Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 11:56, курс лекций
Тема I. Основы планирования деятельности предприятия
Лекция 1
Роль и значение планирования в экономике
Роль и значение планирования в экономике
1.1. Сущность и функции планирования
1.2. Планирование как функция управления предприятием
1.3. Виды и содержание внутрифирменного планирования
1.4. Оценка качества разрабатываемых планов
1.5. Организация плановой работы на предприятии
1.1. Сущность и функции планирования
Состав разделов и показателей тактического плана зависит от специфики и отраслевой принадлежности предприятия, методов управления, традиций, управленческой культуры, состояния экономики, рыночной конъюнктуры и т.д.
В расширенном варианте тактический план содержит следующие разделы:
Временной лаг плана — 1—5 лет.
Рассмотрим содержание тактического плана.
1.
Экономическая эффективность
В данном разделе плана проводятся обобщающие расчеты экономической эффективности по всем мероприятиям, предусмотренным к внедрению в планируемом году.
2. Нормы и нормативы.
Разрабатываемые в данном
разделе плана нормы и
С помощью норм и нормативов регламентируются связи между структурными подразделениями предприятия, устанавливаются научно обоснованные пропорции в производстве и распределении производимой продукции и получаемого дохода, осуществляется контроль за уровнем затрат на производство и сбыт продукции.
3. Производство и реализация продукции.
Основными задачами данного раздела являются: определение оптимального объема продукции; изыскание возможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию; эффективное использование производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов.
План производства и реализации продукции является основой, на которой разрабатываются все остальные разделы тактического плана предприятия и его структурных подразделений.
4. Материально-техническое обеспечение производства.
В данном разделе плана
устанавливается потребность
5. Персонал и оплата труда. Данный раздел плана устанавливает потребность в персонале и средствах на оплату труда.
В процессе составления плана по труду и персоналу определяются: общая численность и структура персонала; дополнительная потребность в персонале; источники обеспечения дополнительной потребности; высвобождение персонала; общая величина фонда оплаты труда; структура фонда оплаты труда.
6. Издержки производства и реализации. В данном разделе тактического плана:
Данные плана по издержкам используются при составлении финансового плана.
Содержание плана инноваций может быть различным, но чаще всего мероприятия плана охватывают следующие проблемы:
• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.
Каждое мероприятие плана инноваций должно содержать расчет экономической эффективности с указанием в плане факторов и источников экономии. Эти данные служат основой для составления разделов плана «Экономическая эффективность производства» и «Нормы и нормативы».
8.
Инвестиции и капитальное
План инвестиций и капитального строительства содержит обоснование потребности предприятия в инвестициях (в том числе капитальных вложениях) в разрезе направлений их использования, а также эффект, получаемый от реализации инвестиций (капитальных вложений).
9.
Охрана природы и рациональное
использование природных ресурс
В данном разделе плана приводится перечень важнейших природоохранных мероприятий с указанием технико-экономических параметров.
План по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов должен быть увязан с разделами плана «Инновации (техническое и организационное развитие предприятия)» и «Инвестиции и капитальное строительство».
10. Социальное развитие коллектива. В плане предусматриваются мероприятия по улучшению условий труда отдыха и быта, совершенствованию отношений в коллективе, развитию благоприятного морально-психологического климата.
План социального развития коллектива охватывает следующие направления:
11. Фонды специального назначения. В соответствии с действующим законодательством на предприятии могут создаваться различные целевые фонды специального назначения: фонд накопления; фонд потребления; дивидендный фонд; финансовый резерв. Источниками формирования таких фондов являются прибыль, амортизационные отчисления.
В данном разделе тактического
плана устанавливаются размеры
План по фондам специального назначения связан с финансовым планом.
12. Финансовый план. Является заключительным разделом тактического плана. При разработке решаются следующие задачи:
В процессе составления тактического плана проводятся следующие работы:
Тактический план обычно разрабатывается в нескольких вариантах, с тем чтобы выбрать из них наилучший, то есть наиболее соответствующий условиям реализации в зависимости от складывающейся во внешней среде ситуации.
Тактический план разрабатывается в два этапа.
На первом подготовительном этапе (за 6-7 месяцев до начала планируемого года) выполняется технико-экономический анализ деятельности предприятия, изыскиваются резервы производства, разрабатываются прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы. На данном этапе проводятся маркетинговые исследования, изучаются потребность в изготовляемой продукции, ее качество, ассортимент, конкурентоспособность. На основе полученных данных составляют проект плана и дают обоснование его ключевых показателей. Разработанный проект плана при необходимости согласовывается с вышестоящими организациями и местными органами власти.
На втором этапе (за один-два месяца до начала планируемого года) разрабатывается окончательный вариант плана, в котором рассчитываются все показатели работы предприятия, предусмотренные структурой плана. Планово-экономический отдел предприятия, исходя из показателей стратегического плана, рассчитывает контрольные цифры по каждому разделу плана и доводит их до всех заинтересованных структурных подразделений предприятия. Последние составляют проекты отдельных разделов плана и бюджеты.
После разработки разделов
плана производится их взаимная увязка,
а при необходимости —
К работе над планом на этом этапе широко привлекается весь аппарат управления предприятием. Отдельные плановые решения целесообразно обсудить на производственных совещаниях, научно-технических советах по направлениям деятельности предприятия, в трудовых коллективах цехов, участков. Проект плана в целом должен быть обсужден на совете (правлении) предприятия. Окончательный вариант плана утверждается первым руководителем предприятия.
Разработке плана производства и реализации продукции должны предшествовать маркетинговые исследования по определению бизнес-портфеля предприятия.
Основные подразделы плана производства и реализации продукции:
• план производства продукции, работ, услуг;
• план продаж (реализации продукции, работ, услуг);
• план развития производственных мощностей.
Исходными данными для расчетов служат:
• объемы продаж в номенклатуре и ассортименте, подготовленные службой маркетинга;
• производственные мощности предприятия по технологическим переделам;
• цены, действующие в плановом периоде;
• остатки незавершенного производства на начало периода;
• остатки готовой продукции на складах на начало периода.
Форма плана производства и реализации продукции представлена в табл. 7.
Таблица 7
План производства и реализации продукции предприятия _____ (наименование) на ______ (год, квартал)
Основными показателями плана производства и реализации продукции являются:
• объем продаж;
• номенклатура и ассортимент выпуска продукции;
• объем выпуска товарной продукции в стоимостном выражении;
• объем валовой продукции с
учетом изменения объемов
В пояснительной записке к плану производства и реализации продукции целесообразно дать краткий анализ структуры и динамики товарной продукции и объема продаж – всего и поэлементно. Особо выделяется продукция, стратегически важная для предприятия.
Определение объемов производства и реализации продукции подкрепляется расчетами производственных мощностей на установленную программу выпуска в натуральных показателях.
При разработке плана производства
применяются различные
Натуральные измерители (штуки, тонны, метры) используются для разработки показателей производственной программы, для характеристики производственной специализации, а также для определения доли предприятия на рынке. В отдельных отраслях промышленности иногда применяются двойные натуральные измерители: в металлургии стальные трубы измеряются в метрах и тоннах, в текстильной промышленности ткани – в погонных и квадратных метрах и т. д. Без натуральных измерителей невозможно рассчитать производственные мощности и степень их использования, потребность в материальных и трудовых ресурсах, так как нормы расхода сырья, материалов и т. п. устанавливаются в расчете на единицу продукции. Натуральные измерители наиболее полно и правильно характеризуют рост производительности труда, но применимы только для однородной продукции.