Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 09:52, контрольная работа
В России рыночная экономика формируется под сильным влиянием социально-исторических и геополитических факторов. В социально-экономическом плане наша страна является связующим звеном между цивилизациями западного (с преобладанием частной собственности) и восточного (с доминирующей ролью государства) типа. В экономическом плане российское общество исторически сложилось как принадлежащее скорее к восточному типу и сохранило, несмотря на смену экономических систем и политических режимов, следующие его черты: огромную роль государства как регулятора экономики; крайне медленное формирование автономного от государства гражданского общества; тесную связь административной власти и собственности; слабую укорененность частной собственности; недостаточное развитие частной хозяйственной инициативы при сильном социальном иждивенчестве и уравнительно-коллективистских настроениях.
Но открытый конкурс является только одним из способов организации. Могут быть и другие способы, например, проведение закрытых торгов. Они проводятся в том случае, если это технически сложная продукция, которую могут поставить ограниченный круг предприятий и если цена госконтракта меньше 2500 минимальных месячных оплат труда. Разновидность закрытых торгов - специализированные закрытые торги, предполагающие полностью скрытую информацию для нужд государственной обороны.
Для контракта стоимостью до 2500 минимальных месячных оплат труда заказчиком применяется система отбора котировок (прайс-листов) у различных фирм - на продукцию, имеющуюся на рынке в достаточном количестве. Кроме того, размещение заказов у единственного источника (предприятия) может применяться только при наличии срочной потребности в продукции, и если продукция может быть получена только от одного поставщика и ему нет замены. Заказчик имеет право на проведение внутреннего конкурса без допуска инофирм. Этот механизм действует для всех госзакупок.
Необходимо упомянуть еще одну проблему - кассовое исполнение бюджета, которое до последнего времени осуществлялось уполномоченными банками (в принципе, проблема обозначилась вследствие серьезных нарушений в работе коммерческих банков, которые обслуживают бюджетные средства). Как метод ее решения было предложено при введении системы Федерального Казначейства сразу поручить ему кассовое исполнение, но эта схема оказалась очень сложной. Сейчас просто повышены требования к банкам и отбор осуществляется в соответствии с определенной системой показателей. Основные критерии отбора на 1997 год:
В 1997 году, например, обслуживать Федеральный бюджет доверили 13 банкам: Сбербанк, Менатеп, Внешторгбанк, Авто банк, Мосбизнесбанк, ОНЭКСИМБанк.
В настоящее время стоит задача перехода от кассового исполнения через коммерческие банки к кассовому исполнению через учреждения ЦБ и Сбербанка.
1.4. Государственные финансы
Государственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности государственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства, необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.
Основными функциями государства, обеспечивающими успешное социально-экономическое и политическое развитие страны, являются:
разработка, принятие, реализация и совершенствование законодательных актов, формирующих институциональные основы рыночного хозяйства;
поддержание макроэкономической и социально-политической стабильности, эффективное регулирование и промышленная политика;
финансирование основных социальных услуг, поддержка слабо защищенных групп населения;
регулирование интеграции в мировую экономику с учетом защиты национальных интересов;
осуществление мер по охране окружающей среды.
Для выполнения этих функций требуются как экономические и технологические предпосылки, так и институциональная среда: нормы и правила, обеспечивающие использование этих предпосылок, четкое определение роли, которую государство может сыграть в конкретных сложившихся условиях, способность государства законодательно определять, финансировать и практически реализовывать принятые законодательные нормы. Роль и возможности государства и государственных финансов в общественном развитии могут быть различными и зависят от конкретной обстановки. Вот наиболее общие предпосылки повышения эффективности государственных финансов:
объем осуществляемых государством функций и реализуемые им меры должны соответствовать экономическому потенциалу, финансовым ресурсам и социально-политической обстановке в стране;
используемые меры и механизмы должны быть работоспособными и содействовать улучшению экономической ситуации в стране;
работа госаппарата должна улучшаться, имея в виду нацеливание его на решение проблем общества в целом, преодоление противоречащих общенациональным стремлений отдельных групп и слоев населения, ликвидацию коррупции.
За последние годы внутренняя структура каждой из составляющих финансовой системы РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма и децентрализации бюджетной системы, демократизации всех процессов, идущих в обществе. Так, существенно расширено содержание государственных финансов. Еще 5 — К) лет назад государственные финансы практически отождествлялись с государственным бюджетом, бюджетное устройство России больше соответствовало унитарному государству, для которого свойственны максимальная централизация финансовых и бюджетных ресурсов на уровне центрального правительства (70 — 80 %) и значительно менее существенная доля — на субнациональном уровне.
В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления, два из которых — государственные (федеральный и субфедеральный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и 89 субфедеральных бюджетов, и один уровень — муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты.
Понятие государственных финансов, во-первых, существенно расширено вступившим в силу Бюджетным кодексом РФ за счет законодательного определения трехуровневой бюджетной системы, отдельного вынесения категории государственного долга, а также финансов государственных внебюджетных социально-страховых фондов. Во-вторых, конституциональное определение государственных уровней власти и управления предполагает отдельное существование муниципальных финансов как финансовой основы местного самоуправления. Поэтому понимание государственных финансов дополнено категорией муниципальных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РФ подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах.
Решением проблемы соответствия роли государства его экономическому и финансовому потенциалу является корректировка сферы обязанностей государства, сужение или расширение сферы его ответственности. Такая корректировка может производиться на основе изменения финансируемых и выполняемых государством функций по обеспечению предоставляемых им благ и услуг, снятия или принятия новых обязательств, требующих государственных расходов. По мере роста экономического потенциала страны потенциал государства и его способность расширять свои функции увеличивается.
Экономическое содержание государственных финансов и их структура определяются функциями государства и иерархией органов государственного управления.
По функциональному признаку в составе государственных финансов выделяются обособленные звенья: бюджеты разных уровней государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, каждое из которых выполняет специфические функции. Благодаря разному функциональному назначению перечисленных звеньев каждое из них имеет свою институциональную структуру. Единый комплекс финансовых операций по аккумуляции денежных средств и осуществлению государственных расходов выполняют органы государственного управления.
Систему государственного управления страны составляют органы государственной власти и их структуры, наделенные монопольным правом на власть в пределах данной территории или ее частей. Соответственно совокупность всех государственных единиц, функционирующих в стране, образует сектор государственного управления. Сектор органов государственного управления объединяет учреждения и организации, финансируемые из государственного бюджета.
Сектор государственного управления по уровням управления подразделяется в федеративных государствах на центральный (общегосударственный, федеральный), региональный и местный уровни, в унитарных государствах — на центральный и местный.
К центральному уровню относятся все государственные учреждения, министерства, ведомства и соответственно совокупность всех государственных единиц, являющихся инструментами центральной власти, включая территориально рассредоточенные общегосударственные органы. Этот уровень управления оказывает основное финансовое воздействие на экономику страны. Деятельность и финансовая система этого уровня управления оказывают решающее влияние на жизнь страны. Представительные и исполнительные органы вырабатывают и реализуют политику в интересах всей национальной экономики. На этом уровне определяется налогово-бюджетная политика, через финансы центрального правительства осуществляется инфляционное или дефляционное воздействие на функционирование экономики.
К региональным органам управления относятся органы власти областей, краев, республик, штатов, земель и совокупность всех государственных управленческих единиц, осуществляющих властные полномочия на территориях, объединяющих более мелкие районы, которые контролируются и финансируются региональными органами власти. Региональные органы государственной власти обладают относительно независимыми полномочиями, которые они осуществляют на соответствующей части территории страны.
Региональные органы власти наделены в соответствии с конституциями стран определенными полномочиями на основе разграничения ответственности между центральными и региональными органами власти. Степень автономности региональных органов власти и объем их функций определяются размерами доходов, получаемых из контролируемых ими источников, и независимостью должностных лиц от административного контроля центрального правительства. Региональные органы власти существуют только в федеративных государствах и занимают промежуточное положение между общегосударственными и местными органами власти.
К местным органам власти относятся органы управления в городах и сельских местностях, обладающие самостоятельными структурными управленческими подразделениями, определенными законодательством автономными полномочиями и источниками финансовых средств, за счет которых функционируют подведомственные им институциональные заведения (образовательные, медицинские, социального обеспечения, культурные, спортивные и др.).
Финансовой базой деятельности соответственно
для федеральных, республиканских и местных
органов власти и управлений являются
бюджеты разных уровней — федеральный,
республиканские, местные. В условиях
экономической самостоятельности республиканских
и административно-
Центральное место в государственных финансах принадлежит бюджетам, В то же время существенную роль выполняют различные государственные автономные фонды на федеральном и региональном уровнях. Как правило, в этих фондах аккумулируются ресурсы для решения крупных проблем, требующих специального внимания органов государственной власти. Источниками средств таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления средств из бюджета, капитализация доходов и займы. Во Франции и Японии за счет таких фондов финансируется примерно половина государственных расходов, в Великобритании — треть. Фонды имеют целевой характер IT предназначены для финансирования
различных социальных, экономических, научно-технических, кредитных и других проблем (подробнее см. подразд. 3.8).
Обособление источников финансирования целевых мероприятий от бюджетных ресурсов позволяет, во-первых, расширить состав средств, направляемых на их обеспечение (за счет дополнительно выявленных доходов и сэкономленных финансовых ресурсов, добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц и других источников), и, во-вторых, гарантирует целевое использование ресурсов в полном: объеме их поступлений. В условиях обезличивания поступающих в бюджет финансовых ресурсов такой гарантии целевого использования средств, да еще и в полном их объеме, никто дать не может. В механизме формирования и использования внебюджетных фондов наиболее полно материализуется на практике тот правовой режим, который гарантирует защиту интересов каждого конкретного человека и территории.
Значение обособленного функционирования внебюджетных фондов особенно возрастает в условиях экономической нестабильности в стране. Автономный статус внебюджетных фондов позволяет гарантировать своевременное финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от федерального, республиканских и местных бюджетов внебюджетные фонды подлежат значительно меньшей регламентации и меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Поскольку изменение направлений использования внебюджетных фондов не нуждается в законодательном оформлении и происходит без участия парламента, появляется возможность расходовать фонды в более оперативном режиме (хотя иногда существующая практика приводит к неэффективному использованию средств внебюджетных фондов). Это облегчает их использование и повышает заинтересованность государственных исполнительных структур в их росте. Внебюджетные фонды выполняют еще и роль финансового резерва, к которому прибегают федеральные, республиканские и местные органы власти в случаях финансовых затруднений. Благодаря внебюджетным фондам повышается маневренность финансовых ресурсов в рамках единой финансовой системы государства.
Информация о работе Кризис российской экономики и пути его преодоления