Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:12, курсовая работа
Цель курсовой работы - рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике на примере экономики РТ. В работе поставлены следующие задачи: - изучить понятие и признаки малого и среднего бизнеса; - исследовать функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике; - обозначить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса; - изучить исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса; - узнать, какова роль малого и среднего бизнеса в экономике РТ; - разработать предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ.
Введение……………………………………………………………….………….2
1. Теоретические основы исследования малого и среднего бизнеса…………..4
1.1. Понятие и признаки малого и среднего бизнеса……………………...........4
1.2. Функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике………………………………………………………………………….7
1.3 Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса…………………11
2. Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в РТ…………..16
2.1. Исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса в РТ..16
2.2. Роль малого и среднего бизнеса в экономике РТ……………………........19
2.3. Предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ…………….24
Заключение …………………………………………………………………...…30
Список использованной литературы………………………………………...…33
Политика по отношению к мелкому
производству постепенно меняется с
принятием Конституции 1977 года, когда
в статье 17 было подтверждено право
граждан на осуществление индивидуальной
трудовой деятельности, основанной на
личном груде граждан и членов
их семей в сфере кустарно-
Современный этап развития малого предпринимательства в РТ связан с распадом СССР и переходом на рыночные условия хозяйствования. В 1993 году право граждан заниматься предпринимательской деятельностью было с закреплено в Конституции РФ. Гражданский Кодекс РФ, определивший законодательную основу хозяйственного оборота, был принят и введен в действие с 1 января 1995 года. В отличие от индустриально развитых стран, где возрождение мелкомасштабного производства было естественноисторическим процессом, развитие малого и среднего предпринимательства в Татарстане был крайне политизировано. В 1987-1994 годы отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из невозможности сохранения ставшей неэффективной системы управления экономикой. Малый бизнес воспринимается как институт рынка, который способствует разрешению проблем безработицы и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами. Основные черты малого бизнес а в данный период: стихийность, криминализация, отсутствие инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов.
В 1995-1998 гг. малый бизнес и кооперативное движение становятся движущим фактором экономического роста. Для повышения бюджетной эффективности предпринимательства малому бизнесу был открыт доступ к государственным ресурсам (через приватизацию, государственные заказы, отказ от государственной монополии на пользование природными ресурсами).
В посткризисный период 1998-2000 гг. сектор малого и среднего предпринимательства укрепился и стабильно развивался, в основном, за счет государственных региональных программ по поддержке малого бизнеса. Были приняты меры по снижению налогового бремени малого бизнеса: федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге».
В 2008 году были определены четкие критерии разграничения малого, среднего и крупного бизнеса. В соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в стране определены категории субъектов малого и среднего предпринимательства, выделены категории микро-, малых и средних предприятий по ключевым критериям: доле участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц и граждан в уставном капитале; численности персонала предприятий; выручки от реализации товаров (услуг) или балансовой стоимости активов.
Таким образом, основных факторов развития малого и среднего бизнеса в РТ два: уникальность производимого товара либо услуги и административно-политическая поддержка властей. Последние годы были чрезвычайно удачными для среднего бизнеса. Это, по-видимому, объясняется и растущей денежной ликвидностью рынка, и давлением спроса, и появлением более или менее масштабных программ развития регионов.
2.2. Роль малого
и среднего бизнеса в
Малый и средний бизнес в РТ обладает некоторыми отличающими его от аналогичного масштаба большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.
Малое предпринимательство
По основным средствам доля среднего бизнеса существенно ниже - 22%. И это легко объяснимо. Понятно, что по физическому объему капитала, которым располагает фирма, компании среднего бизнеса не могут тягаться с гигантами, которые в РТ принадлежат к капиталоемким отраслям.
Сравнительно небольшой объем основного капитала обеспечивает высокий уровень валовой капиталоотдачи среднего бизнеса - 6 рублей выручки с 1 рубля основных средств против 2,3 рубля у крупного. Но этот плюс эффективности нивелируется относительно низкой долей чистой прибыли: совокупной прибыли среднего и крупного бизнеса, чистая прибыль среднего всего 26%. Скорее всего это объясняется тем, что более закрытые средние компании не нуждаются в том, чтобы хорошо выглядеть перед акционерами, и предпочитают сразу же реинвестировать прибыль. Но относительно низкая заявленная прибыль делает средний бизнес не очень хорошим заемщиком, и уже в ближайшем будущем, когда потребуются внешние деньги для инвестиций, отсутствие прибыли станет проблемой.
Неожиданным для экспертов оказался
паритет среднего бизнеса в расходах
на научно-исследовательские
Однако малому и среднему бизнесу
не удается полностью реализовать
имеющийся потенциал из-за наличия
ряда проблем, особое место среди
которых занимает проблема финансирования,
обусловленная недостаточностью начального
капитала и собственных оборотных
средств, а также труднодоступностью
банковского кредитования. Таким
образом, современные тенденции
экономического развития выявляют, с
одной стороны, ограниченность ликвидных
средств для обновления и расширения
производства, а с другой стороны,
необходимость внедрения
Проблема обновления основных фондов и развития материально- технической базы стоит перед большинством российских предприятий. Однако часто компании не обладают достаточными средствами для того, чтобы приобрести современное оборудование и провести масштабную реконструкцию производства. Решить эту проблему можно с помощью такого эффективного инструмента, как лизинг. Многие малые предприятия смогли преодолеть последствия финансового кризиса, однако их дальнейшее развитие возможно лишь при активной государственной поддержке.
В целях поддержки и развития
малого предпринимательства имеет
законодательство субъектов РФ и
формирование в стране соответствующей
инфраструктуры. Важная роль в инфраструктуре
поддержки предпринимательства
отводится системе
Сеть объектов инфраструктуры поддержки
малого предпринимательства включает
в себя систему региональных фондов,
9 лизинговых компаний, 17 региональных
агентств и около 20 иных организаций,
в том числе информационных центров,
созданных при долевом участии
(учредительстве) Федерального фонда
поддержки малого предпринимательства.
По данным Министерства сельского хозяйства
РФ, постепенно складывается инфраструктура
поддержки малого сельского предпринимательства,
созданы и уже действуют 126 сельских
кредитных кооперативов. Для реализации
государственной политики в области
поддержки малого предпринимательства
в РТ создана федеральная сеть торгово-промышленных
палат, включающая в себя 81 палату субъектов
Федерации и 70 палат административно-
Тем не менее, по данным опроса, для начинающих предпринимателей структура источников финансирования еще больше смещена в сторону собственных средств и внешних ресурсов, получаемых в виде «партнерского» кредита и у знакомых. Так, источником стартового капитала 86% малых предприятий явились исключительно вклады учредителей; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.
Результаты исследования Ресурсного
центра малого предпринимательства
показали, что доступ к микрофинансовым
услугам ежегодно имеют лишь 13-15
тыс. предпринимателей, а общий объем
микрофинансирования равен
В литературе и средствах массовой информации часто обсуждается тяжелое налоговое бремя для субъектов малого предпринимательства в России. Вместе с тем введение в действие специальных налоговых режимов, таких как упрощенная система налогообложения (далее УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД), позволило налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в сфере малого бизнеса, значительно упростить порядок определения налоговых обязательств, сократить объем представляемой налоговой отчетности, а также реально обеспечить снижение возложенной на них действующим законодательством о налогах и сборах налоговой нагрузке.
Таким образом, малое и среднее предпринимательство в РТ является важным движущим фактором рыночных преобразований и экономического роста. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты, соответствующие трем условиям, связанным со структурой уставного капитала, средней численностью работников и выручкой хозяйствующего субъекта. Средний бизнес сегодня создает практически столько же стоимости, сколько крупный. Соотношение их выручки составляет 44% против 56% в пользу крупного. То есть средний бизнес - важный игрок нашей экономики. Средний бизнес крайне поляризован. Более четверти компаний за последние семь лет уменьшили свой оборот. В то же время почти 40% в течение тех же семи лет росли темпами, превышающими 20% в год. Такая поляризация - симптом интенсивных структурных сдвигов в экономике и очень жесткой экономической среды. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в настоящее время связана с правовым регулированием деятельности малых предприятий, фискальным регулированием (специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и отчетности), развитием инфраструктуры малого бизнеса.
2.3. Предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ
В развитии бизнеса большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того пли иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение.
Для оценки возможностей повышения
темпов развития малого и среднего
предпринимательства и влияния
этого процесса на экономическую
динамику в субъектах Российской
Федерации рядом экономистов, например,
В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон,
предложено использовать региональные
рейтинги инвестиционной и предпринимательской
активности. Для этого предусматриваются
показатели, сочетающие основные экономические
факторы (объем валового регионального
продукта, объем произведенной малыми
предприятиями продукции, число
малых предприятий, величина инвестиций
в основные фонды малых предприятий),
социальные (среднедушевой доход, число
безработных в регионе), демографические
(плотность населения в
Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п.
Для региона таких масштабов, как Республика Татарстан, малый и средний бизнес может стать основой экономики: в наших условиях они могут стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.
Поэтому одним из решающих условий мер, способствующих выведению страны из кризиса, является обеспечение ослабления монополизма, эффективного функционирования производства и сферы услуг, развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.