Конкуренция на банковском рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:20, статья

Краткое описание

Конкуренция — это соперничество, в ходе которого соревнующиеся стороны, заинтересованные в достижении одной и той же цели, стремятся победить, опередить своего соперника. Элементы конкуренции (соревнования, соперничества) можно найти едва ли не во всех сферах окружающего мира: в природе, спорте, политике, духовной сфере. В экономике конкурентная борьба выступает в форме экономической, или рыночной, конкуренции.

Вложенные файлы: 1 файл

Статья.docx

— 123.39 Кб (Скачать файл)

В последнее время наблюдается  создание межбанковских объединений  крупных банков по признаку размера и надежности. Например, группа средних банков подписала соглашение о взаимных действиях по поддержанию ликвидности, целью которого является взаимное кредитование и лоббирование ингересов группы средних банков в структурах управления. Это означает, что в российской банковской системе формируется режим раздельного, разобщенного развития типов банков. По мнению специалистов, наблюдающаяся в настоящее время тенденция к образованию «клубов», объединяющих банки одного уровня надежности и не сотрудничающих с менее надежными банками, сохранится и в будущем.

Однако вне зависимости от консолидирующей  основы ни один из видов ассоциации не предполагает слияния или координации  всех видов деятельности ее участников, а значит, между ними может сохраняться  индивидуальная конкуренция.

Совместные финансово-кредитные  учреждения. Другим способом объединения предпринимательских усилий участников банковского рынка является организация постоянно действующих совместных финансово-кредитных учреждений, функционирующих на коммерческой основе, т.е. преследующих цель получения прибыли.

Примером банковской кооперации такого рода из зарубежной практики может  служить сотрудничество немецкого  «Дрезднер Банка» с различными банками других стран. Особый размах сотрудничество приобрело в 1992 г.: немцы усилили своими кадрами представительства в Португалии и Греции, Бельгии и Голландии, специальные технические группы начали работать над унификацией системы платежей, выработкой единых подходов к управлению рисками, технологии обработки данных и принятием единообразной отчетности. Осенью 1993 г. в Санкт-Петербурге открылся совместный банк «БНП — Дрезднер Банк (Россия)», ставший первым в России банком со 100%-ным иностранным капиталом. Таких совместных предприятий на сегодня создано немало, в том числе и российскими банками.

Поскольку учредители совместных финансово-кредитных учреждений взаимно  заинтересованы в успешной деятельности и финансовой устойчивости друг друга, индивидуальная конкуренция между  ними исключается. Банковские консорциумы. Третьей формой кооперации участников банковского рынка являются консорциумы финансово-кредитных институтов.

Банковский консорциум (синдикат, пул) представляет собой группу банков, временно организованную одним из наиболее крупных банков (главой консорциума) для совместного проведения кредитных, гарантийных или иных банковских операций.

В России этот вид объединений получил  распространение в фондовом секторе  банковского рынка. В качестве примеров временных объединений можно  привести Чековый синдикат под управлением  «Глория-банка», Фондовый эмиссионный  синдикат (ФЭС), Консорциум по обслуживанию внешнего долга бывшего СССР и  др.

коммерческий характер деятельности роднит синдикаты и консорциумы  с совместными предприятиями; однако круг выполняемых ими задач (а следовательно, поле пересечения индивидуальных и групповых интересов участников), как правило, достаточно узок, что сближает эти объединения с некоммерческими ассоциациями. Тем самым консорциумы и синдикаты, являясь организационной формой групповой конкуренции, не устраняют индивидуальной конкуренции между их участниками.

Финансово-промышленные группы и холдинги. Последними из рассматриваемых форм организации групповой конкуренции на банковском рынке являются финансово-промышленные группы и холдинги.

Финансово-промышленной группой (ФПГ) признается зарегистрированная группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, сформированная в целях объединения материальных и финансовых ресурсов ее участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличения экспортного потенциала, ускорения научно-технического прогресса, конверсии оборонных предприятий и привлечения инвестиций.

Обостряющаяся конкуренция, сужение возможностей для чистой спекуляции, снижение процентных ставок на кредитном рынке и его неустойчивость, проявляющаяся в периодических  банковских кризисах, — все это  вынуждает наиболее дальновидных банкиров думать о надежных инвестициях, о  переориентации своих капиталов  на промышленность. Сегодня существуют многообразные варианты неформального  сращивания банковского и промышленного  капиталов (причем, как правило, по инициативе или при активном участии банков). Новые банки создаются и работают, как правило, в тесном контакте с  какой-либо финансовой группой. Определенной альтернативой организации финансово-промышленных групп в условиях несовершенства российского законодательства является создание холдингов.

