Косвенные налоги РФ и перспективы их развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – изучить косвенные налоги РФ и рассмотреть перспективы их развития.
В данной работе поставлены следующие задачи:
1. изучить сущность и виды косвенных налогов;
2. изучить теорию косвенных налогов;

Содержание

Введение……………………………………………………………………........3
Глава 1. Сущность и виды косвенных налогов…………………………………7
1.1 Теория косвенного обложения………………………………………......7
1.2 Сущность НДС и история его введения в России………………………...13
1.3 НДС как вид налога в современной России……………………………….23
Глава 2. Современная система налогообложения косвенными налогами в РФ………………………………………………………………………………..27
2.1 Оценка и анализ косвенных налогов, взимаемых налоговыми органами РФ………………………………………………………………………………....27
2.2 Перспективы развития системы косвенного налогообложения в РФ…....35
Заключение…………………………………………………………………….....41
Библиграфический список….………………………………………….............43

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая Урсов.docx

— 69.44 Кб (Скачать файл)

Очевидно, что в условиях падения  реальных доходов населения и  обесценения его сбережений в  результате либерализации цен, повышение  ставок подоходного налога было совершенно неприемлемым решением, т.к. с психологической  точки зрения рост прямых налогов  всегда менее предпочтителен, чем  повышение косвенных налогов. Повышение  ставок налога на прибыль также было нежелательным, вследствие уже существовавшего  достаточно высокого уровня эффективной  ставки налогообложения (с учетом обложения  части затрат предприятий на рабочую  силу и капитал). В то же время  использование косвенных налогов  обеспечивало необходимую преемственность  налоговой системы, при которой  замена налога с оборота на адвалорный налог позволяла избежать неблагоприятных  психологических эффектов.

Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" был  принят 6 декабря 1991 года. Согласно указанному закону, плательщиками налога в России являются все юридические лица, предприятия без образования юридического лица, международные объединения, иностранные юридические лица и их филиалы, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, годовая выручка от реализации товаров и услуг у которых превышала 100 тыс. руб.

База налога определялась объемом  реализации товаров, работ и услуг, в том числе реализованных  внутри предприятий, но не относимых  на себестоимость продукции. Необходимо отметить, что в 1992 году товары и услуги, импортируемые в Российскую Федерацию, не подлежали обложению налогом на добавленную стоимость.

Стандартная ставка НДС первоначально  устанавливалась в размере 28% для  всех товаров и услуг, реализуемых  на территории РФ. 3 февраля 1992 года было принято постановление Президиума ВС РФ и Министерства экономики и  финансов РФ, которым устанавливалась  пониженная ставка НДС в размере 15% для некоторых продовольственных  товаров. В разъяснение этого  постановление 11 февраля было разослано  письмо Министерства экономики и  финансов, разъясняющее указанное постановление. Вместе с тем, ни в закон "О налоге на добавленную стоимость", ни в  соответствующую инструкцию Госналогслужбы указанные изменения внесены  не были.

16 июля 1992 года был принят закон РФ "О  внесении изменений и дополнений  в налоговую систему РФ", который  устанавливал с 1 января 1993 года  стандартную ставку НДС 20% и  пониженную ставку в размере  10% по продовольственным товарам  и товарам для детей.

Как и в большинстве стран, применяющих  НДС, в России было установлено, что  финансовые услуги, услуги в области  образования и культуры не облагаются налогом. Кроме того, от налога на добавленную  стоимость были освобождены:

  • товары и услуги, экспортируемые за пределы стран СНГ;
  • услуги городского пассажирского транспорта;
  • квартирная плата;
  • научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета.

В течение всего 1992 года наблюдался быстрый рост поступлений налога на добавленную стоимость в бюджетную  систему России: если в январе доходы от НДС составляли всего 3,3% ВВП, то уже  в декабре они увеличились  до 15,4% ВВП, а по итогам года поступления  НДС составили 11,1% ВВП. Возросла и  доля НДС в общем объеме налоговых  доходов консолидированного бюджета: с 25,4% в январе до 43% в декабре и 40% в целом за год.

В 1993 году значительно расширилась  база НДС. С 1 января, в соответствии с законом от 22.12.1992, налогом облагаются обороты по реализации предметов  залога, а также суммы денежных средств, получаемые предприятиями  от своих покупателей за реализуемые  им товары в виде финансовой помощи, пополнения фондов специального назначения или направляемых в счет увеличения прибыли.

Также законом от 22.12.1992 года в число объектов обложения  НДС с 1.02.1993 были включены товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, причем в налогооблагаемую базу включаются таможенная стоимость, таможенная пошлина, а по подакцизным – и сумма  акциза. Освобождались от НДС лишь импортные продовольственные товары, сырье для их производства, оборудование для научной деятельности, изделия  медицинского назначения и сырье  для их производства.

В 1993 году были сокращены  льготы по НДС. Фактически список товаров (работ, услуг), освобождаемых от налога на добавленную стоимость, с этого  времени не менялся вплоть до начала 1995 года. В этот список входили:

  • товары, экспортируемые непосредственно предприятиями-изготовителями, экспортируемые услуги и работы, услуги по транспортировке экспортируемых товаров, а также ряд импортируемых товаров;
  • стоимость выкупаемого в порядке приватизации имущества государственных предприятий, стоимость приобретаемых гражданами жилых помещений;
  • операции, связанные с обращением валюты, денег, банкнот за исключением брокерских и иных посреднических услуг;
  • продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания;
  • услуги в сфере образования, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
  • театральные, спортивные, просветительные, развлекательные мероприятия, услуги религиозных объединений, а также обороты казино, игровых автоматов, выигрыши по ставкам на ипподромах;
  • стоимость жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, передаваемых безвозмездно органами государственной власти, работы по строительству жилых домов;
  • платные медицинские услуги, лекарственные средства, изделия медицинского назначения, протезно-ортопедические изделия и медицинская техника;
  • товары (работы, услуги) за исключением брокерских и иных посреднических услуг, производимые и реализуемые предприятиями, учреждениями и организациями, в которых инвалиды составляют не менее 50% от общего числа работников.

В числе крупных  изменений можно отметить расширение базы налога из-за включения в оборот, облагаемый НДС, всех средств, полученных от других предприятий (кроме вкладов  в уставные фонды и средств, направляемых на осуществление совместной деятельности). Был введен специальный налог для финансирования отдельных отраслей народного хозяйства, аналогичный НДС, по ставке 3%. Конкретные направления его расходования определяло Правительство. Упоминание о нем в связи с анализом НДС вызвано тем, что для многих целей специальный налог можно рассматривать просто как увеличение ставки НДС.

В марте 1995 года было принято  совместное заявление Правительства  и Центрального Банка РФ об экономической  политике на 1995 год. Среди прочих заявленных мер в области налогово-бюджетной  политики было установлено, что Госналогслужба в 1995 предпримет меры по введению обязательного  использования счетов-фактур в целях  взимания НДС и переходу к определению  налоговых обязательств по отгрузке. Несмотря на это, указанные меры в 1995 году в полном объеме реализованы  не были, а обязательное введение уплаты НДС по счетам-фактурам осуществлено не было.

Весной 1996 года были приняты  поправки к закону об НДС, среди положений  которого содержалось подробное  определение места реализации работ (услуг), чего не было в предыдущем варианте закона. В конце 1995 года был принят федеральный закон, устанавливающий  упрощенный порядок налогообложения  для малых предприятий. Указанный  закон предусматривал для индивидуальных предпринимателей и организаций  с предельной численностью работающих (включая филиалы и представительства) не более 15 человек право замены уплаты совокупности установленных  законодательством Российской Федерации  федеральных, региональных и местных  налогов и сборов уплатой единого  налога, исчисляемого по результатам  хозяйственной деятельности организаций  за отчетный период. В качестве базы для указанного налога предлагалось использовать валовой доход или  выручку предприятия за отчетный период.

В мае 1996 года был подписан президентский указ, устанавливающий  с 1 января 1997 года обязательное составление  плательщиками НДС счетов-фактур в двух экземплярах. Во исполнение этого  документа было принято постановление правительства, утверждающие правила составления и учета счетов-фактур при расчетах налога на добавленную стоимость. Таким образом, основным изменением порядка исчисления и уплаты НДС в 1997 году стало введение механизма расчетов по налогу с использованием счетов-фактур.

В июле 1998 года в рамках кампании по мобилизации дополнительных государственных  доходов было принято правительственное  постановление, фактически вводящее уплату НДС по методу начислений, а также  был значительно сокращен список товаров, к которым применяется 10% ставка НДС. Позднее, в октябре того же года, Верховный Суд РФ в решении  по искам.7  СОКРАТИТЬ

Начиная с 2004 года, ставка НДС была снижена с 20% до 18%. Реализация этой меры обеспечила только в 2004 году снижение налогового бремени (с соответствующим  сокращением доходной базы федерального бюджета) на сумму около 97 млрд. рублей. Это решение способствовало благоприятному структурному сдвигу в распределении  налоговой нагрузки между секторами экономики. При этом следует учесть, что снижение ставки НДС не привело к снижению цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке. Поэтому одним из следствий этой меры стало некоторое увеличение прибыли организаций, часть из которой может быть направлена и на инвестиционные цели. Снижение ставки НДС стало одним из факторов перераспределения налоговых платежей от федерального бюджета в пользу территориальных бюджетов.

 

1.3 НДС как вид налога  в современной России

 

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость  признаются (гл. 21 НК РФ):

  • организации;
  • индивидуальные предприниматели;
  • лица, признаваемые налогоплательщиками НДС, в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Все налогоплательщики  подлежат постановке на учет в налоговом  органе по месту нахождения налогоплательщика.

Объектом налогообложения признаются следующие обороты (операции):

1) реализация  товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг);

2) передача  на территории Российской Федерации  товаров (выполнение работ, оказание  услуг) для собственных нужд, расходы  на которые не принимаются  к вычету при исчислении налога  на доходы организаций, в том  числе через амортизационные  отчисления.

3) выполнение  строительно-монтажных работ для  собственного потребления;

4) вывоз  товаров на таможенную территорию  Российской Федерации.

В настоящее  время в РФ применяются три  ставки налога на добавленную стоимость  – 0, 10% и 18% (ст. 164 НК).

Налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов  при реализации:

1) товаров,  вывезенных в таможенном режиме  экспорта, а также работ (услуг), непосредственно связанных с  производством и реализацией  товаров;

2) работ (услуг), непосредственно  связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию  Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

3) услуг по перевозке  пассажиров и багажа при условии,  что пункт отправления или  пункт назначения пассажиров  и багажа расположены за пределами  территории Российской Федерации,  при оформлении перевозок на  основании единых международных  перевозочных документов;

4) работ (услуг), выполняемых  (оказываемых) непосредственно в  космическом пространстве, а также  комплекса подготовительных наземных  работ (услуг), технологически обусловленного  и неразрывно связанного с  выполнением работ (оказанием  услуг) непосредственно в космическом  пространстве;

5) драгоценных металлов  налогоплательщиками, осуществляющими  их добычу или производство  из лома и отходов, содержащих  драгоценные металлы, Государственному  фонду драгоценных металлов и  драгоценных камней Российской  Федерации, фондам драгоценных  металлов и драгоценных камней  субъектов Российской Федерации,  Центральному банку Российской  Федерации, банкам;

6) товаров (работ, услуг)  для официального пользования  иностранными дипломатическими  и приравненными к ним представительствами  или для личного пользования  дипломатического или административно-технического  персонала этих представительств, включая проживающих вместе с  ними членов их семей.

7) припасов, вывезенных с  территории Российской Федерации  в таможенном режиме перемещения  припасов.

Налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов  при реализации:

1) отдельных видов продовольственных  товаров;

2) отдельных видов товаров  для детей;

3) периодических печатных  изданий, за исключением периодических  печатных изданий рекламного  или эротического характера; книжной  продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, за исключением книжной продукции рекламного и эротического характера;

4) отдельных видов медицинских  товаров.

Во всех остальных случаях налогообложение  налогом на добавленную стоимость  производится по ставке 18%.

В РФ существуют налогоплательщики, освобожденные от уплаты НДС. Прежде всего, от уплаты НДС освобождены  налогоплательщики – организации  и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему  налогообложения. Далее, организации  и индивидуальные предприниматели  имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных  с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки  от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности один миллион рублей (ст. 145 НК).

Информация о работе Косвенные налоги РФ и перспективы их развития