Макроэкономическое равновесие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2012 в 19:49, курсовая работа

Краткое описание

Макроэкономическое равновесие – это центральный вопрос курса макроэкономики. Его достижение - это проблема номер один для государственной макроэкономической политики. Рассмотрение макроэкономического кругооборота позволяет сделать вывод о существовании двух возможных состояний экономики: равновесном и неравновесном.

Содержание

Введение 3
1. Макроэкономическое равновесие в концепциях различных экономических школах. 5
1.1. Сущность макроэкономического равновесия 5
1.2. Классическая модель макроэкономического равновесия 7
1.2. Неоклассическая модель макроэкономического равновесия Л. Вальраса и Д. Патинкина 14
1.3. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия 19
1.4. Модель макроэкономического равновесия К.Маркса 22
1.5. Модель межотраслевого баланса В. Леонтьева 25
1.6. Совокупный спрос и совокупное предложение как факторы, влияющие на макроэкономическое равновесие 27
2. Основные методы государственного регулирования 36
2.1. Косвенные (экономические) методы 36
2.2. Прямые (административные) методы 38
2.3. Система инструментов регулирования экономики 39
2.4. Финансовая (фискальная) политика 41
2.5. Денежно кредитная (монетарная) политика 44
3. Макроэкономическое равновесие в структуре системных преобразований в переходной экономике России. 50
Заключение 53
Список литературы 55

Вложенные файлы: 1 файл

макроэкономическое равновесие.docx

— 222.69 Кб (Скачать файл)

     Кривая  совокупного предложения (AS) зависит от периода времени — краткосрочного или долгосрочного (рис. 7 а, б). При краткосрочном периоде времени (обычно в течение года) кривая AS плавно поднимается вверх. Дело в том, что предприятия при росте спроса увеличивают объемы производства и цены, а величина затрат (заработная плата, рента и др.) не меняется. В результате предприятие увеличивает выпуск продукции и прибыли (рис. 7 а).

     Рис. 7. - Совокупные предложения при краткосрочных и долгосрочных периодах времени 

     При долгосрочном периоде времени кривая AS будет вертикальна (рис. 7 б). Это связано с тем, что заработная плата, реагируя на рост цен, возрастет. Поэтому в долговременном периоде предприятия (даже при повышении спроса) не получают больше прибыли и не увеличивают объем своего производства. В долгосрочном периоде, в отличие от краткосрочного, совокупный спрос оказывает более слабое воздействие на рост реального объема производства. При вертикальной линии AS реальный объем производства определяется лишь уровнем потенциального объема производства. Совокупный спрос изменяет не уровень реального объема ВНП, а уровень цен, что и проявляется в вертикальном положении AS.

     Рыночный  процесс взаимодействия совокупного  спроса и предложения, достижения общего экономического равновесия можно проанализировать при помощи модели AD — AS. Это важнейшая составляющая макроэкономической сбалансированности, при которой объем реального ВНП (стоимость ВНП в неизменных ценах) и темпы инфляции обеспечивают равенство между совокупным спросом и предложением.

     Рыночный  процесс достижения общего экономического равновесия можно видеть на рис. 8, где кривые совокупного спроса — AD и предложения — AS, а точка, фиксирующая состояние общего экономического равновесия, — А.

     

     Рис. 8. - Равновесие на товарном рынке 

     Из  рис. 8 видно, что равновесие на рынке товаров наступает в точке А, когда AD = AS («крест Кейнса»). Если совокупный спрос AD растет и кривая АD1 смещается вправо в положение AD2, то спрос на товары может превзойти производственные мощности. При этом у предприятия может быть два решения:

     а) расширить выпуск продукции;

     б) не увеличивать объем производства, а повысить цены и уравнять спрос  в точке А1

     Опыт  показывает, что предприятия предпочитают расширить производство, чтобы увеличить  сбыт своих товаров и таким  путем добиться роста прибыли. Однако увеличение Q обычно приводит к росту издержек производства и уровня цен. В результате более высоким значениям объема производства Q2 и уровня цен Р2 будет соответствовать новая точка равновесия В.

     Следовательно, рост совокупного спроса AD при неизменном AS способствует увеличению ВНП и национального дохода. При этом важно, что будет при повышении совокупного спроса (AS) превалировать в развитии экономики страны и достижении полной занятости: рост объема выпуска товаров или повышение цен. Если происходит перемещение из точки равновесия А в точку В, то превалирует рост Q. В дальнейшем же при сдвиге кривой AD вправо и вверх из положения AD2 в AD3 происходит относительный рост цен до точки С.

     При падении совокупного спроса AD возникает такое положение, когда товаров производится больше, чем имеется потенциальных покупателей. Это соответствует обратному движению кривой AD из AD2 к AD1. При этом у предприятий могут возникнуть два таких же варианта решения, как и при повышении AD:

     а) сокращать производство;

     б) оставить выпуск продукции без изменения, но понизить цены до точки B1.

     Если  снижать цены, то сократятся запасы товаров на складах, а также прибыли  и потери. Поэтому вначале предприятия  стараются сократить объемы производства и продать товары со складов по выгодным ценам. Когда же это становится невыгодным, то предприятия вынуждены  снижать цены на товары. Итак, снижение совокупного спроса AD приведет к уменьшению Q и Р. Причем снижение уровня цен будет превалировать до тех пор, пока не начнется безработица. Однако при любом случае уменьшение Q и цен приведет к низким размерам ВНП и национального дохода.

     Свои  особенности имеет равновесие на товарном рынке при изменении  совокупного предложения AS. Если AS возросло, то предприятия производят товаров больше, чем их могут купить потребители по существующим ценам. В результате низкого спроса уровень цен падает, а объем продаж товаров увеличивается. Поэтому кривая AS1 смещается вправо до AS2, а новой точкой равновесия вместо А становится D. Она соответствует меньшему значению Р и большей величине Q, что затрудняет определение величины ВНП и национального дохода.

     В целом же влияние AD и AS на ВНП и национальный доход таково, что равновесие на рынке товаров достигается редко из-за постоянных колебаний, изменений (флуктуации) AD и AS.

     Важным  дополнением к рассмотрению модели AD —AS, характеризующей общее экономическое равновесие спроса и предложения на товарном рынке, может быть анализ модели двойного равновесия в макроэкономической модели IS LM. При совмещении кривой IS, отражающей варианты состояния частичного равновесия на инвестиционном рынке, и кривой LM, отражающей варианты состояния частичного равновесия на денежном (финансовом) рынке, на рис. 9 можно описать ситуацию общего экономического равновесия, которое одновременно складывается на рынке товаров и денег («крест Хикса»).

     

     Рис. 9. - IS — LM — анализ общего экономического равновесия 

     На  рис. 9 на оси абсцисс отложено предложение денег (У), а на оси ординат процентная ставка (г). Точка общего экономического равновесия (Е) означает следующее: а) в ней нет дефицита и излишка денег в обращении; б) все свободные деньги связаны и инвестированы. Вместе с тем в точках А, В, С, D имеет место лишь частичное экономическое равновесие, которое достигается или на товарных рынках, или на денежном (финансовом) рынке. При стабильном уровне цен рост предложения кредитно-денежной массы приведет к понижению уровня процентных ставок и увеличению ВНП. Если цены гибкие, то аналогичное увеличение предложения денежной массы сначала перемещает кривую LM в положение LMi Однако затем из точки Еi вдоль кривой IS начинается обратное движение точки равновесного состояния экономической системы в сторону точки Е.

     В результате такой дополнительной денежной инвестиции новое положение экономического равновесия установится на кривой IS между точками Е и Еi. 

 

  1. Основные  методы государственного регулирования

2.1. Косвенные (экономические) методы

     Современная рыночная экономика регулируется с  помощью экономических (косвенных) и административных методов. При  постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают  экономические методы, так как  они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера  и оказывают регулирующее воздействие  на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов  рынка. Изменяя ставку кредита, процент  по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние  на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие  экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту  активность.

     К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная и финансовая политика.

     Денежно-кредитная  политика представляет собой совокупность мер в области денежного обращения  и кредита, направленная на обеспечение  роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и  выравнивание платежного баланса. К  основным направлениям денежно-кредитной  политики относятся:

     • операции па открытом рынке, т. е. на рынке  правительственных ценных бумаг;

  • политика учетной ставки (дисконтная политика) или ставки рефинансирования, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у Центрального банка;
  • изменение нормы обязательных резервов банков, т. е. той суммы, которую коммерческие банки обязаны хранить в Центральном банке (без процентов).

     Финансовой  политикой называются мероприятия  государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию  на основе финансового законодательства страны. Финансовая политика складывается из двух взаимосвязанных направлений деятельности государства: бюджетной политики (бюджетное регулирование) и фискальной политики (в области налогов и государственных расходов).

     Некоторые экономисты к экономическим методам  государственного регулирования относят  также систему государственного программирования, которое рассчитано на решение крупномасштабных, стратегических задач. Оно может охватывать как  всю экономику " целом, так и  ее отдельные отрасли (например, социальную сферу), регионы, конкретные группы населения  и др. В зависимости от использования  различных критериев государственные  программы можно подразделить на несколько видов. По срокам государственного программирования различают:

  • краткосрочные программы, разрабатываемые на срок от одного года до трех лет.
  • среднесрочные программы, рассчитанные на 3—5 лет.
  • долгосрочные программы, которые составляются на срок от 5 лет и более.

     По  объектам государственного программирования программы подразделяются на:

  • общегосударственные программы. Они содержат основные и значимые для общества в целом ориентиры экономического и социального развития. Эти программы направлены на регулирование деятельности государственного сектора и частных фирм;
  • региональные программы, охватывающие деятельность отдельных частей экономики. В некоторых странах для социально-экономического развития регионов используют региональное планирование;
  • целевые программы. Они предусматривают развитие конкретных направлений, например, научных исследований, а также поддержку отдельных групп населения. Например, в 2004 г. В России была принята целевая программа по обеспечению жильем военнослужащих;
  • отраслевые программы, направленные на развитие отдельных отраслей;
  • чрезвычайные программы, которые разрабатываются в тех случаях, когда экономика находится в кризисном состоянии вследствие экономических кризисов, экологических катастроф, ведения военных действий.

     С помощью государственных программ решаются задачи структурной перестройки, осуществления инвестиций, защиты окружающей среды и т. д.

     Наибольшее  распространение государственное  программирование получило в странах  Западной Европы, а также в Японии. В США и Канаде, где предпочтение отдается текущему регулированию экономики, оно распространено менее. Государственные  программы широко применяются и  в развивающихся странах.

     Следует отметить, что государственные программы  носят рекомендательный, а не директивный  характер, как в командной экономике. Частный сектор их выполнять не обязан. Однако для их реализации государство  оказывает сильную поддержку  за счет экономических и социальных ресурсов всего общества.

2.2. Прямые (административные) методы

     Как мы уже отметили, наряду с экономическими методами государственного регулирования  используются также и административные методы.

     К административным методам регулирования  экономики относят такие меры, как запрещение, разрешение, принуждение.

     Запрещение  — это запрет какой-либо деятельности, признание общественно вредным  само производство каких-либо товаров  и услуг либо его технологий. Например, в целях обеспечения безопасности или по другим причинам государство  может запретить следование через  его территорию персоны нон грата  и грузов других государств.

     Разрешение  — это согласие, выданное в письменной или устной форме субъектом управления. Государство дает разрешение на ведение  многих видов экономической деятельности, экспорт и импорт ряда товаров.

     Принуждение основано на применении мер наказания  за нарушение установленных норм. Например, при несвоевременной уплате налогов взимаются штрафы.

     Административные  методы регулирования используются часто при решении вопросов охраны окружающей среды, обеспечения национальной безопасности страны и т. д. Их используют при разработке стандартов, нормативов, а также при осуществлении контроля за их соблюдением.

     Экономические и административные методы находятся  в определенной взаимосвязи. Так  как любой экономический регулятор  применяется или изменяется после  принятия соответствующих государственных  решений, а также контролируется государственной службой, то можно  сказать, что он уже несет в  себе элемент администрирования. В  то же время административные методы должны быть экономически обоснованы.

Информация о работе Макроэкономическое равновесие