупателей
На основе опроса работников отдела сбыта ОАО «Птицефабрика «Рассвет» и результатах опроса представителей организованных покупателей продукции проведем анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика» на рынке организованных покупателей (табл.6).
Таблица 6 Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на деловом рынке
Показатель |
К-нт значимости R |
ОАО «Птицефабрика «Рассвет» |
Особино |
Витебская бройлерная ф-ка |
Гомельская птицефабрика | ||||
P |
R*P |
P |
R*P |
P |
R*P |
P |
R*P | ||
Цена |
0,25 |
9 |
2,25 |
8 |
2 |
10 |
2,5 |
7 |
1,75 |
Сроки поставки |
0,2 |
8 |
1,6 |
9 |
1,8 |
3 |
0,6 |
9 |
1,8 |
Удобство доставки |
0,1 |
9 |
0,9 |
8 |
0,8 |
2 |
0,2 |
10 |
1 |
Транспортные расходы |
0,1 |
9 |
0,9 |
8 |
0,8 |
3 |
0,3 |
9 |
0,9 |
Надежность как бизнес-партнера |
0,1 |
10 |
1 |
7 |
0,7 |
4 |
0,4 |
8 |
0,8 |
Ассортимент |
0,1 |
7 |
0,7 |
8 |
0,8 |
7 |
0,7 |
7 |
0,7 |
Условия оплаты |
0,15 |
10 |
1,5 |
9 |
1,35 |
5 |
0,75 |
6 |
0,9 |
Итого |
1 |
62 |
8,85 |
57 |
8,25 |
34 |
5,45 |
56 |
7,85 |
Таким образом, конкурентоспособность ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на организованном рынке имеет наиболее высокое значение конкурентоспособности. Несколько ниже этот показатель у «Особино».
Наиболее значимые параметры
конкурентоспособности
На рис.3 представим многоугольник конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на деловом рынке.
Рисунок.3 - многоугольник конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на деловом рынке
Как видно из рис.3.3, площадь многоугольника конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» наибольшая среди выделенных конкурентов. Наибольшие резервы увеличения конкурентоспособности предприятие имеет по таким параметрам, как расширение ассортимента продукции, сокращение сроков поставки.
Проведенный анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке конечных потребителей и на деловом рынке определил ориентация предприятия на потребности делового рынка. Однако, спрос со стороны покупателей все же является решающим фактором в успехе предприятия на рынке. Следовательно, организации необходимо стремиться к повышению уровня конкурентоспособности на рынке конечных потребителей.
Комплексная оценка конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Первоначально проведем
анализ конкурентоспособности ОАО
«Птицефабрика «Рассвет» в
Таблица 7 Анализ конкурентоспособности предприятий мясной промышленности Гомельской области
Область возникнове-ния конкуре-нтных преимуществ |
ОАО «Птицефабрика «Рассвет» |
Особино |
Витебская бройлерная ф-ка |
Гомельская птицефабрика |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Товарная политика |
Широкий ассортимент продукции Стандартная упаковка товаров Многообразие фасовок |
Менее широкий ассортимент Стандартная упаковка товаров Многообразие фасовок |
Широкий ассортимент продукции Стандартная упаковка товаров Торговля на развес, мало вариантов фасовок |
Узкий ассортимент Стандартная упаковка товаров Среднее количество вариантов фасовок |
Ценовая политика |
Среднерыночные цены Отсутствие системы скидок и иных ценовых поощрений Предоплата 70% |
Установление цены в пределах среднерыночной с приближением к максимальной границе диапазона Предоплата 100% |
Установление минимальной цены Система скидок с объема Предоплата 30% |
Установление цены несколько выше рыночных Предоплата 100% |
Сбытовая политика |
Используются как прямые, так и опосредованные каналы сбыта. Последние лидируют Используется выездная торговля Работники отдела сбыта специализируются на предприятиях общепита и торговли Работа с организациями оптовой торговли практически не ведется |
Предпочтение отдается опосредованным каналам сбыта, имеется небольшая фирменная торговая сеть Используется выездная торговля Отсутствие специализации работников отдела сбыта Мало сотрудничают с оптовой торговлей |
