Контроллинг внешней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:26, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования курсовой работы:
- расписать (в широком и узком смысле) понятие контроллинга, определив его сферу действия;
- рассмотреть, изучить и закрепить теоретические и методологические вопросы контроллинга;
- выявить инструменты, используемые контроллингом во внешней среде;
- изучить теорию разработок контроллинга и опыт функционирования системы контроллинга внешней среды;
- заключение с общими выводами по поставленным целям;
- список литературы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЛИНГА….…………....5
Сущность и предмет контроллинга ………..……………………...5
Задачи и цели контроллинга ………………………………………7
История развития контроллинга….……………………………....12
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА .......…...16
Методы и инструменты контроллинга…...……………………...16
Формирование системы контроллинга внешней среды...............24
Оценка влияния внешних факторов контроллинга на развитие предприятия …..……………………………………………...........26
ВНЕШНЯЯ СРЕДА КОНТРОЛЛИНГА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АвтоВАЗ».......................................................34
3.1. Финансово-хозяйственной деятельности предприятии……….…34
3.2. Анализ системы контроллинга внешней среды на ОАО «АвтоВАЗ»………………………………………………………………..40
3.3. Рекомендации по совершенствованию системы контроллинга…43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая - Контроллинг..docx

— 418.03 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЛИНГА….…………....5
    1. Сущность и предмет контроллинга ………..……………………...5
    2. Задачи и цели контроллинга ………………………………………7
    3. История развития контроллинга….……………………………....12
  2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА .......…...16
    1. Методы и инструменты контроллинга…...……………………...16
    2. Формирование системы контроллинга внешней среды...............24
    3. Оценка влияния внешних факторов контроллинга на развитие предприятия …..……………………………………………...........26
  3. ВНЕШНЯЯ СРЕДА КОНТРОЛЛИНГА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АвтоВАЗ».......................................................34

3.1. Финансово-хозяйственной деятельности предприятии……….…34

3.2. Анализ системы контроллинга внешней среды на ОАО «АвтоВАЗ»………………………………………………………………..40

3.3. Рекомендации по совершенствованию системы контроллинга…43

         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Контроллинг – это намного больше, чем просто контроль. Контроллинг – это целенаправленное планирование и управление компанией. Он направлен на выстраиванием будущего компании, помогает безошибочно достигать поставленных целей. А контроль - это вектор в прошлое и ограничивается он одним сравнением плана с фактическими данными. Содержание любой системы контроллинга заключается в ее ориентации на цель, дальнейшее развитие и выявление узких мест.

Основная цель данной  курсовой  работы это изучение методологических и теоретических вопросов системы  контроллинга,  как и с какой целью контроллинг внешней среды взаимодействует с предприятием.

Задачи исследования курсовой работы:

- расписать (в широком  и узком смысле) понятие контроллинга, определив его сферу действия;

- рассмотреть, изучить  и закрепить теоретические и  методологические  вопросы контроллинга;

- выявить инструменты,  используемые контроллингом во внешней среде;

- изучить теорию разработок  контроллинга и опыт функционирования системы контроллинга внешней среды;

- заключение с общими  выводами по поставленным целям;

- список литературы.

Контроллинг – новое понятие в теории и практике современного управления, возникшее на стыке анализа, менеджмента, управленческого учета и планирования, в общем в экономической сфере, эти предметы переводят управление предприятием на совершенно новый уровень, интегрируя, координируя, контролируя и направляя деятельность предприятия на достижение оперативных и стратегических целей. 

Основной отличительной  чертой рыночных отношений в нашей стране является то, что любое предприятие не зависимо от формы собственности становится самостоятельными, как юридически, так и экономически. Такое положение предприятия как субъекта рыночных отношений заставляет сегодня во многом по-другому рассматривать проблемы управления его финансово-хозяйственной деятельностью. С другой стороны, научно-технический прогресс и динамика внешней среды заставляют современные предприятия превращаться во все более сложные системы. Для обеспечения управляемости таких систем необходимы новые методы, соответствующие сложности внешней и внутренней сред предприятий.

Одной из таких систем является контроллинг, получивший за рубежом довольно широкое развитие. По своей сути контроллинг является новым элементом, полученным на основе разумного синтеза экономических наук. Как отмечают некоторые из авторов, на Западе нет четкого и общепризнанного представления о том, что такое система контроллинга, каково должно быть ее содержание. Однако дискуссия о том, нужен контроллинг или нет, окончена уже давно в пользу контроллинга.

Контроллинг основывается на научных достижениях различных  дисциплин: экономической теории, анализа  хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента, социологии.

Выделяют стратегический и оперативный контроллинг. Стратегический контроллинг позволяет определить совокупность действий, обеспечивающий долговременное существование предприятия на рынке; оперативный – оценить выгодность принятых стратегических решений и обеспечить краткосрочный успех в виде получения прибыли.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЛИНГА

 

 

    1. Предмет и сущность контроллинга

 

Слово «контроллинг»  похоже на слово «контроль», возникает такое впечатление, что они синонимы, но это противоположное по смыслу понятие.

Контроль - направлен в прошлое, на выяснение времени ошибок и просчетов, сравнение результатов с фактами, а контроллинг - это управление будущим для обеспечения длительного функционирования предприятия и его структурных единиц.

Система функционирования контроллинга стремится так управлять процессом текущего анализа показателей, и плановых и фактических, чтобы исключить ошибки и отклонения от нормы как в текущем, так и в будущем. Система контроллинга имеет смысл в тех случаях, когда функции управления предприятием возложены на отделы и службы. На самом первом этапе внедрения контроллинга он рекомендует себя как система, которая осведомляет о возникновении нежелательных отклонений в делах фирмы для своевременного принятия противодействующих мер.

Контроллинг основывается на самоуправлении, на самоответственности, на полном доверии. Там, где предприятие построено централизованно, контроллингу места нет.

Управление бизнес-процессами требует компетентного решения многочисленных проблем, обуславливаемого внутренними и внешними факторами.

Первая проблема, которая  мешает нам принять решение –  отсутствие сигналов не благополучия на предприятии. Отсутствие или недостаточность информации о текущем состоянии и перспективах бизнеса отсутствие информационных систем, помогающих принять мотивированное решение. Отсутствие инструментов по выявлению «узких мест» предприятия и толковых рекомендаций по их устранению.

Контроллинг это искусство управления (система управления), направленное определение будущего состояния деятельности функционируемого предприятия и достижения его. В больших предприятиях организуются службы контроллинга. Появляется еще один пользователь – контроллер. Суть работы контроллеров - стремиться так управлять процессами, чтобы по возможности исключить любые ошибки, отклонения, и просчеты как в настоящем, так и в будущем. Система контроллинга целесообразна в случаях когда функции управления предприятием делигированны его подразделениям (отделам, службам). Стимулы контроллинга – каждый работник заинтересован в том, чтобы предприятие процветало. Каждый рабочий оценивается по своему вкладу. Контроллингу свойственно следующее:

-  самостоятельность вместо зависимости.

-  самоуправлению вместо подчинения.

-  доверие вместо контроля.

Лишь такое действие механизма  контроллинга приводит к изменениям во взаимоотношениях между работниками предприятия и способствует взаимопониманию между ними.

Сущность самого контроллинга в понятийном плане определено литературой по-разному. Наиболее распространенное понимание контроллинга и его методов сводится к следующему:

-  планирование (подробное)

-  контроль за выполнением плана

-  глубокий анализ ответственности работников

-  учет (управленческий).

Контроллинг  это система управления процессом достижения конечных целей и результатов фирмы.

Контроллинг сравнивают с  современным навигационным оборудованием  корабля, позволяющим предприятию  лучше ориентироваться в бурном мире рыночных отношений.

 

    1.  Цели и задачи контроллинга

 

Контроллинг, как система  рационализации целе достижения, прошел достаточно серьезный путь развития. При этом, возникновение и основные этапы его совершенствования напрямую были связаны с изменениями во внешней бизнес-среде, когда предприятия не могли обойтись старыми методами управления. На протяжении всего своего развития контроллинг был и остается объективно необходимым для успешного и эффективного ведения бизнеса. С успешностью бизнеса связана целевая ориентация контроллинга.

Цели контроллинга на предприятии можно разделить на общие и специальные. Общие цели, как направление деятельности, всегда совпадают с целями организации, так как по своей сути они ими и определяются. Общие цели контроллинга выражаются преимущественно в количественных экономических терминах, например, в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации, в гарантированном обеспечении заданного уровня ликвидности, в минимизации затрат предприятия (точнее говоря, в оптимизации затрат) и т.п. Общие цели контроллинга не дают понимания его уникальности и отличия от обычного управления предприятием. Поэтому, следует пристальное внимание уделить рассмотрению именно специальных целей и задач контроллинга на предприятии.

В наиболее общем виде специальная цель деятельности службы контроллинга должна заключаться в обеспечении эффективности системы управления компанией посредством информационно-аналитической и методологической поддержки руководителей всех уровней предприятия в процессе принятия ими управленческих решений, направленной на гарантированность достижения основных (прежде всего монетарных) целей предприятия. Причем поддержка эта осуществляется с помощью специальных финансовых инструментов: методов учета, анализа и расчета затрат, планирования и бюджетирования, контроля за системой, выявления и анализа отклонений факта от плана и т.д.

Данную общую цель, безусловно, можно и следует конкретизировать. Определение основных специальных  целей контроллинга на предприятии является до сих пор дискуссионным вопросом. Однако, ряд серьезных прикладных исследований, проведенных в 90-е годы XX века немецкими учеными, выделили ключевые цели, присущие контроллингу любого предприятия или организации.

Опросы  проведенные на крупных и средних немецких предприятиях, обозначили 4 наиболее значимых цели контроллинга на предприятии ( рис. 4). На вершине массива целей находится обеспечение контроля, затем следует обеспечение управления, гармонизация и интеграция системы управления и, наконец, четвертой оказалась цель - обеспечение качества управленческих решений.

                                          Цели



                           обеспечение контроля                                                        0,82



                      обеспечение  управления                                              0,69



     координация  системы управления                                             0,65



            поддержка принятия решения                                          0,62



                 обеспечение планирования                                     0,55



                 информационное снабжение                              0,47



 интеграция планирования  и контроля                         0,38



              обеспечение гибкости бизнеса                   0,2


           0     0,1  0,2  0,3  0,4   0,5   0,6   0,7    0,8

                                                                                                               уровень зависимости        Рис.2 Уровень зависимости целей контроллинга на немецких предприятиях


В то время  как важность целей обеспечения планирования и обеспечения релевантной информации занимают средние позиции, цель интеграции планирования и контроля и цель обеспечения гибкости управления оказываются менее востребованными в практике хозяйствования в Германии.

Достижение целей системы  контроллинга обеспечивается реализацией задач, в которых от взаимосвязи и взаимодействия различных ее элементов требуется достичь конкретных финансовых показателей, по которым можно судить об эффективности управления и развития компании.

Постановка         целей


Стратегические расчеты


В свете выводов исследования немецкого предприятия мы можем сформулировать основную целевую универсальную задачу контроллинга в следующем виде: построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений, обеспечивающей достижение оперативных и стратегических целей предприятия. Осуществление таких метазадач проходят реализацию через комплекс задач в сферах учета, поддержки процессов планирования и контроля за реализацией планов, обеспечения руководства аналитической информацией, финансового менеджмента и т.д.

Информация о работе Контроллинг внешней среды