Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 23:55, дипломная работа
Цель представленной бакалаврской работы состоит в том, чтобы рассмотреть различные формы конкуренции на предприятии и выявить главные проблемы создания конкурентной среды на экономику ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
Для реализации указанной цели были поставлены и решены следующие задачи
- проанализировать конкурентоспособность продукции предприятия;
- выявить показатели конкурентоспособности предприятия;
Введение ……………………………………………………………………………3
1 Конкуренция, её сущность и значение ………………………………………........5
1.1 Понятие конкуренции, и её виды………………………………………….....5
1.2 функции конкуренции и ее роль в экономике...………….………………13
1.3 Влияние конкуренции на экономическое развитие предприятия……….20
2 Ситуационное положение на рынке, оценка сильных и слабых позиций на рынке …………………………………………………………………………………………...23
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»……………………………………………………..……...23
2.2 Анализ конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке, оценка его сильных и слабых сторон ……………………………………………......28
2.3 Анализ сильных и слабых позиций организации на рынке
……………………………………………………………………………………39
2.4 Основные направления повышения конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет»………………………………………………………………44
Заключение ……………………………………………………………………….53
Глоссарий …………………………………………………………………………57
Список использованных источников ……………………………………….…..61
Организация процесса развития нового продукта на предприятии отсутствует. Необходимо стремиться к достижению хорошо структурированного процесса развития нового продукта. Однако в настоящее время достижение данного уровня конкурентоспособности не представляется возможным. Наиболее возможным для ОАО «Птицефабрика «Рассвет» является организация предпосылок для оптимизации процесса развития новых продуктов. Реализация данного направления позволит увеличить комплексную оценку конкурентоспособности предприятия на 1 балл.
Маркетинговые исследования проводятся не чаще одного раза в два года, что является недостаточным. При условии расширения отдела маркетинга возможно регулярное проведение исследований. Реализация данного направления позволит увеличить комплексную оценку конкурентоспособности предприятия на 2 балла.
Реакция на неожиданные изменения рыночной ситуации неудовлетворительны. ОАО «Птицефабрика «Рассвет» необходимо организовать эффективную маркетинговую информационную систему, что позволит существенно повысить скорость и адекватность реакции предприятия на изменения рыночных условий. Реализация данного направления позволит увеличить комплексную оценку конкурентоспособности предприятия на 1 балл. Таким образом, реализовав предложенные направления повышения конкурентоспособности предприятия в области маркетинга предприятия может повысить показатель конкурентоспособности по данному фактору на 8 баллов.
Производственная деятельность предприятия также не обладает высоким уровнем конкурентоспособности. Способность к обновлению необходимо довести до уровня 0,30-0,49. Реализация данного направления позволит увеличить комплексную оценку конкурентоспособности предприятия на 1 балла.
Предприятие также имеет возможность увеличения автоматизации труда рабочих, доведя данный показатель до 75%. Реализация данного направления позволит увеличить комплексную оценку конкурентоспособности предприятия на 2 балла, однако потребует существенных финансовых вложений.
Совершенствование концентрации
промышленности и формы кооперирования
не представляется возможным на данном
этапе развития предприятия, также
как и повышение уровня комбинирования
производства. Реализация выявленных
направлений повышения
Финансы предприятия находятся на достаточно высоком уровне конкурентоспособности. Однако, при совершенствовании прочих факторов конкурентоспособности можно достигнуть максимального уровня, т.е. увеличить конкурентоспособности по данному параметру на 4 балла.
НИОКР чаще всего не применяется на птицефабриках, однако расширение ассортимента позволит организации реализовать данную функцию, увеличив уровень конкурентоспособности по данному параметру на 1 балл.
В табл.20 представим увеличение комплексной оценки конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Расссвет» в результате реализации выявленных направлений.
