Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:01, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – малый бизнес зарубежных стран и Республики Беларусь.

Цель работы - изучить проблемы малого бизнеса, определить трудности его развития в Республике Беларусь; сравнить политику, проводимую государством в отношении малого бизнеса за рубежом и в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………4

Глава1.Малый бизнес : сущность, понятие, его роль в экономике…………………………………………………………………..6

1.1. Понятие малого бизнеса………………………….....................6

1.2. Малый бизнес: черты, экономические преимущества и недостатки…………………………………………………………..9

Глава 2.Особенности малого бизнеса в зарубежных странах……….....12

2.1. Зарубежный опыт малого бизнеса в США…………………...12

2.2. Зарубежный опыт малого бизнеса в Великобритании………18

2.3. Зарубежный опыт малого бизнеса в Японии…………………21

Глава3.Становлени малого бизнеса и проблемы, связанные с

его развитием в Республике Беларусь……………………………………24

3.1. Динамика развития малого бизнеса в РБ……………………..24

3.2. Проблемы развития малого бизнеса в РБ…………………….27

Заключение………………………………………………………………..34

Список литературы……………………………………………………….36

Приложение………………………………………………………………38

Вложенные файлы: 1 файл

План.docx

— 250.71 Кб (Скачать файл)

3.2Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его активизации

Несмотря на большое значение малого бизнеса  для экономики, его становление и развитие сопряжено с определенными трудностями и недостатками. Главная проблема в малом бизнесе — это нехватка первоначального капитала и трудности с его привлечением со стороны в процессе деятельности. Значительная часть малых фирм должна ориентироваться в основном на свои собственные средства. Недостаток капитала порождает в свою очередь ряд функциональных недостатков, к которым можно отнести трудности с привлечением квалифицированной рабочей силы, неквалифицированный менеджмент, приобретение устаревшего оборудования, неудобное месторасположение фирмы и т.д. К недостаткам малого бизнеса также относятся:

— большая физическая и умственная интенсивность, которую требует предпринимательская деятельность, особенно на ее начальном этапе;

— длинный рабочий день и большая ответственность, поэтому предпринимателю уже с первых шагов необходимо настраиваться на долгие часы тяжелой работы и редкие часы отдыха. Владелец малого бизнеса вынужден справляться со всеми неблагоприятными условиями, полагаясь только на себя. Это требует наличия у него сильного характера и уверенности в своих силах и возможностях;

— значительная зависимость от других лиц, фирм и  государства. Малые предприятия вынуждены подчиняться не только законам, но и партнерам:, которые диктуют график работы фирмы, условия контрактов, уровень цен и др.[5, стр.12]

И несмотря на определенные успехи и положительную динамику, общий уровень развития малого бизнеса в Беларуси по сравнению с другими странами, вставшими на путь рыночных реформ, остается одним из самых низких. По мнению аналитиков, причины этого можно разделить на две группы.

Первая  группа касается сферы взаимоотношений предпринимателей с государством. Здесь усиление государственного регулирования экономических процессов привело к усложнению и удорожанию процедур создания бизнеса, возвело множество административно-бюрократических барьеров в его функционировании и развитии.

Основными административными барьерами на пути развития малого предпринимательства являются:

1) сложность и высокая стоимость процедуры регистрации (ликвидации) субъектов предпринимательства.

Отсутствие единого  порядка государственной регистрации  субъектов предпринимательства привело к созданию обширной базы нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в данной области. Сохранение разрешительного принципа регистрации, возлагающего ответственность за создаваемое предприятие на регистрирующий орган, дает ему право требовать от заявителя предоставления документов сверх перечня, установленного законодательством. Это, естественно, влечет за собой дополнительные затраты как времени, так и средств.

Кроме того, в  понятие регистрации включается не только факт получения свидетельства. В результате, как свидетельствуют  результаты исследований экспертов МВФ, в Беларуси процесс регистрации компании занимает в среднем 59 дней (в Украине — 26 дней), а сумма различных регистрационных платежей составляет в среднем 455 дол. США (в Украине — 66 дол. США). Чрезмерно бюрократизированной является и процедура закрытия бизнеса. Так, порядок ликвидации юридических лиц и прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей регулируется 13 нормативно-правовыми актами. В результате процесс ликвидации субъекта предпринимательства занимает от 6 месяцев до 1 года, а в ряде случаев является практически невозможным;

2) несовершенство  системы лицензирования предпринимательской деятельности;

3) сложность  и высокая стоимость процедуры  сертификации и стандартизации  продукции, товаров и услуг.

К основным недостаткам  действующей системы сертификации и стандартизации можно отнести: неудовлетворительное состояние базовых нормативных документов (многие стандарты устарели, а на некоторые товары стандарты вообще не разработаны); недостаточное информационное обеспечение предпринимателей в области требований стандартов, порядка и процедур сертификации; необоснованность требований со стороны соответствующих органов ежегодно сертифицировать одну и ту же продукцию. Высокие тарифы на проведение сертификации также требуют постоянных и значительных расходов;

4) жесткий контроль  и надзор за текущей предпринимательской деятельностью.

Расширение сферы  государственного регулирования экономических процессов повлекло за собой расширение контрольных функций за исполнением устанавливаемых требований, а следовательно, рост количества и полномочий контролирующих органов. В результате предпринимательская деятельность является объектом контроля около 20 государственных контролирующих органов;

5) усложненный  доступ к получению государственных заказов.

Действующий порядок  конкурсного распределения государственных  заказов не предусматривает механизм для проведения специализированных открытых торгов среди субъектов малого предпринимательства, вводит ограничения (требования, являющиеся труднопреодолимыми для них), связанные с участием в торгах.

Вторая  группа причин, сдерживающих развитие частного бизнеса в нашей стране, касается экономических условий функционирования его субъектов:

1) проблемы приобретения  помещений и имущества в собственность.

Снижение темпов приватизационных процессов привело  к сокращению возможностей ресурсного обеспечения малого бизнеса, особенно производственного, нуждающегося, как правило, в значительных площадях. Кроме того, применяемый порядок определения стоимости приватизируемых объектов, основанный на затратных оценках, приводит к ее необоснованному завышению;

2) высокая стоимость  аренды имущества, находящегося  в республиканской и коммунальной  собственности.

Существующий  порядок аренды имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, не предоставляет равных условий малым предприятиям и крупному бизнесу. Большинству малых предприятий не по силам арендовать помещения из-за отсутствия долгосрочных стабильных условий аренды и стремления арендодателей перенести на арендаторов всю тяжесть расходов по содержанию имущества. Кроме того, нередко договоры аренды предусматривают для органов исполнительной власти регионов и местных органов власти возможность одностороннего изменения ряда существующих условий договора (прежде всего размера арендной платы);

3) действующая  система налогообложения субъектов хозяйствования.

Налоговая система  Республики Беларусь характеризуется:

  • большим количеством видов налогов, сборов и платежей;
  • превалированием в доходах бюджета доли косвенного, по сравнению с прямым, налогообложения;
  • высоким уровнем налоговой нагрузки на экономику (% к ВВП) — уровень централизации финансовых ресурсов составил по итогам 2004 г. 46 %;
  • неравномерностью налоговой нагрузки, наличием множества отраслевых и индивидуальных льгот, что нарушает условия конкуренции и искажает рыночные механизмы формирования эффективных производств и видов деятельности.

В этих условиях имеет место вымывание оборотных  средств субъектов, снижение их конкурентоспособности  и инвестиционных возможностей, что особенно опасно для начинающего бизнеса;

4) недостаток  собственных средств, необходимых  для начала предпринимательской деятельности, а также затрудненный доступ к кредитным ресурсам. [12, стр. 74- 79]

Так же следует  отметить, что в целом  статистическая информация по развитию  предпринимательства  в стране отсутствует — не разработана  соответствующая методологическая база в рамках Министерства статистики и анализа РБ, как следствие  — не собирается необходимая  информация и отсутствуют научно-практические исследования,  как по развитию предпринимательства, так и по оценке эффективности системы стимулирования его развития. В связи с этим существует реальная необходимость включения соответствующей тематики в программу научных исследований, финансируемых государственного бюджета, и поэтапного расширения информационной базы путем сбора и публикации данных о четвертом факторе производства — предпринимательской способности. [14, стр. 64]

Отдельной проблемой  является определение предпринимательского потенциала и степени его задействования. Исследований по этой теме не ведется, поэтому на данном этапе, когда  однозначно не определен понятийный аппарат  и осуществляет постановка проблемы, произвести расчеты по количественной оценке предпринимательского потенциала не представляется возможным. [14, стр.64]

Важная роль малых предприятий в экономике- это создание новых рабочих мест. Рассмотрим динамику изменения количества работников малых предприятий (см. рис. 5, приложение 7).                                                      

   Численность работников на малых предприятиях в 2006 году составила 478988 человек, что на 22808 человек или 5% больше, чем в 2005 году.

 Всего в  сфере малого бизнеса (с учетом  индивидуальных предпринимателей) по итогам 2006 года занято 670,8 тыс.  человек, что составляет 15,4% от занятых в экономике.

Подведем итоги  анализа состояния малого бизнеса  в Республике Беларусь.

Развитие малого бизнеса затруднено высокими налогами, штрафами и бюрократией. Для эффективного развития страны малый бизнес необходим, поэтому для улучшения делового климата в РБ правительству следует  либерализировать экономику, снижая налоговое бремя и штрафные санкции, налагаемые на малые предприятия.

Возможно, имело  бы смысле введение штрафных санкций, не привязанных к БВ, а зависящих от заработной платы должностного лица, совершившего правонарушение. В этом случае появится большая мотивация работать без нарушений.

Значительно улучшило бы положение малого бизнеса доступность  кредитных средств (на 2008 год РБ занимает 109 место по легкости получения кредита). Доступность этих ресурсов позволило бы бизнесу развиваться быстрее и эффективнее.

Снижение налогов  по многим статьям является обязательной мерой. Сохранение налоговых ставок на прежнем уровне толкает малый  бизнес в область «теневой» экономики. Как известно, уменьшение количества налогов (а, значит, повышение легкости подсчета) не всегда ведет к снижению налоговых поступлений. В случае с РБ, мне кажется, эта мера наоборот обеспечит приток в казну за счет выхода многих организаций из «тени». 
 

.

 

Заключение

В заключение мне  бы хотелось подвести итоги исследования малого бизнеса  и его роли в  рыночной экономике. Как показывают исследования, малый бизнес (и бизнес в целом) положительно влияет на благосостояние нации, является источником поступлений  средств в бюджет страны и производителем значительной доли ВВП.

В работе использовалось много источников по данной теме. Авторы многих из них расходятся в некоторых  вопросах, касающихся малого бизнеса. Например, некоторые исследователи  полагают, что роль малых предприятий  более значительна в экономике  исследуемой стран, некоторые считают, что менее. Но все однозначно сходятся во мнении, что малый бизнес является необходимым компонентом в развитии рыночной экономики, или даже её ”двигателем”

Анализ состояния  малого бизнеса в РБ показал, что  эта часть экономики страны развита  достаточно слабо. Для улучшения  состояния малого бизнеса в Республике Беларусь необходимо либерализовать экономику, сделать условия ведения бизнеса более приемлемыми.  

В данной работе был рассмотрен зарубежный и отечественный  опыт малого бизнеса. Зарубежный опыт был приведён для того, чтобы сравнить роль малого бизнеса в различных  рыночных экономиках и убедиться  в том, что малые предприятия  в рассматриваемых развитых странах  определяют высокие достижения экономических  показателей. В то время как в  РБ показатели работы малых предприятий  значительно ниже. Однако, в ходе работы я сделала вывод, что малый бизнес в РБ развивается не так бурно и показывает не такие хорошие показатели как, например, в Великобритании, потому что политика государства в РБ пока не направлена на либерализацию экономики, облегчение ведения бизнеса и улучшение делового климата.

Однако, несмотря на все неблагоприятные условия, малый бизнес на территории нашей  страны развивается, хотя и не столь  бурно, как хотелось бы. Как показали данные министерства статистики РБ, вклад  малого предпринимательства в ВВП  с каждым годом растет, что показывает движение этого сектора экономики  вперед.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что малый бизнес в  Беларуси все же существует и если будут все же созданы благоприятные  условия, то вперед пойдет не только этот сектор, но и вся экономика в  целом.

 

Список  литературы

1. www.bizsmall.ru

2. ru.wikipedia.org/wiki/

3. www.vdcr.ru/content/view/1795/180/#addcomments

4. www.bestreferat.ru/referat-category-2-1.html

5.Как начинают  бизнес: Учеб. пособие. – Мн.: БГЭУ, 2001. – 111с.

6. www.kreditbusiness.ru/foreignbusiness/487-zarubezhnyjj-opyt-malogo-biznesa.html

7.Финансирование  малых компаний в США/ Трошанов С.Е.// США. Канада. Экономика-политика-культура.- 2005,  №9,  с59-67.

Информация о работе Малый бизнес: зарубежный опыт и проблемы развития в Республике Беларусь