Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:52, контрольная работа
В России рыночная экономика формируется под сильным влиянием социально-исторических и геополитических факторов. В социально-экономическом плане наша страна является связующим звеном между цивилизациями западного (с преобладанием частной собственности) и восточного (с доминирующей ролью государства) типа. В экономическом плане российское общество исторически сложилось как принадлежащее скорее к восточному типу и сохранило, несмотря на смену экономических систем и политических режимов, следующие его черты: огромную роль государства как регулятора экономики; крайне медленное формирование автономного от государства гражданского общества; тесную связь административной власти и собственности; слабую укорененность частной собственности; недостаточное развитие частной хозяйственной инициативы при сильном социальном иждивенчестве и уравнительно-коллективистских настроениях.
Аналогичное
мультипликативное воздействие на равновесный
уровень дохода окажет, и снижение суммы
налогов Т. Если налоговые отчисления
снижаются на величину T , то располагаемый
доход Y d = Y Т возрастает на величину T (см.
рис.14.2.). Потребительские расходы, соответственно,
увеличиваются на величину T х МРС, что
сдвигает вверх кривую планируемых расходов
и увеличивает равновесный объем производства
от Y 1 ДО Y 2 , Рост совокупного дохода, в
свою очередь, повышает и располагаемый
доход, а значит и потребительские расходы
(на величину T х МРС2) , что снова вызывает
рост ВНП. Его общий прирост может быть
определен по следующей формуле:
Если
для увеличения государственных расходов
правительству требуется увеличить и
величину налоговых поступлений в государственный
бюджет, т. е. когда величины государственных
расходов и налоговых поступлений изменяются
в одном направлении (либо обе увеличиваются,
либо обе уменьшаются), то возникает эффект
мультипликатора сбалансированного бюджета.
Действие
этого мультипликатора состоит в следующем:
при возрастании государственных расходов
и налоговых поступлений на одну и ту же
величину ( G = T), равновесный объем производства
возрастает на ту же самую величину (т.е.
Y = G = T).
Сказанное
подтверждается простым (условным) примером.
Допустим,
правительство для покрытия дополнительных
государственных расходов ужесточило
налоговую политику, повысив налоговые
ставки. В результате осуществления этих
мер и государственные расходы, и налоговые
поступления в бюджет возросли на 100 руб.
Предельная склонность к потреблению
составила 0,75. Нужно определить величину
изменения равновесного ВНП, вызванного
указанными действиями правительства.
Рассчитаем
мультипликаторы государственных расходов
и налогов:
В
этом случае прирост ВНП за счет роста
государственных расходов составит:
Yg
= mg х G = 4 х 100 = 400,
а
снижение ВНП в результате роста налогов
окажется равным: Yt = m t х Т = (3) х 100 = 300,
Тогда
общее изменение ВНП составит:
Y
= Yg + Yt = 400300 = 100, то есть ту же самую величину,
что и первоначальный прирост государственных
расходов и налогов.
Подобное
действие мультипликатора сбалансированного
бюджета связано с тем, что мультипликативный
эффект от роста налогов слабее, чем от
увеличения государственных расходов.
Налоговая политика относится поэтому
к мерам косвенного воздействия на величину
ВНП, в то время как рост государственных
расходов является рычагом прямого действия.
Данное различие является определяющим
при выборе инструментов фискальной политики:
для преодоления циклического спада в
экономике увеличиваются госрасходы (что
дает сильный стимулирующий эффект), а
для сдерживания инфляционного подъема
увеличиваются налоги (что является относительно
мягкой ограничительной мерой).
В
условиях открытой экономики (с учетом
внешнеэкономической деятельности) изменение
объема ВНП, в результате действия мультипликатора
сбалансированного бюджета может происходить
на величину меньшую, чем первоначальное
изменение величины государственных расходов.
Кривая
Лаффера показывает зависимость суммы
налоговых поступлений в бюджет от уровня
налоговой ставки. Налоговые ставки бывают
предельные и средние. Предельная налоговая
ставка показывает долю налоговых поступлений
в каждом дополнительном рубле совокупного
дохода:
t
предельная ставка налогообложения; T
прирост суммы вносимого налога; Y прирост
дохода.
Средняя
налоговая ставка показывает долю налоговых
поступлений в общей сумме совокупного
дохода.
где
Т сумма налоговых поступлений Y величина
совокупного дохода. Различают процентные
и твердые налоговые ставки. Процентные
(адвалорные) ставки установлены в процентах
к налоговой базе (уровню дохода, стоимости
имущества и т.п.). Твердые (специфические)
ставки устанавливаются в рублях (или
других стоимостных единицах измерения)
на единицу измерения объекта налога.
