Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:55, курсовая работа

Краткое описание

Экономика любой страны не может нормально развиваться без оптимально сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает мировая практика. Неотъемлемой частью рыночных отношений является малый бизнес. Переход к рыночным отношениям в России снял многие препятствия в развитии малого предпринимательства. В тоже время многие фирмы разорились из-за недостаточного финансирования или недоработок в системе налогообложения. В настоящее время существует острая необходимость в пересмотре реформ касающихся развития и поддержки малого сектора на уровне государства.

Содержание

Введение 3
1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике 5
2 Развитие малого предпринимательства в Российской Федерации 14
3 Государственное регулирование малого бизнеса в России 21
Заключение 33
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

КР Малый бизнес.doc

— 174.50 Кб (Скачать файл)

Источник: Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб./Росстат. – Р76 М., 2006. – с. 346

На примере этих же видов экономической деятельности можно рассмотреть численность работников, занятых в этих отраслях, и оборот малых предприятий.

 

Таблица 2 – Численность работавших и оборот малых предприятий по видам экономической деятельности (в 2005 г.)

 

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек

Средняя численность внешних совместителей, тыс. человек

Средняя численность

работавших по договорам гражданско-правового  характера, тыс. человек

Оборот малых предприятий,

млн. руб.

Всего

8045,2

630,4

258,1

9633632,4

Из них по видам экономической  деятельности:

- сельское хозяйство, охота и  лесное хозяйство

- рыболовство, рыбоводство

- добыча полезных ископаемых

- обрабатывающие производства

- производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

- строительство

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств,  мотоциклов, бытовых изделий и  предметов личного пользования

- гостиницы и рестораны

- транспорт и связь

- финансовая деятельность

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

- образование

- здравоохранение и предоставление  социальных услуг

- предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

 

 

 

305,8

24,5

45,5

 

1600,8

 

41,1

1410,8

 

 

 

 

2505,7

161,9

426.3

49,7

 

 

1150,5

8,9

 

 

90,6

 

 

221,5

 

 

 

9,4

1,4

2,6

 

89,3

 

2,6

78,4

 

 

 

 

209,5

8,2

38,7

9,8

 

 

144,7

3,1

 

 

17,6

 

 

15,1

 

 

 

7,2

1,2

2,0

 

45,8

 

2,4

68,7

 

 

 

 

32,6

4,4

11,6

2,1

 

 

52,4

2,5

 

 

6,1

 

 

18,6

 

 

 

68525,8

17468,7

33387,9

 

927863,1

 

22025,8

672108,1

 

 

 

 

6956858,8

45517,6

191556,2

-

 

 

624481,1

2989,8

 

 

18922,2

 

 

49311,2


Источник: Российский статистический ежегодник. 2006: Стат. сб./Росстат. – Р76 М., 2006. – с. 346

Опыт управления малым  бизнесом, накопленный в странах  Западной Европы, в национальном и  межгосударственном масштабах еще слабо используется в России. Между тем именно малое предпринимательство создает основу рыночной экономики. Еще в начале прошлого века высокие темпы экономического развития России были обусловлены земельной реформой, иностранными инвестициями, а главное, высокими деловыми способностями российских промышленников.

Необходимость предоставления возможностей для частной предпринимательской  инициативы в условиях крупного производства была осознана в Советском Союзе еще в конце 80-х годов. К сожалению, кооперативное движение без соответствующего правового поля и культуры индивидуального предпринимательства не дало ожидаемого эффекта.

В дальнейшем становление  малого предпринимательства проходило  в условиях отсутствия четкой позиции  законодательной и исполнительной власти в отношении этого важного  сектора экономики. Об этом свидетельствуют разрозненность федеральных и региональных законов по вопросам малого предпринимательства, частичное выполнение правительственных решений по поддержке малых предприятий. Только в начале 2000 г. была одобрена четвертая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2000 – 2001 гг. До сих пор в федеральном правительстве не восстановлено самостоятельное ведомство, отвечающее за развитие малого предпринимательства в стране. В определенной степени это стимулирует постоянный рост числа государственных и негосударственных организаций, стремящихся оказать поддержку малому бизнесу, несмотря на отсутствие у них необходимых финансовых ресурсов или неэффективное их использование.

Свою живучесть российские предприниматели доказали после финансового кризиса в августе 1998 г., поскольку лишь часть из них смогла переориентировать свою деятельность, снизить затраты, воспользоваться сокращением импорта и уменьшить свои личные потребности. Поэтому «оставшиеся на плаву» малые предприятия представляют собой достаточную базу для дальнейшего ускоренного развития малого предпринимательства в России. Однако реальность, интенсивность этого процесса в значительной степени зависят от эффективного использования зарубежного опыта организации малого бизнеса как на региональном и федеральном уровнях, так и на уровне малых предприятий[13, с. 3-7].

В Западной Европе малый  бизнес занимает важное место в экономике  и обеспечивает социальное спокойствие, предоставляя людям возможность самостоятельно решать проблемы материального обеспечения, самоутверждаться и эффективно использовать свою собственность. Такой подход особенно важен для России, поскольку значительная часть ее населения инертна, так как привыкла работать по найму в стабильных условиях на больших государственных предприятиях. Зато другая, меньшая, часть активно адаптируется к рыночным отношениям. Эту категорию населения следует увеличивать за счет желающих открыть свое дело. Их энергию нужно направить на решение общегосударственных и региональных социально-экономических задач. При этом не следует определять масштабы малого предпринимательства, ибо в ближайшей перспективе здесь нет ограничений, поэтому нецелесообразно ставить задачу довести число малых предприятий, например через 5 лет до тех или иных конкретных цифр. Это сложный социально-экономический процесс, и погоня за количественными показателями может только навредить. Важно создать условия для мотивации предпринимательства, хозяйственной инициативы, превращения малого бизнеса в отдельный самостоятельный сектор и федеральной и региональной экономики[1, с. 21].

Как показывает практика, малый бизнес в России пока отстает  от развитых стран. Это свидетельствует  о том, что в нашей стране имеются  большие резервы роста малого бизнеса.

Во многих субъектах  РФ поняли значимость малого предпринимательства  и в отличие от центрального правительства  уже активно его используют для  повышения занятости населения, пополнения своих бюджетов, насыщения  местного рынка товарами и услугами.

 

 

3 Государственное  регулирование малого бизнеса  в Российской Федерации

 

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным  условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о  том, что малые предприятия и  малое предпринимательство нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

  Необходимо отметить, что практика государственного  регулирования экономики, включая  и целенаправленные меры поддержки  малого бизнеса, реализуется не  только на федеральном, но и  все более на региональном  уровне.

Практика государственной  поддержки малого предпринимательства, как и его правовая и институционально-инструментальная система, не может иметь застывшего характера.   Эта система должна постоянно развиваться и совершенствоваться, отражая собой как новые тенденции и потребности развития самих малых предприятий, так и все более зрелый, сложившийся характер самой рыночной системы хозяйствования и интегрированных в нее рычагов государственного регулирования.  Сказанное в полной мере касается и такого важнейшего рычага этой политики как система государственных - федеральных и региональных программ поддержки малого предпринимательства.

Важное место в работе занимает блок вопросов, касающихся современной  роли программно-целевого метода управления и государственного регулирования  социально-экономических процессов и перспектив его использования в политике государственной поддержки малого бизнеса на федеральном и региональном уровне. Указанный метод широко известен и имеет многолетнее применение в мировой экономической практике. В приложении к сфере малого предпринимательства программно-целевой метод государственного регулирования предполагает, прежде всего, выявление стратегического потенциала малых форм хозяйствования в решении ключевых вопросов социально-экономического развития, в том числе и на региональном уровне. Целевой метод требует четкого определения приоритетов государственной политики и, соответственно, каждой из программ, что в рассматриваемом круге проблем концентрируется на создании условий для наиболее полного раскрытия потенциала малого бизнеса, обеспечивающего устойчивый рост и структурное совершенствование данного сектора экономики, повышение его эффективности, конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности и, конечно, максимального вклада в экономический рост в целом.

Программно-целевой метод требует максимального учета региональной специфики при реализации конкретных мероприятий. При этом сама программа действия в области малого предпринимательства должна быть самым тщательным образом увязана с другими целевыми программами, прямо или косвенно имеющими отношение к кругу затрагиваемых социально-экономических отношений, в данном случае - к сфере малого предпринимательства.

Программно-целевой метод  практического осуществления мер  государственной поддержки  представлен  двумя формально завершенными федеральными программами (1994-1995 гг., 1996-1997гг.; также существует аналогичная программа на 1998-1999гг.), а также значительным числом региональных программ на уровне субъектов Федерации. Таковые программы имеет примерно 70 субъектов Российской Федерации. В ряде регионов России, имеющих прочные экономико-правовые основы местного самоуправления, апробируются возможности разработки аналогичных программ на местном уровне (например, на уровне административных округов г. Москвы). Указанные программы не покрывают собой всю совокупность мер государственной поддержки малого бизнеса (например, установленные законом налоговые и иные льготы для малых предприятий действуют независимо от каких-либо программ, хотя программы часто интегрируют в себя задачу обоснования и вынесения на рассмотрение соответствующих органов власти и управления предложений по совершенствованию налоговой и иной политики в отношении малого бизнеса)[11, с. 164-166].

В принципе, основные требования к государственным программам поддержки малого предпринимательства изложены в ст. 7 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Здесь содержится такое важное, но, по сути, так и не реализованное требование, как внесение Правительством РФ данной федеральной программы на рассмотрение Федерального собрания перед представлением федерального бюджета на соответствующий год. Законом установлен ряд важных требований к государственным программам поддержки. Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:

- формирование инфраструктуры  поддержки и развития малого  предпринимательства;

- создание льготных  условий использования субъектами  малого предпринимательства государственных  финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

- установление упрощенного  порядка регистрации малого предпринимательства,  лицензирования их  деятельности, сертификации продукции, предоставления  государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

- поддержка внешнеэкономической  деятельности субъектов малого  предпринимательства, включая содействие  развитию их торговых, научно-технических,  производственных связей с зарубежными  странами;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий[15, с. 291-294].

Одним из наиболее важных направлений государственной поддержки  является льготное кредитование.

Бизнесу нужен приток средств. Крупным предприятиям - с  именем, авторитетом, банк всегда пойдет навстречу. А малому, особенно начинающему, вряд ли на обычных условиях дадут кредит. Поэтому законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 12 мая 1995 года предусмотрено льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства.

Кроме льготной кредитной  политики применяется и льготное налогообложение. Законами Российской Федерации устанавливаются льготы по налогообложению субъектов малого предпринимательства, инвестиционных и лизинговых компаний, кредитных и страховых организаций[18, с. 51].

Поддержка малого бизнеса  со стороны государственных органов власти должна быть предметной. Особенно это важно для России, где необходимо увеличивать число малых предприятий, совершенствовать их отраслевую структуру и территориальное размещение. Одновременно нужно больше внимания уделять вопросам поддержки и сохранения действующих малых предприятий.

Система поддержки малого бизнеса должна решать вопросы, как  увеличения числа малых предприятий, так и предотвращения возможных рисков в их работе. В России принято несколько федеральных законов, есть указы Президента и постановления правительства, направленные на поддержку малого бизнеса. Однако отсутствие существенных качественных и количественных изменений в сфере малого бизнеса свидетельствует об их слабой эффективности. Попытки предусмотреть в федеральном бюджете финансовую поддержку малого бизнеса оказались неудачными из-за нецелевого использования денежных средств различными фондами, союзами, ассоциациями, агентствами федерального и регионального уровней. Незначительно повлияла на ситуацию и финансовая поддержка российского малого бизнеса со стороны международных финансовых организаций, в частности Мирового и Европейского банков реконструкции и развития[4, с. 11].

В основном это связано  с множеством различных государственных и негосударственных организаций, претендующих на поддержку предпринимательства и получение для этого денежных средств из федерального или региональных бюджетов. Между ними нет четкой координации и согласованности действий, зато имеет место неоправданная конкуренция. Из-за серьезных недостатков в распределении имеющихся денежных средств предприниматели далеко не всегда получают предназначенную им финансовую помощь. Часто отсутствует контроль за использованием и возвратом выделенных средств. Значительную часть бюджетных денежных средств коммерческие банки используют в своих целях, поскольку являются исполнителями решений по поддержке малого бизнеса.

Информация о работе Малый бизнес: значение, проблемы, перспективы