Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2012 в 12:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование природы конкуренции и монополии как экономических категорий и системный анализ государственной антимонопольной политики Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях государственной власти. В соответствии с целью исследования были определены и решались основные задачи:
- рассмотреть конкуренцию как экономическую категорию;
- дать характеристику монополии как экономической категории;
- провести исследование антимонопольного законодательства;
Введение…………………………………………………………………...3
1. Конкуренция как экономическая категория…………………………5
1.1 Определение конкуренции с позиции различных методологических подходов………………………………………………………………………......5
1.2 Принцип естественного отбора и конкуренция: общее и различия. Формирование рынка совершенной конкуренции………………………………8
1.3 Конкуренция и её конечный результат: образование монополии….12
2. Монополия как экономическая категория…………………………….15
2.1 Определение монополии с позиции различных методологических подходов……………………………………………………………………………15
2.2 Виды монополии и их место в современной экономике……………18
2.3 Рынок несовершенной конкуренции…………………………………21
3. Антимонопольное законодательство как способ формирования эффективной рыночной экономики…………………………………………………….24
3.1 Возникновение антимонопольного законодательства……………..24
3.2 Антимонопольное законодательство в Российской Федерации……26
Заключение………………………………………………………………..29
Список литературы……………………………………………………….32
Картель – соглашение предприятий одной и той же отрасли об объёмах продаж, ценах, рынках. Регулирование такой монополии осуществляется обычно через квоты и определение областей сбыта. Примером картели может служить Организация стран экспортёров нефти (ОПЕК). Данная организация устанавливает единые цены на нефть, а также распределяет квоты на её добычу. А в России картельным соглашением является Генеральное соглашение о совместных действиях по стабилизации цен и сокращению взаимных неплатежей, заключённое между МПС, Минтопэнерго, Роскомметаллургии, РАО ЕЭС России, ГП «Росуголь». Его целями являлись: стабилизация цен на продукцию, производимую участниками соглашения; максимальное сокращение взаимной задолженности, развитие безналичной формы расчётов.
Концерн
является одной из сложных форм монополистических
объединений. Как правило, в его состав
входят предприятия различных отраслей
промышленности, транспорта, торговли
и банковской сферы. Большее распространение
получает в условиях государственно-
Синдикат – объединение предприятий, характеризующееся тем, что распределение заказов, закупка сырья, реализация произведенной продукции осуществляется через единую сбытовую организацию. Синдикат не уничтожает самостоятельности объединенных предприятий в области производства. Лишая участников возможностей непосредственно вести борьбу на рынке, синдикат вызывает тем большее напряжение их усилий к тому, чтобы превзойти друг друга в области производства. А это, в конечном счете, приводит к тому, что по истечении известного периода квоты участников синдиката приходят в противоречие с новым соотношением сил, а это вызывает обострение борьбы и может взорвать синдикат. Синдикат может ограничивать количество продаваемых товаров для того, чтобы держать рынок в состоянии товарного голода и вздувать цены. Примером может служить синдикат "Продамет", который выплачивал премии за недовыполнение квот, и штрафовал тех, кто производил металл сверх квоты.
Трест – объединение, в котором участники лишаются своей производственной и коммерческой самостоятельности. Прибыль, получаемая предприятием, распределяется в соответствии с долевым участием входящих в него предприятий. В современной хозяйственной жизни данная форма монополистической организации встречается крайне редко.
Консорциум - временный союз независимых в хозяйственном и коммерческом плане производителей, целью которых является выполнение каких-либо конкретных экономических проектов. Консорциум всегда несёт солидарную ответственность перед заказчиком. Российская практика показывает, что каждый член консорциума несёт имущественную ответственность в пределах 10% от его доли в заказе, а суммы, превышающие эту величину, делятся между другими членами пропорционально их доле участия.
Конгломерат
– слияние фирм, функционирующих
на непересекающихся сегментах рынка.
Для этой формы монополии характерен
высокий уровень
Рассмотрим виды монополий: предпринимательские, государственные, естественные.
Предпринимательские монополии возникают вследствие успешной конкуренции. Это фирмы, вырвавшиеся вперёд и накопившие крупный рыночный потенциал. Их монополизм имеет временный характер. Со временем одни фирмы вытесняют другие, более удачливые.
Государственная монополия выражается в привилегированном осуществлении государством каких-либо хозяйственно-финансовых операций. В советские времена была монополия государства на внешнюю торговлю.
Необходимо подробнее остановиться на естественных монополиях, потому что значение деятельности этих монополий обусловлено их ключевым местом в экономике страны. Эффективное функционирование естественных монополий является необходимым условием эффективного функционирования экономики в целом, оптимальной структуры издержек в смежных отраслях и в итоге – благосостояния потребителей.
Однако, являясь монополистами, они могут использовать своё положение в ущерб другим участникам хозяйственного отбора и конечным потребителям. Поэтому их деятельность подвергается регулированию и контролю со стороны государства во всех развитых странах мира.
Государственное регулирование цен (тарифов) отраслей естественных монополий в России базируется, в основном, на двух федеральных законах: « О естественных монополиях», принятом 17 августа 1995 г., и «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» от 10 марта 1995 г.
Естественная монополия – это особое состояние рынка, характеризующееся двумя признаками, первый из которых действует на стороне спроса, или потребления. Производство в условиях естественных монополий обладает важной технологической особенностью, определяющей его экономическую эффективность: для него характерно существенное понижение издержек на единицу товара по мере увеличения объёмов. Это происходит, как правило, в результате значительной экономии на масштабах производства и вследствие высоких фиксированных издержек. В результате оказывается эффективнее не конкуренция нескольких производителей, а монополия одного товаропроизводителя.