На практике используются денежные (рубли,
доллары, экю) и натуральные (лошадиная
сила, тонна, литр и т.п.) единицы обложения.
Налоговая база это количественная оценка
объекта налогообложения, под которым
понимается то, что облагается налогом.
Например, объектом налога могут являться
имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных
товаров и т.п.
Из
кривой Лаффера следует, что при увеличении
налоговой ставки до 50%, сумма налоговых
поступлений в бюджет увеличивается, а
при дальнейшем росте ставок уменьшается.
Это происходит оттого, что снижаются
стимулы к предпринимательской деятельности
(так как большую часть заработанного
дохода предприниматели и население должны
перечислить в государственный бюджет).
Те же предприниматели, которые продолжают
работать, предпочитают укрывать свои
доходы, уходить в тень.
Дискреционная
политика правительства связана со значительными
внутренними временными лагами (задержками
по времени), так как изменение структуры
государственных расходов или ставок
налогообложения предполагает длительное
обсуждение этих мер в парламенте.
Недискреционная.
Как уже отмечалось, существует
и недискреционная фискальная политика,
или политика автоматических (встроенных)
стабилизаторов. Встроенные (автоматические)
стабилизаторы — автоматически действующие
нормы, которые вступают в действие без
необходимости принятия каких-либо специальных
шагов со стороны правительства. Иными
словами, необходимые изменения в относительные
уровни государственных расходов и налогов
вводятся автоматически. Дело в том, что
многие законы по структуре налогообложения
и затратных механизмов сформулированы
так, что бюджетно-налоговая политика
при перемене экономических условий изменяется
автоматически. Это так называемая автоматическая,
или встроенная, стабильность. Автоматический
стабилизатор — любая мера, которая имеет
тенденцию увеличивать дефицит государственного
бюджета (или сокращать его положительное
сальдо) в период спада и увеличивать его
положительно сальдо (или уменьшать его
дефицит) в период инфляции без необходимости
принятия каких-либо специальных шагов
со стороны правительства.
Основными
автоматическими стабилизаторами являются
трансфертные платежи и налоговая система,
прежде всего прогрессивные налоги. Социальные
выплаты (трансферты) — платежи, которые
осуществляются без соответствующего
предоставления их получателям каких-либо
товаров или услуг. Трансфертные платежи
(выплаты пособий по безработице, пособий
по бедности, субсидий фермерам) сокращаются
во время экономического подъема и возрастают
во время спада производства. Налоговые
платежи ведут себя прямо противоположно.
Налоги — обязательные платежи, взимаемые
государством (центральными и местными
органами власти) с юридических и физических
лиц. Почти все налоги увеличивают налоговые
поступления по мере роста ЧВП. Принцип
взимания налогов в зависимости от способности
налогоплательщика породил систему прогрессивного
налогообложения — увеличение налоговой
ставки по мере роста дохода. Так, налоги
на прибыль корпораций и на личные доходы
чаще всего рассчитывается по прогрессивной
шкале. И, напротив, в случае падения ЧВП
налоговые поступления от всех этих источников
будут падать.
Тенденция
налогов автоматически изымать часть
каждой дополнительной денежной единицы
ЧВП означает, что величина мультипликатора
сокращается. Любое падение инвестиций,
благодаря автоматическим стабилизаторам,
ведет к сокращению выпуска продукции
на меньшую величину, т. е. сокращение инвестиций
будет оказывать уменьшенное влияние
на экономическую систему. Однако не следует
преувеличивать роль встроенных стабилизаторов.
Они только ограничивают размах или глубину
экономических колебаний, но не могут
преодолеть эти нарушения на 100 %. Остальная
часть нарушений устраняется дискреционной
фискальной и кредитно-денежной политикой.
Методы финансирования расходов государственного бюджета
Итак, важнейшее направление политики в области расходов - их всемерное сокращение и рационализация, выработка новых форм бюджетного финансирования, обеспечивающих эффективное использование средств и повышение действенности контроля за использованием бюджетных средств.
В качестве мероприятий для повышения эффективности бюджетной системы можно предложить всемерное расширение предоставления средств на возвратной основе. Безвозвратное финансирование негосударственных организаций с 1997 года осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии получения государством дополнительного пакета акций или доли в уставном капитале предприятия.
На возвратной основе предоставляются средства в рамках финансового лизинга; при сезонном кредитовании сельскохозяйственных предприятий (закупка семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам.
Обычно бюджетные ссуды на эти цели предоставляются под уплату процентов в размере половины учетной ставки Центрального Банка.
При наличии дефицита госбюджета, государство старается с наибольшей отдачей вложить средства (в особенности, идущие на инвестиции). Реально на инвестиции идет около 25 трлн. руб., в то время как они являются важнейшим условием подъема нашей экономики. Отсюда вытекает традиционная экономическая задача - как получить максимальный эффект в условиях конкретного ограничения, стимулировать частные инвестиции.
Один из новых организованных инструментов - финансирование высокоэффективных технических проектов:
В зависимости от категории значимости (всего их 4) государство выделяет из федерального бюджета от 20% до 50%, однако сумма в распоряжении очень ограничена - порядка 1-2 трлн. руб.1
В 1997 году появилось новое направление - предоставление госгарантий под инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных денег не дает, но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта, государство обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой организацией-кредитором:
Первый критерий отбора - наличие положительного ЧДД (если раньше эффективность проекта оценивалась через рентабельность = отношение прибыли к затратам, то сейчас считается сумма платежей, налогов, взносов в бюджет); кроме того, в течение 1997-2005 сумма взносов в бюджет должна превысить затраты государства на проект, причем при расчете за каждый год будет производиться деление на коэффициент дефлятора (корректировка на инфляцию).
Все эти средства должны вытянуть из частников большое количество инвестиций.
В процессе обсуждения бюджета был предложен еще один механизм стимулирования экономики - был предусмотрен бюджет развития (27 трлн.). Его значение - дополнительные инвестиции в различные проекты. Поскольку он устанавливается поверх основного бюджета, то источники для бюджета развития было найти сложно, поэтому использовались дополнительно мобилизуемые средства. Основные источники:
Бюджет развития идет на прямые инвестиции государства на конкурсной основе, в основном в материальной сфере; предоставляются капвложения, связанные с санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий, предоставление госгарантий.
Другой важный вопрос, связанный с расходами Субъектов Федерации - создание нового механизма централизованной закупки товаров. До сих пор заключение контрактов производилось с произвольными поставщиками, поэтому в большинстве случаев цены были завышены. Чтобы положить этому конец, решили перейти на конкурентный отбор поставщиков по закупкам. Главный критерий отбора - приемлемое качество при низкой цене.
Существует еще одна проблема - сокращение расходов на ЖКХ, где дотации государства достигают практически 100 трлн. руб. Население покрывает лишь 27% жилищно-коммунальных услуг. В настоящее время у государства назревает жилищно-коммунальная реформа, заключающаяся в исключении дотаций при сохранении субсидий малоимущим гражданам. Кроме того, для сокращения издержек ЖКХ предлагаются альтернативные формы обслуживания - конкуренция частных предприятий с государственными по оказанию коммунальных услуг. В этом случае ведущая контрольная роль отводится властным институтам Субъектов Федерации.
Среди традиционных направлений сокращения расходов на уровне ГБС стоит отметить такие направления, как затраты на ВПК и государственный аппарат.
В настоящее время сокращение расходов производится при помощи механизма секвестров. Секвестр предполагает пропорциональное сокращение расходов бюджета, кроме определенных защищенных статей. Здесь следует отметить два ключевых момента: а) пропорциональность сокращения (отражается в законодательстве о бюджетном процессе, предотвращая лоббирование министерствами размера сокращения), хотя, интересно отметить, что при секвестировании у нас в стране - произошло сокращение расходов в I квартале по одним позициям - на 50%, а по другим - на 30%; б) есть перечень защищенных статей, не подлежащих секвестированию, который устанавливается ежегодно при принятии Федерального бюджета. Так, в предвыборные годы, традиционно: зарплата в бюджетных организациях и начисления на нее; стипендии, госпособия, выплачиваемые из бюджета; питание и приобретение медикаментов в сфере здравоохранения, для нужд детсадов, интернатов; погашение внутреннего долга в части выплат населению; расходы бюджета развития.
В процессе исполнения бюджетов важное значение уделяется контролю за целевым использованием предоставленных средств. Организованный метод контроля предусматривает следующие санкции:
Среди новых методов организации расходов сравнительно недавно в нашей стране появился переход на закупки продукции для гос. нужд через проведение торгов и конкурсов среди поставщиков. Для этого вышел 8 апреля 1997 года УКАЗ Президента РФ № 305 “О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд”. Указом устанавливается, что “...заказы на закупку товаров, работ и услуг... для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах), если иное не предусмотрено ФЗ и Указами Президента РФ”2.
Для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели должны удовлетворять определенным квалификационным требованиям. Также предусматривается определенный механизм проведения конкурса.
Информация о работе Кризис российской экономики и пути его преодоления