Максимизация прибыли на рынке олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 14:39, реферат

Краткое описание

Управление любым предприятием наряду с множеством проблем, таких, как набор квалифицированного персонала, обеспечение бесперебойной работой имеющегося оборудования, своевременная поставка необходимого сырья, сбыт продукции, решает еще одну, важнейшую задачу – как добиться прибыльности производства, и более того, как получить максимальную прибыль. Задача о получении максимальной прибыли давно изучается экономистами, и ее решение найдено и связано с анализом маржинальной выручки и маржинальных затрат. Фирмы, анализируя эти величины, принимают решение о количестве выпускаемой продукции и об устанавливаемой ими цене. Таким образом, стремление фирм к получению максимальной прибыли влияет на рыночное предложение, и в конечном счете, на объем выпуска и на цену.
Изменения в технологии производства или в ценах ресурсов приводят к изменениям в маржинальных затратах, а изменения в спросе на продукцию приводят к изменению в маржинальной выручке. Зная алгоритм принятия фирмами решений об объеме производстве и о цене, можно прогнозировать, каким именно будет изменение рыночного предложения, и соответственно, изменения цен и объемов.

Вложенные файлы: 1 файл

Максимизация прибыли на рынке олигополии.doc

— 324.00 Кб (Скачать файл)

Что произойдет, если один из конкурентов в одностороннем порядке решит снизить цену?

Можно предположить, что в большинстве случаев, если фирма Х понижает свои цены ниже уровня сложившейся отраслевой цены, то ее конкуренты, скорее всего, последуют ее примеру, чтобы не потерять своих покупателей и не допустить укрепления конкурента за их счет (спрос на продукцию фирмы Х будет неэластичным).

Напротив, если фирма Х повышает свои цены выше сложившейся в отрасли цены, то, скорее всего, ее конкуренты не последуют ее примеру, поскольку, в этом случае они, ничего не предпринимая, расширят свои доли рынка за счет части покупателей фирмы Х (спрос на продукцию фирмы Х будет эластичным).

Различная эластичность спроса на продукцию фирмы – олигополиста выше и ниже уровня преобладающей цены предопределяет ломаный характер кривой его спроса, и, как следствие, разрыв кривой предельного дохода на участке ВС, как это представлено на рисунке.

 

 

Предположим, что кривая предельных издержек МС фирмы проходит через разрыв ВС. Как видно из графика, оптимальный объем выпуска равен Q*, а оптимальная цена Р*.

Если по каким-то причинам издержки снижаются, и кривая МС смещается вправо в пределах отрезка ВС (например, в положение МС`), то ни оптимальный объем, ни оптимальная цена не поменяются.

Аналогичным образом, небольшое увеличение рыночного спроса (c D до D` ) и соответствующее смещение кривой предельного дохода (с MR до MR`) также сохранят рыночную цену на прежнем уровне, изменив лишь объем выпуска.

 

 

Таким образом, модель ломаной кривой спроса позволяет объяснить причину стабильности цен на рынке олигополии при небольшом изменении издержек или рыночного спроса. Очевидно, что если олигополист ожидает адекватной реакции на свои действия со стороны других фирм, он постарается воздерживаться от одностороннего повышения или понижения цен.

Практические наблюдения подтверждают выводы из данной модели. Как правило, в чистой или слабо дифференцированной олигополии существует тенденция к выравниванию цен (рынок алюминия, цемента, стали), в отраслях же сильно дифференцированных олигополисты взимают сопоставимые цены.

 

Вместе с тем, модель плохо работает в условиях инфляции, когда повышается общий уровень цен в экономике, или когда имеют место серьезные изменения в отраслевых издержках или рыночном спросе.

 

Модель картеля.

 

Модель картеля представляет собой крайний случай кооперированной олигополии.

Картель можно определить как формальную организацию продавцов (производителей) в целях ограничения конкурентных сил на рынке и максимизации совокупной прибыли.

 

Картель предполагает явный сговор между продавцами относительно:

      • принципа установления цен;
      • раздела рынков сбыта;
      • квот производства и сбыта участников;
      • обмена патентами и другой информацией, имеющей коммерческий интерес.

Тип картеля

Национальные картели

Международные картели (или товарные ассоциации экспортеров и производителей сырья, например, ОПЕК)

Объединяют производителей (продавцов) одной страны

Объединяют производителей (продавцов) разных стран

Являются незаконными

Действуют законно


Рассмотрим сущность и последствия деятельности картеля на графической модели.

Предположим, что на интересующем нас рынке действуют две независимые фирмы (ситуация дуополии), рыночный спрос постоянен и имеет вид линейной функции, фирмы производят однородную продукцию и имеют одинаковые издержки (МС1=МС2).

 

 

Если фирмы находятся в состоянии жесткой конкуренции, то возможно падение рыночной цены до конкурентного уровня (конкурентная цена (Рс) определяется точкой пересечения кривой спроса D и кривой предельных издержек МС). При цене Рс фирмы рискуют иметь в долгосрочном периоде нулевую экономическую прибыль. Не очень веселые перспективы…

Если же рассматриваемые фирмы договорятся между собой о разделе рынка и сформируют картель (своего рода монополию), то оптимальная цена картеля (монопольная цена) может достичь уровня Pm. Это максимально возможная цена за данный объем при существующем рыночном спросе, обеспечивающая участникам картеля монопольную прибыль. Поскольку совокупная прибыль объединенных в картель фирм выше, чем первоначально, они заинтересованы в подобном соглашении. Однако не все так просто!

Заключение картельного соглашения предполагает решение целого ряда проблем. Условно выделяют

Внутренние проблемы

Внешние проблемы

Согласование противоречивых интересов между будущими членами картеля (раздел рынка, установление единой цены и т.д.)

Взаимоотношения с фирмами-производительницами, не являющимися членами картеля

Контроль над соблюдением соглашения 
(штрафные санкции и т.п.)

Анализ рынков товаров-заменителей


 

Указанные проблемы решаются относительно проще, деятельность самого картеля является относительно более эффективной, если выполняются некоторые условия:

      • Действующее в стране антимонопольное законодательство является не очень действенным;
      • Количество продавцов и производителей продукции относительно невелико;
      • Выпускаемая продукция однородна, а издержки сопоставимы;
      • Отраслевой спрос стабилен и относительно легко предсказуем;
      • Отношения между участниками картеля являются доброжелательными.

 

Модель ценового лидерства.

 

Несмотря на все преимущества согласованных действий, иногда фирмы не имеют возможности сформировать картель на законных основаниях. В этих условиях осуществляется политика сознательного параллелизма. Стремясь к максимизации своей прибыли в долгосрочном периоде, фирмы координируют свою деятельность так, как если бы соглашение существовало.

Одной из форм сознательного параллелизма является ценовое лидерство, которое в отличие от картеля:

      • не противоречит антимонопольному законодательству,
      • позволяет сохранять полную независимость и свободу функционирующих фирм.

В условиях ценового лидерства рынок состоит из фирмы-лидера и конкурентного окружения.

 

Ценовой лидер

Конкурентное окружение

Регулирует цену продукции, первым повышая или понижая ее

Следуют за решениями лидера


 

Ценовой лидер принимает на себя риск первым начать приспособление цены к изменившимся рыночным условиям, предполагая, что другие фирмы последуют за его решением. Если этого не произойдет, и фирмы-последователи не согласятся с изменением цены, ценовой лидер будет нести потери, до тех пор, пока не вернется к исходному уровню цен. Значительный риск первого шага обуславливает относительную жесткость цен в олигополистических отраслях и их незначительные колебания.

Различают две основные формы ценового лидерства, не основанного на тайном сговоре:

        • лидерство доминирующей по цене фирмы;
        • лидерство барометрической фирмы.

Лидерство фирмы по цене

 

Если фирма

        • контролирует значительную часть производства и продаж и может оказать воздействие на рынок посредством собственных решений;

если ее издержки производства

        • является наименьшим в отрасли (за счет лучшей технологии, более совершенного управления, более квалифицированной рабочей силы и т.д.);

если ее продукция

        • выгодно отличается в глазах потребителей (за счет высокого качества, рекламы и т.д.),

то у такой фирмы есть все шансы стать ценовым лидером рынка.

 

Примерами доминирующих по цене фирм могут служить такие компании, как Frito-Lay и Pizza Hut. В свое время ценовым лидером были IBM на рынке компьютеров, Coca Cola на рынке прохладительных напитков, General Motors в автомобильной промышленности, однако в настоящее время рост конкурирующих фирм ослабил их доминирующие позиции.

 

Что же необходимо, для сохранения фирмой ее лидирующего положения?

Фирма, стремящаяся сохранить свой статус ценового лидера, должна

        • избегать краткосрочной максимизации прибыли, а делать установку на долгосрочную максимизацию прибыли (это означает установление относительно низких цен, чтобы предупредить расширение малых фирм и не допустить входа на рынок новых конкурентов);
        • активно использовать неценовые формы конкуренции (выпуск новой продукции, сокращение издержек, улучшение обслуживания покупателей и т.д.);
        • ориентироваться на многономенклатурное, диверсифицированное производство, чтобы помешать другим фирмам выйти на рынок с аналогичной продукцией.

Лидерство барометрической фирмы.

 

Данная форма лидерства предполагает существование в отрасли нескольких примерно равноценных предприятий, так что ни одно из них не может навязывать свои цены другим.

В этих условиях одна из фирм отрасли становится ценовым лидером не потому, что она имеет наибольшую долю на рынке или наименьшие издержки, а в силу умения правильно отслеживать изменения в рыночной ситуации (предстоящий рост или падение цен на ресурсы, используемые фирмами отрасли, изменение цен на товары дополняющие или заменяющие).

Таким образом, другие компании отрасли воспринимают действия данной фирмы в качестве индикатора, или барометра будущей конъектуры. Вместе с тем, отрасль может не сразу принять новые цены, придерживаясь стратегии - подождем и увидим.

Привлекательность ценового лидерства в любой из его форм заключается в возможности устранять перегиб кривой спроса

Фирма, являющаяся полным и признанным ценовым лидером может быть уверена, что конкуренты последуют как за повышением, так и за понижением цен. Даже для барометрической фирмы, за которой конкуренты следуют не всегда, вероятность выпрямления ломанной кривой спроса очень высока.

 

Ценовая координация и неценовая конкуренция на рынке олигополий.

 

Все рассмотренные модели поведения фирм на рынке явно или неявно предполагают, что цены фирм в выравниваются в долгосрочном периоде. Об этом же свидетельствует и практика. Даже если фирмы имеют различный уровень издержек, различный спрос на свою продукцию, они вынуждены продавать одинаковую продукцию по одинаковым ценам, а дифференцированную продукцию по сопоставимым ценам. Только в условиях сильной дифференциации возникает возможность продажи товара по более высоким ценами.

Для достижения взаимоприемлемых цен олигополисты используют:

      • тайные соглашения;
      • молчаливое соглашение, или сознательный параллелизм (в том числе в форме ценового лидерства);
      • передачу информации о ценах через средства массовой информации и т.д.

Вместе с тем существуют факторы, препятствующие координации цен на монополистически высоком уровне:

      • вход на рынок новых фирм, игнорирующих текущие обычаи и практику и разрушающих сложившиеся отношения между продавцами и покупателями;
      • нестабильность отраслевого спроса;
      • технические нововведения, изменяющие издержки отдельных фирм;
      • изменение долей рынка, которыми владеют отдельные фирмы;
      • крайняя дифференциация продукции;
      • частое изменение продукции;
      • появление новых отраслей, в которых фирмам некогда приспосабливаться к поведению конкурентов и т.д.

В этих условиях фирмы стремятся не использовать понижение цен для привлечения новых покупателей, делая акцент на неценовую конкуренцию.

 

К наиболее часто используемым формам неценовой конкуренции относят:

Информация о работе Максимизация прибыли на рынке олигополии