Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:57, дипломная работа
Целью работы является рассмотрение особенностей системы кредитования МСБ в Украине, анализе проблем и пути их разрешения.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
– изучение теоретических аспектов процесса МСБ в Украине;
– изучение механизмов банковского кредитования малого и среднего бизнеса;
Пятый этап процесса банковского кредитования заключается в возвращении кредита вместе с процентами. В соответствии с требованиями НБУ проценты за пользование кредитом насчитываются ежемесячно. Погашение кредита и начисленных по нему процентов осуществляется платежным поручением с текущего счета заемщика. Очередность уплаты основного долга и процентов по кредиту регламентированная ст. 12 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», согласно которой прежде всего платятся проценты, а затем гасится основной долг. Погашение кредита может осуществляться единовременно или частями.
В случае возникновения у заемщика временных финансовых осложнений стороны могут продлевать срок действия кредитного договора (пролонгация). При принятии решения относительно пролонгации кредита составляется дополнительное соглашение между банком и заемщиком, которая является неотъемлемой частью кредитного соглашения.
При наступлении срока
погашения кредита и отсутствия
у клиента достаточной суммы
средств для его погашения
банк начинает проводить работу с
проблемными кредитами. В день определенного
срока погашения часть
Если банк обнаруживает проблемный заем, он немедленно должен принять меру для обеспечения полного и своевременного его возвращения. Самым целесообразным шагом будет разработка вместе с заемщиком мероприятий по улучшению финансового состояния предприятия. Если этот способ не даст результаты, банк должен обеспечить свои интересы путем реализации обеспечения, предъявления претензии к гаранту и так далее Крайняя мера – это поднятие вопроса об объявлении заемщика банкротом.
1.3. Законодательное регулирование процесса кредитования предприятий малого и среднего бизнеса в Украине
Регулирование кредитных отношений является важнейшей функцией государства. Функции регулятора выполняет Национальный банк Украины. В соответствии с законом Украины «О банках и банковской деятельности» коммерческие банки обязаны создавать резервы и передавать их НБУ, который устанавливает их норматив. Национальный банк вправе использовать полученные резервы для кредитования коммерческих банков, устанавливая процентную (учетную) ставку за кредит. Национальный банк является собственностью государства. От величины норматива и размера учетной ставки зависит объем оборота кредитной массы. При росте норматива резервов и учетной ставки кредит становится более дорогим и спрос на него сокращается, снижается инвестиционная деятельность и сохраняется только кредитование наиболее эффективных проектов. Сокращение кредитной массы способствует снижению инфляции. Темпы роста денежной массы должны быть ограничены долгосрочными темпами роста национального дохода. При таком условии достигается стабильность денежных отношений и устойчивость экономического роста.
Государственное регулирование кредитных отношений выполняет еще одну важную функцию стабилизации рыночной экономики – защиту накоплений предприятий и населения.
Правовое регулирование отношений по кредитному договору осуществляется, прежде всего, Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, законодательными актами Украины, приказами Национального Банка Украины, Законом Украины «О банках и банковской деятельности», «О Национальном банке Украины» и др. С введением в действие частей 1 (с 1.01.1995 г.) и 2 (с 1.03.1996 г.) Гражданского кодекса Украины регулирование кредитных отношений было выделено в качестве самостоятельной разновидности договора займа.
Рассмотрим некоторые статьи из 71 главы п. 2 Гражданского кодекса Украины.
Согласно Гражданскому кодексу Украины, по кредитному договору банк или другое финансовое учреждение (кредитодатель) обязуется предоставить денежные средства (кредит) заемщику в размере и на условиях, установленных договором, а заемщик обязуется возвратить кредит и уплатить проценты.
Форма кредитного договора:
2. Кредитный договор, заключенный с несоблюдением письменной формы.
Отказ от предоставления или получения кредита:
1. Кредитодатель имеет право отказаться от предоставления заемщику предусмотренного договором кредита частично или в полном объеме в случае нарушения процедуры признания заемщика банкротом или при наличии других обстоятельств, которые явным образом свидетельствуют о том, что предоставленный заемщику кредит своевременно не будет возвращен;
2. Заемщик имеет право отказаться от получения кредита частично или в полном объеме, сообщив об этом кредитору в установленный договором срок его предоставления, если другое не установлено договором или законом;
3. В случае нарушения
заемщиком установленной
Коммерческий кредит:
1. Договором, выполнение
которого связанное с
2. К коммерческому кредиту применяются положение статей 1054-1056 гражданского кодекса Украины, если другое не установлено положениями о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит сути такого обязательства [1].
Как известно, заем денежных средств может быть осуществлен в гривнах и в иностранной валюте. Заем иностранной валюты и валютных ценностей на территории Украины должен соответствовать требованиям Закона о валютном регулировании [1] и положениям иного валютного законодательства, которое применяется на территории Украины в силу того, что его положения не были отменены и не противоречат Закону о валютном регулировании. Так, предоставление валютного займа должно осуществляться согласно требованиям, изложенным в письме Госбанка N 352 с последующими изменениями и дополнениями. Важно акцентировать внимание на том, что согласно телеграмме НБУ от 19 мая 1993 г. N 83-93 [3] настоящие Основные положения действуют в части, не противоречащей Закону Украины «О валютном регулировании и валютном контроле» и иным законодательных актам по данным вопросам.
«Основные положения…»: изданы на основании Закона Украины «О Национальном банке Украины», Закона Украины «О банках и банковской деятельности» и Закона Украины «О валютном регулировании».
Договор займа может быть заключен путем выдачи заимодателю простого или переводного векселя. В этом случае отношения сторон регулируются вексельным законодательством. Основным из них является – Закон «О переводном и простом векселе» [4].
Регулирование кредитных отношений осуществляется как общими правилами о договоре займа, так и специальными предписаниями, относящимися к договорам кредита. При этом общие нормы о договоре займа применяются к кредитным отношениям только при отсутствии специальных правил и если они не противоречат существу урегулированных договором отношений (п. 2 ст. 819). В частности, к кредитным отношениям могут быть применены следующие правила о займе: о процентах по договору займа (пункты 1 и 2 ст. 809), об обязанностях заемщика возвратить сумму займа (ст. 810), о последствиях нарушения заемщиком договора займа (ст. 811), о последствиях утраты обеспечения возврата суммы займа (ст. 813), о целевом займе (ст. 814).
Такое же правило распространяется на такую разновидность кредита, как коммерческий кредит, его правовое обеспечение определено в ст. 823 ГК. В соответствии с п. 2 ст. 823 ГК к коммерческому кредиту применяются правила, содержащиеся в главе 42 ГК «Заем и кредит», если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства [6].
Современная экономика предлагает достаточно перспектив для любого предприятия. Это обусловлено значительным количеством программ поддержки, дифференциацией активно развивающихся форм собственности, высокоразвитой конкурентной средой, позволяющей использовать наиболее выгодные условия для сотрудничества.
Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Украине является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер. Основные принципы поддержки малого и среднего бизнеса в Украине закреплены в Законе Украины от 22 марта 2012 года № 4618-VI «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине».
Финансовая поддержка
субъектов малого и среднего предпринимательства, не может оказываться субъектам
малого и среднего предпринимательства,
осуществляющим производство и реализацию
подакцизных товаров, а также добычу и
реализацию полезных ископаемых, за исключением
Что касается Закона Украины от 22 марта 2012 года № 4618-VI «О развитии и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Украине», в ст. 13 также четко прописаны ограничения на предоставление государственной поддержки.
Государственная поддержка в Украине не может предоставляться субъектам малого и среднего предпринимательства, которые:
1) являются кредитными
организациями, страховыми
2) являются нерезидентами Украины, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Украины;
3) осуществляют производство и/или реализацию оружия, алкогольных напитков, табачных изделий, обмен валют;
4) осуществляют предоставление
в аренду недвижимого
5) признаны банкротами
или в отношении которых
6) находятся в стадии
прекращения юридического лица
или прекращения
7) представили заведомо
недостоверные сведения и
8) имеют задолженность перед бюджетом, Пенсионным фондом Украины, фондами общеобязательного государственного социального страхования;
9) получили государственную
поддержку с нарушением
10) получают аналогичную
по видам государственную
Малый и средний бизнес в Украине с каждым годом наращивает и укрепляет свои позиции. А именно оказываются следующие виды поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
Выводы к разделу 1
Малый бизнес играет важную роль при решении экономических и социальных задач. Формирование культуры предпринимательства жизненно необходимо для экономического роста и конкурентоспособности экономики. Активная поддержка развития малого бизнеса в перспективе, способствует созданию большого количества рабочих мест, увеличению налоговой базы, росту национального дохода.
Важную роль в кредитовании МСБ занимают правила и принципы кредитования, без выполнения которых данный процесс невозможен. Четкость их построения и формулировки выводят кредитные операции на эффективный алгоритм (последовательность) решения текущих и перспективных, коммерческих и некоммерческих проблем.
Неотъемлемой частью процесса кредитования МСБ является правильное построение работы всех отделов банка. Каждый этап кредитного процесса важен, поскольку ошибка в одном из них, может привести к дальнейшему невозврату денежных средств заемщиком. Работа на каждом из этапов в банке должна быть построена максимально организованно, но не перегружена излишней бумажной «волокитой», которая не позволяет быстро реагировать на сложившуюся ситуацию. Работа каждого отдела банка в конечном итоге сводится к одному – рациональной работе банка, которая принесет прибыль.