Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:16, лекция
Работа содежит лекцию по дисциплине "Экономика труда"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Псковский филиал
Конспект
Дисциплина: Экономика труда
Выполнил студент 2 курса
заочного отделения направления 080100.62
группа Эс-11
Ежова Анна Александровна
Псков
2012 г.
ТЕМА: Теоретические основы экономики труда
Предметом
изучения экономики и социологии
труда является организация общественного
труда на разных уровнях общественного
производства (проблемы эффективности
труда, трудовых ресурсов, рынка труда
и занятости, доходов и заработной
платы, планирования трудовых показателей
и др. вопросы) и во всем комплексе
составляющих ее элементов. Такой подход
позволяет определить и рекомендовать
для практики наиболее эффективные
методы организации труда, способствуя
тем самым более успешному
решению важнейшей задачи любой
деятельности – получению максимального
результата при минимуме затрат. Но
достижение наилучших экономических
результатов должно обеспечиваться
при обязательном учете прав и
интересов работника как
В эволюции теоретических и практических представлений о труде можно выделить три периода:
· донаучный (III тыс. до н.э.- ХVIIIв н.э);
· классический (XIXв. – нач. XXв.);
· современный ( нач. XXв.).
Донаучный период. Древневосточные документы (III-II тыс.до н.э.) дают богатейшую информацию о социальной стратификации общества, формах социальной организации труда, нормах выработки, распределении рабочей силы, механизмах стимуляции труда и его оплате, структуре и продолжительности рабочего дня.
Древневосточная цивилизация дала миру всю ту сложнейшую систему общественного разделения труда, которая существует и по сей день. Прежде всего речь идет об отделении умственного труда от физического. Этот организационный процесс имеет социальную направленность, т.к. часть профессий выделилась в социально привилегированные, а часть стала считаться профессиями второго сорта. Обособление профессий получило институциональное закрепление (через законодательство и судебную практику) и послужило основой возникновения самого древнего института мотивации труда – понижения в должности.
Использование физического и малопрестижного
труда как социального
Греческий мыслитель Платон считал
специализацию труда
В период средневековья Августин и Ф.Аквинский придали христианское звучание древневосточному учению, что труд – недостойное для свободного человека занятие. Труд – наказанье божье, трудом человек искупает первородный грех, труд обеспечивает лишь биологическое существование, а духовное дается через "нетруд", т.е. отвлеченное созерцание.
Классический период. Именно протестантизм (М.Лютер, Ж.Кальвин) обновил смысл христианского учения о предопределении. Если прежде труд был выведен из системы приоритетных ценностей, как нечто неценное, то протестантизм впервые возвышает обыденный трудовую деятельность мирянина до уровня высочайших религиозных ценностей. Напряженная активность, моральная дисциплина, трудолюбие, честная работа и праведно накопленный капитал – вот ценностная шкала капитализма. Она лежит в основе того, что западные социологи называют "трудовым обществом".
Школой, внесшей заметный вклад в развитие социологии труда, является французская социологическая школа. Основные представители – О.Конт, Э.Дюркгейм. Конт первым изучил характерные особенности индустриального общества, пытаясь сформулировать законы его функционирования и развития (закон разделения и кооперации труда). С О.Конта начинается социология вообще, с него же начинается и позитивистская методология (опора теоретического анализа на совокупность эмпирических данных, собранных в наблюдении, эксперименте и сравнительном исследовании).
Главным вкладом марксистской школы социологии труда (К.Маркс, Ф.Энгельс) считается созданная на базе категории "социальная борьба" теория социального конфликта. Разделение труда ведет не просто к зарождению социальной структуры общества (по Дюркгейму), а к расколу на два антагонистических класса: эксплуататоров и эксплуатируемых. Первые существуют за счет присвоения прибавочного продукта, созданного трудом вторых, отсюда неизбежность революционной замены старого режима и установления нового, социально- справедливого общества (коммунизма).
Основные представители немецко
Огромное значение для формирования
научных основ организации
Современный этап. США. Современный период характеризуется разработкой различных теорий мотивации на базе доктрины "человеческих отношений”: иерархическая теория потребностей А. Маслоу, двухфакторная теория мотивации Ф.Герцберга, теория "X” и "Y” стилей управления Д.Макгрегора и другие теории.
В сфере общесоциологических
Параллельно общетеоретическим концепциям
в США разрабатывались
В рамках движения за "гуманизацию труда" сформировалось два самостоятельных, но тесно связанных между собой течения:
· внедрение новых форм организации труда;
· программы улучшения качества рабочей жизни (характер взаимоотношений между работником и его производственным окружением).
Современный этап. Россия. Для отечественной социологии труда послеоктябрьского периода характерна ориентация, с одной стороны, на разработку общетеоретических вопросов социализма, а с другой стороны – на практические рекомендации по совершенствованию организации труда.
Остро обсуждались в 20-е годы такие принципиальные вопросы, как единоначалие, коллегиальность, проблема повышения производительности труда. Наиболее яркие деятели – А.Гастев, С.Струмилин (факторы трудового поведения работников), А.Макаренко (проблемы коллективного труда).
В этот период в социологии труда получили развитие и другие направления: исследования условий жизни и быта рабочего класса (Е.Кабо) изучение интересов рабочей молодежи (А.Тодорский), бюджеты рабочего времени рабочих и служащих (В.Михеев), трудовые конфликты (А.Стопань).
Ориентация на "большой скачок" с помощью форсирования индустриализации (конец 30-х гг.) требовала иных механизмов управления массами. Людей стимулировала сильная социальная политика, основанная на угрозе голода и на великих обещаниях. Научная организация труда и социология с их тонкими инструментами познания и индивидуальным подходом были явно не ко времени.
Административная политика в приказном порядке упразднила социологию.
Возрождение советской социологии
началось только в середине 50-х годов,
в период "хрущевской оттепели".
Стали проводиться
В 60-80-е годы проводятся теоретические и эмпирические исследования по самому широкому кругу проблем, связанных с трудом, широко распространяется социальное планирование (Ю.Барышников, Ю.Волков), исследование трудовых коллективов (С.Сироткин, В.Мосин).
Предметом экономики труда является система социально-экономических отношений , складывающихся в процессе трудовой деятельности, между работодателем, наемным работником и государством по поводу организации труда .
Принципы рыночной экономики активно внедряются в область привлечения и использования рабочей силы, социально-трудовых отношений , организации и оплаты труда , а также формирования и использования доходов работников и повышения уровня жизни населения. Экономика труда изучает социально-экономические проблемы труда , проблемы обеспечения эффективности и производительности труда на основе его научной организации. Важнейшим аспектом является также и изучение отношения человека к труду, формирование удовлетворенности трудом в системе социально-трудовых отношений , складывающихся на различных уровнях экономики .
Трудовая деятельность человека характеризуется множеством качественных параметров. Организуя процесс труда , необходимо учитывать не только экономические интересы субъектов трудовых отношений , но и психофизиологические, биологические, моральные и социальные факторы и особенности человека труда . В конечном счете, все это обусловливает необходимость разработки и формирования научных основ организации как индивидуального, так и общественного труда , выработку общих правил, норм и стандартов трудовой деятельности.
В настоящее время экономика труда изучает проблемы формирования и эффективного использования трудового потенциала общества на основе рационального применения экономических законов развития производства, распределения, обмена и потребления.
Основными проблемами изучения экономики труда являются:
1) исследование научных основ организации труда ;
2) анализ формирования и использования человеческого капитала и трудовых ресурсов в организации и в обществе в целом, воспроизводства рабочей силы;
3) исследование сущности и содержания рынка труда, проблем занятости и безработицы;
4) раскрытие основных теорий мотивации труда, сущности потребностей, интересов мотивов и стимулов для обеспечения высокой трудовой активности работников;
5) рассмотрение организации оплаты труда, ее форм и систем, дифференциации заработной платы, обусловленной как качественными особенностями рабочей силы, так и различиями в условиях труда;
6) определение сущности понятий эффективность и производительность труда , факторов их динамики и резервов роста; рассмотрение показателей и методов измерения производительности труда ;
7) раскрытие сущности и содержания организации труда на предприятии, анализ основных составляющих ее элементов: разделения и кооперации труда , организации и обслуживания рабочих мест, условий труда и режимов труда отдыха, дисциплины труда , нормирования труда ;
8) определение основных групп трудовых показателей на предприятии;
9) исследование сущности, типов и содержания социально-трудовых отношений и их регулирования со стороны государства.
Экономика труда включает теоретико-практические вопросы трудовых отношений , рассматриваемые с точки зрения природы их возникновения, стоимостной оценки и влияния на результаты деятельности. Управление трудовыми отношениями в обществе направлено на регулирование цены труда посредством установления трудового законодательства, влияния на занятость, обеспечение отношений социального партнерства, нормализацию условий труда , повышение производительности труда .
Таким образом, экономика труда как наука изучает социально-экономические отношения, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления рабочей силы, обеспечения условий для производительного труда и его охраны.
В системе наук о труде существует достаточно много относительно
самостоятельных, но тесно взаимосвязанных дисциплин:
Управление персоналом, Физиология труда , Психология труда , Мотивация трудовой деятельности,
Конфликтология, Инновационный менеджмент
в кадровой работе, Персональный менеджмент,
Этика деловых отношений , Рынок труда (управление занятостью), Демография,
История труда и предпринимательства, Политика доходов
и заработной платы, Трудовое право, Экономика труда , Социология труда и др.
Экономика труда как наука прежде всего связана с физиологией
труда у изучающей функциональные изменения
в организме человека в процессе труда , расход мышечной и нервно-психической
энергии под воздействием благоприятных
и неблагоприятных факторов условий труда и вырабатывающей рекомендации по рациональному
использованию физиологических способностей
личности, физиологически обоснованных
режимов труда и отдыха, снижению утомляемости, повышению
работоспособности персонала.
Труд с точки зрения психологии рассматривается
как процесс сознательной деятельности,
в котором раскрываются психологические
качества личности, поведение человека
в отношении цели и содержания
выполняемой работы, отношение к коллегам,
к использованию материальных факторов
трудового процесса (орудий, предметов труда ). В этой связи экономика труда тесно взаимодействует с психологией
труда , которая вырабатывает рекомендации
по обеспечению нормального психологического
климата во взаимоотношениях членов коллектива
на основе использования выводов социальной психологии,
этики, рекомендует направления повышения
привлекательности, содержания и условий труда применительно к определенным категориям
работников, видам деятельности на основе
использования положений эстетики, инженерной
психологии, эргономики.
Социальные проблемы труда и рекомендации в этой области разрабатывает
специальная отрасль социологической
науки — социология труда . Социальный аспект экономики труда проявляется не только непосредственно
в трудовой деятельности, но и в решении проблем
качества и уровня жизни, социального развития трудовых коллективов.
Прежде всего, социальная сущность характеризуется степенью
свободы, что означает необходимость рассмотрения
социальных проблем в органической взаимосвязи с трудовым правом как
специальной отраслью правовой науки . Однако степень
свободы сама по себе тоже должна быть
предметом свободного выбора (в том числе
выбора форм собственности), обусловленного
складом характера и желанием человека,
его предрасположенностью и готовностью
к той или иной работе (рутинной, связанной
с определенным риском, исполнительской,
творческой и предпринимательской). Ущемление работодателем
прав работника на вознаграждение, соответствующее
затратам и результатам его труда , рассматривается как эксплуатация, как
противоправное действие.