Концепция развития потребительской кооперации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 18:04, курсовая работа

Краткое описание

Концепция предусматривает следующие направления совершенствования правового обеспечения и укрепления статуса юридических служб: повышение ответственности руководителей за состояние правовой работы; укомплектованность штатных должностей юрисконсультов, улучшение качественного состава юридических служб и закрепление в системе работников первоочередное распределение выпускников университетов потребительской кооперации, техникумов, получивших юридическое образование в систему; правовая экспертиза решений органов управления потребительских обществ, их союзов; использование работников юридических служб в строгом соответствии с примерным Положением о юридической службе организаций потребительской кооперации.

Вложенные файлы: 1 файл

Концепция развития пк на период до 2001 года.doc

— 196.00 Кб (Скачать файл)

В функции  магазина входит заключение с сельскими подворьями долгосрочных договоров на продажу сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий народных промыслов, предоставление разного рода услуг, взаимодействие по другим направление их жизнедеятельности.

В магазине должны быть: уголок пайщика, библиотека, списки многосемейных пайщиков, инвалидов, информация о порядке кооперативных выплат, закупочных ценах и другая. При наличии свободного помещения следует оборудовать его как центр кооперативного участка для работы с пайщиками.

Многофункциональность магазинов потребительской кооперации переориентирует заведующих магазинами и продавцов в специалистов широкого профиля. Заведующий магазином в современные условиях - это руководитель, непосредственно связанный с пайщиками и населением. Необходимо обновить систему обучения и переподготовки заведующих магазинов следует включать в состав резерва  на выдвижение, особенно на замещение должностей председателей советов и правлений потребительских обществ как руководителей, хорошо знающих потребности пайщиков, населения, имеющих работать с людьми.

Концепция рассматривает райпо в качестве наиболее предпочтительной формы организации, где оптимально сочетается самоуправление пайщиков с профессиональным управлением.

Расширяются функции  районных потребительских обществ (Приложение 2). Райпо выступает передовым рубежом борьбы с бедностью. Здесь обеспечиваются  закупки, создаются малые производства, магазины на дому, осуществляется переработка, молока, выпечка хлеба, развиваются бытовые и производственные  услуги, народные промыслы, следовательно, создаются рабочие места.

 Райпо следует обобщать  данные по магазинам, использованию трудовых ресурсов. Они активно сотрудничают с центрами занятости на местах.

Потребительские общества образуют потребительские союзы  всех уровней районный, областной, краевой, республиканский, Центросоюз. Существование потребительских обществ   не изолировано, а в единой системе, объединение потребительских обществ в союзы - одно из существенных их конкурентных преимуществ, позволяющих потребительской кооперации динамично развиваться.

Конечная цель  деятельности союза любого  уровня - обеспечение защиты имущественных и иных прав потребительских  обществ и их членов, представление  интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, оказание потребительским обществам правовых, информационных и иных услуг. 

В законе прописана  вертикаль ответственности, которая выражается в ответственности потребительских обществ перед союзами и союзов перед союзами более высокой степени иерархии. Закон предусмотрел создание контрольно-ревизионных управлений союза для проверок деятельности организаций потребительской кооперации. Контрольно-ревизионные управления имеют целью предотвращение злоупотреблений и защиту имущественных  и иных прав потребительских обществ и их членов.

Высший орган  потребительских обществ и союзов - общее собрание, значение которого возрастает. Для повышения, уровня демократии следует обеспечить  на собраниях в составе присутствующих более 50% неработающих в потребительской кооперации пайщиков. Предстоит отказаться от устаревшей практики проведения собраний, овладеть новой культурой организации обсуждения и принятия решений.

В период между  общими собраниями управление союзом и потребительским обществом, осуществляет совет, выступающий представительным органом. Исполнительным органом союза и потребительского общества является правление союза или потребительского общества.

Советы должны стать органами общественного  самоуправления, пайщиков. Для этого в их составе должно быть более 50% пайщиков, не связанных трудовыми отношениями с организациями потребительской кооперации.

Правления являются органами профессионального менеджмента.  Правление областного (краевого, республиканского) потребсоюза не реже одного раза в квартал отчитывается на заседании совета о работе, с учетом рекомендаций, выработанных на научно-практических конференциях «Кооперативная самобытность в новом, тысячелетии» и «Самобытность потребительской коопераций; опыт и проблемы управления».

Задача новой структуры управления в потребительской кооперации - реализовать единство и эффективное взаимодействие общественного самоуправления пайщиков и профессионального управления менеджеров, обеспечить эффективный менеджмент под контролем пайщиков.

В единстве общественного  самоуправления и профессионального менеджмента первенство принадлежит общественному самоуправлению.

При формировании состава (штата) правлений следует отказаться от старой отраслевой структуры управления, предусматривать минимальное количество заместителей председателя правления, возложив на них руководство соответствующими службами, определить в потребсоюзах и потребительских обществах штатные должности специалистов ответственных за реализацию социальной, миссии.

Рекомендуемая на перспективу структура управления в потребсоюзе видится более простой. В ней исключаются заместители, правление руководит непосредственно начальниками функциональных служб.

Концепция предполагает разграничение функций, полномочий, а также раздельную оценку деятельности, советов и правлений. Это можно сделать с помощью показателей раскрывающих качественные различия деятельности советов и правлений.

Деятельность  совета направлена на осуществление социальной миссии (основного предназначения) потребительского общества или союза. Критерий оценки деятельности совета - защита интересов и удовлетворение спроса пайщиков на товары и услуги. Данный критерий конкретизируется следующей системой показателей: демократизация управления, информированность пайщиков, экономическое участие пайщиков, создание новых рабочих мест, обеспечение занятости, возможность получения кооперативного профессионального образования, предоставление услуг населению, льгот и кооперативных выплат. Работа правления должна оцениваться по тому, как оно обеспечило создание экономических условий для выполнения социальной миссии, сформированной советом.

В соответствии с законом разработаны новые уставы, принципиально  отличающиеся от предыдущих тем, что регламентируют работу системы на основе принципов международного кооперативного движения, в первую очередь демократизация деятельности кооперативов.

Остается актуальной оптимизация  организационной структуры каждого уровня управления, прежде всего, сокращение числа хозрасчетных организаций,  перевод их на единый баланс, развитие внутреннего хозрасчета, что приведет к повышению внутрихозяйственной эффективности.

Потребсоюз  в соответствии с рекомендациями конференций «Кооперативная самобытность в новом тысячелетии» и «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления» должен:

- стать активным  проводником требований Закона о потребительской кооперации, уставов Центросоюза и соответствующих потребсоюзов, решений собраний представителей потребительских обществ, советов и правлений Центросоюза РФ, республиканского (краевого, областного) потребсоюза;

- нести ответственность  за выполнение функций потребительских обществ и магазинов, Обеспечивать осуществление ими  не только хозяйственной деятельности, но социальной миссии; 

-  взаимодействие  с законодательными органами государственной власти     республики (края, области), региона, органами местного самоуправления по защите интересов организаций потребительской кооперации.

Таким образом, организационная структура органов управления потребительской кооперации России представляет собой целостное  образование, т.е.  представляет собой структурную общественно – хозяйственную (социально - экономическую) систему, состоящую из частей, связанных друг с другом и составляющих вместе единство. Так же Россия перешла от четырехуровневой системы управления к трехуровневой.

 

 

 

Заключение

 

 

Кооперация исторически  возникла как способ объединения людей, заинтересованных в решении тех или иных конкретных проблем, которые они не могли решить иначе, чем, объединившись в кооператив. Кооператив существует до тех пор, пока он может решать эти проблемы и пока эти проблемы существуют.

В Концепции развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года определены основные направления перехода потребительской кооперации к устойчивому развитию. Устойчивый экономический рост социально-экономической деятельности потребительской кооперации будет способствовать реализации социальной миссии системы. То есть, в концепции обозначен приоритет социальной миссии потребительской кооперации в условиях перспективного устойчивого развития системы.

Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года имеет следующую структуру: введение, 9 разделов и заключение.

Реализация стратегических задач, заложенных в Концепции, позволит добиться устойчивого развития социально-экономической деятельности потребительской кооперации, реализовать социальную миссию и внести достойный вклад в обеспечение устойчивого развития российского общества.

Кооперативные организации  укрепляют свои позиции на местных  рынках, повышая долю в розничном товарообороте территорий, завоевывая доверие покупателей, расширяя ассортимент товаров на предприятиях, а также спектр предоставляемых услуг населению.

Развитие местных рынков регионов, обслуживаемых потребительской  кооперацией, может осуществляться с двух позиций – расширение спроса и рост предложения.

В развитии местных региональных рынков особая роль отводится оптовой  торговле потребительской кооперации.

Для обеспечения рентабельной работы и сохранения конкурентных позиций  на местных региональных рынках оптовым организациям областных (краевых) и республиканских потребсоюзов следует сохранить ориентацию на неширокий ассортимент преимущественно продовольственных товаров, исключать из него низко рентабельные товарные группы.

Розничная торговля предприятий потребительской кооперации выступает как субъекты рынков регионов. Удовлетворяя в основном спрос сельских жителей, они непосредственно влияют на состояние этих рынков. Предстоит увеличить долю оборота розничной торговли путем проникновения на рынки в городах.

В системе действует  свыше 11 тысяч цехов по производству продовольственных и непроизводственных товаров.

Межотраслевая интеграция заготовительной производственной и торговой деятельности будет способствовать максимальному удовлетворению покупательского спроса, улучшению качества продовольственных товаров, повышению их конкурентоспособности на внешних и внутренних рынках.

