Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 08:33, курсовая работа
В российской истории коррупция всегда воспринималась как институциональное зло, с которым необходимо бороться. Было испробовано все - от попыток встраивания коррупции в государственный механизм через систему "кормления" чиновников до максимально жестокого наказания: мздоимцев (иногда очень сановных) били кнутами и батогами, рвали им ноздри, клеймили, ссылали с конфискацией всего имущества.
Введение……………………………………………………………………3
1. Коррупция в системе государственных и муниципальных заказов…6
1.1 Правовая база предотвращения коррупции………………………….6
1.2 Виды потерь от коррупции……………………………………………8
1.3 Методы противодействия коррупции………………………………...9
2. Анализ Федерального закона №94-ФЗ как условие предотвращения коррупции в сфере размещения заказов…………………………………16
2.1 Коллизии в правоприменительной практике………………………..19
2.2 Судебная практика применения 94-ФЗ………………………………22
3. Практическое применение предупреждения факта коррупции……...34
Заключение…………………………………………………………………40
Список используемой литературы………………………………………...44
Согласно положениям Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсная документация, документация об аукционе разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.
Документация должна содержать
требования, установленные заказчиком,
уполномоченным органом, к качеству,
техническим характеристикам
В Федеральном законе от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" не содержится каких-либо ограничений к содержанию конкурсной документации, документации об аукционе в части указания заказчиком точных размеров необходимой ему продукции.
Следовательно, указание в
конкурсной документации конкретных размеров
товара (свето-акустического блока),
поставляемого для
Аналогичное решение принял Федеральный арбитражный суд Уральского округа (постановление от 21.02.2008 г. № Ф09-1011/07-С5).
Как следует из материалов дела, администрацией г. Ижевска был объявлен открытый конкурс на поставку автомобилей для муниципальных нужд.
В связи с тем, что конкурсная
документация была разработана с
признаками нарушения требований, установленных
ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и
На основании приказа Администрации г. Ижевска слова, обозначающие марки автомобилей, были исключены. При этом конкурсная документация была дополнена информацией о размерах автомобилей, необходимых для муниципальных нужд.
Управление Федеральной
антимонопольной службы по Удмуртской
Республике, полагая, что указание в
конкурсной документации на технические
характеристики автомобиля значительно
сужает круг участников конкурса и
нарушает требования, установленные
ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ
"О размещении заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и
Суд первой инстанции, исходя из того, что конкурсная документация после внесения в нее изменений содержала информацию, предусмотренную ч.2 ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"и отвечающую потребностям заказчика, отказал в удовлетворении заявленных требований. С данным выводом согласился суд кассационной инстанции.
В соответствии с ч.2 ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсная документация должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика. Из этого следует, что указание на технические характеристики и размеры автомобилей в конкурсной документации предусмотрено законодательством.
Как видно из материалов дела, по итогам конкурса по лоту № 1 победителем признано общество "Интерпартнер", по лоту № 2 - общество "Ленд-Моторс", с которыми были заключены контракты на поставку автомобилей для муниципальных нужд.
Доказательств того, что
требования, установленные в конкурсной
документации, повлекли ограничение
количества участников размещения заказа,
Управлением Федеральной
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что указание на технические характеристики в конкурсной документации нарушают требования ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", необоснован.
Как уже было отмечено выше, ч.2 ст.22 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ содержит такое требование к конкурсной документации как наличие технических характеристик, следовательно, нарушения законодательства при составлении конкурсной документации отсутствуют.
Не может быть принят во внимание довод заявителя о том, что технические характеристики в конкурсной документации изложены с нарушением законодательства. Ссылка заявителя на Общероссийский классификатор продукции и Европейскую классификацию легковых автомобилей необоснованна, так как данные документы не обладают правоприменительными свойствами. Кроме того требования по применению Общероссийского классификатора продукции и Европейской классификации легковых автомобилей при определении технических характеристик в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ и иных нормативных актах отсутствуют.
В ином решении Федерального
арбитражного суда Уральского округа
(постановление от 01.07.2008 г. № Ф09-4715/08-С5)
был затронут вопрос о правомерности
установления требования при размещении
заказа к сроку поставки той или
иной продукции меньшем чем
Управлением муниципального заказа администрации г. Челябинска был объявлен конкурс на размещение муниципального заказа на поставку городского транспорта (троллейбусов городских в количестве 46 единиц) для МУП "Челябгортранс".
Поводом для судебного
рассмотрения правомерности размещения
указанного заказа явилось исковое
заявление участника размещения
заказа о том, что установление в
конкурсной документации сроков поставки
троллейбусов (до 01.12.2008) ограничивало
конкуренцию, привело к созданию
преимуществ одним
Суд не согласился с доводами искового заявления, в силу того, что установление в конкурсной документации сроков поставки троллейбусов не носит характер нарушения, предусмотренного п.2 ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку победителем конкурса становится наиболее конкурентоспособный участник, отвечающий требованиям конкурсной документации.
С учетом вышеизложенного ссылка истца и третьих лиц на неучет в конкурсной документации технологических сроков изготовления троллейбусов судом правомерно не принята.
В следующем анализируемом
решении суда рассматриваются вопросы
правомерности включения в
Как следует из материалов
дела, Управление по делам образования
разместило заказ на поставку продуктов
питания, включая хранение, доставку
и диспетчеризацию для
Участник размещения заказа
обратился в антимонопольный
орган с жалобой на действия заказчика,
в который указал на неправомерное
включение управлением
Решением антимонопольного органа жалоба признана обоснованной. Федеральный арбитражный суд Уральского округа согласился с антимонопольным органом, указав следующее.
В соответствии с ч.1 ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу ч.3 ст.17 указанного Закона
запрещается ограничение
Согласно ст.4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции" взаимозаменяемыми товарами являются товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам таким образом, что приобретатель заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе производственном).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в конкурсной документации содержатся указания на поставку в рамках одного лота различных видов товаров, относящихся к разным группам, а именно: яйцо, мясо, рыба, овощи, фрукты, крупы, молоко, кондитерские изделия, крупа, хлеб, бакалея и другое, всего более 80 наименований по шести укрупненным группам, которые не являются технологически и функционально связанными товарами.
Объединение в один лот различных по функциональным характеристикам продуктов питания влечет за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров, поскольку исходя из положений конкурсной документации и требований ч.1 ст.12, ч.6 ст.25, ч.1 ст.27, ч.3 ст.29 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" участник размещения заказа не допускается к участию в конкурсе в случае, если его заявка не соответствует требованиям конкурсной документации, при этом заключение контракта на поставку отдельных позиций лота не допускается (Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2008 г. № Ф09-1348/08-С1).
В решении Арбитражного суда г. Москвы (постановление от 07.10.2008 г. № А40-38466/08-119-168) рассматривался аналогичный вопрос о правомерности включения при размещении заказа в один лот проектно-изыскательских и строительных работ.
Из материалов дела следует, что ООО "Спецпроектстрой" была подана заявка на участие в открытом аукционе на предмет "Заключение государственного контракта с ГКП "Дирекция единого заказчика" на строительство объекта "Строительство селелавинозащитных сооружений от поляны Азау до поселка Терскол". Заявителю было отказано в допуске к участию в аукционе на основании п.1 ч.1 ст.12 Федерального закона от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, из-за несоответствия заявки требованиям аукционной документации (отсутствие лицензии на ПИР).
Компания ООО "Спецпроектстрой" обратилась в ФАС РФ с жалобой о признании отказа аукционной комиссии в допуске к участию в аукционе незаконным. Жалоба признана необоснованной на основании ч.9 ст.17, ч.6 ст.60 Закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", в связи с со следующем. Предметом аукциона является строительство селелавинозащитных сооружений. В то же время, согласно техническому заданию документации об аукционе необходимо выполнить проектные и изыскательские работы. Таким образом, указанные работы являются технологически и функционально взаимосвязанными и их размещение одним лотом не противоречит законодательству о размещении заказов. Лицензия на проектно-изыскательские работы у ООО "Спецпроектстрой" отсутствовала.
По мнению заявителя, согласно Федеральному закону № 128-ФЗ от 08.08.2001г. "О лицензировании отдельных видов деятельности" строительство, изыскательские работы и проектные работы разделены и по каждому виду деятельности предусмотрено индивидуальное Положение о лицензировании в соответствии с государственным стандартом. Согласно Классификатору видов деятельности, подлежащей лицензированию Госстроя России от 01.01.2002 г. указанные работы размещены в разных разделах, и по существу указанные работы различны в своей специфике. В соответствии с ч. З ст.17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Суд не согласился с данными доводами ответчика.
Необходимость лицензирования проектных и изыскательских работ в соответствии с Законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" не может являться основанием к выводу о том, что данные работы являются технологически и функционально не связанными.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Информация о работе Коррупция государственных и муниципальных заказов