Лекция по "Экономике труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 09:16, лекция

Краткое описание

Работа содежит лекцию по дисциплине "Экономика труда"

Вложенные файлы: 1 файл

Ekonomika_truda_konspekt.docx

— 141.12 Кб (Скачать файл)

г) не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы в органы службы занятости для предложения им подходящей работы, а также не явившиеся в срок, установленный органами службы занятости для регистрации их в качестве безработных;

д) осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы;

е) представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также представившие другие недостоверные данные для признания их безработными;

ж) которые считаются по Закону о занятости населения в Российской Федерации занятыми.

Таким образом, основные отличия в трактовке  понятия «безработный», во-первых, состоят  в том, что Закон относит к  безработным только тех трудоспособных граждан, не имеющих работу и заработка, ищущих работу и готовых приступить к ней, которые зарегистрированы в органах службы занятости; во-вторых, закон не признает безработными граждан, которым назначена пенсия по старости, в том числе досрочно, а также некоторым другим категориям граждан.

Признание человека безработным происходит не сразу  после его обращения в органы службы занятости, предоставления необходимых  для этого документов и регистрации в качестве ищущего подходящую работу, а лишь при невозможности предоставления ему подходящей работы в течение 10 дней со дня регистрации. В этом случае человека признают безработным со дня предъявления необходимых для этого документов. Первые 10 дней гражданин будет числиться как зарегистрированный в органах службы занятости, но не как безработный. Поэтому в статистических сведениях об уровне безработицы можно встретить несколько показателей: число безработных, в том числе зарегистрированных в органах службы занятости, из них — признанных безработными. Помимо этого ведется учет тех безработных, которым выплачивается пособие по безработице, так как есть категории безработных, которым пособие по безработице временно не выплачивается.

Безработица порождается разными причинами. В зависимости от продолжительности и социально-экономических последствий различают такие виды безработицы, как фрикционная, сезонная, структурная, институциональная, циклическая.

Одной из причин безработицы может быть добровольное оставление человеком работы с целью поиска более подходящего варианта трудовой деятельности. Когда поиск затягивается, человек оказывается в положении безработного. Безработным может также оказаться человек, впервые ищущий работу или ищущий новое место работы после окончания временной работы.

Безработицу, которая явилась следствием названных  причин, называют фрикционной. Фрикционная  безработица считается неизбежной и даже в некоторых случаях желательной, так как инициатива увольнения исходит от самого человека. В результате безработицы подобного вида многие люди находят себе более достойное применение, решают вопросы повышения уровня оплаты труда и его содержательности, большей продуктивности, а следовательно, и большей эффективности для общества за счет более рационального распределения ресурсов для труда.

Фрикционная безработица по существу является добровольной и, можно сказать, нормальной. Это преимущественно безработица неудовлетворенности содержанием и условиями труда. Она кратковременна, как правило, не более одного-двух месяцев. В экономически развитых странах такой вид безработицы находится на уровне 3—6% численности экономически активного населения.

Сезонная  безработица вызывается сезонным характером некоторых работ. К ним относятся  сельскохозяйственные работы, переработка  овощей и фруктов, сплав леса, отдельные виды рыболовства и охоты, строительство и добыча полезных ископаемых в районах Крайнего Севера страны и другие подобные работы. Сезонно работают не только люди, но и предприятия, и отдельные отрасли экономики. Отличительной особенностью сезонной безработицы является ее сравнительно легкая прогнозируемость. По степени добровольности такая безработица близка к фрикционной.

Следующим видом  экономически оправданной безработицы  является структурная безработица. Она вызывается изменением, с одной стороны, потребительского спроса на товары, с другой — структуры производства, которое реагирует на изменение потребительского спроса. В основе этих процессов лежит научно-технический прогресс, появление новых материалов, технологий, предметов потребления, услуг. Потребительский спрос и структура производства оказывают взаимное влияние друг на друга. Появление новых технологий, новых видов товаров и услуг неизбежно приводит к необходимости перестройки производства, появлению новых и отмиранию некоторых старых профессий, переподготовки персонала. Структурное изменение производства приводит к увольнению работников, которые по своей специальности и квалификации не соответствуют новым требованиям производства. Структурная безработица — в большей части безработица устаревших профессий.

К существенным структурным сдвигам в производстве и составе персонала привело  появление новых поколений электронной техники и оборудования, компьютеризация деятельности, развитие автоматизации производственных процессов, появление новых видов энергии и предприятий энергетики и др.

Структурная безработица возникает не только из-за профессионального несоответствия спроса и предложения на рынке  труда, но также и из-за их территориального несоответствия, когда в каких-то районах возникают новые производства, а в других — производства свертываются.

Разновидностью  структурной является технологическая  безработица, когда в результате научно-технического прогресса, появления  новой высокопроизводительной техники резко возрастает производительность труда работников, часть из которых становятся излишними и «выбрасываются» на рынок труда. В то же время появление производств, основанных на использовании новой техники и технологии, ведет к росту потребности в персонале и снижает давление на рынок труда.

Различие  между структурными и фрикционными безработными заключается в том, что первые нуждаются в обязательной дополнительной подготовке или переобучении, тогда как вторые, за исключением  впервые ищущих работу, имеют все навыки для того, чтобы трудоустроиться.

По причинам возникновения выделяют также институциональную  безработицу, которая обусловлена несовершенством некоторых правовых норм, регулирующих материальную поддержку безработных, налоговой системы и др. Так, чрезмерные материальные выплаты безработным могут снизить у них стимулы к поиску работы и создать возможность жить на пособие по безработице. Высокое налоговое бремя также сдерживает стимулы к поиску работы или открытию собственного бизнеса.

 

2.5 Государственная  политика в области занятости

 

Государственная политика занятости населения —  это часть социально-экономической  политики государства, направленная на разрешение проблем занятости населения  в экономике на основе повышения  эффективности программ обеспечения занятости, развития системы социального партнерства, стимулирования мобильности экономически активного населения и усиления гибкости рынка труда.

Государственная политика занятости исходит из положений  Конституции РФ, в которой записано, что основные направления внутренней политики государства определяются Президентом РФ. Правительство РФ обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в разных областях деятельности, в том числе  в области занятости населения.

Функциональным  органом в стране по управлению занятостью населения является Минздравсоцразвития России и находящийся в его ведении Роструд. На это министерство возложена функция по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социального развития, включая вопросы занятости населения и безработицы. Оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов партнеров на рынке труда.

В соответствии с действующим законодательством  о занятости населения государство  проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Законом о занятости населения Российской Федерации определены следующие направления государственной политики в области содействия занятости населения:

■ развитие человеческих ресурсов для труда, повышение их мобильности, защита национального рынка труда;

■ обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от социального положения, политических убеждений, пола, возраста, национальности и отношения к религии в реализации права на свободный труд и выбор занятости;

■ создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

■ поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

■ обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста — за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; семьи, в которых оба родителя признаны безработными; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф);

■ предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;

■ поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места, прежде всего для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

■ сочетание самостоятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения и согласованности их действий при реализации федеральных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения;

■ координация деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, социальное обеспечение, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции;

■ координация деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;

■ обеспечение занятости в местах проживания коренных малочисленных народов и других национальных меньшинств Российской Федерации с учетом их национальных и культурных традиций, а также исторически сложившихся видов занятости;

■ международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.

Деятельность  органов службы занятости осуществляется согласно с федеральными целевыми программами содействия занятости населения Российской Федерации и соответствующим им региональным программам.

Государственная политика занятости может быть активной и пассивной. Приоритетным направлением такой политики являются активные меры на рынке труда.

Активная  политика занятости — это совокупность правовых, экономических и организационных мер государства, проводимых с целью предупреждения безработицы и снижения ее уровня. Такая политика включает в себя мероприятия:

■ по профилактике — предупреждению увольнений работников для сохранения рабочих мест;

■ профориентации, обучению, переподготовке и повышению квалификации лиц, ищущих работу с целью повышения их конкурентоспособности;

■ активному поиску и подбору рабочих мест;

■ субсидированию создания новых рабочих мест на существующих предприятиях, перепрофилирования действующих рабочих мест в соответствии с потребностями рынка труда;

■ организации новых рабочих мест путем организации специализированных производств, общественных и временных работ;

■ поддержке предпринимательской инициативы и развитию самозанятости безработных;

■ квотированию рабочих мест для слабозащищенных категорий граждан и др.

Активные  меры на рынке труда могут быть подразделены на две группы:

1) меры, определяющие содержание основных программ. Они финансируются из средств, направленных на содержание службы занятости, и предоставляются всем гражданам независимо от их социально-экономического положения, места проживания и отношения к занятости. К таким мерам относятся посредничество в трудоустройстве — подбор подходящей работы и профессиональное консультирование — профориентация, профинформация, психологическая поддержка и др.;

Информация о работе Лекция по "Экономике труда"