Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 23:55, дипломная работа
Цель представленной бакалаврской работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи
- проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия;
- выявить показатели конкурентоспособности предприятия;
Введение ……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция, её сущность и значение ………………………………………........5
1.1 Понятие конкуренции, и её виды………………………………………….....5
1.2 функции конкуренции и ее роль в экономике...………….………………13
1.3 Влияние конкуренции на экономическое развитие предприятия……….20
2 Ситуационное положение на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке …………………………………………………………………………………………...23
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»……………………………………………………..……...23
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке, оценка его сильных и слабых сторон ……………………………………………......28
2.3 Анализ сильных и слабых позиций организации на рынке
……………………………………………………………………………………39
2.4 Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»………………………………………………………………44
Заключение ……………………………………………………………………….53
Глоссарий …………………………………………………………………………57
Список использованных источников ……………………………………….…..61
Сбытовая политика.
Продукция ОАО «Птицефабрика «Рассвет» реализуется по решению Гомельского областного исполнительного комитета, в соответствии с объемами поставок фондовым потребителям мяса птицы. Имеется устойчивый спрос на продукцию птицеводства среди населения г. Гомеля и близлежащих районов Гомельской области.
Предприятие отгружает продукцию в соответствии с объемами, предоставленными потребителями в ежедневных заявках. Договора с потребителями заключаются на год. Реализация продукции осуществляется через посредников, в качестве которых выступают крупные оптовые базы, магазины и т.д.
ОАО «Птицефабрика «Рассвет» также осуществляет фирменную торговлю, которая представлена 28магазинами : 13 магазинов в г. Гомеле и Гомельском районе , 4 – в Добруше, 5 – в Рогачеве, 2 – в Лоеве, 3 – в Речице 1- в Жлобине. 70% произведенной продукции реализуется через фирменную торговлю ОАО «Птицефабрика «Рассвет», остальная часть – через городскую торговую сеть.
Фирменная розничная торговля выполняет следующие задачи:
- определяет спрос и
- производитель получает
- через розничную торговлю
- розничная торговля выполняет
рекламные функции товара
Вывоз продукции осуществляется как собственным транспортом ОАО «Птицефабрика «Рассвет», так и самовывозом.
2.4. Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Оценка конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» проводилась по следующим направлениям: рынок конечных потребителей, деловой рынок, комплексная оценка конкурентоспособности. В результате анализа конкурентоспособности предприятия на рынке конечных потребителей были выявлены следующие резервы ее увеличения.
Снижение цен существенно повысит конкурентоспособность предприятия на рынке конечных потребителей. Ценовой фактор является важнейшим параметром конкурентоспособности предприятия на данном рынке. Потребители чувствительны к цене. Однако ОАО «Птицефабрика «Рассвет» не имеет возможности снижения цены за счет снижения необходимого уровня рентабельности. Следовательно, для использования ценового фактора повышения конкурентоспособности предприятия на рынке конечных потребителей целесообразно использование системы скидок периодического характера. Имеется в виду применение различных предпраздничных скидок в фирменной торговле. Рассмотрим целесообразность использования системы предпраздничных скидок (10%) в фирменной торговле (табл17).
Определение эффективности использования скидок в фирменной торговле
Наименование продукции |
Реализация продукции через фирменную торговлю с 24 по 31 декабря 2011г, млн руб. |
Коэффициент эластичности |
Увеличение реализации за счет применения скидок |
Мясо цыплят-бройлеров |
112 |
0,0037 |
41 |
Субпродукты |
28 |
0,0069 |
19 |
Колбасные изделия |
53 |
0,0031 |
16 |
Полуфабрикаты |
58 |
0,0070 |
41 |
Итого |
251 |
- |
118 |
Таким образом, применяя скидки в розничной торговле накануне традиционных праздников предприятие может добиться увеличения реализации на 118 млн руб. только за неделю до Нового года. К таким праздникам можно также добавить Рождество, Пасху, 8 марта и др.
