Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 00:20, статья
Конкуренция — это соперничество, в ходе которого соревнующиеся стороны, заинтересованные в достижении одной и той же цели, стремятся победить, опередить своего соперника. Элементы конкуренции (соревнования, соперничества) можно найти едва ли не во всех сферах окружающего мира: в природе, спорте, политике, духовной сфере. В экономике конкурентная борьба выступает в форме экономической, или рыночной, конкуренции.
При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало. Особенностью ценовой конкуренции в банковском секторе экономики является отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости товара (банковской услуги) и его цены. В связи с этим грань между открытой и скрытой ценовой конкуренцией расплывчата, а рамки, в которых банк имеет возможность значительного маневрирования процентными ставками, уровнем комиссионных вознаграждений и тарифов на услуги, довольно-таки растяжимы. В то же время покупатели банковских услуг, особенно если они являются постоянными клиентами банка, могут в процессе переговоров воздействовать на цену, добиваясь существенных скидок.
Однако ценовая конкуренция
имеет определенные пределы. Более
того, по оценкам зарубежных экономистов,
в банковском деле, как ни в какой
другой сфере экономики, действуют
эндогенные и экзогенные силы, сужающие
возможности ценовой
Во-первых, процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию — как прямому ограничению (через установление минимальных и максимальных ставок, фиксированных ставок по дотируемым государством льготным кредитам определенным категориям заемщиков, предельной маржи по ссудам за счет кредитов центрального банка и др.), так и косвенному регулированию (например, с помощью мер учетной политики, изменения ставок по рефинансированию, т.е. по ссудам коммерческим банкам, предоставляемым центральным банком).
Во-вторых, ограниченность ценовой конкуренции в банковском деле состоит в том, что существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль. Это могут позволить себе не все банки и не всегда. Поэтому современные западные банки стремятся не конкурировать в области цен на банковские услуги, добиваясь сохранения высоких тарифов и процентных ставок.
В-третьих, снижение цен не всегда
гарантирует увеличение потребительского
спроса. Напротив, в некоторых случаях
это может отпугнуть
Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта). Целью применения неценовых методов конкуренции является формирование устойчивых потребительских предпочтений.
Особенностью банковского дела является тот факт, что основной банковский товар — кредит — сам по себе практически не поддается дифференциации, а остальные банковские услуги легко воспроизводимы конкурентами (как уже отмечалось выше, патентная защита на банковские услуги не распространяется), в результате чего большинство банков предлагают более или менее одинаковый набор услуг. В то же время банк может осуществить дифференциацию своих услуг посредством улучшения качества обслуживания Высокая роль качества обусловлена его непосредственной взаимосвязью с рентабельностью финансово-кредитного института: улучшение качества привлекает клиентов и способствует увеличению объемов реализуемых банковских услуг, что выражается в увеличении прибыли и снижении средних издержек. По данным американских экономистов, дружелюбное и квалифицированное обслуживание является основным критерием выбора банка для большого числа потребителей.
В связи с этим основным оружием банковской неценовой конкуренции является качество банковских услуг, а проблема определения его критериев является в настоящее время одной из наиболее важных и актуальных проблем банковской теории и практики. Критерии качества в производственных отраслях исследованы в экономической литературе довольно подробно. Большинство экономистов сходятся на том, что характеристиками качества продукции могут быть ее надежность, долговечность, безопасность, полезный эффект, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др. Что же касается критериев качества банковских услуг, то здесь ясности гораздо меньше. Несмотря на то что важность проблемы качества в банковских кругах промышленно развитых стран Запада является общепризнанной, до сих пор нет единства по поводу того, что следует понимать под качеством банковских услуг. Так, в американской экономической литературе на протяжении многих лет качество банковских услуг ассоциировалось с вежливостью обслуживания (courtesy) Однако по мерс возрастания внимания к этой проблеме стали появляться и другие подходы к определению качества. Например, некоторые экономисты считают, что качество определяется соответствием банковских услуг требованиям потребителей (conformance to requirements).
Наличие различных точек зрения по поводу качества в банковском деле неудивительно: поскольку банковские услуги (как и любые другие услуги) по определению неосязаемы, их качество является в значительной степени субъективной категорией. Важным методологическим подходом к исследованию качества банковских услуг является выделение двух аспектов этой проблемы и, соответственно, двух систем критериев качества; с позиции банка и с позиции клиента.
По мнению специалистов, для самого
банка качественный уровень работы
определяют скорость внутренних рабочих
процессов, уровень издержек на исправление
ошибок, эффективность рабочих
Очевидно, что в своей деятельности банк должен учитывать обе группы критериев (при этом следует иметь в виду, что для различных видов банковских услуг набор критериев будет различаться). Однако в условиях усиления банковской конкуренции ведущее значение приобретает точка зрения банковских клиентов. Это обстоятельство нашло выражение в концепции воспринимаемого качества банковского обслуживания (perceived service quality). Суть ее заключается в том, что качество определяется не просто совокупностью свойств той или иной банковской услуги, а соотношением этих свойств, с одной стороны, и ожиданий потребителей — с другой, соответствием характеристик банковской услуги требованиям клиентов. Иными словами, банковские менеджеры должны иметь четкое представление о том, что важно для потребителей.
Основными методами банковской конкуренции в России сегодня являются ценовые методы, что и неудивительно для этапа становления рынка. Тем не менее и здесь наблюдается определенное движение вперед. Так, снижение учетной ставки Центрального банка РФ существенно ограничило свободу маневра коммерческих банков в отношении их депозитных ставок. Это, а также некоторые другие причины обусловили активизацию ассортиментной политики банков (внедрение системы «клиент — банк», эмиссия пластиковых карт и т.д.), усиление имиджевой ориентации рекламной деятельности. А это говорит уже о развитии неценовой конкуренции.
Совершенная и несовершенная конкуренция
В зависимости от степени монополизации рынка и зависящей от этого свободы конкуренции различают: 1) совершенную и 2) несовершенную конкуренцию (рис. 3.3).
Совершенная конкуренция — это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизированные, однородные) товары, находящихся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.
Ее основными чертами являются:
. 1) очень большое число участников (это могут быть сотни или тысячи самостоятельных фирм);
2) стандартизированная (
3) вследствие стандартизации
Рис. 3.3. Формы конкуренции в зависимости от степени монополизации рынка
честве продукции, рекламе или стимулировании сбыта. Конкуренция носит ценовый характер;
4) новые фирмы могут свободно
входить, а существующие —
свободно покидать отрасль, т.
5) каждая фирма производит (покупает)
настолько малую часть от
В реальной жизни совершенная конкуренция
встречается довольно редко. В большей
или меньшей степени к этой
модели приближаются рынки сельхозпродуктов,
развитый валютный рынок и организованный
вторичный рынок ценных бумаг (фондовая
биржа). На подавляющем большинстве
рынков (в том числе и банковских)
имеет место несовершенная
Несовершенная конкуренция — это конкуренция, ограничиваемая вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы «вне конкуренции»; иными словами, имеет место неравенство условий конкуренции.
Принято различать три разновидности рыночных структур, характеризующихся несовершенной конкуренцией: а) монополистическая конкуренция; б) олигополия и в) чистая монополия.
Монополистическая конкуренция — это конкуренция между большим числом продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых занимает квазимонопольное положение в отдельном рыночном секторе (сегменте) и уделяет основное внимание неценовой конкуренции. Ее основные черты следующие:
1. Относительно большое число фирм. Для монополистической конкуренции, в отличие от совершенной, не требуется присутствия сотен или тысяч фирм; достаточно сравнительно небольшого их числа, скажем 25, 35, 60 или 70.
2. Дифференциация товара. В результате каждая фирма выступает здесь как квазимонополия, что обусловлено сформировавшимися потребительскими предпочтениями и исключительным правом фирм на свою торговую марку1.
+++1 Например, знаменитая фирма «Адидас» не является абсолютным монополистом на рынке спортивных товаров в целом, но обладает монополией на торговую марку «Адидас», что приносит фирне большие прибыли.
3. Следствием дифференциации
4. Вступить в отрасли с
5. Фирмы обладают ограниченной
возможностью воздействия на
цену вследствие
Олигополия имеет место в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов (но не один), имеющих возможность согласования своей рыночной политики. Основные черты олигополии:
1. Относительно малое число фирм на рынке1. Частный случай олигополии, когда на рынке действуют две фирмы, называется дуополией.
2. Продаваемые товары могут быть
как однородными (
3. В зависимости от того, какой
характер имеет продукция (
+++1. Какое это число - точно
определить трудно. Рыночная модель
олигополии охватывает большую
область, простирающуюся в