Концепция развития потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Концепция предусматривает следующие направления совершенствования правового обеспечения и укрепления статуса юридических служб: повышение ответственности руководителей за состояние правовой работы; укомплектованность штатных должностей юрисконсультов, улучшение качественного состава юридических служб и закрепление в системе работников первоочередное распределение выпускников университетов потребительской кооперации, техникумов, получивших юридическое образование в систему; правовая экспертиза решений органов управления потребительских обществ, их союзов; использование работников юридических служб в строгом соответствии с примерным Положением о юридической службе организаций потребительской кооперации.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция развития пк на период до 2001 года.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

Предстоит работа по восстановлению производства пищевых продуктов, которое  в отдельных потребительских  союзах сокращено или полностью прекращено.

 Потребительская кооперация  должна закупать у населения  все, что производится в личных  подсобных хозяйствах. Для реализации  программы закупочной деятельности  необходимо восстановить сеть  заготовительных пунктов в сельской  местности, а также расширить закупки товара сельскими магазинами потребительской кооперации.

По данным 2008 года объем  закупок сельскохозяйственного  сырья и хозпродуктов по Воронежской  области составил 358,2 мил.руб., по Белгородской – 212,8 мил.руб., по Орловской области – 184,9 мил.руб., а всего по Центральному району – 2 736 мил.руб.

С целью обеспечения  сбыта закупаемой сельскохозяйственной продукции и сырья необходимо в каждом потребительском союзе  создавать специальные службы для  поиска источников сырья, рынков сбыта, финансовых ресурсов, организационной работы с пайщиками и населением. Руководители должны нести персональную ответственность за сбыт продукции.

Управление закупками  и сбытом сельскохозяйственной продукции  и сырья предполагает решение  следующих задач:

  1. Выявление имеющихся ресурсов.
  2. Установление договорных отношений с владельцами продукции, сырья и изделий.
  3. Повышение уровня организации закупок.
  4. Обеспечение своевременности расчетов со сдатчиками.
  5. Расширение зоны закупок.

Приоритет в закупках сельскохозяйственной продукции и сырья потребительская кооперация должна отдавать фермерским и личным подсобным хозяйствам путем установления долгосрочных договорных отношений.

Всео было закуплено у населения в 2003 году сельскохозяйственной продукции и сырья на 57 993 тыс.руб., в 2004г. на 61 809 тыс.руб., в 2009г. – 89 509 тыс.руб.

Общественное питание представлено в потребительской кооперации такими видами предприятий, как столовые, рестораны, кафе, бары и взаимодействующие с ними палатки, ларьки, киоски. Одно из важнейших стратегических направлений предприятий общественного питания – рост выпуска продукции собственного производства и реализация ее в розничной сети. Следует открывать в кооперативных магазинах отделы полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий. Перспективным направлением является освоение выпуска новых изделий с последующей продажей на всех территориях регионах. Целесообразно организовывать на предприятиях питания производство безалкогольных напитков, пива, выпуск мороженного, выпечку хлеба, производства макаронных изделий и другой продукции. С целью привлечения максимального количества покупателей необходимо пересмотреть режим и организацию работы предприятия, организовать круглосуточную работу кафе, буфетов на трассах, магазины кулинарии.

Стратегическое направление развития массового питания – это выпуск продукции для детей, удовлетворению потребностей современной молодежи, способствовать открытию вечерних клубов, дискотек, предприятий быстрого обслуживания.

Усиление социальной направленности деятельности – одно из приоритетных направлений  развития предприятий массового питания.

Потребительская кооперация активно развивает сеть столовых, буфетов при школах, сельских профессионально-технических  училищах, техникумах.

По данным Центросоюза  оборот общественного питания в потребительской кооперации за 2003г. составил 6 065,4 тыс.руб., в 2004 г. – 7118 тыс.руб., в 2009 г. – 13 492 тыс.руб.

В потребительской кооперации возрождаются подсобные хозяйства. Они обеспечивают занятость населения, получение прибили, увеличивают продовольственные ресурсы.

Развитию подсобных  хозяйств способствует собственная  кормовая база за счет концентрированных  и зеленых кормов собственного производства, отходов хлебозаводов, пищекомбинатов, пивзаводов, предприятий общественного  питания и других.

Целесообразно использовать опыт потребительских обществ по выращиванию гречихи, подсолнечника, пшеницы для их последующей переработки.

Необходимо осваивать  новые технологии в сельскохозяйственном производстве, эффективно использовать земельные угодья для выращивания огородных, зерновых и других культур, заниматься откормом крупного рогатого скота, свиней, кроликов, птицы, в том числе для продажи населению. Целесообразно каждой районной кооперативной организации иметь не менее 100 гектаров земли, в том числе на условиях аренды, развивать продуктивное животноводство, в том числе содержать на откорме свиней.

 Потребительская кооперация  способна полностью охватить  сельский рынок платных услуг.  Высокими темпами развиваются  услуги по ремонту бытовых  машин, ремонту и изготовлению металлоизделий, услуги фотоателье, транспортно – экспедиторские услуги.

В розничных торговых предприятиях открываются столы  раскроя тканей. Предприятия общественного  питания принимают заказы от населения  на проведение свадеб, дней рождения, поминальных обедов. Работают парикмахерские, оказывают услуги по ремонту теле- и радиоаппаратуры, пошиву и ремонту обуви, ритуальные услуги. Открываются комбинаты бытового обслуживания, цехи по ремонту стиральных машин, холодильников, обуви, часов. Получили развитие производственные услуги: переработка давальческого сырья населения, вспашка и обработка земли.

Стратегия развития услуг  для сельского населения силами и средствами потребительской кооперации заключается в формировании новой  отрасли. Услуги становятся перспективной и экономически выгодной отраслью деятельности. Повышенный спрос на услуги обеспечит приоритетное развитие этой сферы и приток дополнительной рабочей силы в систему.

Сфера услуг является наиболее привлекательным видом  деятельности. Наиболее целесообразны в потребительской кооперации следующие виды услуг: бытовые, образовательные, транспортно – экспедиторские, ремонт и монтаж оборудования, средств малой механизации, автотранспорта, кредитно – банковские, переработка сельскохозяйственных продуктов, строительные и другие. За 2004 год за платные услуги в целом Центросоюзом было заработано 3 767 552 тыс.руб., за бытовые услуги – 400 126 тыс.руб., за образовательные услуги - 2049285 тыс.руб., санитарно – оздоровительные – 254 373 тыс.руб. а уже в 2008 году доход от платных услуг в Центросоюзе составил 3952,7 мил.руб.

Целесообразно в каждой организации потребительской кооперации создавать комплексные предприятия  бытового обслуживания, что позволит наиболее полно использовать имеющиеся торговые площади и производственные мощности, а так же оказывать населению услуги в магазинах (ремонт сложной бытовой техники, часов, раскрой тканей, реализация товаров по заказам и в кредит, ритуальные и другие услуги).

 

 

 

3. Концепция правового обеспечения деятельности потребительской

кооперации

 

Законотворческая  деятельность в системе потребительской кооперации.

Закон СССР о кооперации в СССР 1988 года при своей относительной  прогрессивности был уже не совершенен, а после 1991 года он частично устарел, и возникла необходимость в специальном законе о потребительской кооперации.

Требуются принципиально новые подходы к  регулированию кооперативных отношений. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 года «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства» кооперативное законодательство не выделено в самостоятельную отрасль, но реально существующие разновидности                                  кооперативных организаций, принятые и готовящиеся законы о различных видах кооперации свидетельствуют о фактическом признании этого сектора экономики.

 Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года, представляет каждому право на объединение (статья 30). Это означает право граждан создавать и свои кооперативные общества, включая потребительские. Когда потребительские общества, потребсоюзы, их предприятия переживали самый глубокий с начала рыночных преобразований хозяйственный и финансовый кризис,  им на помощь пришло Правительство Российской Федерации, принявшее 24 января 1994 года постановление «Вопросы потребительской кооперации Российской Федерации». Постановление положило начало цивилизованным отношениям сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Центросоюзом Российской Федерации. Постановление так же предусматривало оказание организациям потребительской кооперации финансовой помощи и поддержки путем предоставления кредитов, налоговых льгот, льгот по тарифам и др.

