Макроэкономическое регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1 Государство как рыночный объект 5
1.2 Задачи государственного регулирования 7
1.3 Формы и методы государственного регулирования 10
2 ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ 13
2.1 Роль государства в переходной экономике 13
2.2 Основные функции государства 15
3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 18
3.1 Цели макроэкономического регулирования 18
3.2 Инструменты макроэкономического регулирования 20
3.3 Социально-экономическое развитие Республики 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35

Вложенные файлы: 1 файл

Цели макроэкономического регулирования и проблемы их достижения в РБ.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Несмотря на снижение реальных располагаемых денежных доходов населения на 1,6%, девальвацию белорусского рубля и рост потребительских цен на товары и услуги отмечаются высокие темпы роста розничного товарооборота (107,1%).

Итоги 2011 года свидетельствуют  и о положительных тенденциях во внешней торговле.

По итогам 2011 года темпы роста экспорта товаров и услуг (по методологии платежного баланса) превысили темпы роста импорта на 24,9 процентного пункта.

При этом экспорт  товаров увеличился по сравнению  с соответствующим периодом прошлого года на 15,46 млрд. долларов, услуг – на 759,9 млн. долларов.

Следует отметить, что высокие темпы роста экспорта обусловлены, в первую очередь, увеличением  физических объемов поставок белорусской  продукции на 29,5% при росте средних  экспортных цен на 23,1%. При этом физические объемы экспорта инвестиционных товаров увеличились на 45,2%.

По сравнению  с предыдущим годом отрицательное  сальдо в торговле товарами и услугами в 2011 году сократилось на 5,27 млрд. долларов и составило 2,18 млрд. долларов.

 

Прямые иностранные  инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары и услуги) составили 4 млрд. долларов.

Объем золотовалютных резервов (в соответствии с методологией МВФ) на 1 января 2012 г. составил 7,92 млрд. долларов в эквиваленте, увеличившись за 2011 год на 2,89 млрд. долларов или более чем на 57%. 

Увеличению  международных резервных активов  способствовало:

- привлечение  первого и второго траншей финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 1,24 млрд. долларов;

В соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Евразийским банком развития от 9 июня 2011 г. общий объем кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС составит 3 млрд. долларов. В текущем году сумма кредита составит 1,24 млрд. долларов, оставшиеся средства будут предоставляться равными траншами (по 440 млн. долларов) дважды в год в течение 2012-2013 годов.

- привлечение займа Азербайджанской Республики в размере 300 млн. долларов;

- продажа акций ОАО «Белтрансгаз» на сумму 2,5 млрд. долларов

В настоящее  время золотовалютные резервы покрывают почти двухмесячный импорт.

По итогам 2011 года республиканский бюджет исполнен с профицитом в сумме 6,5 трлн. рублей или 2,4% к ВВП.

Таким образом, результаты 2011 года свидетельствуют  об устойчивом развитии белорусской  экономики и отдельных ее секторов, а также стабилизации ситуации на валютном рынке.

В рамках принятого  Правительством Республики Беларусь и  Национальным банком комплекса мер  по ужесточению денежно-кредитной  и бюджетно-налоговой политики в 2011 году приняты решения по:

- уточнению показателей республиканского бюджета на 2011 год в сторону уменьшения предельного размера его дефицита;

- поэтапному повышению ставки рефинансирования с 10,5 до 45 процентов годовых;

- полному прекращению с 1 июня 2011 г. эмиссионного кредитования государственных программ;

- осуществлению с 1 июня 2011 г. рефинансирования банков только с помощью стандартных инструментов и на рыночных условиях;

- единовременному снижению обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам;

- корректировке центрального значения коридора колебаний стоимости корзины иностранных валют (в пределах плюс/минус 12%); 

- унификации обменного курса на всех сегментах внутреннего валютного рынка (объединение с 20 октября 2011 г. основной и дополнительной торговых сессий на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»).

С момента унификации на единой торговой сессии осуществляется покупка и продажа иностранной  валюты субъектами валютных операций по курсу, сформировавшемуся исходя из спроса и предложения.

В рамках структурных  реформ:

согласно рекомендациям  Международного валютного фонда  принят Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого  акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь». Создание данного  учреждения и реформирование существующей системы финансирования (в том числе льготного) приоритетных государственных программ позволит повысить эффективность их исполнения, сроков  реализации и окупаемости затрат, а также будет способствовать обеспечению финансовой устойчивости банковской системы [8].

Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360 «О совершенствовании системы  государственного управления фармацевтической промышленностью в Республике Беларусь»  в Министерстве здравоохранения  создан Департамент фармацевтической промышленности с правами юридического лица и с 1 января 2012 г. ликвидирован Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции.

Главой государства, Правительством и Национальным банком Республики Беларусь определены следующие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год:

- валовой внутренний продукт – 105-105,5%;

- продукция промышленности – 106-107%;

- продукция сельского хозяйства – 104-105%;

- экспорт товаров и услуг – 111,6-112,3%;

- сальдо внешней торговли товарами и услугами – 1,3-1,5 млрд. долларов США (2,3-2,7% к ВВП);

- прямые иностранные инвестиции на чистой основе – 3,7 млрд. долларов США;

- международные резервные активы – 6,1-7 млрд. долларов США;

- ставка рефинансирования – 20-23 процентов годовых [9.] 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном мире экономика  развитых государств  – это система  смешанного типа, в которой рыночный механизм дополнен различными формами  государственного регулирования. В странах со смешанной экономикой государство вовлечено во все стадии воспроизводства. Следует заметить, что в переходный период роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Государственное регулирование было и остается важным фактором общественного развития.

Современная Республика Беларусь находится на переломном, переходном этапе развития экономики, в ходе которого особенно необходима регулирующая роль государства. Это, прежде всего, определяется спецификой переходной экономики, масштабом и сложностью задач по трансформации социально-экономической системы.  
         Нельзя не отметить, что не нужно абсолютизировать необходимость государственного вмешательства в экономику, допускать шаблонный подход к его границам и методам. Ведь в каждом отдельном случае это надо решать с учетом всей системы условий и возможностей, социально-экономических последствий. Соотношение всех факторов зависит от доли госсектора, исторических особенностей, характера решаемых задач. Особенности Беларуси в том, что, во-первых, идет переход от одного экономического строя с доминированием госсобственности к другому, основанному на развитии многоукладного хозяйства и рыночных отношений; во-вторых, реформы начались с попытки внедрения в короткие сроки либеральной модели рынка, сводящей госрегулирование к минимуму; в третьих, формы и методы такого регулирования во многих звеньях еще не сложились. 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Антонова Н.Б. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. В 2-х частях. – Мн.: Академия управления при президенте Республики Беларусь, 2004.-408 с.
  2. Бункина М., Семенов В. Макроэкономика. М., 2009
  3. В.Н. Шимов, Я.М. Александрович, А.В. Богданович. Национальная     экономика     Беларуси:     Потенциалы.     Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. пособие - Мн.: БГЭУ, 2006.-224 с.
  4. Вольский А. Условия совершенствования государственного управления экономики. //Экономист №9 2007.-21 с.
  5. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы новой экономики. М.: Экономика, 2002.-149 с.
  6. Лутохина Э.А. Экономическая система общества :структура, социальная ориентация, белорусская модель, Мн., 2010
  7. Макроэкономика/ Л.С. Тарасевич, П.И. Гребенников, А.И. Леусский; под общ. ред. Л.С. Тарасевича. – М., 2003 – 652с.
  8. Основные положения программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы – Мн., 2010
  9. Постановление Совета Министров от 30.12.2011 № 1779 О показателях прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год
  10. Никитенко П.Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси: проблемы формирования и эволюции. Мн., 2005.
  11. Новиков М.В. Государственное регулирование экономики. Конспект лекций, ТГРУ, 2008.-274 с.
  12. Н.И.Базылева, С.П. Гурко Экономическая теория: Учебник - Мн.: БГЭУ, 2002.-297 с.
  13. Курс макроэкономики в таблицах и схемах: учеб. пособие/ Н.И. Базылев, М.Н. Базылева. – Мн.: Современная школа, 2010. – 144с.
  14. Пикулькин А.В. Система государственного управления. Учебник для вузов. – 2-е изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-302 с.
  15. Проблемы макроэкономического регулирования / А.И. Лученок, О.Л. Шулейко, О.И. Румянцева, М.В. Маркусенко и др. - Мн.: Право и экономика, 2009 – 358с
  16. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. //Экономист №8 2011.-34 с.
  17. Экономическая теория/Под ред. Базылева Н.И., Гурко С.П., Минск,БГЭУ, 2008.
  18. Экономическая теория/Под ред. Борисова Е.Ф., М.,2010

 


Информация о работе Макроэкономическое регулирование