Таблица 21 – Комплексная оценка конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» до и после внедрения предложенных направлений
Факторы конкурентоспособности |
Оценка до внедрения мероприятий |
Оценка после внедрения |
Общее управление |
3 |
13 |
Маркетинг |
3 |
11 |
Производство |
3 |
6 |
Финансы |
8 |
12 |
НИОКР |
0 |
1 |
Комплексная оценка конкурентоспособности |
17 |
43 |
Как было отмечено ранее,
применяемая методика комплексной
оценки конкурентоспособности
Конкурентоспособность является основополагающей категорией маркетинга предприятия. В результате рассмотрения сущность конкурентоспособности предприятия были сделаны следующие краткие выводы:
- конкурентоспособность производителя – это его способность вести эффективную производственно-сбытовую деятельность и тем самым противостоять конкурентам;
-уровень конкурентоспособности товаропроизводителя - показатель, дающий относительную характеристику его способности противостоять конкурентам на конкретных рынках в рассматриваемый период;
-критерии обеспечения
-различают аналитические и графические методы определения конкурентоспособности товаров и предприятий.
В заключение
работы хотелось бы отметить
основные моменты,
Рынок продуктов питания является динамично развивающимся и конкурентным рынком. Основой функционирования продовольственного рынка Беларуси служит агропромышленный комплекс, базу которого составляют сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность. Характеризуя рынок продовольственных товаров в целом, следует констатировать, что для него в основном характерны монополистическая конкуренция, относительно большое число производителей, высокая продуктовая дифференциация, важность неценовой конкуренции наряду с ценовой.
Актуальность исследования по организации маркетинга на ОАО «Птицефабрика «Рассвет» говорит о том, что на предприятии отдела маркетинга не существует, а функции сбытовой и товарной политики выполняет коммерческий отдел и отдел внешней экономической деятельности. Деятельность предприятия определяется, прежде всего, ориентацией на удовлетворение в первую очередь потребностей потребителей продукции. Маркетинговая деятельность должна способствовать решению взаимоисключающих задач: повышать гибкость производства, быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителя и одновременно оперативно внедрять новую технику и технологию.
Основное направление
Потребителями продукции ОАО «Птицефабрика «Рассвет» являются предприятия торговли, общепита и Белкоопсоюза и другие потребители, нуждающиеся в централизованных закупках мясной продукции. Вся производимая продукция реализуется на внутреннем рынке. Зоной обслуживания предприятия является Гомельский район и частично г.Гомель. Через систему розничных торговых организаций, через фирменную торговлю продукция ОАО «Птицефабрика «Рассвет» доходит до конечных потребителей. За исследуемый период произошло снижение удельного веса реализации по предприятиям общепита, фирменной торговой сети, розничным торговым организациям Гомельского района, розничным организациям г.Гомеля.
Анализ факторов маркетинговой среды организации позволил выявить наиболее перспективные возможности:
-рост доходов населения
-экспортно-ориентированная
-лояльность потребителей к
-хорошая репутация на рынке;
При формировании товарной политики ОАО «Птицефабрика «Рассвет» основным моментом является необходимость реализации продукции.
Целью ценовой политики ОАО «Птицефабрика «Рассвет» является установление цен на уровне, обеспечивающим прибыльность и являющимися конкурентными.
В рамках коммуникационной политики
ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
используется участие в выставках
и использование различных
Анализ основных финансово-экономических показателей ОАО «Птицефабрика «Рассвет» выявил достаточно высокий уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
В рамках написания представленной
дипломной работы оценка конкурентоспособности
предприятия проводилась в
После построения вышеуказанной модели была проведена оценка конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на рынке конечных потребителей. В результате проведения данной оценки были получены следующие данные. Самым опасным конкурентом для ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на розничном рынке является «Особино». В целом конкурентоспособность анализируемого предприятия ниже, чем у выделенных конкурентов. Особое внимание следует уделить наиболее значимым показателям конкурентоспособности: качество и внешний вид продукции, фирменная торговля.
Оценка конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на деловом рынке определил высокий уровень конкурентоспособности, что было обеспечено надежностью предприятия как бизнес-партнера и выгодными для покупателей условиями оплаты поставляемой продукции. на основании полученных данных был сделан вывод о том, что предприятие в своей деятельности ориентируется в первую очередь на организованных покупателей. Интересы же конечных потребителей продукции зачастую игнорируются, что негативно сказывается на общей конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет».