Потребительская кооперация должна закупать у населения все, что производится в личных подсобных  хозяйствах. Для реализации программы закупочной деятельности необходимо восстановить сеть заготовительных пунктов в сельской местности, а также расширить закупки товара сельскими магазинами потребительской кооперации.

Общественное питание представлено в потребительской кооперации такими видами предприятий, как столовые, рестораны, кафе, бары и взаимодействующие с ними палатки, ларьки, киоски. Одно из важнейших стратегических направлений предприятий общественного питания – рост выпуска продукции собственного производства и реализация ее в розничной сети.

Таким образом, организациям потребительской кооперации необходимо уделять большое внимание развитию оптовой и розничной торговли, их размещению по территории региона  и доступности товаров для  населения.

Законодательной базой жизнедеятельности всех видов кооперативных организаций Российской Федерации, помимо отраслевых законов, в перспективе должен стать Федеральный закон «О кооперации в Российской Федерации».

Отношения, возникающие  при создании и деятельности потребительских обществ и их союзов, регулируются Гражданским кодексом Российской, Законом РФ «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», другими законами и иными нормативными правовыми актами  Российской Федерации.

Концепция предусматривает следующие направления совершенствования правового обеспечения и укрепления статуса юридических служб: повышение ответственности руководителей за состояние правовой работы; укомплектованность штатных должностей юрисконсультов, улучшение качественного состава юридических служб и закрепление в системе работников первоочередное распределение выпускников университетов потребительской кооперации, техникумов, получивших юридическое образование в систему; правовая экспертиза решений органов управления потребительских обществ, их союзов; использование работников юридических служб в строгом  соответствии  с примерным Положением о юридической службе организаций потребительской кооперации.

Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ» рассматривает потребительскую кооперацию, как систему потребительских обществ и их союзов разных уровней, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов.

 

 

 

Список  используемых источников

 

 

  1. Федеральный закон «О потребительской кооперации  (потребительских  обществах,  их  союзах)  в  РФ» - М.,  Изд – во  Омега – Л,  2006. – 32  с.
  2. Бондаренко  Н.В.  История  и  теория  кооперации:  Учебник  для  студентов  кооперативных  вузов/  Под  общ.  ред.  Кущетерова  Р.М.  Ставрополь:  Ставропольский  кооперативный  институт,  1998. – 312  с.
  3. Вахитов  К.И.  История  потребительской  кооперации  России:  Учебное  пособие – М.,  1998.  Часть  1. – 150  с.
  4. Вахитов  К.И.  История  потребительской  кооперации  России:  Учебное  пособие – М.,  1998.  Часть  2. – 123  с.
  5. Дейнеко  А.В. Социально – экономические  аспекты  управления  потребительской  кооперации:  Учебное  пособие / - Белгородское  Кооперативное  образование,  2003. – 109  с.
  6. Ермаков  В.Ф.  и  др.  Вместе  ради  будущего.  170  лет потребительской кооперации  России» “Издательский дом Центросоюза”,  при участии “Литвин и К”,  Москва  2001 – 350  с.
  7. Концепция  развития  потребительской  кооперации  до  2015  года
  8. Кооперация:  проблемы  и  пути  совершенствования:  межвузовский  сборник  научных  трудов.  М.А.  Алехин;  Н.М.  Паршин. – Воронеж:  научная  Книга,  2006. – 456  с.
  9. Коряков  И.А.  Принципы  кооперативного  движения  Чита:  Издательство  ЗИП  Сибирского  университета  потребительской  кооперации,  1998. – 235  с.
  10. Макаренко  А.П.  Теория  и  история  кооперативного  движения:  Учебное  пособие  для  студентов  высших  и  средних  кооперативных  учебных  заведений. – М.,  ИВЦ  «Маркетинг»,  1999 – 328  с.
  11. Материалы научно- практической конференции «Самобытность потребительской кооперации: опыт и проблемы управления».
  12. Основные  проблемы  современного  этапа  стабилизации  российской  экономики:  Сборник  научных  трудов  в  2ч.  Ч.1. – Воронеж:  ООО  «Ирва»,  2004. – 222  с.
  13. Современные  проблемы  кооперативного  образования  и  науки:  Материалы  региональной  научно – практической  конференции  28 – 29  апреля  2005  года:  В  7ч. – Белгород:  Кооперативное  образование,  2005. – Ч.4 – 417  с.
  14. Социально – экономическая  деятельность  потребительской  кооперации в  конкурентной  среде:  Межвузовский  сборник  научных  трудов. – Воронеж:  «ИРВА»,  2005. – 435  с.
  15. Теплова  Л.Е.  Основы  потребительской  кооперации:  Учебное  пособие  для  10 – 11  кл.  общеобразовательных  учреждений. – М.,  Вита – Пресс,  2001. – 160  с.

Информация о работе Концепция развития потребительской кооперации