Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 22:26, курсовая работа
Задачи исследования курсовой работы:
- расписать (в широком и узком смысле) понятие контроллинга, определив его сферу действия;
- рассмотреть, изучить и закрепить теоретические и методологические вопросы контроллинга;
- выявить инструменты, используемые контроллингом во внешней среде;
- изучить теорию разработок контроллинга и опыт функционирования системы контроллинга внешней среды;
- заключение с общими выводами по поставленным целям;
- список литературы.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЛИНГА….…………....5
Сущность и предмет контроллинга ………..……………………...5
Задачи и цели контроллинга ………………………………………7
История развития контроллинга….……………………………....12
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЛИНГА .......…...16
Методы и инструменты контроллинга…...……………………...16
Формирование системы контроллинга внешней среды...............24
Оценка влияния внешних факторов контроллинга на развитие предприятия …..……………………………………………...........26
ВНЕШНЯЯ СРЕДА КОНТРОЛЛИНГА НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «АвтоВАЗ».......................................................34
3.1. Финансово-хозяйственной деятельности предприятии……….…34
3.2. Анализ системы контроллинга внешней среды на ОАО «АвтоВАЗ»………………………………………………………………..40
3.3. Рекомендации по совершенствованию системы контроллинга…43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
несоответствие требованиям современных отечественных и зарубежных рынков по качеству исполнения, дизайну и другим потребительским свойствам;
плохие перспективы
Закупки:
низкое качество закупаемых материалов, отсутствие входного контроля;
необоснованно большие запасы материалов на складе.
Персонал:
восприятие работы как повинности, отстраненность личных интересов сотрудников от результатов деятельности компании;
неуверенность сотрудников в завтрашнем дне.
Оборудование:
устаревший парк основного оборудования и производственных средств;
отсутствие системы планово- предупредительных ремонтов, ремонт при возникновении поломок или выходе из строя.
Система информационного обеспечения и отчетность:
отсутствие в отчете пояснительной и аналитической части;
заполнение документов у ручную;
ограниченность исходной информации, предназначенной для принятия важных решений;
недостоверность информации;
отсутствие или
отсутствие системы учета и расчета затрат по носителям и объектам.
Предметом отдельного анализа является состояние производственного процесса и прохождения заказов в организации. Нередко нет четких правил и порядка приема заказа от клиентов. На вопрос, кто отвечает за прием заказов, нельзя получить однозначного ответа. На предприятиях часто отсутствуют единая система заполнения формуляров и упорядоченный документооборот. Это не позволяет точно сказать, в каком состоянии находится заказ, отсутствует система оперативного управления исполнением заказов. У рабочих мест могут лежать горы заготовок или готовых деталей, что во всех случаях приводит к росту издержек на предприятии в целом.
2.3 Оценка влияния внешних факторов контроллинга на развитие предприятия
Важным условием успешного развития любого предприятия является систематическое, непрерывное и качественное изменение в деятельности за счет внедрения инноваций, в том числе опыта и достижений успешных предприятий. Сюда же можно отнести и квалифицированность персонала работников, качество их проделанной работы. Внедрение инноваций направленно на дальнейшее развитие потенциала предприятия и требует эффективной системы управления, поэтому необходимы новые методы и инструменты, современная технология управления этими процессами; на первом месте всего происходящего будет технология оценочности факторов , достигнутых лучшими предпринимателями.
Для решения задач
С этой целью разработана технология контроллинга оценки влияния изменений внешних факторов на развитие предприятия, которая показана на рисунке 8. (след.стр)
Внешняя среда.
Предприятие:
Служба контроллинга. |
Служба предприятия. |
1этап. Определение важнейших факторов, формирующих потенциал и показатели формирующие их конкурентоспособность на предприятии. |
2этап. Выбор приоритетных объектов для сравнения. |
3этап. Сбор информации. |
4этап. Определение методов расчёта основных показателей и оценки потенциала предприятия. |
5этап. Сравнительный и оценочный анализ данных. |
6этап. Разработка и принятие решений по результатам оценок показателей. |
7этап. Согласие и организация выполнения решения. |
Рис.8. Технология контроллинга оценки влияния изменений внешних факторов на развитиепредприятия.
Рассмотрим более подробно каждый из них. На первом этапе стоит: Определение важнейших показателей потенциала предприятия.
Задача контроллинга в условиях рынка – обеспечить предприятию возможности достижения необходимого преимущества перед другими конкурентами путем использования эффективных методов управления. Те предприятия, которые планируют и поддерживают высокий потенциал своего развития, устойчиво оказываются сильными, прибыльными в деловом сообществе. Чтобы предприятие могло установить собственный долгосрочный конкурентный цикл развития, оно должно расти быстрее, чем повышается потенциал его основных конкурентов.
Потенциал любого предприятия оказывает наибольшее влияние не только на конечные результаты всякой его деятельности, но и на пределы экономического роста и структурного развития всего предприятия.
Повышение уровня развития потенциала сводится по существу к анализу его структуры, оценке и планированию влияния большой совокупности факторов на конкурентоспособность предприятия и его место на действующем рынке.
Для предприятий химического
На основе сравнения и оценки
изменения показателей внешней
среды могут быть сделаны выводы
о степени
Второй этап - это выбор приоритетных объектов для сравнения.
Экономика страны все в большей степени приобретает рыночный характер, при этом предприятия для оценки своей деятельности продолжают применять лишь стандартные методики анализа, базирующиеся на расчете различных коэффициентов собственного предприятия.
По этим и многим другим причинам, в настоящее время технологии, с помощью которых предприятие может оценивать свое текущее состояние и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, претерпевают значительные изменения.
Достижение поставленной цели исследования происходит посредством решения определенных задач. Можно выделить две основные задачи контроллинга, которые решаются в процессе проведения анализа и оценки:
- измерение своей деятельности и сравнение показателей с другими;
- изучение и применение лучшего
опыта других в развитии
Для изучения и применения опыта других предприятий необходимо провести поиск и определить наиболее успешные из них. Так называемых лучших в классе можно выбрать из следующих групп предприятий:
- прямые конкуренты;
- параллельные конкуренты (предприятия в той же отрасли бизнеса, но не конкурирующие напрямую);
- латентные конкуренты. Это предприятия,
с которыми нет конкуренции
сейчас, но которые могут являться
угрозой в будущем. Это
- предприятия вне отрасли.
Выбор предприятия – трудоемкий процесс, от которого во многом будет зависеть успех всего проекта. На данном этапе используется конкурентный и общий бенчмаркинг.
Как только создан перечень предприятий потенциальных объектов сравнения, необходимо оптимизировать этот список и свести его к минимуму. Здесь тоже нет жестко установленных правил, и приводятся только несколько рекомендаций:
- ограничить список предприятий до 4-6;
- использовать наиболее
- отбирать действительных
- отбирать наиболее творческие и изобретательные предприятия.
Таким образом, используя инструменты бенчмаркинга, осуществляется отбор приоритетных предприятий для проведения сравнений.
Третий этап, здесь уже сбор информации. Выбор объектов для сравнения, как правило, является результатом тщательно проведенного предварительного отбора на основе, во-первых, всестороннего и детального изучения вторичной информации, как внутренней, так и внешней, и, во-вторых, сбора и не менее тщательного анализа первичной информации: работа с Интернет-ресурсами; личные встречи и беседы по телефону с представителями потенциальных партнеров; непосредственное наблюдение за их деятельностью; сбор отзывов от их партнеров и клиентов; обзор прессы и, в частности, бизнес-изданий – лишь малая часть необходимых мероприятий.
В процессе сбора информации особенно важны различные варианты официальной или, если возможно, неофициальной беседы как с персоналом, так и с третьими лицами, к примеру, экспертами. В случае необходимости поэтапного анализа деятельности может понадобиться проведение дополнительного исследования, облегчающего процесс определения целей и задач каждого из выделенных этапов.
Помимо вышеперечисленных
Перед службой контроллинга при выборе источников информации всегда встает вопрос о степени ее оперативности и достоверности.
Фактически собранная
Создание информационной базы следует рассматривать как одну из важнейших программ контроллинга оценки внешних факторов.
Четвёртый этап. определение методов расчета основных показателей оценки потенциала предприятия.
В настоящее время методы, с помощью
которых предприятие может
Потенциал необходимо рассматривать
во взаимосвязи с
Этап номер пять. Сравнительный и оценочный анализ данных.
Сначала определяются показатели, которые будут анализироваться, потом подбирают лидеров в отрасли и вне ее, проводят сбор и оценку данных по выбранным показателям, сравнивают показатели лидеров с собственными показателями, разрабатывают программы действий для ликвидации этих разрывов. В итоге внедряют и осуществляют на постоянной основе мониторинг.
Новизна заключается в создании постоянно действующего механизма оценки и адаптации достижений других применительно к предприятию.
На основе анализа данных путем
сопоставления фактических
Задача контроллера
При выявлении причин отклонений едва ли целесообразно рассматривать все влияющие факторы. Вполне достаточно ограничиться методами статистического анализа: регрессионными, корреляционными, факторными, или кластерными. На практике различают анализ причин отклонений: ориентированный на прошлое; ориентированный на будущее (на перспективу).
Разрабатывая инструментарий анализа, контроллинг способствует новому видению стратегических проблем и позволяет выявить приоритеты развития, а так же проблемы и опасности, которые несет в себе предполагаемая стратегия, позволяет определять отклонения от ожидаемого состояния или норм, выявлять причины и последствия отклонений. Сформулированные на данном этапе цели являются емким выражением экономической и социальной политики предприятия, ясно очерчивают круг задач, которые предстоит решить, достижению именно этих целей должны быть подчинены все усилия.