Макроэкономическое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1 Государство как рыночный объект 5
1.2 Задачи государственного регулирования 7
1.3 Формы и методы государственного регулирования 10
2 ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ 13
2.1 Роль государства в переходной экономике 13
2.2 Основные функции государства 15
3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 18
3.1 Цели макроэкономического регулирования 18
3.2 Инструменты макроэкономического регулирования 20
3.3 Социально-экономическое развитие Республики 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в РБ.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Рассматривая  рыночную систему экономики, в процессе перехода к которой находится сейчас Республика Беларусь, можно сказать, что государственное регулирование в ней имеет важное значение. Рыночный механизм не совершенен, он не в состоянии разрешить все проблемы, связанные с оптимальным развитием экономики конкретного государства.

Организация производства товаров, распределение капитала и  ресурсов в рыночной системе осуществляется непосредственно производителями  и потребителями, что, с одной, стороны, снимает с государства эти функции, а с другой – влечет за собой и множество социально-экономических проблем. И возникает необходимость вмешательства государства в механизм принятия экономических решений.

     Основными  целями государственного регулирования  любого государства являются экономическая и социальная стабильность, укрепление существующего строя как внутри страны, так и за ее пределами и своевременная адаптация к изменениям. Поэтому для успешного формирования и использования механизмов регулирования рыночных отношений (в частности, в Республике Беларусь) актуальны вопросы о том, в каких сферах и в каком объеме государство должно вмешиваться в экономику; какой должна быть экономическая политика и какими ее инструментами необходимо пользоваться для достижения результата.

     Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.

     Задачами  работы являются:

1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;

2. Исследование  основных направлений и инструментов  государственного регулирования  экономики;

3. Анализ основных  проблем макроэкономического регулирования  в Республике Беларусь.

     Основными  источниками данной курсовой  работы являются различная учебная и методическая литература, а также периодические издания, освещающие новости экономики Республики Беларусь.

 

1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

1.1 Государство как  рыночный объект

 

Любая экономика  не функционирует без вмешательства государства, которое берет на себя ответственность за правильное денежное обращение, удовлетворение части коллективных потребностей, защиту окружающей среды и прав потребителя и за выполнение многих других функций, необходимых для нормальной жизнедеятельности общества.

Тем более велика роль государства в переходной экономике. Необходимость вмешательства государства  в экономику переходного периода (в частности, в Беларуси) обусловлена  следующими причинами:

Во-первых, прежний централизованный механизм государственного управления, присущий командно-административной системе, исчезает вследствие развала самой системы;

Во-вторых, в  РБ существует многовековая традиция сильной государственной власти;

В-третьих, для  белорусской экономики характерен высокий удельный вес государственного сектора;

В-четвертых, рынок  требует длительного времени  для своего становления. Поэтому  государственное управление, особенно на первоначальном этапе, должно компенсировать неразвитость рыночного механизма регулирования и его институтов;

В-пятых, государство  само выступает инициатором макроэкономических реформ, поэтому они не могут быть осуществлены без его активного  вмешательства;

В-шестых, только государство способно обеспечить привлечение  иностранных инвестиций, обеспечение социальной защиты и др.

Таким образом, основная проблема рыночной экономики  – это не вопрос о необходимости  вмешательства государства в  экономику, а определение границ государственного регулирования, его  способов и методов, уточнения роли государства в экономике.

Государство в  трансформирующегося постсоциалистичесой  экономике выступает одновременно инициатором и субъектом экономических  реформ: преобразование отношений собственности, поддержка малого бизнеса, реорганизации  финансовой и кредитно-денежной систем и др. Кроме того, государство осуществляет регулирование внешнеэкономических отношений, управление валютным курсом, установление внешнеторговых тарифов, квот и лицензий, проводит другие меры, направленные как на защиту внутреннего рынка от конкуренции зарубежных фирм, так и стимулирование экспорта, повышения конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке.

Государство в  формирующейся рыночной экономике  выступает как партнер, один из участников хозяйственной деятельности и как арбитр, устанавливающий «правила игры». В роли партнера оно обеспечивает население общественными товарами и услугами, в потреблении которых участвуют все члены общества – оборона, государственное управление, охрана общественного порядка, защита окружающей среды и т.д. Их предоставление не могут обеспечить отдельные юридические или физические лица. Кроме того, часть благ (образование, здравоохранение) потребляется отдельными лицами без возмещения ими затрат на производство этих благ. Финансированием таких благ так же занимается государство.

Государство способствует стабильному экономическому росту  на макроуровне, здоровой конкуренции  и предпринимательству, борьбе с  монополизмом. Оно осуществляет меры по регулированию экономического цикла, недопущению кризисного спада, массовой безработицы и инфляции, используя для этого кредитно-финансовую и налоговую системы [11, 124].

Государство содействует  преодолению недостатков функционирования рынка, который сам по себе не может  обеспечить социальное равенство (платежеспособный спрос бедных слоев населения, высокий уровень образования, медицинского обслуживания, должный уровень занятости и др.). Чтобы исправить такое положение, государство может посредством прогрессивного налогообложения и других мер перераспределения национального дохода осуществлять помощь малоимущим слоям населения, пенсионерам, многодетным семьям, безработным и др.

1.2 Задачи государственного  регулирования

 

В хозяйственной  практике большинства государств особую значимость приобрел механизм экономического планирования как осмысленных стратегических действий правительства. Играя порой лишь регулирующую роль в рыночной экономике, планирование, тем не менее, выступает эффективным инструментом поддержания сбалансированности между различными субъектами рынка (в частности, между государственным и частным сектором), служит родством передачи обществу информации об экономической политике правительства.

При этом основные функциональные задачи государственного плана сводятся к следующему:

а) предвидеть перспективу, в соответствии с которой национальная экономика должна и может развиваться;

б) определять ключевые экономические высоты и оптимальные  сроки их достижения;

в) поддерживать и финансировать приоритетные экономические  и научно-технические программы;

г) организовать систему среднего и долгосрочного  управления экономическим развитием, таким образом, реализуя на практике принятые народнохозяйственные решения;

д) устанавливать  приоритетные внутренние и внешние  социальные, экономические и политические пели, определять средства и способы их достижения, координировать их взаимодействие;

е) создать и  развивать систему переподготовки и обучения хозяйственных руководителей  и специалистов в области хозяйственного управления.

Обязательное  условие успеха в деятельности каждого отдельного субъекта экономики - это гибкость планирования и оперативного управления, строгая увязка долгосрочного планирования с конкретной стадией развития предприятии, отрасли, страны. Планы при этом должны отражать и опираться на изменение целей политики правительства, его приоритеты. В таком случае гибкость экономического планирования выражается в постоянном пересмотре показателей плана и корректировке их в сторону объективных данных [9, 132].

 Предпринимательская  деятельность и экономика страны зависят от государственной политики. Своими действиями государство может затормозить или ускорить их развитие. Рыночная экономика не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает производство на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

Прерогативой  государства является обеспечение  правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что является основой для развития предпринимательства и экономики. Экономика в любой стране не может нормально развиваться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.

На государство возлагаются следующие основные задачи:

а) Создание правовой основы. Государство принимает и разрабатывает законы, определяющие право собственности, регулирующие предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции.

б) Обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности. Государство должно обеспечить права и безопасность каждого гражданина, общества в целом и всех субъектов рыночной экономики.

в) Стабилизация экономики. Стабилизация – это устойчивое развитие экономики. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы, путем проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.

г) Обеспечение социальной защиты и социальных гарантий. Государство обязано проводить активную социальную политику, суть которой заключается в обеспечении гарантии всем работающим минимума заработной платы, пенсии по старости и инвалидности, пособий по безработице, помощи малоимущим, а также в осуществлении индексации фиксированных доходов в связи с инфляцией. Государство, проводя эту политику, обеспечивает минимальный прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

д) Защита конкуренции. Конкуренция – один из главных регуляторов рыночного хозяйства. Она является основой прогресса во всех сферах экономики, заставляя производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Государство всей своей мощью должно стоять на защите конкуренции.

е) Разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, то есть правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы. Для выполнения этих функций государство использует все имеющиеся в его распоряжении рычаги и ресурсы.

1.3 Формы и методы  государственного регулирования

 

Все меры государственного регулирования экономики направлены на то, чтобы ориентировать макроэкономическое развитие и поведение в микроэкономике в направлении выбранного варианта движения, обеспечивающего достижение поставленных целей и задач.

По форме  участия государства в регулировании  экономики и методам его влияния  на хозяйственную деятельность выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные.

 Административно-распорядительные  методы базируются на силе  государственной власти и включают  в себя меры запрета, разрешения  и предупреждения. Они, как правило,  носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений и т.д.

Административно-распорядительные методы государственного регулирования  эффективны в сфере контроля над  монопольными рынками, в области  экологии, в разработке национальной системы стандартизации и сертификации, в определении и поддержании необходимых параметров жизни населения. В развитых странах с рыночной экономикой применение административно-распорядительных методов ограничено, но в критических ситуациях их роль возрастает.

Экономические методы регулирования воздействуют на интересы объектов регулирования  косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или  поощрение отсутствует. Объект регулирования свободен в выборе вариантов действия, но подчиняется и не противоречит действующему законодательству.

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение или прямое финансирование (централизованные инвестиции), финансовую поддержку (дотации) и т.д.

Косвенные - опосредованно, например, через налоги, кредитование. 
Структура используемых методов зависит от форм собственности объектов регулирования.

Прямые и  административно-распорядительные чаще используются в управлении предприятиями государственной и коммунальной форм собственности. К предприятиям же негосударственных форм собственности применяются в основном косвенные и экономические методы регулирования. Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Особая роль как инструменту государственного регулирования экономики принадлежит  амортизации и ускоренной амортизации. 
Через норму амортизации государство активно влияет на структуру основных фондов, стимулирует внедрение новой техники на предприятиях, что ведет к улучшению качества продукции, уменьшению ее цены, повышению конкурентоспособности.

Информация о работе Макроэкономическое регулирование