Малые предприятия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2012 в 12:36, контрольная работа

Краткое описание

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
- в промышленности - 100 человек;
- в строительстве - 100 человек;
- на транспорте - 100 человек;
- в сельском хозяйстве - 60 человек;
- в научно-технической сфере - 60 человек;

Содержание

1. Субъекты малого предпринимательства………………………..……3
2. Современное развитие малого предпринимательства…………...….3
3. Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………..…..7
4. Государственная поддержка малого предпринимательства, согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства»…………………………………...……10
5. Государственные программы поддержки малого предпринимательства……………………………………………….….11
6. Информационное обеспечение малого предпринимательства…....13
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...…17
8. РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ………………………………………………….………….……18
9. Форма представления информации для сравнения организационно-правовых форм коммерческих организаций………………..………19

Вложенные файлы: 1 файл

Экономика предприятий.docx

— 46.56 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Экономика предприятий.

по теме: Малые предприятия в России.

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент

Направление  экономика

Профиль  Экономическая безопасность

Группа  ЭПБ-12П

Ф.И.О  Гичкин М.В.

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург

2012

 

Содержание

 

 

  1.  Субъекты малого предпринимательства………………………..……3

 

  1. Современное развитие малого предпринимательства…………...….3

 

  1. Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства………………………………………………..…..7

 

  1. Государственная поддержка малого предпринимательства, согласно Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства»…………………………………...……10

 

  1. Государственные программы поддержки малого предпринимательства……………………………………………….….11

 

  1. Информационное обеспечение малого предпринимательства…....13

 

  1. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………...…17

 

  1. РЕЦЕНЗИЯ НА КОНТРОЛЬНУЮ РАБОТУ………………………………………………….………….……18

 

  1. Форма представления информации для сравнения организационно-правовых форм коммерческих организаций………………..………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Субъекты малого предпринимательства

 

Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и  иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя  численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

- в промышленности - 100 человек;

- в строительстве - 100 человек;

- на транспорте - 100 человек;

- в сельском хозяйстве - 60 человек;

- в научно-технической сфере - 60 человек;

- в оптовой торговле - 50 человек;

- в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

- в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов  деятельности (многопрофильные), относятся  к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота  или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с  учетом всех его работников, в том  числе работающих по договорам гражданско-правового  характера и по совместительству с учетом реально отработанного  времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений  указанного юридического лица.

В случае превышения малым предприятием численности  указанное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим  законодательством, на период, в течение  которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца

 

2.Современное развитие малого предпринимательства.

Современные ученые считают, что предыстория  развития нынешнего  малого бизнеса связана с 70-80-ми гг. советского  периода  социально-экономического развития общества.

Однако, некоторые ученые полагают, что малое предпринимательство зародилось в России только в начале 90-х  гг. В условиях проведения

радикальных рыночных реформ малое  предпринимательство прошло  следующие этапы.

Первый  этап: 1992 - 1994 гг.

Этот  этап  характеризуется  продвижением  вперед  в  понимании   сути экономических проблем малого  предпринимательства.  Констатируется  значение роли и  места  малого  предпринимательства  в  создании  конкурентоспособной экономической  среды  новой   хозяйственной   системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства,  определяются  приоритеты  в его развитии. Издаются нормативные акты, регулирующие отношения  предприятий с другими участниками рыночной  экономики.  Однако,  как  не  печально,  эти

постановления остались только декларацией.  И  хотя  в  начале  этого  этапа

наблюдался процесс массового  учредительства малых  предприятий,  доля  малых предприятий  в  сфере   материального   производства   в   общей   структуре отечественного малого предпринимательства резко сократилась.  Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими показателями:  1992  г.  — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс. В этот  период  закладываются  интересные  перспективные  начинания  в разных регионах страны. К концу 1994 года начался спад в деятельности  малых предприятий   —   многие   научно-консультационные,   торгово-посреднические предприятия  распались,   либо   диверсифицировались.   Не   дало   желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства.

В результате картина развития  предпринимательства  уже  в  1993  году

характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых  предприятий  не начали работать, 30% едва сводили концы с концами, 40%  не  платили  налоги, 10%  жили  более или менее сносно,  3—4%  процветали,  37%   из   успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой. К тому же  наблюдалось нарастание  криминально-уголовного характера многих процессов в малом бизнесе, что  связывается  с  отсутствием  устойчивых,  сложившихся  норм  и правил предпринимательской  этики,  наличием  «государственного  рэкета»  и

уголовного рэкета. Данный этап в  развитии малого бизнеса все  еще  оставался этапом «проб и ошибок». Однако  в  целом  сохранялось  устойчивое  понимание необходимости развития малого предпринимательства как важнейшего условия дальнейшего эффективного экономического развития страны.

Второй  этап: 1995 - 1998 гг.

На этом  этапе  отчетливо  прослеживается  нацеленность  экономической политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей стране. Вырабатываются конкретные меры реальной  помощи  малому  бизнесу  по всей стране с предоставлением  самостоятельности  регионам  в  решении  этих проблем.

В 1995 году положение в  малом  предпринимательстве  характеризовалось

следующими  показателями:   малых   предприятий   в   Российской   Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли,  заработанная  ими,  составляла  1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой. По оценкам  экспертов, в инновационной сфере функционирует  около  120  тыс.  малых предприятий с численностью занятых 2,3 млн.  чел.  Как  и  во  всем  мире, часть из них распадается, другие возникают вновь. Однако появились и устойчиво функционирующие 3–4 года малые предприятия. Однако второй этап функционирования малого бизнеса все еще не смог стать действенным инструментом  экономического  роста,  политики  занятости, научно-технического прогресса. Малое производство со своим  уникальным

предпринимательским  потенциалом  все еще остается аутсайдером  на

экономическом поле нашей страны и  адекватно не решает тех проблем  в

экономике, которые могли с помощью  малого предпринимательства  решаться. Во многом это — не его вина, а его беда. Такая ситуация   объясняется особенностями общего состояния отечественной экономики,    которое характеризуется тяжелейшим кризисом, падением темпов  роста,  инвестиционным голодом, развалом хозяйственных связей.

Другой особенностью экономической  жизни являются процессы концентрации и централизации капиталов, которые приводят к поглощению малых  предприятий, их слиянию. Еще не сформировался тот уровень   деятельности крупных предприятий, когда они становятся хозяйственными     субъектами, заинтересованными и инициирующими создание малых предприятий.

Очень острой остается проблема получения  кредитов, которые жизненно

необходимы предпринимателям. Более того, нехватка финансов для начинающего предпринимателя часто становится вообще основной проблемой.

Существенным    фактором,    мешающим     цивилизованному     развитию

отечественного  малого  предпринимательства,   остается   криминальность   и криминализация самого малого бизнеса.

Место и роль малого предпринимательства  определялась  тем,  что  малые

предприятия уже прошли определенный путь  развития  и  переболели  «детскими болезнями роста». Все эти годы они учились самостоятельно  приспосабливаться к особенностям рынка, в некоторых  случаях  сумели  вырабатывать  правильную конкурентоспособную   стратегию   поведения.   Малые   предприятия   активно диверсифицируют хозяйственную деятельность и усиливают свою инвестиционную политику. Можно  наблюдать  сдвиги  и  в  общей  культуре  ведения  бизнеса.

Происходит активизация деятельности мелких предприятий в регионах, где  явно созрели  условия для эффективного использования потенциала малого

предпринимательства в интересах  экономического роста, и восстановление

хозяйственной, деловой активности населения во всей стране.

Однако говорить о подлинном  развитии предпринимательства в  России было

еще преждевременно. Положение большинства  производителей являлось

монопольным, подлинной конкурентоспособной среды для деятельности  малых предприятий так и не сформировалось, особенно в производственной сфере.

Третий  этап: 1999 - 2001 гг.

Для   современного   этапа    становится    характерным    обеспечение

благоприятных условий для  развития  малого  предпринимательства  на  основе повышения  качества  и  эффективности  мер  государственной   поддержки на федеральном уровне.

События  же  августа  1998  года  стали  этапной  вехой  для  развития

отечественного  малого  бизнеса.  Малые  и  средние   предприятия,   которые

потеряли около 12 млрд.  долл.,  можно  считать  главными  пострадавшими  от августовского кризиса. По официальным данным, после августа 1998 года от  25 до 35% малых предприятий фактически  прекратили свою  деятельность, а это значит, что из 877 тыс. предприятий (количество  которых для нашей страны для создания  нормальной  конкурентной  среды  должно  достигать  3—5  млн.) только 600 тыс. сохранили  свой  бизнес.  Но  и  эти  предприятия  сократили численность персонала, снизили оплату его труда.

Высокая  доля  банкротств   малых   предприятий   заставляет   внешних

инвесторов вообще не  предоставлять  ссуды  или  предоставлять  под  высокий процент на очень жестких условиях возврата.  В  результате  получается,  что частные источники финансирования, как правило,  недоступны  малому  бизнесу.

Перспективным инвестором малого  предпринимательства  должно  стать  крупное производство — промышленные гиганты.

Однако разработаны некоторые,  на  мой  взгляд,  довольно  эффективные

модели по привлечению капитала в малое и среднее предпринимательство.  К  их числу следует отнести реструктуризацию банковской системы с  целью  создания специализированных кредитных организаций  для  работы  с  субъектами  малого бизнеса;

 - создание гарантийных механизмов  кредитно-инвестиционной  поддержки малых предприятий; 

- использование  различных  форм  финансирования  лизинга; создание  системы  специальных  банков   —   местных,   муниципальных,   при деятельном   участии   государства;

- распространение   системы   договорных отношений — франчайзинг;

- участие малых предприятий в поставке продукции  для государственных нужд.

Все эти идеи уже сейчас успешно  используются  в  рыночных  отношениях.

Они доказали свою эффективность на практике, которая выражается  в  заметном позитивном развитии малого бизнеса после кризиса в августе 1998 года.

 

 

3.Необходимость государственной поддержки малого предпринимательства.

 

Малое предпринимательство  как структурный и функциональный элемент национальной экономики  обладает определенными стратегическими  преимуществами, которые необходимо реализовать в среднесрочной  перспективе для разрешения социально-экономических  проблем, обеспечения внутренней устойчивости и саморазвития этого сектора:

1) социально-политическим  потенциалом, определяемым возросшей  значимостью малого предпринимательства  в процессе социальной реструктуризации  общества и формирования «среднего  класса», его активной ролью  в смягчении ситуации на рынке  труда, предупреждении тенденций  поляризации общества, проявлении  деловых и профессиональных способностей  человека и реализации его  гражданских прав, росте реальных  доходов самодеятельного населения;

2) адаптационным  потенциалом, характеризуемым высокой  степенью приспособляемости субъектов  малого предпринимательства к  жестким и часто меняющимся  условиям внешней среды, способностью  быстро перестраиваться исходя  из запросов конкретных групп  потребителей, быстро осваивать  новые рыночные ниши, создавать  конкурентоспособные производства  при относительно низких капитальных  и текущих затратах;

3) потенциалом  регионального развития, определяемым  вкладом малого предпринимательства  в реструктуризацию региональной  экономики и выравнивание уровней  экономического развития регионов, обеспечение роста доходов занятого  населения соответствующих территорий  и налоговых поступлений в  бюджеты всех уровней при ориентации  деятельности хозяйствующих субъектов  на локальные рынки, особенно  в сфере производства потребительских  товаров и оказания услуг населению;

Информация о работе Малые предприятия в России