Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:01, курсовая работа
Предмет исследования – малый бизнес зарубежных стран и Республики Беларусь.
Цель работы - изучить проблемы малого бизнеса, определить трудности его развития в Республике Беларусь; сравнить политику, проводимую государством в отношении малого бизнеса за рубежом и в Республике Беларусь.
Введение……………………………………………………………………4
Глава1.Малый бизнес : сущность, понятие, его роль в экономике…………………………………………………………………..6
1.1. Понятие малого бизнеса………………………….....................6
1.2. Малый бизнес: черты, экономические преимущества и недостатки…………………………………………………………..9
Глава 2.Особенности малого бизнеса в зарубежных странах……….....12
2.1. Зарубежный опыт малого бизнеса в США…………………...12
2.2. Зарубежный опыт малого бизнеса в Великобритании………18
2.3. Зарубежный опыт малого бизнеса в Японии…………………21
Глава3.Становлени малого бизнеса и проблемы, связанные с
его развитием в Республике Беларусь……………………………………24
3.1. Динамика развития малого бизнеса в РБ……………………..24
3.2. Проблемы развития малого бизнеса в РБ…………………….27
Заключение………………………………………………………………..34
Список литературы……………………………………………………….36
Приложение………………………………………………………………38
Кроме того, собственники
малых предприятий более
Однако, как показывает практика деятельности малых предприятий, малому предпринимательству присущи и определенные недостатки, среди которых можно выделить самые существенные:
Хотелось бы отметить, что в этом пункте курсовой работы перечислены лишь некоторые черты, характерные для малого предпринимательства в целом. [4]
Малый бизнес является основой экономики для многих развитых стран. Отечественные аналитики активно занимаются изучением зарубежного опыта малого бизнеса для реализации программ помощи частным бизнесменам в нашей стране.
США развитие программ помощи малому бизнесу началось во времена великой депрессии, когда многие люди лишились работы. В 1953 году правительством США было создано специализированное агентство - Администрация малого бизнеса США, которое осуществляет техническую и финансовую поддержку начинающим бизнесменам. В небольших городах США организованы попечительские советы, куда входят состоявшиеся предприниматели.
В США
на малый бизнес приходится 99,7%
всех предприятий и половина
рабочей силы частного сектора
американской экономики. На
При отнесении предприятий к разряду малых в США существуют различные критерии: отраслевая принадлежность, среднегодовой доход за определенное время (в зависимости от отрасли – за последние 12 календарных месяцев, 3 финансовых года и т.д.), в отдельных отраслях – средняя занятость, среднее число клиентов и некоторые другие. Кроме того, бывают исключения. Например, предприятие является малым в розничной торговле, если среднегодовой доход фирмы за последние три финансовых года не превышал $5 млн., при этом около 11 видов деятельности являются исключениями из правила; в сельском хозяйстве среднегодовой доход малого предприятия за последние 3 финансовых года не должен превышать $500 тыс., за исключением производства крупного рогатого скота (не более $1,5 млн. и производства куриных яиц - $9 млн.).
Также
к категории малого бизнеса
американцы относят
Сегодня
в США насчитывается около
7 млн. предприятий с
Отличительной
чертой малого бизнеса
По результатам опросов, от 80% до 90% жителей США позитивно оценивают роль МБ. И это неудивительно: ежегодно в сфере малого предпринимательства создается три из каждых четырех новых рабочих мест. Кроме того, малые предприятия помогают насытить и разнообразить потребительский рынок страны - на оплату товаров и услуг американцы ежегодно тратят около 8 трлн. Долларов. [7, с. 35]
Малый бизнес рассматривается в американском обществе как решающий фактор динамики экономического развития. Именно благодаря ему происходит постоянная смена участников рынка: возникают новые компании, виды бизнеса, происходит замещение фирм, завершивших цикл своего развития. Считается, что в экономике должна существовать динамическая стабильность, при которой осуществляется постоянное выбытие неэффективных, не отвечающих существующим потребностям рынка и появление более новых, более новых, более активных и динамичных фирм. [8, с. 36]
Сегодня малый
бизнес активные позиции в сферах,
которые ранее были уделом главным
образом крупных фирм. В конце
XX века сильно выросла активность малого
бизнеса в мировой торговле и
международных экономических
Американское
малое предпринимательство
Важный фактор создания благоприятного делового климата - разумная налоговая политика. Снижение абсолютных и относительных размеров федеральных налогов способствует развитию МБ, стимулируя создание небольших предприятий, усиливая их позиции в американской экономике, а значит, увеличивая количество новых рабочих мест.
Американское
правительство принимает ряд
мер для поддержки малого
Немного подробней
хотелось бы рассмотреть систему
органов государственной
Стимулирует же и координирует общенациональную стратегию развития малого бизнеса Администрация по делам малого бизнеса, также являющаяся одним из органов исполнительной власти. АМБ имеет региональные отделения во всех штатах, а также в 90 крупных городах США. Все отделения связаны между собой единой автоматизированной сетью.
Юридическая власть — суды — контролируют соблюдение законодательства, решают спорные хозяйственные вопросы.
Третий блок
системы государственной
Следует отметить, что государственная поддержка малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой носит селективный характер. Так, особое внимание уделяется поддержке инновационного малого бизнеса. Инновационные малые предприятия США и Западной Европы, потребляя 2—3% общих инвестиций на НИОКР, осуществили почти половину крупнейших нововведений на мировом рынке. Среди них: инсулин, антибиотики, вертолеты, кислородные конверторы, кондиционеры, крекинг нефти, кинескопы, шариковые ручки, целлофан, ксерография, электронные лампы, микрокомпьютеры, фотокамера «Полароид» и др. У малых фирм значительно короче период внедрения изобретений, они получают больше патентов на единицу затрат и т. п. [13, стр.80-81]
Так же администрация по делам малого бизнеса наделена полномочиями предоставлять займы малому бизнесу, выступать в качестве генерального подрядчика по федеральным контрактам на поставку товаров и услуг с тем, чтобы передавать эти контракты малым предпринимателям, оказывать им техническое и управленческое содействие. Реализация положений, содержащихся в законе, обеспечивается посредством ряда специальных программ.
Таким
образом, сегодня именно
Знакомство с зарубежным опытом, позволяет нам сравнить роль малого бизнеса в данных странах с отечественным опытом и понять, почему мы пока не можем приблизиться по экономическим показателям к развитой экономике.
Далее, я хотела бы рассмотреть и проанализировать роль и динамику малого бизнеса в Великобритании, поскольку эта страна является одной из наиболее экономически развитых и имеющая богатый опыт в рыночной экономике, двигателем которой является малое предпринимательство.
К числу
малых и средних предприятий
в Великобритании, как и во
всём Евросоюзе, принято
Для Британской
банковской ассоциации по
В начале 2003 г. в Великобритании насчитывалось 4 млн. фирм, что на 200 тыс. больше, чем в 2002 г. Указанная цифра охватывает только коммерческий сектор, т.е. без учёта государственных и некоммерческих предприятий.
Почти все фирмы (99,2%) относятся к категории малых, 0,6%- к категории средних и только 0,2- к категории крупных. В 2003 г. на данных предприятиях, которые давали годовой оборот в 2200 млрд. ф. ст., трудились 21,7 млн. человек. Малые и средние предприятия обеспечивали 58,2% занятости и 52,3% национального оборота, непосредственно малые предприятия – 46,2% занятости и 38,3% национального оборота.
Для малых
предприятий Великобритании
Доля национального оборота, приходящаяся на малый бизнес, также варьируется по отраслям. Если 38,3% национального оборота приходится на малый бизнес, то в производстве эта доля составляет 18,2%, а в сельском хозяйстве – 90,8%. “Возраст малого бизнеса”: большинство – 51% (1,9 млн.) существуют более 15 лет. Около 7% (250 тыс.) – начинающие фирмы, которые существуют не более 2 лет.
Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь