Концепция национальной инновационной системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 15:14, курсовая работа

Краткое описание

Для реализации этой стратегической политической установки республика должна располагать научно обоснованной и практически ориентированной программой перевода национальной экономики в режим интенсивного инновационного развития в рамках белорусской экономической модели. Главным и наиболее эффективным, как показывает мировой и отечественный опыт, механизмом такого перевода должна стать национальная инновационная система (НИС) как современная институциональная модель генерации, распространения и использования знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни общества.

Содержание

Введение 3
1 Мировые тенденции научно-технологического развития и национальные инновационные системы 3
2 Краткая характеристика компонентов действующей инновационной системы 10
2.1 Тенденции развития научно-инновационной сферы 10
2.2 Ключевые проблемы инновационного развития страны 14
3 Концептуальные подходы к построению и функционированию перспективной модели НИС Беларуси 15
3.1 Методологические принципы построения НИС 16
3.1.1 Сущность НИС, ее функции и роль в национальной экономике 16
3.1.2 Принципы построения НИС 17
3.2 Структура (архитектура) перспективной модели НИС 17
3.3 Институционально-правовые предпосылки формирования и развития НИС 19
3.4 Цели и задачи НИС 21
3.5 Этапы построения НИС 22
4 Основные направления государственной политики по формированию и развитию перспективной модели НИС и укрупненные меры по их реализации 25
4.1 Создание благоприятной для инновационной деятельности институционально-правовой среды 26
4.2 Перестройка действующих структурно-функциональных блоков НИС 26
4.3 Формирование инновационной инфраструктуры 28
4.4 Развитие малого и среднего предпринимательства 29
4.5 Развитие финансовой инфраструктуры 29
4.6 Создание мотивационного механизма инновационной деятельности 31
4.7 Развитие институтов использования и защиты прав интеллектуальной собственности 32
4.8. Подготовка кадров для инновационной деятельности 33
4.9 Модернизация экономики на основе технологических инноваций 34
4.10 Государственное управление и обеспечение взаимодействия элементов НИС 36
5 Мониторинг реализации мер по формированию и развитию НИС 38
Заключение 39

Вложенные файлы: 1 файл

CIS.doc

— 272.50 Кб (Скачать файл)

Не оказывает значительного  влияния на формирование благоприятного инновационного климата финансовая политика Белорусского инновационного фонда. Венчурное финансирование инновационной деятельности в Беларуси не развито как таковое. Нет механизма перестрахования инвестиций.

Следует отметить, что  наиболее слабым звеном НИС является предпринимательский сектор, и значительные усилия по развитию НИС должны быть направлены именно на становление этого сектора, так как он является "наполнителем" для создаваемой инновационной инфраструктуры, а также формирует рынок инноваций.

Вследствие отсутствия реальной государственной поддержки в Беларуси постоянно сокращается количество малых инновационных предприятий. Начиная с 1997 года, оно уменьшилось в 2,3 раза, с 600 до 275. Численность их сотрудников составляет всего 0,6 % от общей численности работающих в малых предприятиях. Ввиду отсутствия необходимой экономической среды не создаются предприятия инновационного сервиса.

Недостаточно распространены современные механизмы коммерциализации технологических нововведений и выведения их на рынок, а сам рынок инновационной продукции формируется очень медленно.

В выработке и реализации научно-инновационной политики преобладает  отраслевой подход. Региональный аспект пока недостаточно прорабатывается  в рамках государственной политики в научной, научно-технической и  инновационной сферах, особенно в части преодоления неравномерного распределения научного и научно-технического потенциалов по регионам страны.

Таким образом, несмотря на наличие в структуре народного хозяйства Беларуси отдельных потенциально значимых и перспективных для формирования НИС элементов, они пока не выполняют своей важнейшей функции как частей целостной системы по обеспечению научно-технического прогресса в национальной экономике.

2.2 Ключевые проблемы инновационного  развития страны

В целом, можно выделить следующие основные проблемы существующей инновационной среды республики, нерешенность которых негативно влияет на развитие отечественного инновационного потенциала:

  • отсутствие системной, четко структурированной законодательной базы для осуществления всех стадий инновационной деятельности, а также для мер ее государственной поддержки, включая прямые (бюджетное финансирование) и косвенные (налоговые преференции, государственные гарантии и т.д.) механизмы, а также нормативно-правовой базы, регулирующей условия создания предприятий и нормы взаимоотношений между субъектами инновационной инфраструктуры;
  • ограниченный платежеспособный спрос на внутреннем рынке на передовые технологии и нововведения, наличие низкого спроса со стороны реального сектора экономики на перспективные – с точки зрения их коммерческого применения – результаты научно-технической деятельности, отсутствие сложившегося рынка инновационной продукции;
  • неразвитость специальных финансовых механизмов поддержки отдельных элементов инновационной инфраструктуры, инновационного предпринимательства и самостоятельных инновационных проектов, а именно фондов рискового финансирования (венчурных фондов), специальных финансовых механизмов поддержки фирм на этапе их быстрого роста, сертифицированных оценщиков фирм и интеллектуальной собственности, страхования инновационных инвестиций, лизинга высокотехнологичного оборудования и приборов, фондового рынка для наукоемких компаний, торговых домов и др.;
  • отсутствие действенных механизмов реализации определенных государством приоритетных направлений развития науки и технологий, множественность научных организаций, претендующих на соответствующую государственную поддержку. Следствием этого становится распыление бюджетных средств и недофинансирование исследований (развития знаний) в перспективных областях науки, обеспечивающих, в т.ч., конкурентоспособность экономики страны на мировом рынке;
  • отсутствие эффективной координации ИР, финансируемых отдельными органами исполнительной власти, что препятствует как консолидации финансовых, кадровых и организационных ресурсов государства для реализации крупных научно-производственных проектов, так и инвентаризации и введению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности, объектов интеллектуальной собственности, полученных за счет средств бюджета, в смежных отраслях реального сектора экономики;
  • слабость кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями;
  • неразвитость современных форм инновационного менеджмента и коммерциализации нововведений (посредством рынка научно-технической продукции);
  • низкая инновационная активность ведущих промышленных предприятий республики. При этом основными экономическими факторами, сдерживающими инновационную активность предприятий реального сектора экономики, являются низкий инновационный потенциал, недостаток собственных средств для расширения данного вида деятельности, высокая стоимость нововведений, экономические риски и длительные сроки окупаемости;
  • низкая информационная прозрачность инновационной сферы, прежде всего, недостаток информации о новых технологиях и возможных рынках сбыта принципиально нового (инновационного) продукта, а также сведений для частных инвесторов и кредитных организаций об объектах вложения капитала с потенциально высокой доходностью;
  • низкий уровень развития малого инновационного предпринимательства (в т.ч., без образования юридического лица);
  • низкая инновационная культура населения и предпринимателей.

В качестве барьеров на пути инноваций выступают также недостаточный  уровень наукоемкости ВВП, высокая налоговая нагрузка на субъекты инновационной деятельности и другие.

Эти барьеры и проблемы инновационного развития в совокупности определяют главную системную проблему: темп развития, структура и научно-технический  уровень исследований и разработок научной сферы страны не отвечает потребностям развития национальной экономики, её структурной перестройки и повышения конкурентоспособности; при этом  предлагаемые разработки и проекты не находят спроса на инновационном рынке и практического применения в экономике из-за дисбаланса звеньев научно-инновационного комплекса и низкой восприимчивости  к инновациям белорусских предприятий и организаций.

Решение этой системной  проблемы, как показывает зарубежный и отечественный опыт, возможно лишь посредством формирования и развития современной национальной инновационной системы Беларуси рыночного типа.

3 Концептуальные подходы к построению  и функционированию перспективной  модели НИС Беларуси

 

Политическое решение  о создании НИС Беларуси приняло III Всебелорусское  народное  собрание, одобрив Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы. В разделе "Активизация науки, инновационной и инвестиционной деятельности" дана четкая стратегическая установка, и из дискуссионной проблема НИС стала обязательной для решения.

3.1 Методологические принципы построения  НИС

Создание НИС является чрезвычайно сложной научно-теоретической  и прикладной проблемой стратегического  характера, и ее программное решение предполагает выработку как механизма разработки и реализации программных целей и проектов в масштабе общества, государства, экономики, так и специфических механизмов принятия и реализации решений по важнейшим структурным блокам НИС (научному, информационному, технологическому, производственному, подсистеме коммерциализации), а также их ресурсному обеспечению.

Теоретико-методологической основой построения НИС является системный подход, располагающий  арсеналом методических  средств  для решения столь сложной проблемы, соединения действующих фрагментов инновационного комплекса в целостную единую систему.

3.1.1 Сущность  НИС, ее функции и роль в  национальной экономике

Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что НИС представляет собой, по своей сути, институциональную основу инновационного развития национальной экономики, создающую необходимые условия и ресурсы для эффективной научной, научно-технической и инновационной деятельности в стране. Она охватывает всю совокупность субъектов и объектов научно-инновационной деятельности в базисных сферах экономики: науке, образовании, производстве, рынке и комплекс институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих инновационные процессы.

Основная статусная  роль НИС – обеспечение непрерывного интенсивного потока новых идей (знаний), их воплощение в научно-технических разработках (конструкторской и технологической документации, макетах, опытных образцах техники, материалов, продуктов и т.д.) и практическом освоении в производстве (новых машин, технологий, производственных систем, продукции).

Базовые функции НИС  – генерация знаний, их распространение  и применение, коммерциализация нововведений, образование и подготовка кадров, ресурсное, в т.ч. финансовое, обеспечение, управление и регулирование инновационных процессов.

Осуществляя базовые (творческие) функции, НИС выполняет также  регулятивную, интегративно-организационную, идеологическую и другие функции.

Высший критерий выполнения этих функций – получение нового знания на уровне открытий и изобретений; результатов ИР – на уровне патентов, в т.ч. за рубежом; инновационной продукции – на уровне мировых аналогов и стандартов.

Реальный вклад НИС  в инновационное развитие национальной экономики определяется также проводимой государственной макроэкономической и инновационной политикой, нормативным правовым обеспечением, соотношением прямого и косвенного государственного и рыночного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, рынков научно-технической продукции, товарных рынков, рынков труда, и также историческими и культурными традициями и особенностями республики.

3.1.2 Принципы  построения НИС

Важными методологическими  принципами формирования НИС общесистемного характера являются следующие:

  • приверженность эволюционному развитию страны в рамках белорусской модели развития;
  • ориентация на последовательную и своевременную замену административных методов управления научно-техническим развитием косвенными методами экономического регулирования, стимулирующими творчество, новаторство, саморазвитие организаций;
  • перестройка действующих блоков и сегментов и разработка структуры перспективной НИС с учётом опыта высокоразвитых стран, стран-партнеров по региональным союзам и анализа позитивных  и негативных сторон отечественной инновационной практики;
  • построение новых рыночно ориентированных блоков и сегментов НИС в рамках институциональной "достройки" и сопряжения в системе национальной экономики сфер науки, образования, производства и рынка  и НИС как инструмента их интеграции.

Системообразующими принципами построения НИС являются научность, системность, целостность.

Принцип научности требует  объективности анализа, опоры на научные закономерности, обоснованности и доказательности выводов и  рекомендаций.

Принцип системности обуславливает рассмотрение явлений в их всесторонности, взаимосвязи и полноте, компонентов и подсистем НИС в их системной иерархии и сетевых структурах.

Принцип целостности  обеспечивает построение единой целостной  НИС на основе единства идеологии, целей деятельности, сетевых технологий, единого информационного пространства, единой экономической и правовой среды, интегрирующей роли государства и инновационной культуры общества. Целостная НИС связывает все ее компоненты в единое целое, ликвидирует ведомственные "разрывы", снижает потери времени, информации об инновациях, их невостребованность потребителем, устраняет дублирование функций и средств.

Следуя этим принципам, НИС должна стать эффективным  инструментом разработки и реализации инновационной политики, перевода экономики на инновационный путь развития,  предусматривающий построение постиндустриального, информационного общества, "новой экономики" в рамках белорусской модели развития и формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.

3.2 Структура (архитектура) перспективной модели НИС

Охватывая сферы генерации, распространения, применения, коммерциализации знаний теоретическая организационная  модель НИС – как совокупность субъектов и объектов инновационной  деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государственной инновационной политики – включает ряд подсистем.

Основу НИС составляет подсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупность научно-технических организаций государственного и частного секторов, выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и разработки: государственные научные центры, академические и отраслевые институты, университеты, вузы, подразделения заводской науки, конструкторские бюро, создающие интеллектуальный продукт, образцы новой продукции и технологий.

Подсистема образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров включает в себя университеты, вузы, колледжи, другие учреждения среднего и профессионального образования, а также систему организации переподготовки и повышения квалификации кадров, включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности и т.д.

Подсистема инновационной деятельности, производства и реализации продукции и услуг включает в себя малые, средние и крупные предприятия, отраслевые и региональные инновационно-технические центры, а также концерны, корпорации и финансово-промышленные группы, торговые (дилерские) сети, центры сервиса, сети ремонта и обновления продукции и т.д.

Подсистема технологической инфраструктуры охватывает центры поддержки инновационного предпринимательства, технопарки, телекоммуникационные сети, бизнес-инкубаторы и бизнес-инновационные структуры, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, информационные центры и центры трансфера технологий, систему научно-технических коммуникаций, включая систему научно-технической информации, демонстрационные залы и т.д.;

Подсистема финансовой инфраструктуры, включающая организационные и правовые механизмы финансирования и ресурсного обеспечения всех стадий инновационного цикла, включая инвестиционные компании, банки и другие финансовые структуры, инвестиционные и инновационные фонды, венчурные фонды, бюджетное финансирование, если задачу (заказ) ставит государство.

Подсистема информационной инфраструктуры охватывает информационные ресурсы, технологии и системы, информационно-телекоммуникационные сети, рынок ИКТ, опосредующие и соединяющие  все сегменты НИС.

Подсистема управления и регулирования  включает:

  • нормативно-правовой блок, содержащий совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы, условия и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью организаций между собой и с другими организациями, а также правовые акты в области внешнеторгового, налогового, таможенного регулирования;
  • блок управления (менеджмента) и регулирования, включающий государственный, отраслевой, сетевой, матричный, вертикальный механизмы интеграции всех подсистем и элементов НИС на основе новейших управленческих и информационных технологий.

Ядром всей инновационной  сферы является производственное предприятие. Его технологический уровень, конкурентоспособность  продукции (и по функциональному  совершенству и по цене), эффективность производства, позиции на рынке, стабильное финансовое положение определяют устойчивый и возрастающий спрос на знания, на новые технологии, продукты, методы и системы управления.

Основным содержанием инновационной  деятельности субъектов (компонентов) инновационной системы является:

  • проведение анализа и формирование прогноза направлений научно-технологического и инновационного развития экономики с учетом реальных условий рыночного спроса;
  • развитие инфраструктуры инновационной системы;
  • вовлечение в хозяйственный оборот результатов интеллектуальной деятельности;
  • технологическое переоснащение производства для выпуска инновационной продукции;
  • проведение экспертизы разработок, оказание консультационных, информационных, юридических или иных услуг по выводу инновационной продукции на рынок.

Информация о работе Концепция национальной инновационной системы