В сфере импорта ключевой тенденцией
является интенсивный рост. Россия импортирует
дорогое оборудование высоких технологий,
высокопроизводительные транспортные
средства и сельскохозяйственную технику.
Среднемесячные темпы наращивания ввоза
машинотехнической продукции составляют
4-5%. Подотрасли, входящие в машиностроительный
комплекс, развиваются неравномерно. Наиболее
сложная ситуация складывается в производстве
технологического оборудования - станкостроительная
и инструментальная промышленность, машиностроение
для легкой и пищевой промышленности,
подъемно-транспортное, металлургическое,
химическое и нефтяное машиностроение,
дизелестроение, котлостроение.
Эти подотрасли связаны с инвестиционной
активностью топливно-энергетического,
строительного, транспортного, а также
самого машиностроительного комплекса,
включая военно-промышленный комплекс.
Предприятия инвестиционного машиностроения
зависят от естественных монополий - РАО
ЕЭС России, Росэнергоатома, Газпрома,
которые формируют внутренний рынок средств
производства.
Неспособность российского
инвестиционного машиностроения полноценно
работать на спрос проявилась и в основной
подотрасли машиностроения - автомобилестроении
(удельный вес автомобильной промышленности
составляет около 30% общего объема продукции
всего машиностроительного комплекса
и около 45% продукции гражданского машиностроения).
В первом полугодии 2009 г. в автопроме ежемесячное
снижение выпуска вызвано прежде всего
уменьшением производства продукции инвестиционного
назначения - грузовых автомобилей и автобусов.
Выпуск легковых автомобилей также медленно
сокращается.
Отечественная автомобильная
промышленность в настоящее время переживает
достаточно сложный период, связанный
с интеграцией в мировое автомобилестроение
и происходящими процессами укрупнения
международных автомобилестроительных
корпораций. Кроме того, значительно возрастает
конкуренция между отечественными и импортными
автомобилями на внутреннем рынке. За
последние годы российский автопром безнадежно
отстал от мировых производителей. По
прогнозам подъема благосостояния населения
через 5-7 лет средняя цена покупаемого
автомобиля увеличится до 8-10 тыс. долл.,
что приведет к вступлению нашей автомобильной
промышленности в прямую конкуренцию
уже с новыми иномарками. Если качество
отечественных автомобилей не поднимется
до соответствующего с зарубежными автомобилями
уровня, то спрос на них будет резко сокращаться.
Увеличение выпуска продукции
отмечается в производстве бытовой техники
и радиоэлектроники: возросло производство
некоторых видов сложной бытовой техники,
выпускаемой с использованием импортных
комплектующих изделий и по лицензиям
иностранных компаний, - стиральных машин,
холодильников и морозильников, кухонных
машин, телевизоров цветного изображения,
телефонных аппаратов, бытовых печей СВЧ,
электроутюгов и электропылесосов.
Из предметов домоустройства увеличился
выпуск бытовых газовых плит и отопительных
котлов. Рост объемов производства отмечается
в выпуске санитарно-технического и газового
оборудования и промышленности металлических
конструкций.
Однако удельный вес этих подотраслей
слишком небольшой (их доля не превышает
18% в суммарном выпуске гражданского машиностроения),
чтобы задавать тон в машиностроительном
комплексе в целом.
Неблагоприятная ситуация сложилась
также и в российской авиационной промышленности.
В настоящее время в отрасли
могут достаточно успешно функционировать
лишь предприятия - поставщики военной
техники на экспорт. Предприятия, не имеющие
экспортных контрактов, в сегодняшних
условиях вряд ли способны к выживанию
и сохранению объемов производства. Для
производителей гражданской авиационной
техники также неизбежно сокращение объемов
производственных мощностей.
Условиями для поддержания
уровня производства российской авиационной
промышленности являются: развертывание
на внутреннем рынке лизинговых схем продажи
гражданских самолетов, а также протекционистская
политика государства по отношению к западным
авиалайнерам. При этом выживание российских
производителей возможно лишь в случае
интеграции разработчиков и производителей
в крупные корпорации.
По прогнозам экспертов, уже
в 2015 г. из функционирующих сегодня предприятий
авиационной промышленности сохранится
не более половины компаний.
На решение проблем ЖКХ, где
имеется 200 тыс. котельных, которые потребляют
до 90 млн. т условного топлива в год, нацелен
специальный мегапроект "Разработка
и практическая отработка технических,
технологических и организационно-финансовых
решений для реформирования теплоснабжения
регионов России". Здесь, очевидно, без
участия предприятий машиностроения не
обойтись. Именно они дадут возможность
сэкономить предусмотренные проектом
до 10 % топлива и дополнительно выработать
до 40 млн. кВт электроэнергии. С точки же
зрения машиностроителей, переоборудование
котельных - это рынок в 150 - 300 млрд руб.
Таким образом, только по грузовым
вагонам (с учетом 5 % списания парка) этот
рынок можно оценить в 0,9-1,1 млрд. амер.
долл. в год. И надо сказать, что развивается
он очень динамично: в 2010 г. по отношению
к 2009 г. рост составил 64 %, а в 2011 г., по сравнению
с 2010 г., - на 110 %, т.е. в 2,1 раза, далее в среднем
в год прирост составлял 60 %.
