Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 21:23, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине « Международная экономика».
Технология и ее перемещение между странами вызвали к жизни ряд теоретических моделей. Так, согласно модели технологического разрыва американского экономиста М.Познера, разработанной в 1961 г., создание новой технологии дает стране временную монополию в производстве и экспорте основанного на этой технологии товара. В результате страна получает сравнительные преимущества по такому производственному фактору, как технология (знания). По мере того, как товары, произведенные с помощью новой технологии, распространяются по миру, страна-изобретатель теряет монополию на обладание ею, поскольку технический прогресс в других странах также не стоит на месте.
Данная модель была развита другим американским экономистом Р.Верноном, который в 1966 г. описал модель цикла жизни товара. Теория цикла жизни исходит их того, что некоторые страны специализируются на производстве и экспорте технологически новых товаров, тогда как другие – на производстве уже известных товаров. Наиболее развитые страны, обладающие большим капиталом и квалифицированной рабочей силой, в состоянии инвестировать больше средств в технологические нововведения и, производя на их основе новую продукцию, получают динамические сравнительные преимущества перед другими странами, экспортируя ее за рубеж. Однако экспорт на этой основе развивается только до тех пор, пока продукция не стандартизируется в такой степени, что страны-импортеры смогут воспроизвести ее с меньшими издержками и развить производство не только для внутреннего рынка, но и на экспорт.
15. Мировой рынок технологий: структура, особенности, современные тенденции развития
Мировой
рынок технологий
В условиях перехода к экономике знаний мировой рынок технологий наиболее интенсивно развивающий из мировых рынков. Его объем составляет примерно 2,5 трл. долл. в год. На развитые страны приходится около 90% мирового рынка технологий, что соответствует и уровню расходов на данную сферу.
Главными субъектами мирового рынка технологий выступают ТНК, в которых происходит совместное использование результатов НИОКР материнскими компаниями и зарубежными подразделениями, в результате чего мировой рынок технологий развит лучше национального. Причем научные разработки, проводимые ТНК, приобретают все больше интернациональный характер. Это находит свое выражение в росте доли зарубежных филиалов в совокупных НИОКР компании; усилении роли иностранных филиалов в НИОКР, проводимых в принимающих странах; росте числа стратегических альянсов и активизации патентования.
Мировой рынок технологий – высокомонополизированный рынок. Он сосредоточен в руках ограниченного числа ТНК и стран. 4/5 глобальных расходов на НИОКР приходится на 10 ведущих государств, из которых только 2 развивающиеся – Китай и Южная Корея. Прослеживается прямая зависимость между расходами государств на НИОКР и экспортом высокотехнологичной продукции. К примеру, у Японии эти показатели составляют 3,15% и 24%, Сингапура – 2,15% и 59%, США – 2,6% и 32%, РФ – 1,28% и 9%.
Почти ½ расходов на НИОКР, в том числе не менее 2/3 коммерческих, приходится на ТНК. Из 20 ТНК, которые инвестируют больше всех на НИОКР, 8 из США, 4 из Японии, 3 из Германии, 2 из Швейцарии, по 1 из Финляндии, Великобритании, Швеции. В результате уровень монополистического контроля в области технологий достигает 80-90%.
Стратегия поведения ТНК на мировом рынке технологий по отношению к независимым фирмам и странам определяется жизненным циклом технологий. На первом этапе предпочтение отдается продаже готовой продукции, в которой реализуются новые идеи. На втором этапе технологический обмен сопровождается или осуществляется в форме ПИИ, на третьем – происходит уступка прав собственности на технологию, ее использование независимыми фирмами в течение определенного времени. В последнее время третий этап сопровождается созданием совместных предприятий.
Как свидетельствует статистика, развитие страны и их ТНК принимают активное участие в трансфере технологий, используя преимущественно первую стадию их жизненного цикла. Так, доля высокотехнологического экспорта в общем объеме экспорта развитых стран превышает среднемировой показатель у Кореи, США, Великобритании, Финляндии, Японии, Швейцарии. Из переходных экономик только Венгрии удалось превзойти среднемировой уровень, опередив Японию и Швейцарию. На первом этапе жизненного цикла высокотехнологичный продукт практически уникален и обладает высокой конкурентоспособностью, так что другие страны вынуждены приобретать его, поскольку сами не владеют технологией его производства.
Начиная с 80-х гг. ХХ века около 2/3 мирового технологического обмена приходится на внутренний трансфер технологий ТНК. Это обусловлено следующими причинами. Во-первых, в значительной степени преодолевается противоречие между необходимостью широкого использования технологии ради максимизации прибыли и возникающей в связи с этим угрозой утраты монопольной собственности на научно-технологические знания. Во-вторых, сокращаются удельные расходы на НИОКР, в то же время исключается утечка секретной информации за пределы ТНК. В – третьих, увеличивается прибыль материнской компании, так как во многих странах платежи за полученную технологию освобождаются от налогов.
На мировом рынке технологий имеет место обострение противоречий и соперничества. Однако в настоящее время доминирующей линией поведения ТНК становится межфирменное сотрудничество. Оно включает в себя венчурные соглашения, совместные исследования и разработки, обмен технологиями, прямые инвестиции, договоры о поставках, одностороннюю передачу технологии и т.д.
16. Основные формы научно-технического сотрудничества и механизмы передачи научно-технических знаний
Международная передача технологий на практике реализуется в различных формах и по многочисленным каналам. К последним относят: внутрифирменный, межфирменный, внешнеторговый (вместе с экспортными поставками машин, оборудования и т.п.)
Международный технологический обмен может иметь как некоммерческий, так и коммерческий характер. Первый означает, что между странами не возникает денежных обязательств. Он осуществляется в форме научно-технических публикаций, личных контактов ученых и специалистов, «утечки умов».
Коммерческий характер передачи технологий имеет место тогда, когда покупатель оплачивает передаваемую продавцом технологию. Он реализуется в следующих формах:
Инжиниринговые услуги подразделяются на три группы:
При оплате инжиниринговых услуг используются три метода.
а) повременная оплата на базе ставок зарплаты инженеров – консультантов (консультирование, обучение специалистов);
б) оплата фактических затрат плюс фиксированное вознаграждение (если объем строительных работ заранее неизвестен);
в) оплата в процентах от стоимости строительства (при предоставлении комплекса услуг или при полном инжиниринге). Занимает ведущее место.
Существуют и криминальные формы передачи технологий: промышленный шпионаж, технологическое пиратство. К примеру, программное обеспечение на 80 % является пиратским.
17. Внешняя торговля Республики Беларусь и тенденции ее развития
Основной формой внешнеэкономических связей Беларуси традиционно является внешняя торговля. Именно на нее приходится около 90 % внешнеэкономического оборота страны.
Начиная с 2000 г. в республике прослеживается устойчивая тенденция роста внешнеторгового оборота, объем которого превышает ВНП.
В 2007 – 2008 гг. белорусская экономика в условиях возросшей энергетической нагрузки сохранила высокие темпы роста внешней торговли. Ее главными торговыми партнерами являются: Россия, Нидерланды, Украина, Германия. Польша, Великобритания, Китай, Латвия, Бразилия, Италия.
Основные экспортные товары – калийные удобрения, тракторы, грузовые автомобили, шины. Беларусь поставляет в страны дальнего зарубежья значительное количество нефтепродуктов, химических волокон и нитей, черных металлов, льноволокна. В свою очередь, в силу структуры экономики и решаемых задач по обновлению и модернизации производственного потенциала Беларусь импортирует большие объемы нефти, природного газа, электроэнергии, легковых автомобилей, электродвигателей и генераторов, оборудования и машин для различных отраслей.
С 2002 г. Министерство статистики и анализа Республики Беларусь при учете внешнеторговых операций использует классификацию товаров, включающую три большие группы: инвестиционные, промежуточные и потребительские. В структуре экспорта наибольший удельный вес занимают промежуточные товары, наименьший – инвестиционные. По инвестиционным товарам наблюдается рост импорта, однако, внешнеторговое сальдо по этой группе товаров является положительным.
Основной объем отрицательного внешнеторгового сальдо формируется за счет торговли промежуточными товарами (топливно-энергетические ресурсы, сырье, материалы и комплектующие) и потребительскими товарами. В группе промежуточных наибольшее влияние оказывает импорт энергетических товаров. С ростом в 2007 г. цены на газ и введением таможенной пошлины на нефть импорт энергетических товаров в денежном выражении существенно возрос, соответственно, увеличилось отрицательное сальдо по этой группе товаров. Та же тенденция сохранилась и в 2008 г.
Импорт потребительских товаров также постоянно увеличивается, правда, прежде всего, за счет непродовольственной группы товаров, аналоги которых не производятся в Беларуси, а также социально-значимых товаров.
Мировой опыт показывает, что для решения проблемы с сальдо есть свои меры по каждой из упомянутых товарных групп. Сокращать отрицательное сальдо по промежуточным товарам необходимо прежде всего за счет внедрения энерго- и материалосберегающих технологий в производство, модернизации энергетических систем, перевода их на альтернативные источники энергии и местные виды топлива. Для вытеснения потребительского импорта важным условием является повышение качества конкурирующей отечественной продукции. А для увеличения экспорта в целом – развитие агрессивных форм внешнеторговой деятельности (создание товаропроводящих сетей и сборочных производств за рубежом; совершенствование транспортных схем экспортных поставок; устранение необоснованного посредничества; формирование эффективного механизма кредитования и страхования экспортных операций; повышение роли маркетинга в выведении на зарубежные рынки новых товаров; обеспечение информационного сопровождения ВЭД и т.д.).
Информация о работе Курс лекций по дисциплине « Международная экономика»