Банковская холдинговая  компания представляет собой акционерное общество, владеющее контрольными пакетами акций ряда юридически самостоятельных банков и небанковских фирм с целью контроля над их операциями. Особенно широкое распространение они получили в США, где с помощью холдинговых компаний крупные банки создают в обширных регионах целые системы банковских учреждений, управляемых из единого центра и заменяющих отделения.

Существует два основных вида банковских холдингов — многобанковские (контролирующие два или более банков) и однобанков-ские. К крупнейшим банковским холдингам относится американская компания «Ситикорпорейшн» («Ситикорп»), основные активы которой принадлежат «Ситибэнку».

В России процесс создания холдингов  происходил двумя основными способами  — «сверху» и «снизу». «Сверху» шло  преобразование бывших отраслевых ведомств и объединений предприятий в  холдинговые компании. По этой схеме  к середине 1993 г. было создано около 10 холдинговых компаний («Газпром», «Лукойл» и др.), однако этому процессу препятствовал Государственный комитет РФ по управлению имуществом, требуя первоначальной приватизации предприятий.

«Снизу» шло создание холдингов  новыми предпринимателями из числа  приватизированных и вновь создаваемых  предприятий. Многие коммерческие банки  для повышения своей экономической  устойчивости создавали некие «защитные  пояса», включающие комплексы предприятий  и фирм, с деятельностью которых  они были постоянно связаны. В  большинстве случаев групповая  конкуренция не означает, что между  институтами, принадлежащими к одной  группе, нет никакой конкуренции. Финансово-кредитные институты, действующие на одном рынке, обязательно конкурируют друг с другом вне зависимости от того, относятся они к одной группе или нет.

Внутриотраслевая  и межотраслевая конкуренция 

В зависимости от отраслевой принадлежности субъектов конкуренции принято  различать: 1) внутриотраслевую конкуренцию  и 2) межотраслевую конкуренцию (рис. 3.1).

Поскольку ранее было доказано, что  банковское дело — это не отдельная  отрасль, а сфера экономики, включающая множество разнообразных, весьма разнородных, существенно отличающихся друг от друга  отраслей, очевидно, что эта классификация  форм банковской конкуренции имеет  большое значение.

Рис. 3.1. Формы конкуренции в зависимости  от отраслевой принадлежности субъектов 

Внутриотраслевая  конкуренция — это конкуренция между представителями одной отрасли, производящими аналогичные товары и услуги, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту. Она может осуществляться в двух основных формах: а) предметная и б) видовая конкуренция.

Предметная конкуренция осуществляется между фирмами, выпускающими идентичные товары, которые различаются лишь качеством изготовления или даже не отличаются по качеству. Эта ситуация характерна для большинства отраслей по производству потребительских товаров.

Видовая конкуренция осуществляется между предприятиями, выпускающими товары одного вида (т.е. предназначенными для одной и той же цели), но различающиеся каким-то существенно важным параметром. Примером могут служить автомобили одного класса с различными по мощности двигателями. Видовая конкуренция менее интенсивна, чем предметная.

Для банковского дела это деление  также применимо, хотя и с определенными  ограничениями. Предметная банковская конкуренция возможна в предоставлении услуг так называемого массового  ассортимента, являющихся в основе своей стандартизированными, однородными. Так, в настоящее время практически  все коммерческие банки принимают  от населения вклады до востребования. По этим стандартизированным услугам  в разных банках имеются только ценовые  отличия (разная величина процентной ставки).

Однако далеко не все банковские услуги являются стандартизированными. Многие из них носят индивидуальный характер, ориентированы на решение  финансовых проблем конкретного  клиента, Классический пример — это  кредитование предприятий, где в  каждом случае условия определяются кредитным договором. Здесь имеет  место видовая конкуренция. Более  того, с развитием банковского  дела и экономики в целом даже услуги массового ассортимента могут терять свою однородность. Так, одинаковые услуги, предоставляемые разными банками, нередко приобретают в глазах потребителей этих услуг отличительные черты, связанные со сформировавшимся имиджем банка (возникает эффект дифференциации товара). Естественно, при прочих равных условиях вкладчик пойдет в тот банк, который представляется ему более солидным, более надежным и т.д.

