Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:12, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике на примере экономики РТ. В работе поставлены следующие задачи: - изучить понятие и признаки малого и среднего бизнеса; - исследовать функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике; - обозначить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса; - изучить исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса; - узнать, какова роль малого и среднего бизнеса в экономике РТ; - разработать предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ.
Введение……………………………………………………………….………….2
1. Теоретические основы исследования малого и среднего бизнеса…………..4
1.1. Понятие и признаки малого и среднего бизнеса……………………...........4
1.2. Функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике………………………………………………………………………….7
1.3 Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса…………………11
2. Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в РТ…………..16
2.1. Исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса в РТ..16
2.2. Роль малого и среднего бизнеса в экономике РТ……………………........19
2.3. Предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ…………….24
Заключение …………………………………………………………………...…30
Список использованной литературы………………………………………...…33
Введение………………………………………………………
1. Теоретические основы исследования малого и среднего бизнеса…………..4
1.1. Понятие и признаки
малого и среднего бизнеса……………
1.2. Функции малого и
среднего бизнеса, их роль в
современной экономике………………………
1.3 Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса…………………11
2. Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в РТ…………..16
2.1. Исторические аспекты
формирования малого и
2.2. Роль малого и среднего
бизнеса в экономике РТ……………………
2.3. Предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ…………….24
Заключение ………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...…
Введение
Актуальность темы данной работы обусловлена необходимостью изучения опыта малого и среднего бизнеса с целью повышения его эффективности и совершенствования форм и методов организации.
Значение малого и среднего бизнеса особенно высоко для региональной экономики - это обусловлено спецификой отраслевой деятельности небольших предприятий: сфера социально-бытового обслуживания, розничная торговля, общественное питание и т.п. Эти предприятия, работая в основном на местных рынках, способствуют решению целого ряда социально-экономических проблем, прежде всего занятости и увеличения доходов населения региона. Кроме того, малые предприятия создают более благоприятные условия для регулирования региональной экономики, так как в большей степени зависимы от региональных и местных администраций, чем крупные и средние предприятия. Малый и средний бизнес способствуют увеличению валового регионального продукта и решению острых социальных проблем регионов: занятости, безработицы, уровня и качества жизни населения.
Теоретическая разработанность проблемы малого и среднего предпринимательства достаточно высока. В классической экономической теории проблемам предпринимательства посвящены обширные разделы в работах А. Смита, Ж.-Б. Сэя, Р. Катильона и др. В работах ведущих экономистов середины - конца ХХ века (Л.Ф. Мизес, Ф. Хайек, Й. Шумпетер, П.Ф. Друкер и др.) развита теория кейнсианства о необходимости государственного регулирования малого сектора экономики, выделено значение развития малого и среднего бизнеса для экономического роста. В трудах по институциональной экономике (Р. Коуз О. Уильямсон) малый и средний бизнес рассматривается как важный элемент социально-экономической системы. Вместе с тем малый и средний бизнес необходимо рассматривать не только как нуждающийся в поддержке сегмент национальной экономики, но и как сектор, в котором происходит трансформация предпринимательской инициативы, связанной с принятием различных рисков, в доход малого предприятия. В связи с этим избранная нами тема исследования («малый бизнес в региональной экономике») представляется актуальной.
Объект исследования в данной работе - малое и среднее предпринимательство как особый экономический институт.
Предмет исследования - показатели развития малого и среднего бизнеса в Республике Татарстан.
Цель курсовой работы - рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике на примере экономики РТ.
В работе поставлены следующие задачи:
- изучить понятие и признаки малого и среднего бизнеса;
- исследовать функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике;
- обозначить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса;
- изучить исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса;
- узнать, какова роль малого и среднего бизнеса в экономике РТ;
- разработать предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ.
1.1. Понятие и признаки малого и среднего бизнеса
Феномен предпринимательства выступает в качестве неотъемлемого атрибута рыночного хозяйства. Современное понимание сущности и природы предпринимательства сложилось в период становления и развития капитализма. Понятие «предприниматель» появилось в XVIII в. и часто ассоциировалось с понятием «собственник». Один из основоположников классической политэкономии Адам Смит характеризовал предпринимателя как собственника, идущего на экономический риск с целью реализации коммерческой идеи и получения прибыли. «Увеличение дохода, которое собственник, являющийся всегда вместе с тем и предпринимателем, ожидает от улучшения земли, составляет его прибыль, при этих условиях обычно значительную».
С точки зрения классической политэкономии предприниматель - это собственник предприятия, обладающий определенным капиталом или землей, который стоит в центре процесса производства и распределения товаров и услуг. Институциональная школа экономики рассматривает поведение предпринимателя как действия, направленные на рациональное использование ограниченных ресурсов, которые рассматриваются как последовательность принятия решений. Предприниматель выбирает такое распределение ресурсов между направлениями их использования, которое обеспечивает достижение максимального результата. Ограничения при принятии решения формализованы в виде правил (социальной нормы), представляющих собой модель или образец поведения. Эти социальные нормы предписывают предпринимателю, как следует вести себя в той или иной ситуации. В свою очередь и поведение гарантов исполнения социальных норм (государство, общественные организации, группы предпринимателей), обеспечивающих функционирование механизма принуждения, подчинено определенным правилам, что также значимо для достижения экономических целей предпринимателем и общественно-полезной функции предпринимательства в целом.
