Курс лекций по дисциплине « Международная экономика»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:23, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине « Международная экономика».

Вложенные файлы: 1 файл

mezhdunarodnoi_ekonomik (1).docx

— 3.60 Мб (Скачать файл)

 

В Беларуси сложился нормативно- правовой и институциональный механизм регламентации деятельности национальных органов управления валютными отношениями, валютной политики, валютного регулирования и контроля.

Правовое и нормативное обеспечение функционирования валютного механизма Республики Беларусь включает законы, указы, декреты, постановления, положения, правила, приказы, письма, инструкции, методические указания, нормы, нормативы и т.п.

Руководство валютной политикой осуществляют Президент и Национальное собрание (Палата Представителей и Совет Республики). Они принимают законодательные акты в сфере валютных отношений Беларуси, распределяют полномочия и функции по валютному регулированию и контролю. Законодательные акты конкретизируются и дополняются постановлениями СМ. положениями отдельных министерств и комитетов, нормативными документами НБ.

Функции органов валютного регулирования исполняет НБ и СМ Республики Беларусь, а органов валютного контроля, кроме указанных институтов. Комитет государственного контроля, Государственный таможенный комитет.

НБ и СМ Республики Беларусь, каждый в пределах своих полномочий, осуществляют текущее оперативное воздействие на функционирование действующего валютного механизма: определяют валютный режим, регулируют динамику валютного курса белорусского рубля, утверждают структуру золотовалютных резервов, осуществляют погашение государственного внешнего долга, оказывают влияние на основные формы МЭО нашей страны, в частности, на внешнюю торговлю и движение капиталов, состояние платежного баланса.

Национальный банк вместе с другими органами валютного контроля обеспечивает выполнение участниками ВЭД валютного законодательства, особенно, ограничений по движению капиталов. Вместе с агентами валютного контроля (таможни, банки, министерства и др.) они добиваются, с одной стороны, поступления валютной выручки от экспорта, с другой, - обеспечения обоснованности платежей в инвалюте за импортированные товары и услуги. Исполнителями валютного контроля являются коммерческие банки, подотчетные НБ.

Характеризуя в целом валютную политику Республики Беларусь, ее можно  определить как жестко регламентированную. Тем не менее, органам монетарного регулирования удалось достичь значительных успехов в валютной сфере (введение единого курса белорусского рубля  в сентябре  2000г., конвертируемости по текущим операциям в ноябре 2001г., новых правил проведения валютных операций с 01.07.2004г., которые являются более либерализированными и т.д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

66. Макроэкономическая политика в открытой экономике: цели и инструменты

В зависимости от развития экономической ситуации в стране и в  международной экономике в целом все правительства на том или ином этапе проводят целенаправленную макроэкономическую корректировку  путем имеющихся в их распоряжении инструментов экономической политики.

Целенаправленная макроэкономическая корректировка обычно стремится к достижению:

  • внутреннего баланса - такой комбинации уровней производства и цен, при котором обеспечивается полная занятость  и  устойчиво низкий уровень инфляции (2-3 % в год);
  • внешнего баланса - платежного баланса, равного 0, или такого временного дисбаланса, который необходим для достижения определенных целей экономической политики, например, временно положительного сальдо для пополнения государственных валютных резервов.

В рамках  внутреннего баланса  наиболее социально значимыми целями являются достижение полной занятости, отсутствие инфляции, приемлемые темпы роста, справедливое распределение доходов. В рамках внешнего баланса- поддержание такого сальдо платежного баланса, которое без напряжения может финансироваться за счет притока иностранного капитала, стабильности валютного курса, который не нужно искусственно поддерживать через валютные  интервенции или валютные ограничения.

Для обеспечения достижения этих целей в рамках открытой экономики в распоряжении правительства имеются две группы инструментов экономической политики- инструменты регулирования спроса и инструменты регулирования предложения.

Регулирование спроса считается наиболее эффективным направлением макроэкономической политики и  может быть разделено на политику изменения и переключения  расходов.

Политика изменения расходов предусматривает маневрирование инструментами денежной и бюджетной политики в целях достижения макроэкономического баланса.

Денежная политика бывает жесткой, предусматривающей  сжатие денежной массы в реальном выражении и рост процентных ставок, и мягкой, означающей рост денежной массы  и падение процентных ставок. Бюджетная политика бывает  рестриктивной - означающей  сокращение государственных расходов, рост налогов, что приводит к падению внутреннего производства и импорта, и экспансионистской, основанной на росте государственных расходов и сокращении налогов, что  приводит к росту внутреннего производства и импорта.

Политика переключения расходов предусматривает маневрирование валютным курсом для переключения расходов между иностранными и национальными товарами с целью достижения макроэкономического баланса. Маневрирование валютным курсом означает либо политику его целенаправленной девальвации, которая переключает расходы с иностранных на национальные товары, стимулирует внутреннее производство, экспорт, сокращает импорт и исправляет дефицит платежного баланса, либо политику его ревальвации, которая переключает расходы с местных на иностранные товары, приводит к сокращению национального производства, экспорта и используется для ликвидации нежелательного положительного сальдо платежного баланса.

Есть и другие классификации инструментов макроэкономической корректировки. Для регулирования спроса  правительство может  использовать три основных вида политики - денежную, бюджетною и внешнеэкономическую. Каждая из них осуществляется через использование  конкретных инструментов ( денежная - через операции на открытом рынке, резервные требования и т.д.; бюджетная - через ограничение расходов, рост налогов и т.д.; внешнеэкономическая- через валютный курс, тарифные и нетарифные ограничения, ограничения на движение капитала).

Регулирование предложения достигается через расширение инвестиций (налоговые льготы, сокращение процентной ставки, увеличение сбережений); контроль за  ценами и сокращение издержек производства (сдерживание роста зарплаты, субсидирование цен на электроэнергию и транспорт, контроль над процентными ставками).

 

 

67. Понятие внутреннего и внешнего равновесия в открытой экономике (IS- LM- BP модель)

Разработка моделей открытой экономики активно проводилась рядом экономистов на протяжении последних десятилетий. Пионерные работы по проблемам государственного регулирования открытой экономики были выполнены Робертом Манделлой и Маркусом Флемингом, которые в начале 60-х годов развили кейсианскую модель IS- LM применительно к открытой экономике. Их модель предполагает совершенную мобильность капитала между малыми странами.

Кейнсианская модель, как известно, предполагает наличие двух секторов - реального и денежного, равновесные состояния которых отражают соответственно кривые IS (I-инвестиции, S-сбережения) и LM (L- ликвидность, M- деньги).

Равновесие в реальном секторе имеет место тогда, когда утечка средств из системы в виде сбережений (S) и расходов на импорт (IM) равна инъекциям средств в систему в виде инвестиций (I) и доходов от экспорта (ЕX).

Равновесие в денежном секторе имеет место тогда, когда спрос на деньги  в трансакционных и  спекулятивных целях  (Мd) равняется их предложению (МS).

Пересечение кривых IS и LM обеспечивает одновременное равновесие реального и денежного секторов, т.е. достижение так называемого «внутреннего» равновесия в закрытой экономике.

В модели же открытой экономики появляется дополнительная кривая ВР, (balance of payments, платежный баланс), которая отражает равновесие внешнего сектора, имеющее место тогда, когда дефицит текущего (торгового) баланса (EX-IM) покрывается чистым притоком краткосрочного капитала из-за рубежа (FI). Пересечение кривых IS, LM и BP в одной точке, где обеспечивается одновременное равновесие всех трех секторов - реального денежного и внешнего- предполагает внешнее равновесие.

Таким образом, IS- LM- BP модель - кейнсианская модель открытой экономики, показывающая такое соотношение уровня доходов и процентной  ставки, при котором обеспечивается одновременное равновесие в трех секторах- реальном, денежном и внешнем (рис.9.1)

 

Рис.9.1 Равновесие в модели IS- LM- BP

 

В приведенном графике  точка А отображает состояние слияния внутреннего и внешнего равновесия в стране при ВВП, равном Y1, и процентной ставке,равной R1. Кривая IS- всегда имеет отрицательный угол наклона, поскольку при снижении процентной ставки растут инвестиции, в  результате чего уровень дохода также должен  быть выше, чтобы обеспечить возрастающий уровень зависимых от него импорта и сбережений, обеспечив тем самым сохранение равновесия в реальном секторе.

 Кривая LM всегда имеет положительный  угол наклона, поскольку чем выше процентная ставка, тем меньше спекулятивный спрос на деньги и тем выше предложение денег в трансакционных целях, что может быть только при  возрастающем уровне дохода.

