Конкуренция и её виды и роль в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2014 в 19:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью выполнения данной курсовой работы – рассмотреть понятие конкуренции, её виды, влияние на поведение фирмы и на экономику в целом. Определить её роль в современном хозяйстве.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие конкуренции;
-изучить функции конкуренции;
-рассмотреть виды конкуренции;
-охарактеризовать государственное регулирование конкуренции;
-проанализировать модели рынков совершенной и несовершенной конкуренции;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.docx

— 68.30 Кб (Скачать файл)

 

1.4 Методы  конкуренции

 

Конкуренция в переводе с  латинского языка значит «сталкиваться» и как было уже отмечено выше означает борьбу между товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта продукции. Конкуренция выполняет роль регулятора темпов и объемов производства, побуждая при этом производителя внедрять научно-технические достижения, повышать производительность труда, совершенствовать технологию, организацию труда и т.д.

Конкуренция является определяющим фактором упорядочения цен, стимулом инновационных  процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

Конкуренцию можно условно  разделить на добросовестную конкуренцию  и недобросовестную конкуренцию.

Основными методами являются:

- повышение качества продукции;

- снижение цен («война  цен»);

- реклама;

- развитие до- и послепродажного  обслуживания;

- создание новых товаров  и услуг с использованием достижений  НТР и т.д.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы является манипулирование  ценами, т.н. «война цен». Она осуществляется многими способами: понижением цен, локальными изменениями цен, сезонными  распродажами, предоставлением большего объема услуг по действующим ценам, удлинением сроков потребительского кредита  и др. В основном ценовая конкуренция  используется для выталкивания с  рынка более слабых соперников или  проникновения на уже освоенный  рынок.

Более эффективной и более  современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого  на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т. к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и  научно-технической информации. В  качестве примера можно привести тот факт, что известная японская фирма «SONY» осуществляла разработку видеомагнитофона одновременно по 10 конкурирующим  направлениям.

В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью  которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т. к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т. к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание - создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т. к. с помощью рекламы  можно определенным образом формировать  мнение потребителей о том или  ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны.

Но наряду с методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы.

 

1.5. Демпинг как вид недобросовестной конкуренции

 

В модели совершенной конкуренции  подразумевается, что в ее рамках конкурентная борьба протекает в  условиях, когда ни один из участников рынка методов неэтичного и преступного  характера. Соперничество осуществляется с использованием легальной ценовой  конкуренции, конкуренции качества товаров, рекламы, упаковки, дизайна, то есть общепринятыми цивилизованными  методами конкуренции.

Однако в борьбе за овладение  рынком и в целях максимизации прибыли далеко не все участники  рыночной конкуренции могут удержаться в рамках цивилизованных методов  ведения конкурентной борьбы.

Иногда желание опередить  конкурента, а то и вовсе устранить  его, заставляет отдельных участников рынка прибегать к методам  недобросовестной конкуренции, под которыми понимаются методы, которые противоречат нормам этического поведения и потому не могут быть одобрены общественностью, так как идут вразрез с торговыми обычаями и традициями. Обычай в данном случае становится источником конкурентного права, неким мерилом и эталоном нормы. При этом нет единого для всех стран определения обычая как правовой нормы. Однако имеется ряд признаков, которыми, как правило, характеризуется обычай – это постоянность соблюдения, продолжительность существования, определенность и соответствие общепринятым в обществе этическим нормам.

Методы недобросовестной конкуренции чрезвычайно разнородны и многолики в своих проявлениях, они применяются везде, где имеется  возможность каким-либо образом  прямо или косвенно воздействовать на конкурента, поставить последнего в тяжелое положение путем  дезорганизации его производства или  лишения клиентуры. В связи с  этим классификация методов недобросовестной конкуренции несколько затруднена, ее приходится осуществлять по достаточно широким направлениям. Выделим следующие из них:

  1. Проведение целенаправленной ценовой политики, направленной на устранение конкурентов с рынка (демпинг);
  2. Применение методов, сопряженных с прямой или косвенной дезинформацией конкурентов и потребителей. К данному направлению можно отнести все формы ведения дел под чужим именем – использование чужих брэндов и логотипов, а также изготовление своей продукции под чужими товарными знаками;
  3. Дискредитация (диффамация) конкурентов, распространение о них порочащих сведений в рекламе, средствах массовой информации или иным способом с целью опорочить конкретных лиц или их товары;
  4. Хищение интеллектуальной собственности (программного продукта, нарушение авторских прав на печатную, видео- и аудиопродукцию, изобретений и т.д.) в форме промышленного шпионажа или в любой другой форме с целью снижения собственных издержек и более успешной конкурентной борьбы;
  5. Формальный и неформальный сговор или соглашение, объединение конкурирующих лиц против третьих конкурентов или против потребителей;
  6. Специфические методы недобросовестной конкуренции, связанные с акционерным делом и биржевой торговлей,  борьбой за контрольный пакет акций конкурирующей корпорации;
  7. Лишение конкурентов рынков сырья или сбыта товаров; 
  8. Использование в экономических отношениях асимметричной информации (инсайдерская торговля).

И все же самым часто  используемым методом недобросовестной конкуренции является демпинг. 

Де́мпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и/или компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как к разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализуют неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге. В некоторых странах демпинг считают негативным явлением и борются с ним, применяя антидемпинговые законы, хотя в случае демпинга потребитель может выиграть, заплатив более низкую цену.

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

  • Ценовой демпинг — продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;
  • Стоимостный демпинг — продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.

Правилами Всемирной торговой организации демпинг запрещён. Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечёт убытки местных производителей. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путём применения антидемпинговых законов, установления специальных антидемпинговых пошлин. Государство имеет законное право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортёра.

Также весьма пагубно отражается демпинг  и на уровне роста экономики в  локальном масштабе. Особенно ярко это видно на рынке услуг, поставщики которых, занижая цены ниже реального  уровня, стараются увеличить свою долю рынка. Данное явление, принимая системный  характер, препятствует развитию как  одной отрасли, так и всего  рынка однородных услуг в целом.

 

 

Глава 2. МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РЫНКЕ

2.1. Анализ  конкуренции на рынке

 
 Важным этапом исследований конкуренции  на рынке является сбор и анализ информации, необходимой, в конечном итоге, для выбора конкурентных стратегий. Сбор данных о деятельности конкурентов  и её анализ - достаточно трудоемкая работа, требующая систематического проведения.

Анализ конкуренции на рынках исследуемого продукта проводится в два этапа. Основные факторы, по которым предприятие оценивает своё положение, сильные и слабые стороны на конкурентном рынке, представлены в приложении 1 - таблица 2.1 «Основные факторы конкуренции».

На первом этапе дается общая характеристика конкуренции, анализируется уровень конкуренции на отдельных рынках, рассматриваются различные показатели интенсивности конкурентной борьбы. Основная цель этого этапа состоит в определении степени конкуренции на каждом рынке и внесении поправок в представления о перспективах сбыта на этих рынках.

На втором этапе анализируется структура производственно-сбытовых показателей деятельности конкурентов, и выделяются ключевые факторы их успеха в целом и на отдельных рынках. В итоге проводится сопоставление ключевых факторов успеха фирмы с ключевыми факторами успеха ее конкурентов и выявляется положение фирмы на рынках сбыта продукта, ее основные достоинства и недостатки и, тем самым определяются направления совершенствования маркетинговой деятельности фирмы.

Первый этап анализа конкуренции  на рынке - оценка степени его подверженности процессам конкуренции на базе анализа основных факторов, обусловливающих интенсивность конкуренции.

Поскольку конкурентная среда  формируется не только под влиянием борьбы внутриотраслевых конкурентов, поэтому для анализа конкуренции  на рынке в соответствии с моделью М.Портера учитываются следующие группы факторов:

- соперничество среди конкурирующих на данном рынке продавцов - 
("центральный ринг") - ситуация в отрасли;

- конкуренция со стороны товаров, являющихся заменителями - влияние товаров-заменителей;

- угроза появления новых конкурентов - влияние потенциальных конкурентов;

- позиции поставщиков, их экономические возможности - влияние поставщиков;

- позиции потребителей, их экономические возможности - влияние покупателей. 
 Эти пять сил взаимодействуют следующим образом. 
Внутри самой отрасли компании борются за долю на рынке, пытаясь привлечь на свою сторону потребителей, переманивая их от конкурентов. Активная деятельность одной компании встречает ответную реакцию другой, которая, в свою очередь, вызывает ответные действия прочих компаний на рынке. В тех отраслях, где количество конкурирующих компаний высоко, наблюдается более острая конкурентная борьба, приводящая в результате к тому, что прибыльность данной отрасли стремится к уменьшению.

На этот цикл конкурентной борьбы оказывают влияние следующие  конкурирующие силы.

Поставщики (организации  и лица, обеспечивающие необходимый  вклад в производство товара) могут  быть достаточно крупными для того, чтобы отстаивать свои собственные  интересы и добиваться выгоды при  переговорах с компанией. Или  они могут объединить свои усилия для коллективной борьбы за свои интересы. Влиятельные поставщики могут увеличить  цену своих поставок и, в конечном итоге, уменьшить прибыли компаний, пользующихся их услугами (товарами).

Покупатели (те, кто приобретает  продукцию, выпущенную данным предприятием) могут в индивидуальном порядке  или совместными усилиями закупить достаточное количество продукции  для того, чтобы повлиять в свою - 
сторону на политику компании. Также это может привести и к снижению цен на товар.

Потенциально новые игроки на рынке могут представлять угрозу в том плане, что могут отнять свою долю на рынке у уже действующих  там компаний. Это можно сделать  путем предоставления, например, покупателям  определенных выгод (скидок) или путем  заключения преференциальных договоров  с покупателями и поставщиками.

Информация о работе Конкуренция и её виды и роль в современной экономике