Малый и средний бизнес в РТ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 16:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - рассмотреть сущность и роль малого и среднего предпринимательства в рыночной экономике на примере экономики РТ. В работе поставлены следующие задачи: - изучить понятие и признаки малого и среднего бизнеса; - исследовать функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике; - обозначить роль государства в развитии малого и среднего бизнеса; - изучить исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса; - узнать, какова роль малого и среднего бизнеса в экономике РТ; - разработать предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ.

Содержание

Введение……………………………………………………………….………….2
1. Теоретические основы исследования малого и среднего бизнеса…………..4
1.1. Понятие и признаки малого и среднего бизнеса……………………...........4
1.2. Функции малого и среднего бизнеса, их роль в современной экономике………………………………………………………………………….7
1.3 Роль государства в развитии малого и среднего бизнеса…………………11
2. Основные тенденции развития малого и среднего бизнеса в РТ…………..16
2.1. Исторические аспекты формирования малого и среднего бизнеса в РТ..16
2.2. Роль малого и среднего бизнеса в экономике РТ……………………........19
2.3. Предложения по развитию малого и среднего бизнеса в РТ…………….24
Заключение …………………………………………………………………...…30
Список использованной литературы………………………………………...…33

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 62.12 Кб (Скачать файл)

Политика по отношению к мелкому  производству постепенно меняется с  принятием Конституции 1977 года, когда  в статье 17 было подтверждено право  граждан на осуществление индивидуальной трудовой деятельности, основанной на личном груде граждан и членов их семей в сфере кустарно-ремесленных  промыслов, сельского хозяйства  и бытового обслуживания населения. Кооперативы и первые малые предприятия законодательно были разрешены, но их появление противоречило действующей в то время Конституции СССР от 1977г., поскольку в последней не было предусмотрено право владения имуществом.

Современный этап развития малого предпринимательства  в РТ связан с распадом СССР и переходом на рыночные условия хозяйствования. В 1993 году право граждан заниматься предпринимательской деятельностью было с закреплено в Конституции РФ. Гражданский Кодекс РФ, определивший законодательную основу хозяйственного оборота, был принят и введен в действие с 1 января 1995 года. В отличие от индустриально развитых стран, где возрождение мелкомасштабного производства было естественноисторическим процессом, развитие малого и среднего предпринимательства в Татарстане был крайне политизировано. В 1987-1994 годы отношение государства к развитию предпринимательства формируется исходя из невозможности сохранения ставшей неэффективной системы управления экономикой. Малый бизнес воспринимается как институт рынка, который способствует разрешению проблем безработицы и насыщения рынка потребительскими товарами и услугами. Основные черты малого бизнес а в данный период: стихийность, криминализация, отсутствие инфраструктуры поддержки развития малого предпринимательства как на государственном уровне, так и с привлечением негосударственных и международных институтов.

В 1995-1998 гг. малый бизнес и кооперативное движение становятся движущим фактором экономического роста. Для повышения бюджетной эффективности предпринимательства малому бизнесу был открыт доступ к государственным ресурсам (через приватизацию, государственные заказы, отказ от государственной монополии на пользование природными ресурсами).

В посткризисный период 1998-2000 гг. сектор малого и среднего предпринимательства укрепился и стабильно развивался, в основном, за счет государственных региональных программ по поддержке малого бизнеса. Были приняты меры по снижению налогового бремени малого бизнеса: федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге».

В 2008 году были определены четкие критерии разграничения малого, среднего и  крупного бизнеса. В соответствии со статьей 4 Федерального Закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» в  стране определены категории субъектов  малого и среднего предпринимательства, выделены категории микро-, малых  и средних предприятий по ключевым критериям: доле участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных  образований, юридических лиц и  граждан в уставном капитале; численности  персонала предприятий; выручки  от реализации товаров (услуг) или балансовой стоимости активов.

Таким образом, основных факторов развития малого и среднего бизнеса в РТ два: уникальность производимого товара либо услуги и административно-политическая поддержка властей. Последние годы были чрезвычайно удачными для среднего бизнеса. Это, по-видимому, объясняется и растущей денежной ликвидностью рынка, и давлением спроса, и появлением более или менее масштабных программ развития регионов.

 

2.2. Роль малого  и среднего бизнеса в экономике  РТ

Малый и средний бизнес в РТ обладает некоторыми отличающими его от аналогичного масштаба большинства зарубежных стран особенностями. Отличает его совмещение в рамках одного предприятия нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития; стремление к максимальной самостоятельности, в то время как значительная часть зарубежных малых предприятий работает на условиях субподряда и т.п.; общий низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом.

Малое предпринимательство представляет до 70% рабочих мест, а доля его  участия в ВВП оценивается  в 30-50%. В РТ за последний год вклад малого бизнеса в ВВП страны вырос до 13%, доля занятых на малых предприятиях в общей численности занятых в экономике составила около 17%. Приведенные цифры свидетельствуют, с одной стороны, о большом экономическом потенциале малого бизнеса, с другой - о необходимости создания благоприятных условий для развития малых предприятий, выражающихся в создании правовой, налоговой и административной среды.

По основным средствам доля среднего бизнеса существенно ниже - 22%. И  это легко объяснимо. Понятно, что  по физическому объему капитала, которым  располагает фирма, компании среднего бизнеса не могут тягаться с гигантами, которые в РТ принадлежат к капиталоемким отраслям.

Сравнительно небольшой объем  основного капитала обеспечивает высокий  уровень валовой капиталоотдачи среднего бизнеса - 6 рублей выручки  с 1 рубля основных средств против 2,3 рубля у крупного. Но этот плюс эффективности нивелируется относительно низкой долей чистой прибыли: совокупной прибыли среднего и крупного бизнеса, чистая прибыль среднего всего 26%. Скорее всего это объясняется тем, что  более закрытые средние компании не нуждаются в том, чтобы хорошо выглядеть перед акционерами, и  предпочитают сразу же реинвестировать  прибыль. Но относительно низкая заявленная прибыль делает средний бизнес не очень хорошим заемщиком, и уже  в ближайшем будущем, когда потребуются  внешние деньги для инвестиций, отсутствие прибыли станет проблемой.

Неожиданным для экспертов оказался паритет среднего бизнеса в расходах на научно-исследовательские работы. Если учесть его более скудную  финансовую базу, то речь, несомненно, идет о повышенной инновационной  активности среднего бизнеса. Таким  образом, мы можем зафиксировать, что  в целом средний бизнес - серьезный  игрок российской экономики [4, с.123-128].

Однако малому и среднему бизнесу  не удается полностью реализовать  имеющийся потенциал из-за наличия  ряда проблем, особое место среди  которых занимает проблема финансирования, обусловленная недостаточностью начального капитала и собственных оборотных  средств, а также труднодоступностью банковского кредитования. Таким  образом, современные тенденции  экономического развития выявляют, с  одной стороны, ограниченность ликвидных  средств для обновления и расширения производства, а с другой стороны, необходимость внедрения инноваций  в производственный процесс.

Проблема обновления основных фондов и развития материально- технической  базы стоит перед большинством российских предприятий. Однако часто компании не обладают достаточными средствами для того, чтобы приобрести современное  оборудование и провести масштабную реконструкцию производства. Решить эту проблему можно с помощью такого эффективного инструмента, как лизинг. Многие малые предприятия смогли преодолеть последствия финансового кризиса, однако их дальнейшее развитие возможно лишь при активной государственной поддержке.

В целях поддержки и развития малого предпринимательства имеет  законодательство субъектов РФ и  формирование в стране соответствующей  инфраструктуры. Важная роль в инфраструктуре поддержки предпринимательства  отводится системе государственных  фондов поддержки субъектов малого предпринимательства, которая в  настоящее время включает в себя региональных и более 100 муниципальных  фондов. Укрепление системы фондов поддержки малого предпринимательства  на всех уровнях должно повысить стабильность и управляемость системы государственной  поддержки малого предпринимательства, обеспечить выработку и проведение последовательной государственной  политики по финансированию его развития.

Сеть объектов инфраструктуры поддержки  малого предпринимательства включает в себя систему региональных фондов, 9 лизинговых компаний, 17 региональных агентств и около 20 иных организаций, в том числе информационных центров, созданных при долевом участии (учредительстве) Федерального фонда  поддержки малого предпринимательства. По данным Министерства сельского хозяйства  РФ, постепенно складывается инфраструктура поддержки малого сельского предпринимательства, созданы и уже действуют 126 сельских кредитных кооперативов. Для реализации государственной политики в области  поддержки малого предпринимательства  в РТ создана федеральная сеть торгово-промышленных палат, включающая в себя 81 палату субъектов Федерации и 70 палат административно-территориальных образований; осуществляется инициативное формирование объединений предпринимателей и ремесленных палат; развиваются негосударственные научно-исследовательские, учебные, консультационные и другие организации, работающие в области поддержки предпринимательства. В качестве имущественной поддержки малых предприятий предусмотрена инвентаризация бездействующих производственных площадей крупных государственных предприятий и разработка на этой основе различных механизмов использования этих объектов.

Тем не менее, по данным опроса, для  начинающих предпринимателей структура  источников финансирования еще больше смещена в сторону собственных средств и внешних ресурсов, получаемых в виде «партнерского» кредита и у знакомых. Так, источником стартового капитала 86% малых предприятий явились исключительно вклады учредителей; менее 2% предприятий смогли получить финансовую поддержку от органов власти или программ развития предпринимательства; в остальных случаях для финансирования стартовых проектов удалось привлечь кредиты банков и другое возвратное финансирование.

Результаты исследования Ресурсного центра малого предпринимательства  показали, что доступ к микрофинансовым  услугам ежегодно имеют лишь 13-15 тыс. предпринимателей, а общий объем  микрофинансирования равен примерно 52 млн дол. США (это менее 1% потенциального спроса). Основная производственная деятельность 60% общего количества малых предприятий  не входит в производственные сектора. Малые предприятия, предоставляющие  услуги в сфере научных исследований и разработок, составляют лишь 0,8% всех предприятий и на 80% представлены микропредприятиями с численностью до 15 человек. Не получают развитие малые предприятия приоритетных отраслей реального сектора экономики. Низкий уровень инновационного развития регионов России способствует снижению доли малого и среднего бизнеса в общем объеме произведенной инновационной продукции, которая экспертно оценивается на уровне 6% [5, с.82-84].

В литературе и средствах массовой информации часто обсуждается тяжелое  налоговое бремя для субъектов  малого предпринимательства в России. Вместе с тем введение в действие специальных налоговых режимов, таких как упрощенная система налогообложения (далее УСН) и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее ЕНВД), позволило налогоплательщикам, осуществляющим деятельность в сфере малого бизнеса, значительно упростить порядок определения налоговых обязательств, сократить объем представляемой налоговой отчетности, а также реально обеспечить снижение возложенной на них действующим законодательством о налогах и сборах налоговой нагрузке.

Таким образом, малое и среднее предпринимательство в РТ является важным движущим фактором рыночных преобразований и экономического роста. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся хозяйствующие субъекты, соответствующие трем условиям, связанным со структурой уставного капитала, средней численностью работников и выручкой хозяйствующего субъекта. Средний бизнес сегодня создает практически столько же стоимости, сколько крупный. Соотношение их выручки составляет 44% против 56% в пользу крупного. То есть средний бизнес - важный игрок нашей экономики. Средний бизнес крайне поляризован. Более четверти компаний за последние семь лет уменьшили свой оборот. В то же время почти 40% в течение тех же семи лет росли темпами, превышающими 20% в год. Такая поляризация - симптом интенсивных структурных сдвигов в экономике и очень жесткой экономической среды. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в настоящее время связана с правовым регулированием деятельности малых предприятий, фискальным регулированием (специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и отчетности), развитием инфраструктуры малого бизнеса.

 

 

 

 

2.3. Предложения  по развитию малого и среднего  бизнеса в РТ

В развитии бизнеса большую  роль играет конкуренция. От конкурентоспособности  того пли иного предприятия зависят  не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и  др. Поэтому конкурентоспособности  придается огромное значение.

Для оценки возможностей повышения  темпов развития малого и среднего предпринимательства и влияния  этого процесса на экономическую  динамику в субъектах Российской Федерации рядом экономистов, например, В. Тихомировым, И. Тихомировой, А. Духон, предложено использовать региональные рейтинги инвестиционной и предпринимательской  активности. Для этого предусматриваются  показатели, сочетающие основные экономические  факторы (объем валового регионального  продукта, объем произведенной малыми предприятиями продукции, число  малых предприятий, величина инвестиций в основные фонды малых предприятий), социальные (среднедушевой доход, число  безработных в регионе), демографические (плотность населения в регионе), институциональные (степень развития инфраструктуры и институтов рыночной экономики).

Малые предприятия сталкиваются с большими трудностями при осуществлении  инвестиционного проектирования и  проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать  конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень  инфляции, степень конкуренции, свободные  рыночные ниши и т.п.

Для региона таких масштабов, как Республика Татарстан, малый и средний бизнес может стать основой экономики: в наших условиях они могут стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий мер, способствующих выведению  страны из кризиса, является обеспечение  ослабления монополизма, эффективного функционирования производства и сферы  услуг, развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую  атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения  рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает  дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Информация о работе Малый и средний бизнес в РТ