ВР кривая всегда имеет положительный угол наклона, поскольку чем выше доходы и следовательно импорт, тем больше дефицит торгового баланса и тем выше должна быть процентная ставка, чтобы обеспечить достаточный приток иностранного краткосрочного капитала для его финансирования.Ситуация, когда ВР кривая находится выше LM кривой говорит о высокой немобильности капитала, когда ниже - о его высокой, но неполной мобильности.

Механизм макроэкономической корректировки в рамках IS – LM – BP модели включает использование двух инструментов макроэкономической политики – бюджетной и денежной и может осуществляться в рамках широкого спектра подходов правительства конкретной страны к движению капитала: от полной свободы до полного запрета. При этом, как установили Р.Манделл и М.Флеминг, последствия проведения монетарной и фискальной политики существенно различаются в зависимости от принятого режима установления валютного курса.

 

68. Макроэкономическое равновесие при фиксированном валютном курсе

Обратимся к рис. 9.2, где изображена экономика, находящаяся в равновесном состоянии в точке Е. Однако это равновесие не обеспечивает уровня полной занятости, что характерно для любой модели кейнсианского толка.

Допустим, что правительство встало на путь монетарной экспансии, увеличив объем денежной массы. Рост предложения денег сдвинет кривую LM в положение LM'. “Внутреннее” равновесие переместится в точку Е', обеспечив полную занятость населения. Однако возникнет дефицит платежного баланса, национальная валюта начнет обесцениваться. Для устранения этих нежелательных последствий правительство будет вынуждено прибегнуть к продаже части резервов иностранной валюты. Эта акция уменьшит предложение денег и вернет LM' в исходное положение.

Рис. 9.2. Экспансионистская монетарная политика при фиксированном валютном курсе

Следовательно, монетарная экспансия при фиксированном валютном курсе неэффективна. Правительство располагает в этих условиях только одной возможностью — оно может изменять фиксированный уровень валютного курса, т.е. проводить девальвацию своей денежной единицы.

Повысить уровень занятости в национальной экономике можно с помощью активной фискальной политики (см. рис. 9.3). Стимулировать совокупный спрос правительство может путем увеличения государственных расходов или снижения налогообложения.

Рис. 9.3. Экспансионистская фискальная политика при фиксированном валютном курсе

Фискальная экспансия сдвинет кривую IS в положение IS'. “Внутреннее” равновесие сместится в точку E’, но “внешнее” равновесие при этом будет нарушено, т.к. этой точке соответствует избыток платежного баланса. Для поддержания установленного валютного курса правительство начнет скупать иностранную валюту, что увеличит официальные резервы и денежную массу в обращении. Последует сдвиг кривой LM в положение LM’, а равновесие переместится в точку Е’’. Поставленная правительством цель будет достигнута.

Таким образом, фискальная экспансия при фиксированном валютном курсе окажется достаточно эффективной.

 

 

69. Макроэкономическое равновесие при плавающем валютном курсе

Допустим, что мы имеем прежнюю ситуацию в экономике с исходным равновесием в точке Е, которое предполагает наличие существенной безработицы (см. рис. 9.4). Осуществление монетарной экспансии сдвинет кривую LM вправо, она займет положение LM’, а внутреннее равновесие сместится в точку E’. В результате объем производства несколько возрастет, но этот рост будет достигнут ценой дефицита платежного баланса. Отечественная валюта начнет обесцениваться, что приведет к росту экспорта и сокращению импорта. Кривая IS сдвинется в положение IS’, а кривая ВР пойдет вниз до тех пор, пока в точке E’’ не установится новое “внутреннее” и “внешнее” равновесие. Следовательно, при гибком валютном курсе монетарная политика позволяет достичь желаемой цели в отличие от режима фиксированного курса.

 

Рис. 9.4. Экспансионистская монетарная политика в условиях гибкого валютного курса

Теперь рассмотрим эффективность экспансионистской фискальной политики в режиме гибкого валютного курса (см. рис. 9.5). Фискальная экспансия выразится в правостороннем сдвиге кривой IS и смещении “внутреннего” равновесия в точку  E’, при котором возникает избыток платежного баланса. Удорожание валюты приведет к падению объемов экспорта и увеличению импорта. Сокращение чистого экспорта нейтрализует эффект расширения спроса на внутреннем рынке и кривая IS начнет сдвигаться в обратном направлении. Новое “внутреннее” и “внешнее” равновесие установится в точке E’’. Следовательно, экспансионистская фискальная политика будет лишь частично эффективной в режиме свободного валютного курса.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине « Международная экономика»