Комплексная оценка конкурентоспособности ОАО «Птицефабрика «Рассвет» определила реализацию конкурентного потенциала организации на 28,3%. На основании полученных данных были предложены основные направления повышения конкурентоспособности предприятия. Для повышения конкурентоспособности предприятия на рынке конечных потребителей было предложено: снижение цен путем внедрения системы скидок в фирменной торговли, проведение рекламно-информационной работы, расширение ассортимента, расширение фирменной торговой сети.
Конкурентоспособность ОАО «Птицефабрика «Рассвет» на деловом рынке находится на достаточно высоком уровне. Однако в связи с ужесточением конкурентной борьбы предприятию необходимо принимать меры для повышения и поддержания своей конкурентоспособности на данном рынке. Для этого было предложено внедрение системы скидок с объема, сокращение сроков поставки продукции.
В разработке направлений
повышения
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
2 |
3 |
1 |
Конкуренция |
соперничество между
участниками рыночного |
2 |
Внутриотраслевая конкуренция |
конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия их производства и сбыта, за получение сверхприбыли. |
3 |
рынок |
это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. |
4 |
Межотраслевая конкуренция |
это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли . |
5 |
видовая конкуренция |
это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению. |
6 |
Рыночное пространство |
это арена активного взаимодействия |
7 |
Картель |
союз нескольких предприятий
одной отрасли промышленности, в
котором его участники |
8 |
Синдикат |
объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию ; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняются за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору . |
9 |
Трест |
монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группы предпринимателей на средства производства и готовую продукцию |
10 |
Концерн |
союз формально независимых
предприятий (обычно из разных отраслей
промышленности, торговли, транспорта
и банков), в рамках |
1 |
2 |
3 |
11 |
Структура рынка |
это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество фирм в отрасли независимо от того, является продукция
стандартизированной или входа на и выхода с фирм в отрасль; доступность рыночной информации. Знание структуры рын необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен, и как поведут себя фирмы- конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. Можно сказать, что структура рынка определяет степень его конкурентоспособности. |
12 |
Монополия |
Структура конкуренции, практикующая дискриминацию. Обычно под этим понимается практика компаний, состоящая в назначении разных цен для разных покупателей. |
13 |
Монопсония |
Тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определённого товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счёт потери части доходов продавца. Монопсония рассматривается как составная часть рыночной конкуренции. |
14 |
Олигополия |
Ситуация на рынке, при
которой небольшое число |
15 |
Конкурентная стратегия |
это стремление компании занять конкурентную рыночную позицию в отрасли - то есть на главной арене, где сражаются соперники. Конкурентная стратегия направлена на то, чтобы добиться устойчивой и выгодной позиции, позволяющей компании противостоять напору тех сил, которые определяют конкурентную борьбу в отрасли путем укрепления конкурентных преимуществ перед соперниками на рынке. |
16 |
Стратегическое управление |
комплекс мер, разрабатываемых предприятием для осуществления перспективных планов развития производства, коллектива, ожидаемых объема продаж и прибыли. Стратегическое управление в современных условиях является прерогативой лишь для немногих предприятий, способных изменить факторы не только внутренней, но и внешней среды, исходя из "философии" существования фирмы, ее миссии. Среди потенциально управляемых факторов внешней среды следует назвать конкурентов, влияние на которых осуществимо опосредованно: через потребителей. |
17 |
Патент |
это документ, удостоверяющий изобретение и закрепляющий за обладателем патента исключительное право на пользование результатами своего изобретения. Если патент используется без разрешения владельца, он может через суд возместить убытки или прекратить незаконное пользование его изобретением. Кроме этого, он может выдать лицензию другим лицам на использование запатентованного изобретения. |
18 |
Совершенная конкуренция |
свобода от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. |
19 |
Чистая монополия |
это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. |
Информация о работе Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны