Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 22:15, курсовая работа
Цель исследования: выявление возможных направлений эффективного управления маркетингом образовательных учреждений.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования определены следующие задачи:
1. Изучить состояние проблемы с целью выявления сущности и структуры маркетинговой среды образовательных услуг.
2. Выявить и подробно раскрыть организацию и управление маркетинговой деятельностью в сфере образования.
3. Определить возможности и направления содействия маркетингу ОУ со стороны федеральных, региональных органов управления и общественных организаций.
Введение……………………………………………………………………….......3
1.Основы маркетинговой среды в сфере образовательных услуг……………..7
1.1Участники маркетинговых отношений в сфере образовательных
услуг………………………………………………………………………………..7
1.2 Факторы внешней среды вуза………………………………………………12
1.3 Внутривузовская среда маркетинга…………………………………….......16
1.4 Оценка факторов внешней маркетинговой среды…………………………19
2.Организация проведения исследования маркетинговой среды образовательного учреждения …………………………………………………21
2.1 Направления маркетинговых исследований……………………………….21
2.2 Этапы проведения маркетингового исследования………………………...28
2.3 Основные требования к разработке анкет………………………………….39
Заключение.............................................................................................................42
Список используемой литературы.......................................................................44
• возможные стратегии маркетинга, различные варианты решения конкретных маркетинговых проблем.
Однако, как показала практика, чаще всего вузы проводят маркетинговые исследования:
• основных конкурентов и конкурентоспособности
(образовательных услуг, выпускников,
профессорско-
• цены на платные образовательные услуги;
• потребителей образовательных услуг;
• эффективности работы средств массовой информации в рекламных кампаниях вуза по продвижению своих образовательных услуг;
• эффективности рекламной политики вуза.
2.2. Этапы проведения маркетингового исследования
Как уже говорилось, маркетинговое исследование представляет собой процесс, состоящий из определенных этапов (рис.1).
Рис.1. Основные этапы маркетингового исследования
На первом этапе необходимо четко определить проблему и согласовать цели исследования. Определение проблемы является одним из наиболее ответственных этапов всего исследовательского процесса, так как хорошо определенная проблема - наполовину решенная проблема.
Существует три основных источника возникновения маркетинговых проблем: непредвиденные изменения, спланированные изменения, интуитивная прозорливость в форме новых идей.
Непредвиденные изменения связаны с внешней средой, в которой работает вуз. Во внешней среде существует большое число демографических, экономических, конкурентных и других факторов, создающих проблемы, влияющие на маркетинговую деятельность предприятия.
Спланированные изменения связаны с расширение сферы деятельности вуза, в связи с чем возникает необходимость в планировании различных маркетинговых мероприятий, та-ких как разработка новых образовательных программ, повышение эффективности рекламы и более гибкое ценообразование.
Планируемые изменения ориентированы на будущее, в то время как непредвиденные изменения ориентированы скорее на прошлое. Интуитивная прозорливость или случайные идеи являются третьим источником маркетинговых проблем. Источником новой идеи могут быть как потенциальные потребители, так и заказчики образовательных услуг.
Независимо от того как возникают проблемы, большинство из них требуют дополнительной информации для их разрешения. Возможны следующие этапы определения проблемы (рис.2).
Рис.2. Этапы определения проблемы
После определения проблемы встает вопрос о формулировании целей маркетингового исследования.
Цели должны быть ясно и четко сформулированы, и определена возможность их измерения и оценки уровня их достижения.
Цели бывают:
• поисковые, предусматривающие сбор каких-либо предварительных данных, проливающих свет на проблему и предназначенных для поиска направлений решения проблемы;
• описательные, предусматривающие описание проблемы и ее основных аспектов;
• экспериментальные, предусматривающие проверку предварительно выработанных гипотез;
• комплексные - сочетание различных целей.
Цели детализируются в задачах исследования, которые в свою очередь представляют собой конкретные направления работы, отдельные мероприятия. Цели исследования могут быть выражены либо количественно, либо качественно. На втором этапе разрабатывается план исследования, который включает в себя выбор метода проведения маркетингового исследования, определение типа требуемой информации и методов сбора необходимых данных, разработку форм для сбора данных, формирование выборочного плана и определение объема выборки.
Начальным этапом разработки плана является выбор метода проведения маркетингового исследования, который определяется в зависимости от направления исследования, его целей и ресурсных возможностей вуза.
С общей точки зрения план исследования можно разделить на поисковый, основная цель которого состоит в том, чтобы разобраться в сути проблемы, и итоговый, который проводится для проверки отдельных гипотез. Результаты итогового исследования используются как исходные данные для принятия управленческого решения. Итоговое исследование может быть описательным (дескриптивным) или казуальным (причинно-следственным).
Поисковое исследование применяется для прояснения ситуации и более точного определения проблемы. Дескриптивное и причинно-следственное исследования в большинстве случаев должны следовать за ним, однако это не обязательно. Бывают случаи, когда план исследования начинается с дескриптивного и причинно-следственного исследования. Основная задача дескриптивного исследования - описать рыночные характеристики или функции. Проведение данного исследования требует четкого определения: кто, что, когда, где, почему и каким образом исследуется. Дескриптивное исследование может быть разделено на профильное и повторное:
• профильное исследование - сбор информации из выборки элементов генеральной совокупности один раз за период времени;
• повторное исследование - фиксированная выборка из элементов генеральной совокупности, характеристики которой измеряются повторно. Причинно-следственное исследование проводится для получения свидетельств о наличии причинно-следственной связи.
После выбора метода проведения исследования следует определить тип требуемой информации и источники ее получения. Обычно при проведении маркетинговых исследований используется информация, полученная на основе первичных и вторичных данных.
К вторичным данным относится информация, собранная ранее для других целей. Сбор вторичных данных называется кабинетным исследованием. Источники вторичной информации делятся на внутренние и внешние. К внутренним источникам относятся бухгалтерские отчеты, внутренняя статистика, материалы ранее проведенных исследований, сообщения персонала и т. д.
К внешним источникам относятся государственная и отраслевая статистика, материалы периодической печати, НИИ, информация, полученная с ярмарок, выставок, конференций и т.д.
Преимущество вторичной информации - в меньшей трудоемкости сбора данных, сравнительной дешевизне и более легком доступе к источникам информации. Недостатком является запаздывание информации, что может привести к получению устаревших данных, отсутствие гарантии их точности, а также несоответствие методик получения данных.
Первичные данные - информация, которая собрана впервые для какой-либо конкретной цели. Сбор первичных данных носит название метода полевых исследований.
Для сбора первичных данных необходимо:
1) выбрать способ сбора.
распространенным относятся:
а) опрос (например, студентов, сотрудников, преподавателей, работодателей и др.);
б) наблюдение (например, за поведением абитуриентов);
в) эксперимент (например, путем манипуляции ценой с целью определения ее влияния на набор студентов на платной основе);
2) подготовить орудия исследования (анкеты);
3) составить план выборки (единица выборки, объем выборки).
Таким образом, логическим продолжением плана является определение способа сбора необходимых данных. Выбор конкретного способа зависит от цели, исследуемого признака и носителя этого признака (человек, предмет).
Опрос - самый распространенный способ сбора информации, он используется примерно в 90 % исследований.
Опрос - это сбор первичной информации путем выяснения субъективных мнений, предпочтений, установок людей в отношении какого-либо объекта.
Опросы можно классифицировать по следующим признакам:
• по кругу опрашиваемых (абитуриенты, студены, эксперты, преподаватели и т. п.);
• по количеству тем, входящих в опрос (одна или несколько) ,
• по частоте опроса (разовый или повторный опрос);
• по охвату опрашиваемых (сплошной или выборочный);
• па форме опроса (анкетирование, интервьюирование).
При анкетировании опрашиваемые (респонденты) получают опросные ласты, которые самостоятельно заполняют, письменно отвечая на вопросы в присутствии исследователя, осуществляющего опрос, или без него. Письменные опросы подразделяются на три вида: почтовые (рассылка анкет по почте), групповые (анкетирование группы людей, находящихся в одном помещении), индивидуальные (анкетирование проводится персонально с каждым респондентом).
Интервьюирование предполагает личное общение с респондентом, при котором интервьюер сам задает вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым (личным) и опосредованным (например, по телефону). Таким образом, опросы можно проводить по почте, по телефону, лично, по электронной почте и через Интернет (табл.1).
Таблица 1. Методы опроса
Метод опроса |
Краткая характеристика |
Достоинства |
Недостатки |
Почтовый (в том числе почтовая па- нель, пресса- вый опрос) |
Рассылка анкет по почте или разнос по почтовым ящикам предварительно отобранным потенциальным респондентам и получение ответов на них по почте |
Возможность проведения на большой территории, в том числе в труднодоступных районах. Отсутствие влияния со стороны интервьюера. Низкая стоимость. Простота организации |
Длительность ожидания ответов. Неполный возврат анкет. Трудности с определением достоверности получаемой информации. Невозможность уточнить вопросы |
Телефонный (в том числе традиционный и с помощью компьютера) |
Интервьюер звонит отобранным респондентам и ставит ряд вопросов. На современном этапе чаще используются компьютеризированные телефонные опросы |
Быстрота и высокая результативность опроса. Низкая стоимость |
Трудно задавать сложные вопросы. Трудно поддерживать внимание респондента более 15-20 мин. Не могут быть показаны вoпросник и иллюстрации. Трудно проверить качество проведенного интервью |
Личный (в том числе интервью, осуществляемые в вузе; интервью посетителей выставок по образовательной тематике) |
Позволяет реализовать гибкую тактику опроса, дополнять ответы наблюдениями интервьюера |
Глубина опроса. Возможность продемонстрировать продукт. Комплексность информации. Возможность индивидуального подхода к каждому из опрашиваемых |
Высокая стоимость. Вероятность влияния интервьюера на мнение респондента. Требуется специальная подготовка интервьюеров |
Электронный (в том числе по электронной почте и в Интернете) |
Позволяет провести опрос по предварительно составленному списку адресов рассылки |
Быстрота проведения. Низкие затраты |
Имеются определенные ограничения (нет возможности использовать программные средства логической проверки, случайного подбора чисел и др.). Невысокое качество опроса. Опросы через Интернет имеют преимущества перед опросами через е-mail |
Наблюдение - это способ сбора первичной маркетинговой информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, их действиями в различных ситуациях.
Выделяют следующие формы наблюдения:
• по характеру окружающей обстановки: полевое (в реальных условиях) и лабораторное (искусственно созданная ситуация);
• по способу осуществления: открытое (с непосредственным участием исследователя) и скрытое (наблюдение со стороны);
• по форме восприятия объекта: персональное (с участием наблюдающего) и не персональное (через приборы);
• по степени стандартизации: стандартизированное и свободное.
Как и опрос, наблюдением имеет свои преимущества и недостатки. Преимуществами наблюдения является возможность обеспечить более высокую объективность восприятия неосознанного поведения потребителей и учета окружающей ситуации.
Недостатками являются субъективность восприятия наблюдающего, неестественное поведение объектов наблюдения, если оно проводится в открытой форме.
Эксперимент - это исследование, при котором должно быть установлено, как изменение одной или нескольких независимых переменных влияет на одну зависимую переменную. Поэтому эксперимент предполагает наличие двух сопоставимых групп исследований: пробных и контрольных. Это могут быть два города, два вуза, две образовательные программы или две подобранные тестируемые группы потребителей.
Целью подобного исследования является определение при-чинно-следственных связей при изменении в контролируемых условиях одного или нескольких факторов, например элементов маркетинга.
Эксперименты с одной переменной предполагают изучение влияния изменения одного маркетингового фактора на рекламную или иную деятельность вуза.
Эксперименты с несколькими переменными предполагают изучение зависимости изменений результатов деятельности вуза от взаимодействия и взаимосвязи нескольких маркетинговых факторов.
Подобные исследования отличаются большой сложностью, но позволяют измерить и оценить воздействие на те или иные процессы и явления не только отдельны факторов, но и их комплекса.
Эксперименты подразделяются на две группы: лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (например, различные шесты образовательных услуг и товаров, цены, рекламы), и полевые, протекающие в реальных условиях (например, тест рынка).
Следующим этапом плана является разработка форм для сбора данных.
Формами для сбора данных являются анкеты (опросные листы), листы (формы) записи результатов наблюдения и др.
Информация о работе Маркетинговая среда образовательных услуг