Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:01, контрольная работа
Условиями продовольственной безопасности являются, прежде всего, физическая (безопасное поступление продуктов питания в места потребления в объемах и ассортименте, соответствующих спросу и нормам, установленным для потребителей) и экономическая (характеризуется возможностью приобретения различными группами населения продовольственных товаров в нормативном размере на рынке при сложившемся уровне цен и доходов, а также поступлением продуктов питания в сферу потребления, минуя рыночные каналы из фермерских и личных подсобных хозяйств) доступность продуктов питания в необходимом количестве и ассортименте.
Экономические отношения на продовольственном рынке осуществляются по принципам: возмещения затрат производителей; удовлетворение потребностей населения в продуктах питания.
Особенность продовольственного рынка можно охарактеризовать через его функции. К основным функциям относятся обеспечение платежеспособного спроса населения продуктами питания, реализация части совокупного общественного продукта для личного потребления, формирование ассортимента и поддержание определенного качества товаров, стимулирование развития сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Продовольственный рынок выполняет ряд дополнительных функций: складирование, хранение, транспортировка, информационная функция, основанная на маркетинговых исследованиях.
Рыночный механизм продовольственного
рынка, основанный на учете спроса на продукты
питания и их предложения, развития конкуренции
между потребителями и производителями,
призван активизировать сельскохозяйственное
производство и производство перерабатывающих
предприятий, коммерческо-
Зависимость спроса на продукты питания от цены в целом сравнительно низка. По дорогостоящим (деликатесным) товарам эластичность спроса велика, а по товарам первой необходимости практически равна нулю. Основным фактором, влияющим на ценовую эластичность спроса продуктов питания, является удельный вес расходов на данный продукт в общих расходах потребителя. Чем он выше, тем выше эластичность спроса.
Третьей отличительной чертой является спрос. Особенностью его на продовольственном рынке является запаздывание реакции потребителей на изменение цен. Другими словами, после повышения цен покупатели продолжают покупать товар в прежних количествах, пока не найдут подходящей замены.
Факторы, определяющие спрос на продукты питания практически совпадают с факторами спроса на другие товары. Однако степень их значимости и приоритетность специфичны. Основным, наиболее значимым фактором является цена данного товара. Вторым фактором является денежный доход покупателя. При этом индивидуальный спрос характеризуется индивидуальным доходом, а совокупный спрос характеризуется совокупным или средним доходом. Далее следуют факторы: потребительские вкусы и предпочтения покупателей, его стиль жизни, состав семьи.
Особенностью
Особенностью функционирования товарного предложения продуктов питания является цена. С повышением закупочных цен повышается объем производства, а рост цен розничной торговли ведет к увеличению поставок продовольствия на рынок.
Анализ факторов, влияющих на функционирование рынка продовольствия, позволил разделить их на две большие группы: внутренние и внешние. Каждая из групп имеет свои подгруппы.
Рассматривая факторы внутренней группы, мы пришли к выводу о том, что их следует разделить на две подгруппы. К первой подгруппе внутренних факторов, относятся факторы, связанные с производственными и сбытовыми возможностями сельскохозяйственных производителей, перерабатывающих предприятий, торговых организаций. К внутренним факторам относятся возможности субъектов продовольственного рынка по объему, ассортименту, качеству товара, а также способы товароснабжения потенциальных покупателей. Ко второй подгруппе относятся следующие факторы: уровень развития инфраструктуры, диспаритет цен, состояние совокупного спроса на продукты питания и сырье для производства.
Внешние факторы были разделены на две подгруппы. К первой отнесены: социальные, экономические, политические. Это, прежде всего: экономические свободы хозяйствующих субъектов, уровень занятости населения, экономический рост, цели развития государства, бюджет страны, распределение доходов.
Основными факторами, влияющими на рынок продовольствия являются: диспаритет цен, государственное регулирование.
2. Методология опрделения
Продовольственный рынок характеризуется совокупностью рыночных сегментов, которые можно разделить на три крупные группы: сельскохозяйственные товаропроизводители, перерабатывающие предприятия, конечные потребители. Два первых сегмента можно рассматривать как совокупность товара, производимого предприятиями. Под емкостью продовольственного рынка, на наш взгляд, следует понимать совокупность продуктов питания находящихся на рынке в определенный промежуток времени. Основными факторами, влияющими на емкость являются: объем продажи товаров, число и размер предприятий, выступающих на рынке в качестве продавцов и торговых посредников
Вопрос 38
Птицеводство – одна из наиболее активно развивающихся отраслей сельского хозяйства, обеспечивающая население высокопитательными диетическими продуктами как яйца и мясо. Оно легче переводится на промышленную основу. В птицеводческих хозяйствах более высокая производительность труда и рентабельность производства. Инвестиции окупаются в 5-6 раз быстрее, чем в скотоводстве. В отличие от других отраслей сельского хозяйства, птицеводство характеризуется меньшей зависимостью от природных факторов, индустриальным типом производства, большей инновационностью, наукоемкостью и динамичностью, быстрыми темпами воспроизводства поголовья, его интенсивным ростом, высокой продуктивностью и жизнеспособностью, наименьшими затратами живого труда и материальных средств на единицу продукции.
Производственные типы птицеводческих предприятий Птицеводческие предприятия и фермы в Яично-товарное направление целесообразно Мясное направление – основное при разведении кур, индеек, уток и гусей. Товарной продукцией является мясо птицы (цыплята-бройлеры, индюшата, утята, гусята). Яично-мясное направление – наиболее распространено в птицеводстве. Предприятия этого направления в качестве товарной продукции производят яйца и мясо птицы. Общественное разделение труда в отрасли привело к выделению двух производственных типов птицеводческих предприятий: племенных и товарных. |
Специализированные товарные предприятия по производству продукции птицеводства включают: птицефабрики – узкоспециализированные
предприятия, на которых (при наличии условий)
применяют прогрессивные птицеводческие хозяйства – предприятия с углубленной специализацией, в которых птицеводство рационально сочетается с другими, не конкурирующими отраслями сельского хозяйства, обычно с молочным скотоводством, что позволяет эффективно использовать землю, труд и материальные средства, используя в значительной мере корма собственного производства и имея высокую техническую оснащенность. Они обеспечивают получение пищевых яиц и мяса птицы интенсивными методами при невысоких затратах труда и средств; птицеводческие фермы в хозяйствах (в том числе фермерские) других производственных направлений, которые производят пищевые яйца и мясо птицы, используя корма собственного производства. (5, с.10) 1.3. Эффективность птицеводства Эффективность производства отрасли птицеводства зависит от следующих факторов: уровня яйценоскости, сроков эксплуатации и сохранности кур-несушек, уровня использования продуктивных возможностей бройлеров; товарности мяса; сохранения молодняка; себестоимости единицы продукции и производительности труда; расхода кормов; степени использования птице-мест и производительных площадей. Экономическая эффективность птицеводства характеризуется системой показателей, важнейшими из которых являются: 1) продуктивность: получение яиц за год на среднегодовую курицу-несушку, на маточную голову различных видов птиц; относительная яйценоскость-процентное отношение полученных яиц к количеству дней пребывания несушек в стаде; выход продукции выращивания на маточную голову; средняя живая масса одной головы за период выращивания. 2) оплата корма: выход яиц или мяса птицы на 1 ц. израсходованных кормов (в кормовых единицах) на единицу продукции. 3) производительность труда: количество полученной продукции в натуральном выражении в расчете на отработанный человеко-час, на среднегодового работника, занятого в птицеводстве; затраты труда на 1000 яиц или на 1 ц. живой массы; стоимость валовой продукции на 1 чел.-ч, на среднегодового работника отрасли. 4) себестоимость единицы продукции-1000 шт. яиц, 1 ц. прироста живой массы, 1 голова птицы для ремонта основного стада кур-несушек. 5) интенсивность откорма: среднесуточный прирост живой массы, продолжительность откорма; производство мяса в живой массе на 1 птице-место, на 1 м2площади выращивания птицы. 6) прибыль(чистый доход) в расчете на человеко-день, человеко-час, среднегодового работника отрасли, на единицу птицеводческой продукции , на курицу-несушку, на 1 м2 производственной площади или на 1 птице-место. 7) уровень рентабельности производства яиц и мяса. 8) срок окупаемости капитальных вложений в отрасль.(10, с.35)
|