Упор на прямые каналы сбыта. Выездная торговля не практикуется Отсутствие специализации работников отдела сбыта Активное сотрудничество с оптовой торговлей |
Исключительно опосредованные каналы сбыта продукции. Выездная торговля не практикуется Отсутствие специализации работников отдела сбыта Мало работают с оптовой торговлей |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Продвижение |
На предприятии нет
комплексной программы Для рекламы используются традиционные медиасредства, стимулирование сбыта не используется Паблик-рилейшнз не используется |
На предприятии разработана
комплексная программа Для рекламы используются традиционные медиасредства, стимулированию сбыта не уделяется достаточно внимания Паблик-рилейшнз не используется |
На предприятии имеются планы по продвижению продукции Для рекламы используются традиционные медиасредства, применяются ценовые методы стимулирования продаж Паблик-рилейшнз используется редко |
Продвижению не уделяется достаточно внимания, иногда проходят отдельные мероприятия Для рекламы используются традиционные медиасредства, стимулирование сбыта не используется Паблик-рилейшнз не используется |
Таким образом, по комплексу выделенных областей возникновения конкурентного преимущества ни одно из рассмотренных предприятий не имеет преимущества по всем компонентам. Уровень маркетинговой деятельности у всех выделенных предприятий примерно одинаков.
Комплексная оценка конкурентоспособности предприятия определяется суммой оценок:
Кп=Оу+Ом+Оп+Оф+Он,
Где Кп – конкурентное положение предприятия,
Ом – оценка маркетинга,
Оу – оценка общего управления;
Оп – оценка производства;
Оф – оценка финансов;
Он – оценка НИОКР.
В табл.8 представим оценку конкурентного положения ОАО «Птицефабрика «Рассвет».
Таблица 8 – оценка конкурентного положения ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия |
Шкала оценок |
Оценка ОАО «Птицефабрика « | |||
0 |
1 |
2 |
3 | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Общее управление |
3 | ||||
Система управления |
Контроль |
Долгосрочное планирование |
Управление на основе принятия гибких управленческих решений |
Стратегическое управление |
1 |
Организационная структура |
Линейно-функциональная |
Дивизионная |
Проектная, матричная |
Интегрированная |
0 |
Характер мышления |
Консервативный |
Рыночный |
Стратегический |
Творческий, гибкий |
0 |
Рычаги руководства |
Принуждение |
Вознаграждение |
Традиции, пример |
Убеждение, участие |
1 |
Информационная система |
Неформальные прецеденты |
Прошлые результаты |
Экспертный прогноз |
Постоянное наблюдение за внешней средой |
1 |
Маркетинг |
3 | ||||
Реакция на потребителя |
Игнорирование |
Предвидение потребностей |
Определение неудовлетворенных потребностей |
Определение скрытых потребностей |
0 |
Степень координации и контроля высшего руководства за деятельностью отдела маркетинга |
Деятельность не контролируется и возникают конфликты между различными направлениями маркетинга |
Уровень руководства не удовлетворительный |
Уровень координации и контроля достаточен |
Работа различных |
0 |
Организация процесса развития нового продукта |
Отсутствует |
Существуют предпосылки |
Формально процесс существует, но не отлажен достаточно хорошо |
Процесс хорошо структурирован |
1 |
Частота проведения маркетинговых исследований |
Исследования не проводятся |
Не чаще одного раза в два года |
От случая к случаю |
Регулярно |
1 |
Реакция на неожиданные изменения рыночной ситуации |
Используется устаревшая информация о рынке, управление медленно реагирует на изменения |
Информация достаточно своевременна, но уровень реакции низкий |
Существует высокоэффективная маркетинговая информационная система, управление реагирует быстро и эффективно |
Реакции на изменения являются плановыми как следствие построения эффективных прогнозов |
1 |
Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны