Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 21:36, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является раскрытие сущности государственного регулирования экономики на макроуровне и анализ основных проблем его осуществления в Республике Беларусь.
Задачами работы являются:
1. Отражение необходимости макроэкономического регулирования экономики;
2. Исследование основных направлений и инструментов государственного регулирования экономики;
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 5
1.1 Государство как рыночный объект 5
1.2 Задачи государственного регулирования 7
1.3 Формы и методы государственного регулирования 10
2 ГОСУДАРСТВО В ЭКОНОМИКЕ 13
2.1 Роль государства в переходной экономике 13
2.2 Основные функции государства 15
3 МЕХАНИЗМ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 18
3.1 Цели макроэкономического регулирования 18
3.2 Инструменты макроэкономического регулирования 20
3.3 Социально-экономическое развитие Республики 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
Несмотря на снижение реальных располагаемых денежных доходов населения на 1,6%, девальвацию белорусского рубля и рост потребительских цен на товары и услуги отмечаются высокие темпы роста розничного товарооборота (107,1%).
Итоги 2011 года свидетельствуют и о положительных тенденциях во внешней торговле.
По итогам 2011 года темпы роста экспорта товаров и услуг (по методологии платежного баланса) превысили темпы роста импорта на 24,9 процентного пункта.
При этом экспорт товаров увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 15,46 млрд. долларов, услуг – на 759,9 млн. долларов.
Следует отметить,
что высокие темпы роста
По сравнению с предыдущим годом отрицательное сальдо в торговле товарами и услугами в 2011 году сократилось на 5,27 млрд. долларов и составило 2,18 млрд. долларов.
Прямые иностранные инвестиции на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары и услуги) составили 4 млрд. долларов.
Объем золотовалютных резервов (в соответствии с методологией МВФ) на 1 января 2012 г. составил 7,92 млрд. долларов в эквиваленте, увеличившись за 2011 год на 2,89 млрд. долларов или более чем на 57%.
Увеличению
международных резервных
- привлечение первого и второго траншей финансового кредита из средств Антикризисного фонда ЕврАзЭС в размере 1,24 млрд. долларов;
В соответствии с Соглашением между Республикой Беларусь и Евразийским банком развития от 9 июня 2011 г. общий объем кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС составит 3 млрд. долларов. В текущем году сумма кредита составит 1,24 млрд. долларов, оставшиеся средства будут предоставляться равными траншами (по 440 млн. долларов) дважды в год в течение 2012-2013 годов.
- привлечение займа Азербайджанской Республики в размере 300 млн. долларов;
- продажа акций ОАО «Белтрансгаз» на сумму 2,5 млрд. долларов
В настоящее время золотовалютные резервы покрывают почти двухмесячный импорт.
По итогам 2011 года республиканский бюджет исполнен с профицитом в сумме 6,5 трлн. рублей или 2,4% к ВВП.
Таким образом, результаты 2011 года свидетельствуют об устойчивом развитии белорусской экономики и отдельных ее секторов, а также стабилизации ситуации на валютном рынке.
В рамках принятого Правительством Республики Беларусь и Национальным банком комплекса мер по ужесточению денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики в 2011 году приняты решения по:
- уточнению показателей республиканского бюджета на 2011 год в сторону уменьшения предельного размера его дефицита;
- поэтапному повышению ставки рефинансирования с 10,5 до 45 процентов годовых;
- полному прекращению с 1 июня 2011 г. эмиссионного кредитования государственных программ;
- осуществлению с 1 июня 2011 г. рефинансирования банков только с помощью стандартных инструментов и на рыночных условиях;
- единовременному снижению обменного курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам;
- корректировке центрального значения коридора колебаний стоимости корзины иностранных валют (в пределах плюс/минус 12%);
- унификации обменного курса на всех сегментах внутреннего валютного рынка (объединение с 20 октября 2011 г. основной и дополнительной торговых сессий на ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа»).
С момента унификации на единой торговой сессии осуществляется покупка и продажа иностранной валюты субъектами валютных операций по курсу, сформировавшемуся исходя из спроса и предложения.
В рамках структурных реформ:
согласно рекомендациям Международного валютного фонда принят Указ Президента Республики Беларусь от 21 июня 2011 г. № 261 «О создании открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь». Создание данного учреждения и реформирование существующей системы финансирования (в том числе льготного) приоритетных государственных программ позволит повысить эффективность их исполнения, сроков реализации и окупаемости затрат, а также будет способствовать обеспечению финансовой устойчивости банковской системы [8].
Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. № 360 «О совершенствовании системы государственного управления фармацевтической промышленностью в Республике Беларусь» в Министерстве здравоохранения создан Департамент фармацевтической промышленности с правами юридического лица и с 1 января 2012 г. ликвидирован Белорусский государственный концерн по производству и реализации фармацевтической и микробиологической продукции.
Главой государства, Правительством и Национальным банком Республики Беларусь определены следующие параметры прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год:
- валовой внутренний продукт – 105-105,5%;
- продукция промышленности – 106-107%;
- продукция сельского хозяйства – 104-105%;
- экспорт товаров и услуг – 111,6-112,3%;
- сальдо внешней торговли товарами и услугами – 1,3-1,5 млрд. долларов США (2,3-2,7% к ВВП);
- прямые иностранные инвестиции на чистой основе – 3,7 млрд. долларов США;
- международные резервные активы – 6,1-7 млрд. долларов США;
- ставка рефинансирования –
20-23 процентов годовых [9.]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современном мире экономика развитых государств – это система смешанного типа, в которой рыночный механизм дополнен различными формами государственного регулирования. В странах со смешанной экономикой государство вовлечено во все стадии воспроизводства. Следует заметить, что в переходный период роль государственного регулирования более значима, чем в сложившемся рыночном хозяйстве. Государственное регулирование было и остается важным фактором общественного развития.
Современная Республика
Беларусь находится на переломном,
переходном этапе развития экономики,
в ходе которого особенно необходима
регулирующая роль государства. Это, прежде
всего, определяется спецификой переходной экономики,
масштабом и сложностью задач по трансформации
социально-экономической системы.
Нельзя не отметить, что не нужно абсолютизировать
необходимость государственного вмешательства
в экономику, допускать шаблонный подход
к его границам и методам. Ведь в каждом
отдельном случае это надо решать с учетом
всей системы условий и возможностей,
социально-экономических последствий.
Соотношение всех факторов зависит от
доли госсектора, исторических особенностей,
характера решаемых задач. Особенности
Беларуси в том, что, во-первых, идет переход
от одного экономического строя с доминированием
госсобственности к другому, основанному
на развитии многоукладного хозяйства
и рыночных отношений; во-вторых, реформы
начались с попытки внедрения в короткие
сроки либеральной модели рынка, сводящей
госрегулирование к минимуму; в третьих,
формы и методы такого регулирования во
многих звеньях еще не сложились.