Таким образом, внутриотраслевая конкуренция  в банковском деле осуществляется в  основном в форме видовой конкуренции. С точки зрения конкурентной стратегии  это означает, что разработка новых  ассортиментных единиц в рамках существующего  вида еще не обеспечивает конкурентного  преимущества, если она не подкрепляется  мерами по формированию потребительских  предпочтений.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между представителями различных банковских отраслей. Она может осуществляться в формах: 1) конкуренции посредством перелива капитала или 2). функциональной конкуренции (конкуренции субститутами).

Конкуренция посредством  перелива капитала возникает при смене предприятием профиля своей деятельности, или ее диверсификации. Она вызывается различиями конъюнктуры и нормы прибыли в разных отраслях.

В идеале перелив капитала мог бы приводить к выравниванию нормы  прибыли по всем отраслям. Однако на практике для перелива капитала существуют препятствия, которые в экономической  литературе получили название входных  и выходных барьеров.

Перелив капитала используется для  входа извне (т.е. из небанковских секторов экономики) на банковский рынок, а также  при попытке финансово-кредитных  институтов завоевать себе место  в новых для них отраслях. Однако, учитывая то, что значительная часть  институтов банковского рынка действует  одновременно в нескольких (а универсальные  коммерческие банки — во всех) банковских отраслях, перелив капитала здесь  чаще всего выступает в форме  его перераспределения между  отраслями (изменения. структуры портфеля).

Функциональная конкуренция в отличие от конкуренции посредством перелива капитала не предполагает перехода в другую отрасль. Она основывается на том факте, что совершенно разные товары, производимые предприятиями разных отраслей, могут выполнять для потребителя одинаковые функции и выступать в качестве взаимозаменяемых товаров (товаров-субститутов).

Так, конкурентом производителя  коньков может быть и производитель  лыж — в той мере, в какой  для потребителя два вида зимнего  спорта являются взаимозаменяемыми. Также  взаимозаменяемыми являются, например, многие продукты питания. Наличие субститутов  резко раздвигает границы рынка  и ведет к обострению межотраслевой  конкуренции, поэтому при выработке  конкурентной стратегии наиболее привлекательными для предпринимателя являются такие  отрасли, продукция которых не имеет  хороших или близких заменителей.

Многие банковские услуги являются субститутами друг друга. Однако в связи  с тем, что большинство коммерческих банков в настоящее время являются универсальными, т.е. представляют собой  многоотраслевые, диверсифицированные  предпринимательские структуры, функциональная банковская конкуренция в явном  виде имеет место только там, где  в соперничество вступают специализированные финансово-кредитные учреждения. Например, небанковские инвестиционные институты  вступают в конкуренцию с банками  не только по инвестиционным услугам (внутриотраслевая видовая конкуренция), но и по депозитным услугам (межотраслевая функциональная конкуренция).

В России банковская конкуренция первоначально  носила в основном внутриотраслевой характер, являясь по существу межбанковской. Однако в последнее время бурно  развиваются небанковские финансовые институты (инвестиционные компании, пенсионные фонды и др.), внедряющиеся на банковские рынки. Интерес к финансовым операциям  проявляют и нефинансовые предприятия (например, торговые фирмы), которые  активно выпускают облигации, векселя, а также, пользуясь расплывчатостью  законодательства, начинают открыто  предлагать такие традиционные банковские услуги, как прием вкладов и  выдача кредитов. Таким образом, налицо перелив капитала в банковский сектор.

Ценовая и неценовая  конкуренция 

В зависимости от используемых методов  конкуренции различают: 1) ценовую  и 2) неценовую конкуренцию (рис. 3.2).

Рис.

Рис. 3.2. Формы конкуренции в зависимости  от используемых методов

Ценовая конкуренция осуществляется путем изменения (как правило, снижения) цен на предлагаемые товары и услуги.

Манипулирование ценами — самый  старый метод конкуренции и самый  простой с точки зрения технического исполнения. Однако и здесь есть нюансы. Ценовая конкуренция в  экономике может быть: I) открытой (прямой) и 2) скрытой.

При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары и услуги (проводят сезонные распродажи, акции по снижению цен, публикуют в газетах и журналах купоны на получение скидки и др.).

Информация о работе Конкуренция на банковском рынке