Кроме того, применение системы скидок в розничной торговле при эффективной информационной поддержке приведет к увеличению осведомленности потребителей, что также является одним из факторов конкурентоспособности предприятия на рассматриваемом рынке.
Качество продукции ОАО «Птицефабрика «Рассвет» также не получило наивысшего балла по оценкам конечных потребителей. Следует отметить, что данная оценка является весьма субъективной, поскольку вся продукция предприятия соответствует ГОСТам, ТУ и санитарно-эпидемиологическим номам. Соответственно для увеличения конкурентоспособности предприятия по параметру качества необходимо изменить отношение потребителей к предлагаемой продукции. Для этого необходимо провести позиционирование продукции предприятия как высокого качества. Основным инструментом при проведении такого позиционирования является рекламно-информационная работа. Имеется в виду размещение информативных статей в наиболее популярных печатных изданиях (напр., «СБ», « Гомельские ведомости» и пр.), проведение информационной рекламы при использовании различных медиа-средств областного формата. Участие в выставках с последующим доведением информации о полученных наградах до потребителей на местах продаж также существенно повысит мнение потребителей о качестве продукции ОАО «Птицефабрика «Рассвет».
Ширина ассортимента также находится на неудовлетворительном уровне. Предприятию следует провести маркетинговое исследование спроса с целью выявления возможностей расширения выпускаемого ассортимента продукции. Одним из наиболее перспективных направлений в мясной промышленности в настоящее время является производство различных полуфабрикатов.
При принятии решения о расширении ассортимента необходимо определить возможность добавления новых видов фасовок продукции и определения возможности улучшения внешнего вида продукции путем совершенствования выкладки продукции в упаковке.
В стратегическом плане развития предприятию также следует выделить расширение фирменной торговли с целью увеличения охвата целевого рынка. В настоящее время в г.Гомеле расположено 11 торговых объектов ОАО «Птицефабрика «Рассвет», из них 5 магазинов. Прочие торговые объекты осуществляют свою деятельность на рынках города. Необходимо расширить торговую сеть магазинной торговли. Наиболее перспективными месторасположениями магазинов предприятия является ул.Советская, Речицкое шоссе, 5-й мкрн., мкрн. «Мельников луг», Волотова. В этих районах города охват потребителей продукцией ОАО «Птицефабрика «Рассвет» находится на минимальном уровне. Также в данных районах наблюдается положительная динамика спроса, что свидетельствует об их перспективности.
Таким образом, реализовав вышеперечисленные направления совершенствования деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» может существенно повысить свою конкурентоспособность на рынке конечных потребителей, заняв лидирующее положение среди прочих производителей мясной продукции.
Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке организованных покупателей также позволил выявить резервы ее увеличения. Рассмотрим их более подробно.
Совершенствование ценовой
политики в области делового сотрудничества
позволит ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
увеличить
Предлагаемая система скидок Таблица18.
Годовой объем закупок, млн. руб. |
Оптовая скидка, % |
От 50 до 100 |
4 |
От 100 до 150 |
7 |
От 150 и выше |
9 |
В табл.19 представим структуру торговых организаций в разрезе объемов закупок. Следует отметить, что в табл.19 внесены только торговые организации (без фирменной торговой сети), закупающие продукцию на сумму не менее 250 млн руб. в год
Структура покупателей продукции ОАО «Птицефабрика «Рассвет» Таблица 18.
Годовой объем закупок одной организацией, млн руб. |
Количество торговых организаций |
Средняя сумма закупок одной организацией в год, млн руб. |
Сумма закупок организациями в год, млн руб. |
От 50 до 100 |
34 |
75 |
2550 |
От 100 до 150 |
38 |
125 |
4750 |
От 150 и выше |
15 |
175 |
2625 |
Итого |
87 |
375 |
9925 |
По оценкам работников предприятия, внедрение системы скидок позволит увеличить объем реализации за счет вытеснения продукции конкурентов на 11%.
Исходя из разработанной системы скидок и предполагаемого увеличение реализации, рассчитаем эффект от внедрения системы скидок (табл.20).
Эффект от внедрения системы скидок Таблица 20
Годовой объем закупок одной организацией, млн руб. |
Сумма закупок организациями в год, млн руб. |
Объем реализации с учетом увеличения на 11%, млн руб. |
Сумма скидки |
Объем реализации с учетом скидки |
Увеличение реализации |
От 50 до 100 |
2550 |
2831 |
113 |
2717 |
167 |
От 100 до 150 |
4750 |
5273 |
369 |
4903 |
153 |
От 150 и выше |
2625 |
2914 |
262 |
2652 |
27 |
Итого |
9925 |
11017 |
745 |
10272 |
347 |
Таким образом, экономический эффект составит 347 млн руб. Внедрение предложенной системы скидок позволит предприятию повысить уровень конкурентоспособности предприятия на деловом рынке по выделенному параметру до максимального уровня.
Для совершенствования сроков поставки предприятию необходимо пересмотреть эффективность запасов готовой продукции, повысить частоту обзвона постоянных клиентов.
Удобство доставки и транспортные расходы оптимизировать предприятию не представляется возможным, т.к. эти параметры в большей степени зависят от месторасположения организации.
Ассортимент продукции ОАО «Птицефабрика «Рассвет» также нуждается в расширении для делового рынка. Направления расширения ассортимента были рассмотрены в рамках направлений увеличения конкурентоспособности предприятия на рынке конечных потребителей.
Далее рассмотрим резервы
повышения
В существенном совершенствовании нуждается общее управление предприятием. В настоящее время доминирующей системой управления на предприятии является долгосрочное планирование. Для достижения максимального уровня конкурентоспособности по выделенному параметру систему управления предприятием необходимо перевести на стратегическое планирование. Не используя преимущества стратегического планирования, организации лишены четкого способа оценки цели или направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий, предназначенных для того, чтобы помочь организации достичь своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача — обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Переход к стратегическому планированию повысит комплексную оценку конкурентоспособности предприятия на 2 балла.
Характер мышления в общем управлении преобладает консервативный (0 баллов). Для достижения наивысшей оценки по данному параметру, предприятию необходимо активно омолаживать коллектив, стремиться к использованию современных знаний и рыночной ориентации. Ведущую роль в переходе к творческому характеру мышления необходимо отвести молодым специалистам. Достижение преобладание творческого мышления позволит предприятию повысить комплексную оценку конкурентоспособности на 3 балла.
Для совершенствования
применяемых руководством рычагов
управления необходимо использование
убеждения и участия. Для реализации
данного направления повышения
конкурентоспособности
Информационная система ОАО «Птицефабрика «Рассвет» также нуждается в существенном совершенствовании. Оптимальным вариантом является постоянное наблюдение за внешней средой, что может быть достигнуто расширением отдела маркетинга предприятия. Реализация данного направления позволит увеличить комплексную оценку конкурентоспособности предприятия на 2 балла. Таким образом, совершенствование общего управления предприятия по выделенным направлениям позволит увеличить комплексную оценку конкурентоспособности предприятия на 9 баллов.
Маркетинг ОАО «Птицефабрика «Рассвет» также находится в неудовлетворительном состоянии. Реакция потребителей игнорируется. Первоначально довести реакцию на потребителя до определяния скрытых потребностей не представляется возможным. Следовательно, в результате расширения отдела маркетинга необходимо проводить определение неудовлетворенных потребностей. Реализация данного направления позволит увеличить комплексную оценку конкурентоспособности предприятия на 2 балла.
Деятельность отдела маркетинга не контролируется руководством, часто возникают конфликты между различными направлениями маркетинга. В степени координации контроля высшего руководства за деятельностью отдела маркетинга необходимо достичь достаточного уровня координации и контроля. Реализация данного направления позволит увеличить комплексную оценку конкурентоспособности предприятия на 2 балла.
Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны