Курс лекций по дисциплине « Международная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:23, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине « Международная экономика».

Вложенные файлы: 1 файл

mezhdunarodnoi_ekonomik (1).docx

— 3.60 Мб (Скачать файл)

-страна должна  придерживаться пределов колебаний курсов валют, устанавливаемых ЕВС, в течение 2-х лет перед присоединением к валютному союзу и не проводить девальваций по собственной инициативе.

Введение евро стало сильным толчком для формирования крупных геополитических альянсов: зон евро, доллара  и йены. Поначалу оно имело противоречивые результаты. С одной стороны, заметно оживились европейские финансовые рынки, особенно рынки долговых  инструментов снизились издержки на конвертацию валют, повысилась эффективность производства.  С другой - курс евро угля пережил продолжительное падение. Массовой ликвидации долларовых активов европейскими центральными банками и крупными корпорациями не произошло. Однако, в принципе, зона евро вполне может стать альтернативой зоне доллара, так как экономические потенциалы стоящих за ними ЕС и США вполне сопоставимы.

 

 

63. Валютная политика государства: понятие, инструменты, направления

В системе регулирования рыночной экономики важное место занимает валютная политика. Она есть совокупность мероприятий, осуществляемых государством в сфере валютно-кредитных отношений для выполнения поставленных перед страной целей и задач. А именно: обеспечения устойчивого экономического роста; снижения уровня безработицы; обеспечения стабильности цен и равновесия платежного баланса.

Валютная политика вырабатывается Центральным банком страны совместно с правительством и закрепляется законодательно.

Валютную политику можно рассматривать как сочетание валютной стратегии и валютного регулирования. К сфере валютной стратегии относzтся выбор концепции валютного курса и методов влияния на этот курс (валютные интервенции, девальвация, ревальвация и пр.), диверсификация валютных резервов.

Валютное регулирование - это комплекс законодательно-нормативных актов, регламентирующих порядок операций с валютой и валютного контроля. К взаимосвязанным направлениям валютного регулирования относят:

- регулирование  конвертации валюты;

- регулирование  текущих операций с валютой; 

-регулирование  операций, связанных с движением  капитала;

- валютный  контроль, целью которого является  обеспечение соблюдения валютного  законодательства при осуществлении  всех валютных операций.

В организации валютного регулирования важную роль играет лицензирование банков, дающее право проводить валютные операции. Лицензии банкам выдает Центральный банк.

В широком смысле в понятие валютной политики включается также валютно-финансовое сотрудничество, в том числе сотрудничество с международными организациями, между центральными банками.

В целях регулирования валютных отношений государство использует прямые и косвенные инструменты. К прямым относится установление в законодательном порядке различного рода ограничений на операции с инвалютой. Ко вторым - методы воздействия государства на динамику валютных курсов путем проведения валютных интервенций, а также воздействие на валютные отношения при помощи мер внутриэкономической, прежде всего денежно-кредитной политики (изменение учетной ставки центрального банка, нормы обязательных резервов для  коммерческих банков, операции на открытом рынке ценных бумаг).

Применение тех или иных инструментов  валютной политики обусловлено  степенью  вовлеченности страны в МЭО, приоритетами государственной экономической политики, состоянием экономической конъюнктуры внутри  страны и за ее пределами.

Большую роль играют и собственно валютные факторы, в частности, принятый данной страной режим валютного курса, масштабы и характер несбалансированности ее внешних расчетов, размеры внешней задолженности, состояние золотовалютных резервов.

 

 

64. Международное регулирование мировой валютно-кредитной системы

Международное регулирование мировой валютно-кредитной системы все больше сосредотачивается в руках небольшого числа компактных и эффектных международных организаций. Надзором за развитием международной макроэкономики занимается МВФ, а регулированием международных финансовых рынков - Парижский и Лондонские клубы (кредиты и долги) и Банк международных расчетов (банковский надзор и международные расчеты).

МВФ, созданный в 1944г., выполняет три основные функции: надзор, финансовая помощь и техническое содействие.

Надзор- функция МВФ, предусматривающая его право осуществлять жесткое наблюдение за политикой стран- членов в области установления валютных курсов и  связанной с ней макроэкономической политикой.

Каждая страна обязана предоставить МВФ по его запросу информацию, необходимую для осуществления надзора за ее экономической политикой. Она обычно состоит из детальной информации о реальном денежном, бюджетном и внешним секторах, а также о структурной политике правительства (приватизация, рынок труда, окружающая среда). Главная цель надзора состоит в том, чтобы своевременно выявить  потенциально опасные макроэкономические  дисбалансы, которые  могут повлиять на стабильность валютных  курсов, и используя лучший мировой опыт, дать правительству страны рекомендации по их исправлению Надзор за экономической политикой осуществляется МВФ в трех основных формах:

-Двусторонние  консультации - главная форма надзора, в рамках которой миссии МВФ ежегодно посещают страну и проводят переговоры с Министерством финансов, экономики и центральным банком и другими  экономическими ведомствами о развитии национальной экономики. По результатам таких консультаций миссия МВФ формирует свое мнение о состоянии экономики, которое в виде доклада заслушивается на Совете директоров МВФ. После этого вырабатываются соответствующие рекомендации правительству, с которыми оно может не согласиться. Но обычно эти рекомендации  воспринимаются очень серьезно.

-Многосторонний надзор - осуществляемый Советом директоров дважды в год анализ международной экономики на основе специально публикуемого доклада «Мировой экономический обзор». Задача этого обзора заключается в том,  чтобы вписать развитие экономики отдельных стран в контекст ситуации  в мировой экономике в целом. Наиболее важной частью многостороннего надзора является прогноз мировой экономической ситуации на 2-3 года вперед: темпов роста реального ВВП, инфляции, бюджетных дефицитов, баланса счета текущих операций платежного баланса, размеров внешнего долга, условий торговли, международных резервов. Такой  прогноз составляется  для каждой страны, а затем агрегируется по группам стран и по миру в  целом.

-Углубленный  надзор- механизм надзора за экономической  политикой стран- членов МВФ, осуществляемый по запросу правительства со стороны МВФ с целью  гарантировать устойчивое экономической развитие для исправления макроэкономических дисбалансов.

Финансовая помощь- использование финансовых ресурсов МВФ странами-членами, испытывающими сложность с финансированием платежного баланса и предоставившими в МВФ  программу реформ. Она  свидетельствует о намерении правительства преодолеть эти трудности.

МВФ оказывает финансовую помощь странам- членам за счет финансовых ресурсов, которыми он располагает. Эти ресурсы состоят из собственных ресурсов- взносов каждой страны в уставный капитал МВФ  в соответствии с квотой и дохода, полученного  от взимания процентов за  пользование ресурсами, а также заемных ресурсов- кредитных линий, открытых для МВФ в рамках Генерального соглашения о займах (1962г) и Нового соглашения о займах (1996г) и прочих  кредитных линий  от правительства и центральных банков стран-членов.

 Финансовая  помощь не имеет формы кредитов. Она является обменом  национальной  валюты на соответствующую сумму  инвалюты. И наоборот, при  выплате долга. Кредиты МВФ выдаются долями или траншами  и обусловлены необходимостью разработки программ экономических реформ, направленных на преодоление трудностей с платежным балансом.

Финансовые ресурсы предоставляются его членам в рамках трех  групп «финансовых возможностей» или «окон»: регулярных концессионных и специальных.

Регулярное финансирование включает; во-первых, финансирование в рамках резервных соглашений (stand-by arrangements). Оно предоставляется на срок 12-18 месяцев для исправления краткосрочных  макроэкономических дисбалансов. Во- вторых,  продленных соглашений с фондом (Extendeeol Fund facilities), предоставляемых на срок до 3-х лет и направленных на  поддержку структурных реформ. Кредиты предоставляться под рыночный процент и подлежит выплате в срок от 4 до 10 лет.

Концессионное финансирование предусматривает предоставление займов наименее развитым странам на льготных условиях – под 0,5% годовых с выплатой через 10 лет и пятилетним льготным периодом. Специальное финансирование  предусматривает предоставление финансовых средств  МВФ либо отдельной группе его членов, либо в связи с определенными обстоятельствами. Например, в 1993-1995гг. МВФ открыл специальное финансовое окно для финансирования стран с переходной экономикой в рамках кредитов системной трансформации. Размер финансового содействия определяется на основе квоты страны в капитале МВФ. Например, страна может занять в рамках регулярного финансирования до 300% своей квоты, в рамках концессионного - до 50%, в рамках  специального- до 30 %  квоты.

Техническая помощь  представляет собой содействие МВФ странам- членам в области денежной, валютной политики и банковского надзора, бюджетной и налоговой политики, статистики, разработки финансового и экономического законодательства  и подготовки кадров.

Специфической функцией МВФ является пополнение международных резервов  с помощью выпуска СДР. СДР - международный резервный актив,  созданный МВФ в 1969г. и периодически распределяемый между странами пропорционально их квотам в МВФ.

Проблема международной задолженности являются предметом мониторинга со стороны нескольких международных организаций.  Парижский и Лондонский клубы  кредиторов занимаются регулированием внешней задолженности, тогда как Мировой банк и ОЭСР ведут  и обещают статистическую информацию  о внешнем долге со  стороны должников и кредиторов.

Парижский клуб создан в 1956г. Он занимается наблюдением за  государственной задолженностью и проведением со странами  многосторонних переговоров по проблемам  реструктуризации государственных долгов. Время от времени  Парижский клуб согласовывает условия на которых реструктурируются долги развивающихся стран (Торонтские, Лондонские, Неаполитанские, Лионские и т.д. условия).

Лондонский клуб - консультационный комитет крупнейших частных банков- кредиторов, занимающийся вопросами реструктуризации частной задолженности стран- должников. Условием подписания соглашения о реструктуризации обычно является принятие страной программы МВФ по структурной корректировки экономики и осуществления экономических реформ и наличие жесткого мониторинга за ее исполнением. Реструктуризации подлежат только выплаты основного долга.

В сфере банковского регулирования и межбанковских расчетов неоспоримое первенство принадлежат Банку международных расчетов (БМР), созданному в 1930г. Он выполняет важнейшую функцию регулирования международных расчетов и разработки нормативных документов по банковскому надзору. Эта функция осуществляется через три комитета: Базельский комитет по банковскому надзору (разработка минимальных принципов эффективного банковского надзора),  Базельский комитет по системам платежей и расчетов (наблюдение за международными расчетами, обобщение статистики, разработка новых  механизмов международных расчетов), Постоянный комитет по евровалютам изучение и выработка рекомендаций по усовершенствованию банковского  регулирования рынка евровалют). Минимальные стандарты по банковскому регулированию и надзору, согласованные в рамках трех Базельских комитетов, используются большинством стран мира в качестве основы построения национального банковского законодательства.

 

 

65. Валютная система и валютная политика Республики Беларусь

Формирование валютной системы Беларуси началось с 1993г., когда Совет Министров Республики Беларусь совместно с НБ Республики Беларусь признали де-юре факт существования официальной денежной единицы Республики Беларусь. Национальная валюта, введенная в наличный и безналичный оборот, получила название билет Национального банка Республики Беларусь (белорусский рубль) и находится в обороте до сих пор. Дважды белорусский рубль был подвержен деноминации - в 1994 г. в соотношении 1:10 и в 2000 г. в соотношении 1:1000.

Обобщенная структура современной валютной системы Беларуси включает в себя механизм валютного регулирования (элементы, рычаги, правовое обеспечение, нормативное обеспечение) и институты (Президент Республики Беларусь, Национальное собрание, НБ Республики Беларусь, коммерческие банки, СМ Республики Беларусь, Министерство финансов, Министерство экономики, БВФБ, ГТК, КГК, другие органы госуправления, подчиненные СМ, облисполкомы.).

Таблица 8.2.

Краткая характеристика элементов механизма валютного регулирования Республики Беларусь

Элементы

Валютный механизм Республики Беларусь

Национальная валюта

Билет НБ Республики Беларусь

( белорусский рубль)

Режим валютного курса

Привязка с 1,01,2009г. к доллару США, евро, российскому рублю, котировка белорусского рубля только НБ Республики Беларусь

Режим валютных ограничений

Достаточно жесткие валютные ограничения, направленные на стабилизацию обменного курса и поддержание ценовой конкурентоспособности белорусской экономики

Режим конвертируемости

Белорусский рубль имеет конвертируемость только по текущим операциям платежного баланса

Регулирование международной валютной ликвидности

Золотовалютные резервы НБ Республики Беларусь, резервная позиция в МВФ; государственные ценные бумаги в иностранных банках

Регламентация использования международных кредитных средств

Применяются Унифицированные международные нормы, которые регламентируют использование, в частности векселей и чеков

 Режим международных расчетов  страны

Применяются Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов, Унифицированные правила по инкассо, чековый закон в редакции МТП

Режим валютного рынка и рынка золота

Функционирует биржевой (на основе БВФБ) и внебиржевой рынки; рынок золота не развит в полной мере

Стратегия управления золотовалютными резервами

Разрабатывается совместно НБ Республики Беларусь и Министерством финансов Республики Беларусь

Информация о работе Курс лекций по дисциплине « Международная экономика»