Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 22:13, курсовая работа
Цель данной курсовой определить роль и место малого бизнеса в России сегодня, сравнивая его с развитыми странами, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы стоящие перед отечественным малым бизнесом.
определить какие же государственные меры поддержки малого предпринимательства существуют сегодня, изучить условия и факторы развития МП, а так же выделить преимущества и недостатки малого бизнеса.
Введение…………………………………………………………………………..................3
§1. Малый бизнес - сущность и его роль в экономике……………………………………6
1.1. Что такое малый бизнес………………………………………………………...6
1.2. Место малых предприятий в структуре экономики…………………………..8
1.3 Особенности малого предпринимательства в России……………...................13
§2. Роль малых предприятий в экономике России………………………………………..19
2.1. Социальная, политическая, экономическая роли малого бизнеса…………...19
2.1.1 Социальная роль…………………………………………………………..19
2.1.2 Политическая роль………………………………………………………...19
2.1.3 Экономическая роль………………………………………………………..20
2.2. Проблемы становления малого бизнеса в России……………………………..22
2.5. Государственная поддержка малого предпринимательства…………………..31
2.4. Фонды поддержки малого предпринимательства………………………………41
2.5. Правовые особенности деятельности малого бизнеса в России……………….43
§3. Перспективы развития малого бизнеса в Саратовской области………………………..44
3.1. Государственная поддержка малых предприятий области……………………..44
3.2 Потенциал малого предпринимательства………………………………………....49
Заключение……………………………………………………………………………………..53
Список использованной литературы………………………………………….........................57
Приложение……………………………………………………………………………………..59
2.3. Фонды поддержки малого предпринимательства.
Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путём аккумулирования бюджетных средств, средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.
Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом.
Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:
. Содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путём привлечения эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
. Участие в разработке, проведении
экспертизы и конкурсном
. Участие в формировании
. Содействия в привлечении
. Организация консультаций по
вопросам налогообложения и
Финансовое обеспечение
Средства фонда формируются за счёт средств федерального бюджета, а также за счёт других источников, предусмотренных статьёй Правительства РФ от 04.12.95г № 1184.
Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства является заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малогопредпринимательства. Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства взаимодействует с государственными и муниципальными фондами.
Основные задачи указанных фондов:
. Предоставление финансовой
. Выполнение функций
. Долевое участие в создании
и деятельности хозяйствующих
субъектов, обеспечивающих
. Финансирование мероприятий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров для малых предприятий, поддержке новых экономических структур, защите прав потребителей;
. Финансирование научных исследований, связанных с деятельностью указанных фондов и прочее. 38
2.5.Правовые особенности деятельности малого бизнеса.
Малый бизнес в России как самостоятельное социально-экономическое явление существует уже около двух десятков лет. Действующие законодательные и нормативно-правовые акты направлены на государственную поддержку малых предприятий с целью создания благоприятных условий для их функционирования, в первую очередь предоставления льгот по налогообложению. Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.91 г. № 406 “О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР”, были определены критерии отнесения предприятий к категориям малых, предусмотрена возможность установления определенных налоговых льгот, а также создания фондов финансовой поддержки за счет бюджетных средств.
В соответствии с законом РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”, Правительство РФ в апреле 1993 г. приняло постановление об образовании фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции (с декабря 1995 года он был переименован в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства).
А в июне 1995 г. был принят федеральный закон “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, определивший общие положения поддержки малых предприятий, формы и методы государственного стимулирования, а также регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.
Указом Президента РФ в июне 1995 г. был образован Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства. В апреле 1994 г. Правительством РФ одобрена целевая Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства в России на 1994 - 1995 гг.
В ней были определены основные направления, цели и приоритеты в данной области, включая совершенствование законодательства, развитие системы финансово-кредитной поддержки, информационное и консультационное обеспечение малых предприятий, содействие в реализации контрактов для обеспечения государственных нужд и др.
В 1996 г. Государственной Думой была
утверждена вторая Федеральная программа
государственной поддержки
Остается надеяться, что действующий с 01.01.99г. Налоговый Кодекс РФ, в содержании которого нет особых приоритетов для малого и среднего предпринимательства, не будет препятствовать дальнейшему развитию малого бизнеса в России.
3.1 Государственная поддержка малых предприятий области.
На территории области действуют 13737 малых предприятий. На сегодня объем производства продукции малых предприятий составил порядка 10% ВРП. За предыдущие 2 года можно говорить о росте малых предприятий. То есть идет увеличение на 7-8% ежегодно. В нашей области 107 тысяч человек заняты на предприятиях малого бизнеса. И еще 84 тысячи человек - это частные предприниматели. То есть, которые зарегистрированы, но без образования юридического лица. В результате мы получаем 191 тысячу человек, которые реально заняты в малом бизнесе. 39
Среди малых предприятий, конечно, основная доля приходится на торговлю и общественное питание. Вместе - это примерно 41%: Второе место по малым предприятиям занимает строительство.
В Саратовской области созданы условия для увеличения объемов поддержки малого и среднего бизнеса, который пока дает около 15% валового регионального продукта, сообщил РИА Новости представитель пресс-службы губернатора области Павла Ипатова, принявшего участие в совещании в Кирове по вопросам социально-экономического развития Приволжского федерального округа.40
"Поддержка малого бизнеса – это важное направление. На территории Саратовской области созданы условия для поддержки малого и среднего бизнеса. Сформирована необходимая инфраструктура - это венчурный и резервный фонды. Сейчас малый бизнес дает 15% нашего валового регионального продукта. Этого недостаточно. Кроме того, в условиях кризиса малый бизнес рассматривается как источник создания дополнительных рабочих мест". 41
Губернатор указал, что правительство области, региональное министерство экономического развития и торговли должны уделять больше внимания конкретным проблемам малого и среднего предпринимательства. "Здесь нужно работать точечно, предметно. Тогда будет и результат", - процитировал сорбеседник агенгтства высказывания Ипатова.
Союз товаропроизводителей
и работодателей Саратовской
области в 2006 г. провел конференцию,
на которой обсуждались итоги
выполнения программы
С докладом выступил министр
экономического развития и
Губернатор области Павел Ипатов призвал руководителей среднего и крупного бизнеса пересмотреть свое отношение к вопросам обновления производственных фондов, внедрения инновационных технологий. «Россия вступает в ВТО. Крупные саратовские предприятия уже ощущают конкуренцию со стороны пришедших мировых производителей - Европы, Азии. Тот, кто не выстроил техническую политику, не прогнозирует, какое место предприятие будет занимать через 5-8 лет, рискует быть вытесненным с рынка», - подчеркнул он.
П.Ипатов отметил недостаточный уровень развития малого бизнеса на территории области. По словам губернатора, следующий год в этом направлении должен стать прорывным. «Для этого есть все предпосылки. Созданы необходимые механизмы - областной бизнес-инкубатор, инвестиционный венчурный фонд. Малый бизнес дает рабочие места, стабилизирует социальную ситуацию в области, и его, безусловно, будем поддерживать и развивать», - подчеркнул глава региона.
В 2007 году господдержка сельского хозяйства увеличилась на 25%. «Без повышения урожайности зерновых, развития элитного животноводства мы не сможем показать реальные результаты работы в ближайшие годы. Нам нужно выстроить эффективный бизнес на селе. И сегодня подвижки в сельском хозяйстве, безусловно, уже есть», - сказал П.Ипатов.42
Отдельно П.Ипатов остановился на вопросах инвестиционной политики, отметив недостаточные темпы роста инвестиций. Среди основных причин этого он указал на неудовлетворительное состояние земельных участков и инфраструктуры.
15 мая Правительством Сараовской
области принято Постановление,
Гранты планируется предоставлять начинающим (действующим до 1 года) субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в соответствии с представленным бизнес-планом. Обязательное условие предоставления поддержки – вложение начинающим предпринимателем в реализацию проекта собственных средств (не менее 5%). За получением грантов могут обратиться и бывшие безработные граждане, получившие финансовую поддержку на начало предпринимательской деятельности по линии центров занятости населения. Максимальный размер гранта - 300 тыс. рублей.
Прием документов для получения грантов субъектами малого предпринимательства будет осуществляться министерством экономического развития и торговли области с 22 мая 2009 года.43
19 сентября 2007 года на заседании саратовской областной Думы была принята областная целевая программа «Развитие малого предпринимательства на 2008-2010 годы», разработанная министерством экономического развития и торговли области. Это серьезный инструмент, предусматривающий значительный арсенал мер для стимулирования развития малого бизнеса региона в приоритетных отраслях экономики. Программой предусмотрено финансирование порядка 3 миллиардов рублей, 217 миллионов из них - вклад областного бюджета, 40 млн. рублей - средства федерального, остальные средства – внебюджетные источники.
Она содержит 5 блоков:
- Правовое, организационное и
- Финансовая поддержка
Информация о работе Малый бизнес и его роль в российской экономике