Контрольная работа по "Экономике предприятий"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2014 в 15:49, контрольная работа

Краткое описание

1.Среда функционирования предприятия (внешняя, внутренняя).
2.Виды и формы предпринимательской деятельности.
3.Оборотные средства предприятия. Показатели использования оборотных фондов.

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика предприятий (задачи).docx

— 61.90 Кб (Скачать файл)

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Гуманитарно-экономический и технологический

институт»

 

                          

Дисциплина:  Экономика предприятия

Контрольная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                           

 

                                                                                                         

Выполнила: студентка 3 курса,

                                                                                                                                                         Группа ГМУ-31а                               

                                                                                                                                                         Сорокина А.Ю.

 

 

 

 

Москва 2014г.

                                   Контрольная работа № 1

Вариант 1

1.Среда функционирования предприятия (внешняя, внутренняя).

2.Виды и формы предпринимательской деятельности.

3.Оборотные средства предприятия. Показатели использования оборотных фондов.

 

1. Среда функционирования предприятия (внешняя, внутренняя).

Внешняя среда

Все предприятия являются открытыми системами, т. е. они испытывают влияние внешней среды. Они могут существовать лишь при условии активного взаимодействия с внешней средой. Предприятие также можно рассматривать как совокупность его параметров, которые меняются под воздействием этой среды и управленческих решений.

Предприятие, как открытая система зависит от поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей.

В общем, внешнюю среду предприятия можно охарактеризовать как всю совокупность факторов, влияющих на деятельность организации, а именно: потребители, конкуренты, правительственные учреждения, поставщики, финансовые организации, источники трудовых ресурсов, а также наука, культура, состояние общества и природные явления.

Поскольку факторы внешней среды имеют различную силу влияния на организацию, их разделяют на прямые и косвенные факторы, а всю внешнюю среду на среду прямого (микросреду) и косвенного (макросреду) действия.

Микросреда - среда прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.

Макросреда - среда косвенного влияния. Она влияет на микросреду предприятия и включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. Иными словами, к факторам косвенного воздействия относят: состояние экономики, научно-технический прогресс, политику, социально-культурный фактор, а также международный фактор.

Руководитель предприятия не в силах изменить внешнюю среду. Следовательно, он должен изучать ее и приспосабливаться к ней. Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. После установления миссии предприятия, его целей и постановки задач перед персоналом высшее руководство предприятия приступает к анализу воздействия внешней среды, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы.

Характеристики внешней среды

Выделяют следующие основные характеристики внешней среды:

1. Взаимосвязанность факторов  внешней среды - уровень силы, с  которой изменение одного фактора  воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора  окружения может обуславливать  изменение других;

2. Сложность внешней среды - характеризуется большим число  факторов, на которые организация  обязана реагировать, а также  уровень вариативности каждого

3. Подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения  в окружении организации. Окружение  современных организаций изменяется  с нарастающей скоростью. Подвижность  внешнего окружения может быть  выше для одних подразделений  организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация  или подразделение должны опираться  на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные  решения;

4. Неопределенность внешней  среды - соотношение между количеством  информации о среде, которой располагает  организация, и уверенностью в  точности этой информации. Она  предполагает, что если информации  мало или есть сомнения в  ее точности, то среда становится  более неопределенной, что затрудняет  работу организации.

Внутренняя среда

Основные цели, которые ставит перед собой фирма, сводятся к одной обобщенной характеристике - прибыли. При этом, естественно, должны учитываться и как внешняя среда фирмы, и внутренняя. Инфopмaция o внyтpeннeй cpeдe фиpмы нeoбxoдимa управляющему предприятием, чтoбы oпpeдeлить внyтpeнниe вoзмoжнocти, пoтeнциaл, нa кoтopыe оно мoжeт paccчитывaть в кoнкypeнтнoй бopьбe для дocтижeния пocтaвлeнныx цeлeй. Анaлиз внyтpeннeй cpeды пoзвoляeт тaкжe лyчшe yяcнить цeли и зaдaчи предприятия. Вaжнo тo, чтo пoмимo пpoизвoдcтвa пpoдyкции, oкaзaния ycлyг оно oбecпeчивaeт вoзмoжнocть cyщecтвoвaния cвoим paбoтникaм, coздaeт oпpeдeлeнныe coциaльныe ycлoвия для иx жизнeдeятeльнocти.

Внутренняя среда - это ситуационные факторы внутри организации, на которые оказывают воздействие управленческие решения. Хотя многие из этих факторов могут контролироваться руководством организации, часть из них выступает в роли заданных, но которые должны учитываться в управлении организацией.

Характеристика внутренней среды 

Анaлиз внyтpeннeй cpeды пpoвoдят пo cлeдyющим нaпpaвлeниям:

· пpoизвoдcтвo: oбъeм, cтpyктypa, тeмпы пpoизвoдcтвa; нoмeнклaтypa пpoдyкции пpeдпpиятия; oбecпeчeннocть cыpьeм и мaтepиaлaми, ypoвeнь зaпacoв, cкopocть иx иcпoльзoвaния, cиcтeмa кoнтpoля зaпacoв; нaличный пapк oбopyдoвaния и cтeпeнь eгo иcпoльзoвaния, peзepвныe мoщнocти, тexничecкaя эффeктивнocть мoщнocтeй; мecтoнaxoждeниe пpoизвoдcтвa и нaличиe инфpacтpyктypы; экология пpоизводства; кoнтpoль кaчecтвa, издepжки и кaчecтвo тexнoлoгий; пaтeнты, тopгoвыe мapки и т.п.;

· пepcoнaл: cтpyктypa, пoтeнциaл, квaлификaция, кoличecтвeнный cocтaв paбoтникoв, пpoизвoдитeльнocть тpyдa, тeкyчecть кaдpoв, cтoимocть paбoчeй cилы, интepecы и пoтpeбнocти paбoтникoв;

· opгaнизaция yпpaвлeния: opгaнизaциoннaя cтpyктypa, cиcтeмa yпpaвлeния; ypoвeнь мeнeджмeнтa, квaлификaция, cпocoбнocти и интepecы выcшeгo pyкoвoдcтвa; фиpмeннaя кyльтypa; пpecтиж и имидж фиpмы; opгaнизaция cиcтeмы кoммyникaций;

· мapкeтинг: тoвapы, пpoизвeдeнныe фиpмoй, дoля нa pынкe; вoзмoжнocть coбиpaть нeoбxoдимyю инфopмaцию o pынкax; кaнaлы pacпpeдeлeния и cбытa; мapкeтингoвый бюджeт и eгo иcпoлнeниe; мapкeтингoвыe плaны и пpoгpaммы; нoвoввeдeния; имидж, peпyтaция и кaчecтвo тoвapoв; cтимyлиpoвaниe cбытa, peклaмa, цeнooбpaзoвaниe;

· финaнcы и yчeт: финaнcoвaя ycтoйчивocть и плaтeжecпocoбнocть; пpибыльнocть и peнтaбeльнocть (пo тoвapaм, peгиoнaм, кaнaлaм cбытa, пocpeдникaм); coбcтвeнныe и зaeмныe cpeдcтвa и иx cooтнoшeниe; эффeктивнaя cиcтeмa yчeтa, в тoм чиcлe yчeтa издepжeк, фopмиpoвaния бюджeтa, плaниpoвaния пpибыли.

Такое деление на сферы деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и производственной организационных структурах.

 

2. Виды и формы предпринимательской деятельности 

 В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства:  
1.производственная,  
2.коммерческая,  
3.финансовая  
4.сфера потребления.  
     Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства.  
В наибольшей степени предпринимательство характеризуется такими признаками как самоокупаемость, инициатива, ответственность, риск, активный поиск, динамичность, мобильность. Все это вместе взятое в совокупности должно быть присуще экономической деятельности, чтобы ее можно было с полным основание назвать предпринимательской  
или бизнесом.         
   Предпринимательство – общедоступный вид деятельности. Согласно российскому закону предпринимателем может быть любой гражданин, способный действовать. В качестве российских предпринимателей могут выступать граждане иностранных государств и лица без гражданства. Однако далеко не все, кто имеет право стать предпринимателем, может действительно им быть. Чтобы стать преуспевающим бизнесменом нужны способности, знания, умения работать, энергия. Без всего этого можно достичь иногда сиюминутной удачи, которая сменится потерями, провалом, а то и вовсе банкротством. К тому же надлежит знать, что подлинное предпринимательство это не стрижка купонов, а повседневный тягостный изнурительный труд. 
     Предпринимательская деятельность может осуществляться двумя путями:  
1) непосредственным производством какого-либо товара, продукта или услуги;  
2) производством посреднических функций по продвижению товара от продуцента к потребителю. 
   Предпринимательская деятельность - это особый вид деятельности, направленный на извлечение прибыли, которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской  идее. 
        В предпринимательстве целесообразно рассматривать два основных элемента:  
1. Новаторскую инновационную деятельность как предпринимательскую функцию; 
2. Действия предпринимателя как носителя и реализатора данной функции. 
    В результате каждого типа предпринимательской деятельности достигаются поставленные предпринимателем цели. В качестве основных целей предпринимательской деятельности  могут  выступать:  
1. получение прибыли от вложенного в тот или иной объект предпринимательства капитала, финансовых,  ресурсных и  материальных средств; 
2. удовлетворение спроса общества на конкретные потребности его членов или страны, региона. 
      В процессе функционирования производства или посреднической деятельности цели могут иметь более широкий спектр. Например, в качестве целей могут быть: 
- накопление денежных средств для завоевания новых рынков и развития производства; 
- улучшение  социальных  условий   сотрудникам  организации; 
- оптимизация  спроса  покупателей  на продукцию организации; 
- оказание помощи в улучшении этических и моральных норм общества, улучшение культуры потребления   и т.д. 
      Для достижения целей определяются и решаются конкретные задачи   
 предпринимательской деятельности в рамках текущей или перспективной политики предприятия. Политика организации определяет направление и методы осуществления предпринимательской деятельности, ее стиль, которые обеспечивают эффективное поведение организации в сложившихся или меняющихся условиях окружающей среды.  
      Задачи предпринимательской деятельности и их решение, способствующие достижению поставленных целей, можно разделить на два направления.  
    Первое направление - это комплекс задач, решение которых обеспечивает успех инновационной деятельности  предпринимателя. 
     Второе направление - это комплекс задач, решение которых формирует эффективность процесса производства или посреднической деятельности, которые осуществлялись или же только стали осуществляться.

 
 Виды предпринимательской  деятельности

Все многообразие предпринимательской деятельности может быть классифицировано по различным признакам: виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам, степени использования  наемного труда  и  другим.  
     По виду или предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную.  Все эти виды могут функционировать раздельно или вместе. 
     По формам собственности имущество предприятия может быть частным, государственным, муниципальным, а также находиться в собственности общественных объединений(организаций). При этом, государство не может устанавливать в какой бы то ни было форме ограничения или преимущества в осуществлении прав собственности в зависимости от нахождения имущества в частной, государственной, муниципальной собственности или собственности общественных объединений (организаций). 
     По количеству собственников предпринимательская деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу. Коллективному предпринимательству соответствует собственность, принадлежащая одновременно нескольким субъектам с определением долей каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность). Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в коллективной собственности, осуществляющаяся по соглашению всех собственников. 

3. Оборотные средства предприятия. Показатели использования оборотных фондов

     Материальной  основой производства являются  производственные фонды в виде  средств  труда. В процессе функционирования средства труда и предметы труда по-разному и в разной степени переносят свою стоимость на стоимость производимого продукта.

     Оборотные  производственные фонды по вещественному  содержанию представляют собой  предметы труда и орудия труда, учитываемые в составе малоценных  и быстроизнашивающихся предметов. Эти фонды обслуживают сферу  производства и полностью переносят  свою стоимость на стоимость  готовой продукции, изменяя первоначальную  форму в процессе одного производственного  цикла.

      Фонды обращения  хотя и не участвуют непосредственно  в процессе производства, но необходимы  для обеспечения единства производства  и обращения. Характер и сфера их функционирования создают предпосылки для выделения их в самостоятельное понятие - «фонды обращения».

      Оборотные  производственные фонды и фонды  обращения, находясь в постоянном  движении, обеспечивают бесперебойный  кругооборот средств. При этом  происходит постоянная и закономерная  смена форм стоимости: из денежной  она превращается в товарную, затем - в производственную, снова  в товарную и денежную. Движение  оборотных производственных фондов  и фондов обращения носит одинаковый  характер и составляет единый  процесс. Это дает возможность  объединить оборотные производственные  фонды и фонды обращения в  единое понятие - оборотные средства.

         Оборотные средства (оборотный капитал) - совокупность денежных средств, авансированных для создания  и использования оборотных производственных  фондов и фондов обращения  для обеспечения непрерывного  процесса производства и реализации  продукции.

        Функция  оборотного капитала состоит  в платежно-расчетном обслуживании  кругооборота материальных ценностей  на стадиях приобретения, производства  и реализации. В этом случае  движение оборотных производственных  фондов в каждый момент времени  отражает оборот материальных  факторов воспроизводства, а движение  оборотного капитала - оборот денег, платежей.

         На каждом конкретном предприятии  величина оборотных средств, их  состав и структура зависят  от характера и сложности производства, длительности производственного  цикла, стоимости сырья, условий  его поставки, принятого порядка  расчетов и т. п. В различных  отраслях удельный вес оборотных  фондов в составе производственных  фондов предприятия неодинаков. Так, на предприятиях тяжелой  промышленности он ниже, чем в  легкой промышленности.

       Организация  оборотного капитала на предприятии  включает определение потребности  в оборотных средствах, их состава, структуры, источников формирования  и их регулирование, управление  использованием оборотных средств. При определении уставного фонда  предприятие самостоятельно устанавливает  плановый размер оборотных средств, необходимый для его производственной  деятельности, в виде норматива. За счет собственных источников  оборотный капитал формируется  в размере постоянных не снижающихся  запасов и затрат, за счет заемных - при повышенной потребности  в оборотных средствах.

         Эффективность использования оборотных  средств характеризуется системой  экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств.

Информация о работе Контрольная работа по "Экономике предприятий"