Малый бизнес в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 03:30, реферат

Краткое описание

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности?
Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, устойчивые цены, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Содержание

стр.

1.
Введение.
3

2.
Глава 1. Понятие малого бизнеса и его сущность.
4

3.
1.1. Основной критерий малого бизнеса.
4

4.
1.2. Правовые основы деятельности малых предприятий.
4

5.
1.3. Государственная регистрация предприятия.
9

6.
1.4. Ликвидация и реорганизация предприятия.
10

7.
1.5. Управление предприятием.
11

8.
1.6. Хозяйственная и иная деятельность предприятия.
10

9.
Глава 2. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса.
10

10.
2.1. Проблемы становления малого бизнеса в России.
10

11.
2.2. Государственная поддержка малого бизнеса.
12

12.
2.3. Самостоятельное существование малого бизнеса на Дальнем Востоке.
17

13.
Глава 3. Роль малого бизнеса в экономике.
18

14.
Заключение.
21

15.
Список используемой литературы.
23

16.
Рецензия на курсовую «Малый бизнес, его место и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке»
24

17.
Приложение 1

18.
Приложение 2

Вложенные файлы: 1 файл

реферат малый бизнес.docx

— 49.86 Кб (Скачать файл)

Деятельность малых предприятий  в менее развитых районах западноевропейских стран - это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность  труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности  в дефицитных видах товаров и  услуг на основе разработки местных  источников (сырья) и обеспечивает при  этом большую занятость. Они увеличивают  размеры поступлений в муниципальные  бюджеты, стимулируют НТП, выполняют  другие важные для хозяйства функции.

Заключение.

Хотелось бы надеяться, что  в ближайшее время и наша страна пойдет по пути адаптации предприятий  малого бизнеса к сегодняшним  экономическим условиям хозяйствования в России. Малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом, что наглядно видно из данной работы. Следовательно, лучший выход для России - это государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Хотелось бы заметить, что  несомненная перспективность сектора  малого и среднего предпринимательства  в современной экономике и, следовательно, большой интерес к нему, не следует  рассматривать лишь как очередную  компанию в системе антикризисных  мер. Это долговременное направление  структурной политики, естественным образом обеспечивающей взаимодействие воспроизводственных и рыночных процессов в российском хозяйстве, реализацию современной стратегии  экономического роста в течение  долговременного перехода. Ибо, именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой  государственной политики в области  малого предпринимательства, могут  стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивал перелив  инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым  соединить процессы структурной  политики и формирование всероссийского рынка.

Таким образом, как у предприятий, так и у государства до сих  пор открытыми остается большое  количество проблем, но, несмотря на сохранение довольно сложного экономического положения, реформирование экономики способствовало освоению новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. Контуры современной экономики  стали определять: направление на доминирование частного сектора, либерализация  практически всех отраслей экономики  и активизация рыночных регуляторов, локализация очагов кризиса, ориентация на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных условий для скорого  подъема промышленности.

Социальная значимость МП определяется массовостью группы мелких собственников - владельцев малых предприятий  и их наемных работников, общая  численность которых является одной  из наиболее существенных каче-ственных характеристик любой страны с развитой рыночной экономикой. Именно эта группа деятельного населения обслуживает основную массу потребителей, производя комплекс продуктов и услуг в соответствии с быстро изменяющимися требованиями рынка. При этом необходимо учитывать следующие важнейшие социальные факторы:

- развитие МП способствует  постепенному созданию широкого  слоя мелких собственников (среднего  класса), самостоятельно обеспечивающих  собственное благосостояние и  достойный уровень жизни, являющихся  основой социально-экономических  реформ, гарантом политической стабильности  и демократического развития  общества;

занятие малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности;

объективно неизбежная реструктуризация экономики вынуждает все большее  число граждан заняться самостоятельной  предпринимательской деятельностью;

сектор МП способен создавать  новые рабочие места, а следовательно, может обеспечить снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране;

массовое развитие МП. способствует изменению общественной психологии и жизненных ориентиров основной массы населения, является единственной альтернативой люмпенской психологии и социальному иждивенчеству.

Политическое влияние  малого бизнеса в различных странах  достаточно велико, поскольку эта  социальная группа давно стала основой  сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей  численности и являющегося выразителем  политических предпочтений значительной части населения. В условиях устойчивого  социально-экономического и политического  развития общества мелкие предприниматели  отличаются наибольшей приверженностью  принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет  наибольшую активность и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей.

Данный фактор определяет неразрывность связи МП с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость  от национальной основы и составляет питательную среду для его  патриотических настроений. При этом, как свидетельствует исторический опыт патриотические настроения в среде  мелких собственников в условиях экономического спада и политической нестабильности могут принимать  крайние формы и подталкивать их к поддержке наиболее экстремистских политических сил.

Список использованной литературы:

1. Лысенко Г.И., Государство  и рынок: региональный аспект.- Хабаровск: ХНЦ ДВО РАН, 2005.

2. Минакир П.А., Системные трансформации в экономике. - Владивосток: Дальнаука, 2001.

3. Минакир П.А., Дальний Восток и Забайкалье - 2010// Программа экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2010 года.- Москва: Экономика, 2002.

4. СамуэльсонП.Э., Нордхаус В.Д., Экономика. - Москва, 2001.

5. Краевая программа «Развитие  и поддержка малого предпринимательства  в Хабаровском крае на 2004-2006 годы».  Утверждена постановлением Правительства края № 29-пр от 20 октября 2003 года.

6. Чемберлин Э., Теория монополистической конкуренции. - Москва, 1996.

7. Альянс Медиа. 16 декабря 2004.

8. Пресса и телевидение  России.// Обзор прессы. 15 декабря  2004.

9. Восток-Медиа 4 июня 2006.

10. Юркова Т.И., Юркос С.В., Экономика предприятий.- Москва, 2002.

11. Успенский И.В., Маркетинг. - Санкт-Петербург: СПГУЭ и Ф., 2003.

12. Клейнер Г.Б., Стратегии бизнеса: Аналитический справочник. - Москва: «КОНСЭКО», 1998.

13. Мескон М., Альберт М., Основы менеджмента. - Москва: «Дело», 1997.

14. Багиев Г.Л., Асаул А.Н., Организация предпринимательской деятельности.- СПб.: Изд-во СПбГУЭФ., 2001.

15. Закон «О развитии  малого и среднего бизнеса  РФ» от 02.10.2006.

16. Гражданский кодекс  РФ, Ч 4.


Информация о работе Малый бизнес в рыночной экономике