Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 16:28, курсовая работа
Банки представляют неотъемлемую часть современного денежного хозяйства, их деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Будучи в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки опосредуют связи между промышленностью и торговлей, сельским хозяйством и населением. Банки – это атрибут не отдельно взятого региона или какой-либо одной страны, сфера их деятельности не имеет ни географических, ни национальных границ. Они играют важную роль в сохранении стабильности денежно-кредитной системы за счет тесного взаимодействия с государственными органами выполнения возложенных на кредитные учреждения контрольных и регулирующих функций. Поэтому трудно переоценить значение стабильности банковской системы.
Целью курсовой работы является исследование кредитной политики коммерческого Банка ВТБ 24 (ЗАО) – сокращенно ВТБ24.
Введение……………………………………...……………………………..…………..4
Глава 1 Теоретические и методологические основы кредитной политики коммерческого банка ………………………………………………………………..…………………………….7
1.1. Понятие кредитной политики и кредитного портфеля коммерческого банка.. 7
1.2. Основные положения и принципы, учитываемые при формировании кредитной политики банка…………………………………………………………... 11
1.3. Основные виды кредитных операций коммерческого банка………………… 16
Глава 2 Анализ кредитной политики коммерческого Банка ВТБ 24 (ЗАО)………………. 20
2.1. Краткая характеристика Банка ВТБ 24 (ЗАО)………………………………… 20
2.2. Анализ финансовых показателей и кредитного портфеля Банка ВТБ 24 (ЗАО)…………………………………………………………………………………………….25
2.3. Анализ кредитной политики Банка ВТБ 24 (ЗАО)…………………………… 31
Глава 3. Совершенствование кредитной политики коммерческого Банка ВТБ 24 (ЗАО)...47
3.1. Практические рекомендации по совершенствованию кредитной политики в Банке ВТБ 24 (ЗАО)...………………………………………………….……………………….47
3.2. Минимизация кредитного риска и оптимизация доходов банка с помощь рейтинговой оценки кредитной заявки………………………………………………………..60
Заключение……… …………………………..………………………………………..63
Список литературы……………………………………………………………………65
Демографическая информация – это анкетная информация о клиенте.
Ситуационная информация – информация о том за каким кредитом, в какое место и время пришел клиент. В случае револьверного кредитования такая информация отсутствует.
Историческая информация – информация об истории финансовых операций с клиентом. Пока что в большинстве случаев такая информация отсутствует.
С полученной информацией производится два основных действия – проверка информации (банки не хотят выдавать кредит тому, кто их обманывает) и кредитный скоринг.
Проверка информации должна включать:
- проверку информации на
- проверка информации по
- проверка информации на
Для скоринга обычно предлагается использовать нейронную сеть. Свойство универсальной аппроксимации нейронной сети говорит о том, что она работает по крайней мере не хуже любого наперед заданного метода или модели кредитного скоринга. Нейронная сеть обучается на конкретных демографических и ситуационных данных.
Как и со всякой системой, основанной на системах искусственного интеллекта, с нейронной сетью самое сложное – ее обучение и запуск в эксплуатацию. В начальный момент отсутствует история выдачи кредитов, и вряд ли конкуренты поделятся информацией. Более того, данные разнятся по регионам, и те признаки, которые были важны в одном регионе, могут в другом не работать.
Соответственно, предлагается взять сначала как можно больше анкетных и ситуационных данных о клиенте. В дальнейшем те пункты анкеты, которые не влияют на кредитный риск, отбросить.
Начальное обучение нейронной сети производится на основе специально сгенерированной выборки анкет и простой скоринговой модели и экспертных оценок.
Другой проблемой, сопряженной с использованием нейронной сети является некоторая непрозрачность для человеческого понимания принимаемых ею решений. Решение, предлагаемое разработчиками данных автоматизированных систем, состоит в:
- извлечении правил из
- утверждении и использовании в операционной деятельности дерева решений.
Одна из таких программ "NTRScoring" представляет собой модуль управления взаимоотношениями с клиентами интегрированной банковской системы (ИБС) и включающий в себя систему скоринга – расчета кредитного рейтинга, и настраиваемый на основе правил и регламентов, принятых в кредитной организации.
Система реализует отработанный и содержательный бизнес-процесс работы с клиентом в части предоставления им продуктов (как правило, кредитов того или иного вида). Бизнес-процесс может быть настроен на условия в конкретном банке.
Назначение данной системы в следующем:
- создание единой базы данных по клиентам Банка, зарегистрированных в рамках Системы;
- автоматизация процессов
- автоматизация процесса
- обеспечение целостности
- накопление кредитной истории клиентов Банка;
- автоматизация процедур
- обеспечение целостности
- получение статистической и аналитической информации по использованию продуктов Банка;
- анализ истории предоставления кредитов;
- расчет и перерасчет скоринговых коэффициентов.
Система выполняет следующие функции:
- регистрация и ведение заявок
клиентов на предоставление
- выполнение проверок
- выполнение расчета кредитного рейтинга клиента (скоринг);
- регистрация и ведение информации о клиентах;
- управление статусами клиентов;
- сбор информации о клиентах от других модулей Системы;
- предоставление информации о
клиентах другим модулям
- регистрация событий, связанных с жизненным циклом клиента;
- регистрация и ведение
- регистрация событий, связанных с жизненным циклом кредита;
- управление статусами кредитов;
- сбор информации о кредитах от других модулей Системы;
- предоставление информации о кредитах другим модулям Системы.
Схема бизнес-процессов в части предоставления продуктов следующая:
- регистрация заявок клиентов на предоставление Продуктов (заявка содержит подробную информацию о клиенте);
- уточнение данных клиента;
- предварительная проверка
- проверка на наличие
- проведение расчета кредитного рейтинга клиента на основании зарегистрированной заявки;
- выполнение проверки
- утверждение заявки кредитным инспектором;
- при необходимости
- формирование пакета
- регистрация клиента в Системе;
В разных странах набор характеристик, описывающих заемщиков, и их относительный вес в оценке кредитного риска различаются, как различны экономические условия жизни и национальный менталитет. Поэтому нельзя автоматически переносить модель из одной страны в другую. В российских условиях параметры одного региона не переносимы на ситуацию другого региона, на его уровни зарплат и рисков. Более того, не дает эффекта даже перенос скоринговой модели из одного банка в другой, поскольку клиентская база каждого банка имеет свои особенности.
Предлагается разработка и внедрение системы скоринга, позволяющей оценивать кредитный риск заемщика и всего кредитного портфеля на основании уникальной модели, адаптивной к данным. Модель скоринга физических лиц может базироваться на анкетных данных заемщиков, экспертных знаниях менеджмента банка, численных оценках, полученных на статистике "плохих" и "хороших" кредитов, численных оценках, построенных на объективной региональной и отраслевой информации.
В результате работы модели по оценке конкретного заемщика формируется кредитный портрет потенциального заемщика, позволяющий производить:
- процедуру разделения
- расчет индивидуальных
- расчет риска и управление кредитным портфелем по всем ссудам, выдаваемым частным лицам.
Методология решения базируется на анализе специфики деятельности банка. При этом учитываются как группы клиентов (отраслевая и региональная принадлежность и др.), так и кредитные продукты банка для физических лиц. Исходя из потребностей банка в развитии бизнеса и имеющихся данных, могут быть построены скоринговые модели, основанные на экспертных знаниях банковского менеджмента, на статистических данных, на учете макроэкономических данных о социально-экономическом развитии конкретных регионов и отраслей. Наиболее мощными по точности оценки кредитного риска являются модели, использующие комплексный подход, т.е. учет всех данных и экспертных знаний менеджмента банка.
Ключевые преимущества от внедрения скоринговой системы
- Сокращение сроков принятия
решения о предоставлении
- Эффективная оценка и
- Снижение влияния субъективных факторов при принятии решения о предоставлении кредита. Обеспечение объективности в оценке заявок кредитными инспекторами во всех филиалах и отделениях банка.
- Оценка и управление риском
портфеля кредитов частным
- Реализация единого подхода
при оценке заемщиков для
- Адаптация параметров кредита под возможности конкретного заемщика (кастомизация кредитного продукта).