Также был разработан указ президента Российской Федерации от 31 мая 1996года «О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами». Ключевым вопросом было восстановление нарушенных прав пайщиков, в том числе граждан, исключенный из потребительских обществ в 1991- 1996 годах, а восстановление их имущественных прав объявлялось одним из направлений государственной политики в деле выравнивания условий жизни сельских и городских жителей. 

Законодательной базой жизнедеятельности всех видов  кооперативных организаций Российской Федерации, помимо отраслевых законов, в перспективе должен стать Федеральный закон «О кооперации в Российской Федерации»2.

Для укрепления правового статуса потребительской кооперации России необходимо внесение:

- в Конституцию РФ, Гражданский кодекс РФ термина  - «кооперативная собственность»  как самостоятельной формы собственности;

- в Трудовой кодекс РФ положения, регулирующего специфику работников кооперативных организаций с учетом особенностей,    предусмотренных федеральными законами о кооперативных организациях, их уставами;

- в Закон  РФ « О  потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» положения о разграничении полномочий членов совета и правления потребительского общества, союза потребительских обществ.

Отношения, возникающие  при создании и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации. В связи с этим субъекты Российской Федерации неправомочны принимать законы, регулирующие создание и деятельность организаций потребительской кооперации – потребительских обществ и их союзов. Принимаемые законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, касающиеся потребительской кооперации, не должны противоречить федеральным законам.

Широко практикуется заключение соглашений между потребительскими обществами, их союзами и органами исполнительной власти, что закреплено в Законе РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзов) в Российской Федерации».

Однако необходимо формирование законодательной базы для регулирования взаимоотношений  потребительских обществ и союзов с органами государственной власти и органами местного самоуправления на региональном уровне.

Повышение роли уставов потребительских обществ  и их союзов. В уставах организаций  потребительской кооперации необходимо отражать принципиальные положения, касающиеся создания и деятельности потребительских  обществ и их союзов, а также  органов их управления и контроля.

С выходом  новых, более совершенных нормативных  правовых актов, обуславливающих изменение  правового статуса субъектов  Федерации, с передачей им больших  полномочий, устав общества и союза  приобрел важное значения и является своеобразной конституцией, определяющей сферу и направления деятельности кооперативной организации.

В статьях 9 и 32 закона о потребительской кооперации указаны обязательные положения, которые  должны присутствовать в уставе потребительского общества и союза. Кроме перечисленных в законе требований к уставу, в него могут быть включены иные сведения, не противоречащие законодательству.

Уставы потребительских  обществ, союзов должны в полной мере соответствовать Закону РФ « О  потребительской кооперации (потребительских  обществах, их союзах) в Российской Федерации».

Принятые  с учетом местного законодательства, особенностей региона, сложившихся  обычаев делового оборота, уставы в  своей основе должны соответствовать  примерным уставам потребительского общества, союза. Новое видение организаций потребительской кооперации, выработанное на российских научно-практических конференциях: расширение видов деятельности, усиление социальной направленности, активизация работы с пайщиками, повышение роли участковых кооперативных комитетов, магазинов – центров кооперативных участков, комиссий кооперативного контроля, решение проблем занятости путем создания рабочих мест, должно найти отражение в уставах потребительских обществ, их союзов.

Особое внимание следует уделить регулированию  отношений между потребительскими обществами и союзами, членами которых они являются, а также между союзами. Закон о потребительской кооперации повышает роль и значение уставов по данному вопросу. Основная их задача, как правоустанавливающих документов, - сохранение и упрочнение системы потребительской кооперации.

В уставах  потребительских обществ, союзов должны быть отражены следующие положения:

- члены союзов  – только потребительские общества (для уставов союзов);

- ответственность  руководителей потребительских  обществ, союзов за результаты социальной и экономической деятельности;

- соблюдение  и выполнение решений органов  управления соответствующих союзов  для потребительских обществ  и союзов в соответствии с  законом РФ о потребительской  кооперации;

- информированность  пайщиков через газету «Российская кооперация»;

- разграничение  полномочий совета и правления;

- формирование  состава совета с преобладанием  пайщиков (представителей), не являющихся  работниками потребительской кооперации;

Информация о работе Концепция развития потребительской кооперации