С другой стороны, спрос на товар или услуги естественных монополий является неэластичным, поэтому продукция естественных монополий не только удовлетворяет важнейшие потребности населения, но и является незаменимой для других отраслей экономики.
2.3 Рынок несовершенной
При рассмотрении рынков совершенной и несовершенной конкуренции, нельзя обойти стороной типы рынков. Экономисты сходятся на том, что существует четыре типа рыночных ситуаций: совершенная конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция олигополия.
Наиболее полное различие между данными моделями рынка можно проследить по таблице 1, где представлен наиболее общий способ определения цены и объёма производства различных рыночных структур.
Таблица 1. – Модели рынка и их характерные черты
Показатель |
Модель рынка | |||||
Совершенная конкуренция |
Монополия |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия | |||
Число фирм |
Огромное |
Одна |
Большое |
Несколько | ||
Тип продукта |
Стандарти-зированный |
Нет близких заменителей |
Дифференцированный |
Стандартизированный или дифференцированный | ||
Контроль над ценой |
Отсутствует |
Существенный |
Незначительный |
Ограниченный | ||
Условия вступления в отрасль |
Препятствий нет |
Препятствия максимальны |
Относительно лёгкие |
Существенные препятствия | ||
Наличие неценовой конкуренции |
Отсутствует |
Только реклама |
Развита, но недостаточно |
Развита | ||
Примеры |
Сельское хозяйство |
Местные предприятия общественного пользования |
Розничная торговля, производство одежды |
Производство стали, автомобилей, многих электроприборов |
Самым существенным признаком различия является характер кривой спроса. Такой подход позволяет объединить монопольный рынок, рынок монополистической конкуренции и олигополию в один тип рынка, называемый рынком несовершенной конкуренции. На данном рынке спрос зависит от величины, предлагаемой к реализации продукции. Чем её больше, тем больше величина спроса.
Рынок несовершенной
конкуренции обуславливает
Под рынком несовершенной конкуренции понимают такое состояние рыночных отношений, когда одно или несколько предприятий имеют возможность оказывать давление на рынок, регулируя цену или объём производства. В этой модели рынка конкуренция, если и имеет место, носит ограниченный характер, испытывает давление монополистических сил, сочетается с проявлениями монополизма.
Если при
совершенной конкуренции
Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста.
Монополистическая
конкуренция характеризуется
Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция). Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.
3. Антимонопольное
3.1 Возникновение
Антимонопольное законодательство пользуется широкой общественной поддержкой как эффективный механизм предотвращения монополизации той или иной отрасли промышленности. Его происхождение связывают со стремлением государства скорректировать так называемые «провалы рынка», защитить конкуренцию и укротить чрезмерную «алчность» монополистов.
Реальное происхождение антимонопольного u регулирования связано с законодательными органами штатов. В целом ряде штатов антитрестовские законы были приняты еще до появления закона Шермана.
Характерным примером фермерского штата Среднего Запада, где был принят антитрестовский закон, является Миссури. В то время фермеры Миссури были обеспокоены возрастанием конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Альянс фермеров Миссури неоднократно предупреждал об опасности «концентрации земли в руках капиталистов». Собрание Национального фермерского альянса в Сент-Луисе в 1889 году выпустило декларацию, требовавшую «позаботиться о вдовах и… сиротах» и призывавшую «к подавлению… любого нездорового соперничества». Фермеры переживали о низких и продолжавших снижаться ценах на сельскохозяйственную продукцию и ощущали ухудшение своего экономического положения, обвиняя в этом тресты.
Законодательное собрание штата Миссури приняло свой антитрестовский закон в мае 1889 года. Закон запрещал «ограничения торговли», если их результатом было «закрепление или ограничение объема или количества любого предмета, продукта или товара, вырабатываемого, добываемого, производимого или продаваемого» в Миссури. Закон также запрещал действия, направленные «на ограничение или закрепление цены выпуска».
Одно из значений слова «ограничивать» — «не допускать возрастания». Такая интерпретация подразумевает, что закон Миссури на самом деле содержал попытку запретить сдерживание цен. Факты целиком и полностью подтверждают такую антипотребительскую, пропроизводительскую интерпретацию антитрестовского закона Миссури, который был скопирован несколькими штатами, прежде чем закон Шермана был, в конце концов, принят в 1890 году.
Суть закона Шермана воплощена в двух основных пунктах:
1. Любое соглашение, объединение в форме треста или в иной форме или тайный сговор, имеющие целью ограничение производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, настоящим объявляются незаконными...
2. Любое лицо, которое будет или попытается монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, будет считаться виновным в совершении преступления...
Результатом принятия этого закона стало превращение монополии и "ограничений торговли" — например, тайных сговоров в области ценообразования или раздела рынков между конкурентами — в уголовные преступления против федерального правительства. По закону Шермана как министерство юстиции, так и стороны, пострадавшие от предпринимательских монополий, могли предъявить им иск. Фирмы, уличенные в нарушении закона, по решению суда могли быть ликвидированы или могли издаваться судебные предписания, запрещающие те виды деятельности, которые признавались незаконными данным актом.
Результатами успешного отстаивания исковых требований могли быть также штрафы и тюремное заключение. Далее, стороны, пострадавшие от незаконных объединений или тайных сговоров, могли предъявить иск о возмещении в троекратном размере причиненного им ущерба.
Закон Шермана
завоевал голоса законодателей и
привлек пожертвования от фермеров
и мелких предпринимателей, считавших,
что антитрестовское