- Резкое расширение, за счет
кастомизации кредитных
- Контроль всех шагов рассмотрения заявки.
- Возможность вносить
Для построения скоринговой системы могут быть использоваться следующие типы данных:
- Макроэкономические данные, представляющие собой статистическую информацию по социально-экономическому развитию для тех регионов, в которых имеются отделения (представительства, филиалы) банка, или в которых банк планирует их открыть.
- Статистические данные предприятий регионов с тем, чтобы включить в модель скоринга информацию о принадлежности заемщика к определенному сектору экономики для повышения точности оценки.
- Анкетные данные по всем
имеющимся заемщикам банка в
разрезе возвратов и
- Экспертные знания банковского
менеджмента по каждому из
типов кредитных продуктов банк
В качестве иллюстрации на рис.5 приведен пример бизнес-процесса работы банка по кредитной заявке – от первого контакта с клиентом до принятия банком предварительного решения о предоставлении кредита на определенную сумму (до выбора заемщиком квартиры). Видно, что тут основную роль в снижении рисков до минимума играет согласованная работа всех сотрудников банка в соответствии с утвержденной схемой принятия решения.
Рис. 8. Пример бизнес-процесса принятия решения о предоставлении ипотечного кредита (до выбора квартиры заемщиком). Общая схема (для примера) и технология формирования заключения аналитиком банка
Проведем расчет эффективности внедрения системы кредитного скоринга. Экономический эффект от вндерния системы кредитного скоринга можно рассчитать по формуле:
Э = Д–З
Где Д – доход от внедрения системы;
З – затраты банка на внедрение системы.
Стоимость внедрения системы кредитного скоринга составляет около 1000 тыс. руб.
Известно, что скоринговые системы сокращают риск невыплат по кредитам на 15-40%. В расчет возьмем среднюю величину – 27,5 %. Как уже указывалось, согласно стратегическим планам ВТБ24 на 2012 год, потребительский кредитный портфель банка составит 130996,5 тыс. руб. Если предположить, что доля просроченных и безнадежных ссуд в кредитном портфеле банка не изменится и останется на уровне 2011 года, т.е. 1,3 % (без внедрения скоринговой системы), то в 2012 году величина просроченных и безнадежных ссуд банка составит:
130996,5 * 1,3/100 = 1702,95 тыс. руб.
С внедрением скоринговой системы величина просроченных и безнадежных ссуд банка сократиться на 468,3 тыс. руб., т.е. составит:
1702,95 – 468,3 = 1234,63 тыс. руб.
То есть эффективность внедрения системы кредитного скоринга составляет:
1234,63 – 1000 = 234,63 тыс. руб. в год.
Таким образом, система скоринга позволит ВТБ24 резко увеличить объем продаж кредитных продуктов банка путем сокращения сроков проверки кредитной заявки и индивидуальной настройки параметров кредита под каждого заемщика. Система скоринга обеспечивает быструю и объективную оценку уровня рисков выдаваемых кредитов и принятие таких решений по ссудам, которые минимизируют кредитные риски портфеля.
В целях минимизации рисков ВТБ24 можно рекомендовать совершенствование программ обеспеченного кредитования (автокредитования и ипотечного кредитования).
Предлагаются следующие направления:
- автокредитование с обратным выкупом "buy-back";
- ипотечное кредитование без первоначального взноса.
Кредитование с обратным выкупом автомобиля уже давно используется в Европе и США, и сейчас данная схема является одном из самых популярных способов покупки автомобилей. Ее преимущество состоит в том, что применение данной схемы позволяет на 20-30 процентов снизить ежемесячный платеж по сравнению с обычным кредитом. Сама же схема работает следующим образом: покупатель вносит первоначальный платеж в размере 20 процентов от стоимости автомобиля, часть стоимости автомобиля затем выплачивается в кредит, а последний платеж (обычно это порядка 35 процентов от стоимости автомобиля), погашается одним из выбранных покупателем способов после окончания срока кредитования. Также есть возможность выкупа автомобиля автосалоном.
Информация о работе Кредитная политика коммерческого банка на примере ЗАО «ВТБ-24»