Субъектом предпринимательской
Как показывает мировая и отечественная практика, основным показателем, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником.
Другими важными критериями отнесения предприятия к малому бизнесу являются: размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода). Во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства является численность работающих.
В экономической литературе средний
бизнес не выделяется как самостоятельная
единица экономических
Компании среднего бизнеса являются
как бы негласным посредником
между предприятиями крупного и
малого бизнеса. До сих пор, в отличие
от предприятий малого бизнеса, компании
крупного и среднего бизнеса не обладают
правовым статусом. Средний бизнес
находится посредине между
В соответствии с новым законом «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» к средним предприятиям относятся компании с числом занятых от 101 до 250 человек, имеющие объем выручки и балансовую стоимость активов, не превышающие некую критическую величину, которую раз в пять лет должно устанавливать правительство. Определение это сугубо юридическое. Оно нацелено на установление налогового режима, но малопригодно для отражения экономической сущности среднего бизнеса.
Согласно ГК РФ, все предприятия малого бизнеса делятся на коммерческие (главная цель - получение прибыли) и некоммерческие.
Средний бизнес чаще всего организован в форме обществ с ограниченной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими физическими (юридичекими) лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли. Однако в реальности малое предприятие в форме ООО имеет одного учредителя (физическое лицо), а уставный капитал такого ООО внесен в определенном законодательством минимальном размере.
Форма организации малого бизнеса - индивидуальный предприниматель. Это физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Важный признак - по обязательствам, связанным с предпринимательством, индивидуальный предприниматель отвечает на общих основаниях, т.е. всем принадлежащим ему имуществом. Часто малый бизнес организован в форме производственного или отраслевого кооператива. Его учредители несут субсидиарную ответственность за деятельность и имущество кооператива. Последнее образовано путем внесения вкладов (паев) участников.
Итак, размеры предприятий также зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей, от действия эффекта масштабности, концентрации производства. Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с социально-бытовым обслуживанием, розничной торговлей и производством потребительских товаров. Малому производству способствует дифференциация и индивидуализация спроса в сфере производственного и личного потребления.
1.2. Функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике
Сущность малого предпринимательства наиболее полно раскрывается через описание его функций. Функциональный подход включает изучение деятельности малого предпринимательства и оценку его влияния на развитие регионов и страны в целом.
Малое предпринимательство играет важную роль в социально-экономической и политической жизни страны. В трудах многих российских ученых подчеркивается необходимость его развития. Обобщим функции малого предпринимательства, выделенные в научной экономической литературе.
По социальной значимости:
· формирование широкого слоя мелких собственников (среднего класса). Малое предпринимательство способствует формированию среднего класса, который является гарантом политической стабильности и движущей силой рыночной экономики в демократическом обществе. Некоторые авторы подвергают сомнению правомерность данного положения для России. Мы согласны с позицией А. Ситникова, который утверждает, что средний класс может способствовать стабилизации жизни в обществе только при условии, что он удовлетворен своим положением, а также общественным и государственным устройством. Такие условия в России пока отсутствуют. Проблема состоит в том, что у нас нет экономики и государства для среднего класса. В такой ситуации потенциальный средний класс может либо покидать страну, либо инициировать серьезные общественные потрясения;
· формирование культуры управления, новаторства и созидания, которое происходит за счет постоянного выдвижения из среднего класса наиболее выдающихся представителей;
· способность создавать новые рабочие места, что может вести к снижению уровня безработицы;
· демпфирующая функция – сглаживание противоречий между наиболее богатыми и бедными слоями, снижение социальной напряженности;
· возможность реализации предпринимательской инициативы и творчества широких масс населения.
По экономической значимости:
· уменьшение конъюнктурного разрыва, т. е. увеличение благосостояния общества, которое, согласно закону Оукена, проявляется в виде потери доли вклада в валовой внутренний продукт при росте безработицы в стране;
· интегрирующая функция. Малые предприятия, непрерывно приспосабливаясь к конъюнктуре рынка, быстро реагируют на постоянно изменяющиеся потребности общества. Без этого экономика приобрела бы «лоскутной» характер, т. е. одни потребности, на базе которых можно было бы создавать прибыльное производство, удовлетворялись полностью, другие же, реализация которых не приносила бы столь высокий доход, – не удовлетворялись;
· формирование конкурентных отношений. Последнее время в литературе встречается понятие «генеретика», которое означает группу быстрорастущих небольших предприятий, занимающихся копированием продуктов ведущих фирм. Предлагая какой-либо товар равных потребительских свойств по более низкой цене, малые фирмы способны составить серьезную конкуренцию крупным фирмам и вытеснить их со значительной части рынка. Копируя уже известные продукты, фирмы несут меньшие издержки при производстве товаров из-за отсутствия расходов на научные исследования. Кроме того, крупные монополии нередко завышают цены, малые фирмы, стремясь выжить в конкурентной борьбе, используют другие стратегии. Малые предприятия нередко конкурируют с малоэффективными подразделениями крупных корпораций. Они в совокупности способны составить серьезную конкуренцию самым мощным компаниям. Этому способствуют не только их многочисленность и гибкость, но и быстрое обновление;