Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – малый бизнес зарубежных стран и Республики Беларусь.

Цель работы - изучить проблемы малого бизнеса, определить трудности его развития в Республике Беларусь; сравнить политику, проводимую государством в отношении малого бизнеса за рубежом и в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4

Глава1.Малый бизнес : сущность, понятие, его роль в экономике…………………………………………………………………..6

1.1. Понятие малого бизнеса………………………….....................6

1.2. Малый бизнес: черты, экономические преимущества и недостатки…………………………………………………………..9

Глава 2.Особенности малого бизнеса в зарубежных странах……….....12

2.1. Зарубежный опыт малого бизнеса в США…………………...12

2.2. Зарубежный опыт малого бизнеса в Великобритании………18

2.3. Зарубежный опыт малого бизнеса в Японии…………………21

Глава3.Становлени малого бизнеса и проблемы, связанные с

его развитием в Республике Беларусь……………………………………24

3.1. Динамика развития малого бизнеса в РБ……………………..24

3.2. Проблемы развития малого бизнеса в РБ…………………….27

Заключение………………………………………………………………..34

Список литературы……………………………………………………….36

Приложение………………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 250.71 Кб (Скачать файл)

Кроме того, собственники малых предприятий более склонны  к сбережениям и инвестированию, у них всегда высокий уровень  личной мотивации в достижении успеха, что положительно сказывается в  целом на деятельности предприятия.

Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи  и определенные недостатки, среди  которых можно выделить самые  существенные:

  • более высок уровень риска, поэтому высокая степень неустойчивости положения на рынке;
  • зависимость от крупных компаний;
  • недостатки в управлении собственным делом;
  • слабая компетентность руководителей;
  • повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования;
  • трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов и др.

Хотелось бы отметить, что в этом пункте курсовой работы  перечислены лишь некоторые черты, характерные для малого предпринимательства в целом. [4]

 

Глава2. Особенности малого бизнеса в зарубежных странах

Малый бизнес является основой экономики для многих развитых стран. Отечественные аналитики  активно занимаются изучением зарубежного  опыта малого бизнеса для реализации программ помощи частным бизнесменам  в нашей стране.

2.1 Зарубежный опыт малого бизнеса в США

США развитие программ помощи малому бизнесу началось во времена великой депрессии, когда  многие люди лишились работы. В 1953 году правительством США было создано  специализированное агентство - Администрация малого бизнеса США, которое осуществляет техническую и финансовую поддержку начинающим бизнесменам. В небольших городах США организованы попечительские советы, куда входят состоявшиеся предприниматели.

   В США  на малый бизнес приходится 99,7% всех предприятий и половина  рабочей силы частного сектора  американской экономики. На малых  предприятиях ежегодно появляется  от 60 до 80% новых рабочих мест; они  производят более 50% ВВП и 40% ВНП. На малых предприятиях  работают 39% высококвалифицированных  специалистов. Также на малый  бизнес приходится 29% общего объёма  американского экспорта. [7,с. 59]

При отнесении  предприятий к разряду малых  в США существуют различные критерии: отраслевая принадлежность, среднегодовой  доход за определенное время (в зависимости  от отрасли – за последние 12 календарных  месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в  отдельных отраслях – средняя  занятость, среднее число клиентов и некоторые другие. Кроме того, бывают исключения. Например, предприятие является малым в розничной торговле, если среднегодовой доход фирмы за последние три финансовых года не превышал $5 млн., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила; в сельском хозяйстве среднегодовой доход малого предприятия за последние 3 финансовых года не должен превышать $500 тыс., за исключением производства крупного рогатого скота (не более $1,5 млн. и производства куриных яиц - $9 млн.).

   Также  к категории малого бизнеса  американцы относят хозяйственные  субъекты, которых работает менее  500 человек. При этом все малые  предприятия подразделяются на  фирмы с количеством работников  до 20 человек, от 20 до 100 и от 100 до 499 человек. Кроме того, в массиве  малых предприятий выделяют те, на которых используется труд  наемных работников, и те, где  владелец фирмы обходится без  привлечения наемного персонала.

   Сегодня  в США насчитывается около  7 млн. предприятий с численностью  наемных работников менее 500 человек,  из них на 6 млн. предприятий  занято менее 20 человек. Кроме  того, действует 18,3 млн. индивидуальных  несельскохозяйственных предприятий.  Примерно одна из каждых трех  американских семей вовлечена  в МБ. То есть малый бизнес  в США - не просто один из  видов предпринимательства, а,  в сущности, образ жизни. [8, с. 34]

  Отличительной  чертой малого бизнеса является  его быстрое обновление: в США  ежегодно возникает и ликвидируется  множество малых компаний. В стране  ежегодно регистрируется около  600 тыс. МП и ликвидируется около  500 тыс. Однако никого это не  ужасает. Дело в том, что  владельцы МП очень чутко и  гибко реагируют на динамику  спроса. Поняв, что в другой  сфере или на другом месте  их дела пойдут лучше, они  сворачивают свой старый бизнес  и открывают новый. Американцы  в этом смысле очень адаптивны  и умеют быстро перестраиваться.  Даже если их бизнес попросту  прогорел, они не теряют энтузиазма  и считают конец старого бизнеса  началом нового. Думается, что в  этом психологическом феномене  коренятся истоки живучести всего  американского бизнеса. [7, с. 59] 

По результатам  опросов, от 80% до 90% жителей США позитивно  оценивают роль МБ. И это неудивительно: ежегодно в сфере малого предпринимательства создается три из каждых четырех новых рабочих мест. Кроме того, малые предприятия помогают насытить и разнообразить потребительский рынок страны - на оплату товаров и услуг американцы ежегодно тратят около 8 трлн. Долларов. [7, с. 35]

 

Малый бизнес рассматривается  в американском обществе как решающий фактор динамики экономического развития.  Именно благодаря ему происходит постоянная смена участников рынка: возникают новые компании, виды бизнеса, происходит замещение фирм, завершивших  цикл своего развития. Считается, что  в экономике должна существовать динамическая стабильность, при которой  осуществляется постоянное выбытие  неэффективных, не отвечающих существующим потребностям рынка и появление  более новых, более новых, более  активных и динамичных фирм. [8, с.  36]

  

Сегодня малый  бизнес активные позиции в сферах, которые ранее были уделом главным  образом крупных фирм. В конце XX века сильно выросла активность малого бизнеса в мировой торговле и  международных экономических отношениях.

   Американское  малое предпринимательство охватывает  многие сферы экономической деятельности: МП действуют и в торговле, и в производственной сфере,  и в финансовом секторе, и  в консалтинге, и в сфере  инноваций, и в области социальных  услуг. В штате Коннектикут,  к примеру, 17% предприятий МБ заняты  предоставлением профессиональных, научных и технических услуг;  около 13% - в строительстве, 12% - в  розничной торговле; 9% - в области  здравоохранения и социальных  услуг, остальные - в сфере недвижимости, финансов, транспорта, оптовой торговли, образования и др. Значителен вклад малого предпринимательства в развитие НИОКР и освоение новой продукции: основная масса открытий и изобретений в США приходится на долю мелких и средних специализированных фирм. Освоение производства самолетов, вертолетов, кондиционеров, персональных компьютеров и многих других видов продукции начиналось именно на МП. [7, с. 62]

   Важный фактор создания благоприятного делового климата - разумная налоговая политика. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию МБ, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.

   Американское  правительство принимает ряд  мер для поддержки малого бизнеса.  Важнейшей задачей федерального  правительства является сохранение  и развитие конкурентной среды,  которая через механизм снижения  издержек производства побуждает  производителей переходить на  использование более эффективных  технологий. Проект федерального  бюджета на 2006 финансовый год  предусматривает выделение 22 млрд. долларов на кредитные программы  МБ. [7, с. 39]

Немного подробней  хотелось бы рассмотреть систему  органов государственной поддержки  малого предпринимательства в США. Во-первых, она многоступенчатая и  основана на принципах разделения власти. В законодательном органе — конгрессе  США — два комитета занимаются вопросами малого бизнеса. Их задача — выработка стратегических направлений  антимонопольной политики и, при необходимости, их корректировка. Исполнительная власть — президент и федеральные ведомства решают следующие вопросы: президенту принадлежит право окончательного решения о принятии законов и проведении регулярных отчетов на общенациональных конференциях по проблемам малого предпринимательства. В состав федеральных ведомств входят специальные подразделения, занимающиеся всеми видами бизнеса (они ведут учет и отслеживание деятельности малых предприятий).

Стимулирует же и координирует общенациональную стратегию развития малого бизнеса Администрация по делам малого бизнеса, также являющаяся одним из органов исполнительной власти. АМБ имеет региональные отделения во всех штатах, а также в 90 крупных городах США. Все отделения связаны между собой единой автоматизированной сетью.

Юридическая власть — суды — контролируют соблюдение законодательства, решают спорные хозяйственные  вопросы.

Третий блок системы государственной поддержки  малого предпринимательства охватывает регулирование факторов внешней среды, прямую государственную поддержку малых предприятий и совершенствование самой системы поддержки.

Следует отметить, что государственная поддержка  малого предпринимательства в странах  с развитой рыночной экономикой носит  селективный характер. Так, особое внимание уделяется поддержке инновационного малого бизнеса. Инновационные малые предприятия США и Западной Европы, потребляя 2—3% общих инвестиций на НИОКР, осуществили почти половину крупнейших нововведений на мировом рынке. Среди них: инсулин, антибиотики, вертолеты, кислородные конверторы, кондиционеры, крекинг нефти, кинескопы, шариковые ручки, целлофан, ксерография, электронные лампы, микрокомпьютеры, фотокамера «Полароид» и др. У малых фирм значительно короче период внедрения изобретений, они получают больше патентов на единицу затрат и т. п. [13, стр.80-81]

Так же администрация по делам малого бизнеса наделена полномочиями предоставлять займы малому бизнесу, выступать в качестве генерального подрядчика по федеральным контрактам на поставку товаров и услуг с тем, чтобы передавать эти контракты малым предпринимателям, оказывать им техническое и управленческое содействие. Реализация положений, содержащихся в законе, обеспечивается посредством ряда специальных программ.

   Таким  образом, сегодня именно благодаря  малому бизнесу экономика США  имеет возможность стабильно  развиваться на протяжении десятилетий  без существенных спадов. Сочетание  крупного и малого бизнеса  составляет механизм воспроизведения  структуры бизнеса, и одновременно  придаёт этой структуре динамическую  устойчивость и способность развиваться.

Знакомство с  зарубежным опытом, позволяет нам  сравнить роль малого бизнеса в данных странах с отечественным опытом и понять, почему мы пока не можем  приблизиться по экономическим показателям  к развитой экономике.

 

2.2 Зарубежный опыт  малого бизнеса  в  Великобритании 

 Далее, я хотела бы рассмотреть и проанализировать роль и динамику малого бизнеса в  Великобритании, поскольку эта страна является одной из наиболее экономически развитых и имеющая богатый опыт в рыночной экономике, двигателем которой  является малое предпринимательство.

  К числу  малых и средних предприятий  в Великобритании, как и во  всём Евросоюзе, принято относить  компании с численностью персонала  до 250 человек, однако в национальной  статистике Великобритании не  принято выделять микрофирмы (с  численностью до 10 человек). Кроме  того, в Великобритании применяются  свои критерии для отнесения  предприятий к малым и средним.  В данную классификацию не  попадают предприятия, являвшиеся  членами крупных групп (дочерние  и материнские компании) (см. таблицу 1, приложение 1).              

   Для Британской  банковской ассоциации по программам  кредитования малого бизнеса,  малые предприятия - те, годовой  оборот которых, по данным бухгалтерского  учёта, не превышает 1 млн. фунтов  стерлингов (ф. ст.).

   В начале 2003 г. в Великобритании насчитывалось 4 млн. фирм, что на 200 тыс. больше, чем в 2002 г. Указанная цифра охватывает только коммерческий сектор, т.е. без учёта государственных и некоммерческих предприятий.

   Почти  все фирмы (99,2%) относятся к  категории малых, 0,6%- к категории  средних и только 0,2- к категории  крупных. В 2003 г. на данных предприятиях, которые давали годовой оборот в 2200 млрд. ф. ст., трудились 21,7 млн. человек. Малые и средние предприятия обеспечивали 58,2% занятости и 52,3% национального оборота, непосредственно малые предприятия – 46,2% занятости и 38,3% национального оборота.                      

  Для малых  предприятий Великобритании наиболее  предпочтительными видами деятельности  оказались сделки с недвижимостью  (22%) и НИОКР (19%), а затем уже следую популярные в Беларуси торговля и бытовые услуги.

   Доля национального оборота, приходящаяся на малый бизнес, также варьируется по отраслям. Если 38,3% национального оборота приходится на малый бизнес, то в производстве эта доля составляет 18,2%, а в сельском хозяйстве – 90,8%. “Возраст малого бизнеса”: большинство – 51% (1,9 млн.) существуют более 15 лет. Около 7% (250 тыс.) – начинающие фирмы, которые существуют не более 2 лет.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь