Контрольная работа по "Экономике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

вопрос № 6: Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.
вопрос № 65: Субъектами инвестиционной деятельности являются:...

Вложенные файлы: 1 файл

ekonomika.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

18 вопрос

МЕРКАНТИЛИЗМ - экономическое учение, политика периода раннего капитализма (XVI-XVII в.). Различают ранний и поздний меркантилизм. Наиболее видным представителем раннего является английский экономист У. Стаффорд, позднего - теоретик Т. Мен.

19 вопрос

Основные направления  современной экономической мысли

Неоклассическое: возникло как реакция на экон. теорию К. Маркса, как ее критическое осмысление. Кризис и великая депрессия показали невозможность путем свободной  конкуренции преодолеть противоречия, решить все социально-экон. проблемы общества. 2 теории: монетаризм (М. Фридмен, Е. Гайдар) – теория стабилизации экономики, в которой главную роль играют денежные факторы. Управление экономикой сводится к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, их количеством, находящемся в обращении и запасе, достижению сбалансированности госбюджета и установлению высокого кредитного банковского процента; неолиберализм (Ф. Хайек, Л. Мизес) – необходимо сокращать вмешательство государства в экономику, ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения.

Кейнсианское: основатель Дж. Кейнс. Обоснование госрегулирования развитой рыночной экономики путем  увеличения или сокращения спроса через  изменение наличной и безналичной  денежной масс. Таким образом можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экон. кризисы. Кейнс сформулировал макроэкономический анализ взаимообусловленности национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и др. Неокейнсианцы: Дж. Робинсон – в реальной действительности имеет место несовершенная конкуренция, при которой фирмы продают свои товары по более высоким ценам, чем при совершенной конку ренции, получают больше прибыли, а потребитель терпит убытки. Это приводит к спаду производства и безработице.

Институциально-социологическое: Т. Веблен, Дж. Гэлбрейт, У. Митчел. Экономика  – система, где отношения между  хоз. субъектами складываются под влиянием экон. и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические. Данное направление выступает в различных модификациях: социально-психол. институционализм, социально-правовой, провозгласивший основой экон. развития юр. отношения, конъюнктуроведение, сформулировавшее методы прогнозирования колич. изменений в экономике. Научно-технический прогресс ведет к преодолению соц. противоречий. Неоинституционализм: отход от абсолютизации технических факторов, большее внимание к человеку. 

20 вопрос

Научная абстракция как метод углубленного познания действительности основывается на освобождении информационного материала от случайного, несущественно и выделения в нем устойчивого, типичного. Результатами применения метода научной абстракции, его продуктом является теоретические абстракции, научные понятия, категории, экономические законы. Метод системного анализа, или системный подход. 

Метод анализа и синтеза. Анализ - это процесс умственного  или фактического разложения целого на составные части, а синтез - это  объединение различных элементов, сторон предметов в единое целое синтеза помогает глубже познать сущность целого. Таким образом, системный подход невозможен без органического единства анализа и синтеза. 

Метод логического и  исторического подхода. Логический метод тесно связан с историческим, поскольку освобождает оценку исторического развития от случайностей, несвойственных этому процессу. Как правило, логический метод исследования применяют для рассмотрения более зрелых экономических отношений. При этом логический анализ не ограничивается сугубо абстрактным изложением. Полученные выводы сопоставляют с фактами, конкретной экономической действительностью.

Метод сравнений используют для определения сходства и различий между хозяйственными явлениями. Необходимость сравнения как общенаучных метода обусловливается тем, что в экономической жизни любое явление познается в сравнении. Для того чтобы познать неизвестное, оценить его, необходим критерий, которым, как правило, есть уже известно, ранее познан. Можно сравнивать признаки, свойства, статистические величины, экономические категории, действие экономических законов в разных условиях и т.п.

Индукция и дедукция. Индукция - это движение мысли от единичного до всеобщего, от знания низшего  степени общности к знанию высшего  ее степени. Дедукция, наоборот, движение мысли от всеобщего к единичного. Теоретическим основанием для возникновения и существования индукции и дедукции является диалектический связь единичного, особенного и всеобщего. Метод аналогии означает перенос свойства (совокупности свойств), присущей одному явлению, на другое явление

Гипотеза - это научно обоснованное предположение о возможных связи, отношения, причины явлений. Экономические исследования, как правило, осуществляются целенаправленно, исходя преимущественно из потребностей практики. Если сущность явления, которое изучается, неизвестна, но фактов для выяснения нет или недостаточно, исследователь вынужден ограничиться предположениями. Однако это не научная гипотеза, а всего лишь первая ступень на пути к ней. Для выдвижения гипотезы нужны достоверные факты. 

21 вопрос

Пять фундаментальных  вопросов экономики

1. Что следует производить?  Какой набор товаров и услуг  наиболее полно  удовлетворит материальные потребности общества?

2. Сколько следует  производить? В каком объеме  или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?

3. Как эту продукцию  следует производить? Как должно  быть организовано производство?

4. Кто будет приобретать  (использовать) эту продукцию? В  частности, как должна распределяться продукция экономики между индивидуальными потребителями?

5. Способна ли система  адаптироваться к изменениям? Может  ли система добиться коррекций  в связи с изменениями в  потребительском спросе, в поставках  ресурсов и т.д.?

22 вопрос

Свойства товаров 
1. Общие сведения о свойствах товаров 
2. Химические свойства 
3. Физические свойства 
4. Физико-химические свойства 
5. Биологические свойства

23 вопрос

Рыночный механизм —  это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.

Эти элементы являются важнейшими параметрами рынка, которыми руководствуются  производители и потребители  в своей экономической деятельности в рыночной системе хозяйствования. Это стержень рыночных отношений, ядро рынка.

Рыночный механизм действует  на основе экономических законов: изменения  спроса, изменения предложения, равновесной  цены, конкуренции, стоимости (ценности), полезности, прибыли и т.д.

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. Их можно сравнить с двумя силами, действующими в противоположных направлениях. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

Важно отметить что рыночный механизм проявляется как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), функционировать в конечном счете на пользу потребителей.

Действие этого механизма  основано не на уговорах, а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому для реализации рыночного  механизма не нужно ничего, кроме  свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее  функционирует механизм саморегулирования рыночной экономики.

На рынке продавцы и покупатели на свой страх и риск совершают обменные сделки. Все боятся прогадать, быть обманутыми, понести  убытки. Все хотят продать подороже, а купить подешевле. Риск выражается в том, что товаропроизводитель стремится предугадать спрос, сформировать его и выпустить продукцию по высоким ценам, когда рынок еще не насыщен. В это время он рискует быть обойденным конкурентами, вложить деньги в производство неперспективных товаров, произвести товаров больше, чем требует рынок, и продать товар за бесценок. Таким образом, на рынке стихийно возникают различного рода конфликты, которые разрешаются с помощью рыночного механизма. Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

Конъюнктура рынка —  это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени  экономических условий, при которых  осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Прежде чем перейти  к подробному рассмотрению элементов  и законов рыночного механизма, отметим, что сам рыночный механизм содержит в себе элементы: 1) саморазвития и 2) государственного регулирования  путем воздействия государства  на спрос, предложение, цены и конкуренцию.

Особенность рыночного  механизма состоит в том, что  каждый его элемент теснейшим  образом связан с ценой, которая  служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение. Рассмотрим подробнее эту зависимость.

24 вопрос

Монополия — 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, М. — это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги; 2) исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная М. на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать следующие виды М.: закрытая, защищенная от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная М.), естественная, необходимая в связи с тем, что без такой М. нельзя достичь эффективного использования ресурсов, открытая, при которой одна компания в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.

25 вопрос

Изменение цены какого-либо товара влияет на объем спроса через эффект дохода и эффект замещения. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход или покупательную способность, потребителя. Эффект замещения (замены) возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замещения способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

26 вопрос 

НЕЦЕНОВЫЕ ФАКТОРЫ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

- факторы, влияющие на спрос и предложение товаров на рынке, за исключением цен на товары, услуги. К неценовым факторам относятся доходы покупателей, издержки производства товара, мода, предоставление дотаций, наличие на рынке взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров, запасы и др.

27 вопрос

Трудовые ресурсы — часть населения страны, которая по физическому развитию, приобретенному образованию, профессионально-квалификационному уровню способна заниматься общественно полезной деятельностью.

Трудовые ресурсы —  та часть населения, обладающая физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями, необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники.

Понятие «трудовые ресурсы» сформулировал в одной из своих  статей академик Струмилин С.Г. в 1922 году. В зарубежной литературе этому понятию соответствует термин «людские ресурсы».

Трудовые ресурсы представляют собой категорию, занимающую промежуточное положение между экономическими категориями «население» и «совокупная рабочая сила». В количественном отношении в состав трудовых ресурсов входит все трудоспособное население, занятое независимо от возраста в сферах общественного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности. В их состав включаются также лица трудоспособного возраста, потенциально способные к участию в труде, но занятые в домашнем и личном крестьянском хозяйстве, на учебе с отрывом от производства, на военной службе.

28 вопрос

Безработица — социально-экономическое явление, предполагающее отсутствие работы у людей, составляющихэкономически активное население.

Выделяют следующие  виды безработицы:

Добровольная — связана с нежеланием людей работать, например, в условиях понижения заработной платы. Добровольная безработица усиливается во время экономического бума и снижается при спаде; её масштабы и продолжительность различны у лиц разных профессий, уровня квалификации, а также у различных социально-демографических групп населения.

Вынужденная (безработица ожидания) — возникает, когда работник может и хочет работать при данном уровне заработной платы, но не может найти работу. Причиной является нарушение равновесия на рынке труда из-за негибкости заработной платы (вследствие законов о минимуме заработной платы, работы профсоюзов, поднятие заработной платы для улучшения качества труда и т. п.). Когда реальная зарплата находится выше уровня, соответствующего равновесию спроса и предложения, предложение на рынке труда превышает спрос на него. Количество претендентов на ограниченное число рабочих мест увеличивается, а вероятность реального трудоустройства уменьшается, что повышает уровень безработицы. Разновидности вынужденной безработицы:

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике"