Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа
Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.
Введение 3
1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
2 Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации 14
3 Государственное регулирование малого бизнеса в России 21
Заключение 33
Литература
В США малыми считаются предприятия, управляемые независимыми собственниками и не занимающие доминирующего положения на товарных рынках[10, с.16-17].
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г. Последние изменения были приняты 14 июня 1995 года.
Развитие малого предпринимательства играет большую роль в экономике государства:
- обеспечивает необходимую
- способность быстро заполнять
хозяйственные ниши, образующиеся
в потребительской сфере, а
также сравнительно быстро
- развитие конкурентной среды;
- создание дополнительных
- создание среды и духа
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.
С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью следующих показателей, как доля:
- валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;
- национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;
- мелких предприятий в общем количестве промышленных предприятий;
- трудоспособность населения, занятого в мелком бизнесе;
- малого бизнеса в экспорте продукции;
- налогов, поступающих от малого бизнеса в их общей величине;
- основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;
- отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом в их общем объеме.
С увеличением этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса.
Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса он проявляется:
- в снижении уровня безработицы;
- в более полном удовлетворении потребностей граждан в продукции и услугах;
- в улучшение качества обслуживания;
- в более высокой удовлетворенности людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;
- в формировании среднего класса в обществе как основы для развития экономики и повышения жизненного уровня граждан;
- в формировании многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;
- в снижении забастовок и социальной напряженности в обществе[8, с. 56].
Социальная значимость малого бизнеса имеет и другие различные оттенки. Так, он способствует развитию позитивных процессов в экономике (а известно, политику и экономику трудно отличить друг от друга), демократизации общества, увеличению политического веса на международной арене, что в свою очередь приносит государству не только политические, но и экономические дивиденды.
Обобщая все вышесказанное,
хотелось бы обратить внимание на то, что
мелкое предпринимательство
Развитие специализации и кооперации вовлекает мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.
Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.
Массовый выпуск промышленных
изделий длительного
Деятельность малых предприятий в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.
В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий[12,с . 32].
2 Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации
Конец ХХ века для России ознаменовался вступлением на путь демократических реформ. При этом важнейшим направлением реформирования экономики явился переход к рыночным отношениям.
Путь перехода от авторитарного к демократическому государству оказался нелегким. Не меньше трудности представлял процесс освоения рыночных институтов. Первые 10 лет преобразований не принесли ожидаемых экономических результатов, производство в стране сократилось вдвое, а отдельных отраслях, таких, как легкая промышленность, - 6-7 раз. Тяжело отразился на положение страны развал СССР, последствием которого стал разрыв хозяйственных связей. 10-летний опыт отечественных рыночных реформ, а также практика развитых стран свидетельствуют, что существенный рывок в экономике невозможен без развития малого бизнеса.
Предпринимательство в России зародилось еще в Киевской Руси в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринимателями можно считать торговцев и купцов. Наибольшее развитие предпринимательства относится к годам привлечения Петра I, когда по всей России создавались мануфактуры, бурно развивалась горная, оружейная, суконная, полотняная промышленность. Известнейшим представителем династии предпринимателей в промышленности в ту пору была семья Демидовых.
Дальнейшее развитие
предпринимательства
Началом возрождения малого предпринимательства в России следует считать 1987 г. С тех пор развитие малого предпринимательства шло неравномерно в различные периоды времени, что дало основание нашим ученым выделять отдельные этапы его развития.
Первый этап, характеризующийся стремительным ростом малых предприятий, начался с известных постановлений об индивидуальной трудовой деятельности и развитии кооперативов в 1987 г. и продолжался до 1995 г. — последнего всплеска, роста малых предприятий. Этому способствовали многие причины. Приватизация проводилась сверху, происходило разгосударствление предприятий и потому малые предприятия пользовались большими льготами в том числе и из госбюджета. Тотальный дефицит конца 80-х гг. способствовал развитию малого бизнеса в производстве товаров широкого потребления, бытовых услуг и розничной торговле. 1992 г. характеризовался огромным ростом инфляции, ростом налогов, которые иной раз составляли 70—90% от доходов малых предприятий, резким сокращением доли малых предприятий и промышленности и ростом торговых предприятий, специализирующихся на дешевом импорте, главным образом из Китая и Турции.
Второй этап — с середины 90-х гг. по настоящее время — характеризуется не только замедлением роста малых предприятий, но и их количественным уменьшением. Это связано не только с исчерпанием возможностей получения сверхприбылей от торговли, посреднической деятельности и всякого рода спекуляций, но и с объективным процессом концентрации и централизации производства и капитала. Этому способствовали и субъективные причины — перерегистрация предприятий малого бизнеса согласно принятому в 1995 г. Гражданскому кодексу (оказалось, что почти треть зарегистрированных предприятий не приступала к хозяйственной деятельности), уменьшение количественных критериев («потолок» для промышленных предприятий снижен с 200 до 100 человек). Несмотря на это, увеличилось количество предприятий в строительстве (на 18%) и на транспорте (на 19%), возросла инвестиционная активность. Это позволяет уже сейчас говорить о начале становления нормальной рыночной среды[20, с. 78-80].
В начале 1990 года предприятия малого бизнеса образовались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности.
Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
Нередко местные власти
совместно с другими
В настоящее время
вопрос развития сети предприятий малого
бизнеса включен в качестве одного
из важнейших в программу
- выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
- выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
- создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
По состоянию на 1 января 2005 г. в России насчитывалось 979,3 тыс. предприятий малого бизнеса ( 2000 г.- 879,3; 2003 – 893,0; 2004 г.- 953,1) (см. Приложение А). В 2005 г. оборот малых предприятий составил 9633632.4 млн. руб. В этой сфере было занято 6596,8 тыс. человек[19, с. 347]
В настоящее время наибольшее число предприятий малого бизнеса в Российской Федерации занято в таких отраслях как обрабатывающее производство, строительство, торговля.
Таблица 1 – Число малых предприятий по видам экономической деятельности (на конец 2005 г.)
Тысяч |
В процентах к итогу | |
Всего |
979,3 |
100 |
Из них по видам экономической деятельности: - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - рыболовство, рыбоводство - добыча полезных ископаемых - обрабатывающие производства - производство и распределение электроэнергии, газа и воды - строительство - оптовая и розничная торговля;
ремонт автотранспортных - гостиницы и рестораны - транспорт и связь - финансовая деятельность - операции с недвижимым - образование - здравоохранение и - предоставление прочих |
26,8 2,2 3,6 120,0
2,9 109,3
448,8 19,9 44,3 12,5
151,9 2,7 10,5
23,6 |
2.7 0,2 0,4 12,3
0,3 11,2
45,8 2,0 4,5 1,3
15,5 0,3
1,1 2,4 |
Информация о работе Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы