Конкуренция и её виды и роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения данной курсовой работы – рассмотреть понятие конкуренции, её виды, влияние на поведение фирмы и на экономику в целом. Определить её роль в современном хозяйстве.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие конкуренции;
-изучить функции конкуренции;
-рассмотреть виды конкуренции;
-охарактеризовать государственное регулирование конкуренции;
-проанализировать модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.30 Кб (Скачать файл)

- количество фирм (хозяйственных,  промышленных, торговых предприятий,  имеющих права юридического лица), поставляющих товары на рынок;

- дифференциация товаров  (придание определённому виду  товара одного и того же  назначения разных индивидуальных  особенностей - по фабричной марке,  качеству, цвету и др.);

- свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;

- доступность информации;

- сектор экономики, в котором преобладает данная структура.

- контроль над рыночной ценой;

- неценовая конкуренция.

Вышеизложенные характеристики рыночных структур можно записать кратко в виде таблицы.

 

Таблица 1.2

Виды конкуренции и её основные черты

Вид конкуренции

Основные свойства

Чистая конкуренция

Характеризуется:

- множеством мелких фирм

- однородностью продукции

- отсутствием затруднений  на вход и выход (из отрасли)

- равным доступом ко всем видам информации

- действуют цены спроса и предложения.

Финансовые рынки и  рынки некоторых 

сельскохозяйственных продуктов.

Монополистическая конкуренция

Характеризуется:

- множеством мелких фирм

- неоднородностью продукции

- отсутствием затруднений  на вход и выход 

(из отрасли)

- несколько ограниченным  доступом к информации

- значительный упор на  рекламу, торговые знаки, торговые  марки и т.п.

Розничная торговля (бензин, персональные

компьютеры и т.д.).

Олигополия (Дуополия)

Характеризуется:

- небольшим числом крупных  фирм

- неоднородностью (или однородностью) продукции

- возможными затруднениями  при выходе (из отрасли)

- несколько ограниченным  доступом к информации

- очень типична, особенно при дифференциации продукта.

Сталелитейная, химическая, авиационная,

автомобильная промышленность.


 

 

Продолжение таблицы 1.2

Вид конкуренции

Основные свойства

Монополия

Характеризуется:

- одной фирмой

- уникальностью продукции

- практически непреодолимыми барьерами на вход

- ограниченным доступом к информации.

Местные телефонные сети, электро- и газоснабжение.


 

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции и относится к виду совершенной конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются:

- большое число покупателей и продавцов, не обладающих достаточной силой, чтобы повлиять на цены;

- недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и предложением (товары схожи, много товарозаменителей);

- полное отсутствие рыночной силы.

Это вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают  стандартизированный продукт, и  ни одна фирма не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной  конкуренции доля каждой фирмы в  общем выпуске продукции, продаваемой  на рынке, должна составлять менее 1 %. Поэтому  конкурентные фирмы не могут воздействовать на рыночную цену изменением объема продаж. В силу того что на совершенно конкурентных рынках продается не дифференцированная (как при монополистической конкуренции), а стандартизированная, т.е. лишенная особых качественных характеристик, продукция, фирмы также не могут влиять на рыночную цену, а вынуждены принимать  ее как заданную извне, самим рынком. Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов  как угрозу ее рыночной доле продаж и, следовательно, не интересуется производственными  решениями своих конкурентов. Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли доступна для любой фирмы, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых производственных ресурсов, т.е. продажи одних факторов производства и вложения вырученных средств в другие. Для продавцов вход на рынок и выход с него абсолютно свободны, так как не существует барьеров, не позволяющих фирме продавать свой товар на данном рынке; нет и трудностей с прекращением операций на рынке. Нарушение любого из перечисленных требований приводит к подрыву совершенной конкуренции и к возникновению несовершенной конкуренции. Последняя наиболее характерна для современных рынков в связи с господством на них олигополий, монопольными тенденциями, государственным вмешательством в экономику, устойчивыми инфляционными ожиданиями и т.д.

 

Модели рынка.

 

На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции. В условиях чистой конкуренции  каждая фирма производит настолько  небольшую часть от общего объема производства, что увеличение или  уменьшение ее выпуска не будет оказывать  ощутимого влияния на общее предложение, или, следовательно, цену продукта. Отдельный, конкурирующий производитель соглашается с ценой. Он не может устанавливать новую рыночную цену, а только приспосабливается к ней, то есть соглашается с ценой. Формирование рынка чистой конкуренции характерно для отраслей с низкой степенью монополизации и концентрации производства. К данной группе относятся отрасли, производящие продукцию массового спроса (пищевая продукция, продукция легкой промышленности и бытовой техники и др.).

Факторы, влияющие на уровень  и степень чистой конкуренции: требования к качеству, степень переработки  сырья, транспортный фактор. При этом перечисленные факторы находятся  в тесной взаимосвязи: чем меньше требования к уровню и степени  переработки сырья, уровню качества, тем более усиливается влияние  транспортного фактора: чем выше требования к уровню и степени  переработки сырья, уровню качества, тем меньше влияние транспортного  фактора. Соотношение данных факторов оказывает значительное влияние  на уровень конкурентоспособности  субъектов рынка и выбор стратегий  на внутренних и международных рынках. Например, в промышленности стройматериалов: потребители деловой древесины (невысокие степень переработки сырья и требования к качеству) ориентируются на местных производителей, повышая уровень их конкурентоспособности, независимо от качественных параметров продукции, так как фактор транспортной составляющей в отпускной цене очень важен: потребители строительных и отделочных материалов класса «люкс» ориентируются на импортных производителей, снижая уровень конкурентоспособности местных производителей, так как высокие требования к качеству продукции делают фактор транспортной составляющей менее важным.

Олигополистическая конкуренция - это конкуренция, относящаяся к несовершенному виду. Ключевыми характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Формирование олигопольного рынка (весь объем поставок обеспечивается лишь несколькими фирмами) характерно для следующих отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.).

Монополистическая конкуренция - это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированность товаров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

Совершенная конкуренция  не является естественным состоянием рынка. В некоторых отраслях и  сферах деятельности конкуренция невозможна (затруднена) вследствие:

  • технологических особенностей отраслей, постоянные издержки которых настолько высоки, что экономия на масштабах производства (снижение удельных затрат по мере увеличения объемов производства) возможна только тогда, когда производители являются чрезвычайно крупными как по абсолютным размерам, так и по доле на рынке (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика);
  • исключительно высоких невозвратных издержек, т.е. активы, воплощенные в основное производство, специфичны и не могут быть переориентированы на другие типы продукции и виды рынков;
  • наличия избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты (услуги).

Монополистическая конкуренция  базируется на так называемой дифференциации продукта. Эта дифференциация означает, что какие-то виды продуктов и  услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией  которых занимаются разные компании. В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создаёт легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров – придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, которые в целях привлечения покупателей вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг.  
Каждая фирма обладает относительно небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Кроме того, наличие сравнительно большого числа мелких фирм гарантирует, что тайный сговор, согласованные их действия, с целью ограничения объема - 
производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. Наконец, при многочисленности малых фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними: каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм. Реакцию конкурентов можно не учитывать, потому что влияние действий одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия отдельной той или иной фирмы.

Виды конкуренции по характеру  развития можно подразделить на: ценовую и неценовую, или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества (потребительной стоимости).

Ценовая конкуренция возникает, как правило, путем искусственного сбивания цен на данную продукцию. При этом широко используется ценовая дискриминация, которая имеет место в том числе, когда данный продукт продается по разным ценам и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

Ценовая конкуренция наиболее часто применяется в сфере  услуг, при оказании услуг по транспортировке  продукции; при реализации товара, который  не поддается перераспределению  с одного рынка на другой (транспортировка  скоропортящихся продуктов с  одного рынка на другой).

Неценовая конкуренция проводится главным образом посредством совершенствования качества продукции, технологии производства, инноваций и нанотехнологий, патентирования и брендирования и условий ее продажи, «сервизации» сбыта. Этот вил конкуренции основывается на стремлении захватить часть отраслевого рынка путем выпуска новых товаров, которые либо принципиально отличаются от своих предшественников, либо представляют модернизированный вариант старой модели.

Неценовая конкуренция путем  сбыта продукции получила название конкуренции по условиям продаж. Этот вид конкуренции основывается на улучшении сервиса обслуживания покупателя. Сюда входит воздействие  на потребителя через рекламу, мерчендайзинг, обслуживание клиентов.

Можно выделить следующие  основные направления конкурентной деятельности фирмы:

  • конкуренция в области рынков сырья за завоевание позиций на ресурсных рынках;
  • конкуренция в области сбыта товаров и/или услуг на рынке;
  • конкуренция между покупателями на сбытовых рынках.

Поскольку конкуренцию в  маркетинге принято рассматривать  в отношении потребителя, то и  различные виды конкуренции соответствуют  определенным этапам потребительского выбора.

В соответствии с этапами  принятия потребителем решения о  покупке можно выделить следующие  виды конкуренции:

  • желания-конкуренты. Этот вид конкуренции связан с тем, что существует множество способов вложения потребителем денежных средств;
  • функциональная конкуренция. Этот вид конкуренции связан с тем, что одну и ту же потребность можно удовлетворить различными способами. Это базовый уровень изучения конкуренции в маркетинге;
  • межфирменная конкуренция. Это конкуренция альтернатив доминирующих и наиболее эффективных способов удовлетворения потребности:
  • межтоварная конкуренция. Это конкуренция товаров фирмы между собой. Она конкуренцией по сути не является, а представляет собой частный случай ассортиментного ряда, цель которого — создать имитацию потребительского выбора.

Информация о работе Конкуренция и её виды и роль в современной экономике