Но динамика может быть еще
ощутимее, если будет создана лизинговая
компания с участием ОАО "РЖД", которая
обеспечит активную закупку подвижного
состава. В итоге, по расчетам, в 2008 г. рост
выпуска может быть следующим: дизели
и дизель-генераторы (без автотракторных)
- на 17,3 %, тепловозы - на 60,8, вагоны грузовые
- на 86,3, вагоны пассажирские - на 26,8 (в том
числе вагоны электропоездов - на 91,9 %),
вагоны метрополитена - на 52 %.
Суммарный объем инвестиций,
запланированный и объявленный субъектами
"естественных" монополий. составляет
несколько сотен млрд. руб. Значительная
часть этих средств должна быть направлена
на обновление оборудования и техники
через заказы отечественным машиностроителям.
И не потому, что руководителям таких монополий
нужно руководствоваться чувством патриотизма,
а потому, что отечественное оборудование
дешевле зарубежного и во все большей
его части не уступает зарубежному по
возможностям и качеству. Колтынюк Б.А.
Инвестиционные проекты. СПб.: Изд. Михайлов
В.А., 2002.
Рынок оборудования для газо
- и нефтедобывающих отраслей неоправданно
сужен. Скажем, доля России на мировом
рынке нефти сейчас более 10 %, газа - около
23, а производство нефтегазового оборудования
составляет всего лишь 3 % мирового. Значит,
дело в качестве поставляемого нашими
предприятиями оборудования, его неполном
соответствии мировым стандартам. Однако
анализ работы подотрасли, к сожалению,
не даст оснований прогнозировать высокие
темпы ее роста.
В частности, данная отрасль
пока не в полной мере выполняет важнейшую
задачу "Стратегии" по разработке
и реализации комплекса мер по стабилизации
и росту производства отечественной техники,
обеспечивающего закрепление за предприятиями
России 80 - 85 % потенциальной емкости внутреннего
рынка. Но этого - слишком мало. Только
для сохранения численного состава парка
сельскохозяйственной техники при ее
10 % - ом ежегодном списании требуется поставлять
не менее 50 тыс. тракторов и 20 тыс. комбайнов,
То есть на 3-3,5 млрд. амер. долл. Поэтому
общая стратегия развития машиностроительного
комплекса не могла, естественно, обойти
данную проблему, и был принят ряд мер,
направленных на стимулирование платежеспособного
спроса именно на отечественную сельскохозяйственную
технику. В их числе такие, как создание
фирмы "Росагролизинг" (работает
с 2002 г., и теперь до 1/3 продукции сельхозмашиностроения
продается именно через нее); всемерное
содействие в реализации "Комплекса
мер по восстановлению и развитию инженерно-технической
базы сельского хозяйства" (с этой целью
группой ученых и практиков разработана
"Стратегия машинно-технологического
обеспечения производства сельскохозяйственной
продукции России на период до 2010 года");
защита внутреннего рынка от импорта подержанной
сельхозтехники (анализ показывает, например,
что даже при незначительных объемах ввоза
подержанных комбайнов отток с рынка финансовых
средств оказывается соизмеримым с объемом
отечественных закупок); помощь в организации
концерна "Тракторные заводы" и "Агромашхолдинга"
- систем, способных, как это делается за
рубежом, обеспечить сельское хозяйство
всем необходимым оборудованием и полным
комплексом услуг.
Таким образом, реализация общей
стратегии развития машиностроительного
комплекса позволит российским машиностроителям.
увеличить выпуск продукции на 350-400 млрд.
руб., т.е. на 30 - 35 %, и в дальнейшем удерживать
темп роста не ниже 8--10 % в год. Что даст
к 2015г. по отношению к 2005 г. прирост производства
в 2 раза, а объемов экспортных поставок
- не менее чем на 50 %. То есть позволит "вписаться"
в мировой рынок, где развивается процесс
постепенного наращивания объемов экспорта
машиностроительной продукции, прежде
всего энергетического и нефтехимического
оборудования, продукции электротехнической
промышленности и приборостроения. Для
этого необходима государственная поддержка
создания инфраструктуры экспорта, поскольку
на мировом рынке конкурируют не только
отдельные производители, но и стоящие
за ними государства. Другие мероприятия
по поддержке экспорта будут реализованы
в соответствии с "Концепцией развития
государственной финансовой (гарантийной)
системы поддержки экспорта промышленной
продукции" и разрабатываемым в настоящее
время механизмом ее применения на предприятиях.
Как видим, роль государства
в развитии машиностроения стала принципиально
иной. Она полностью соответствует новым
реалиям - экономической независимости
предприятий и их работе только в соответствии
с рыночным спросом. Формирование промышленной
политики государства, по мнению автора,
должно строиться по определенной схеме
и базироваться на построении отношений
между правительственными (исполнительными)
и законодательными (Государственная
дума, Совет Федерации) органами, ассоциированными
организациями представителей бизнеса
и научными сообществами.
Характеристика машиностроительной
отрасли Свердловской области
В структуре машиностроительного
комплекса Свердловской области наибольший
удельный вес в объеме производства занимают:
- тяжелое, энергетическое
и горное машиностроение;
- электротехническая промышленность
и приборостроение;
- транспортное машиностроение;
- нефтегазовое и химическое
машиностроение.
На предприятиях производятся
изделия широкой номенклатуры: грузовые
автомобили, вагоны, магистральные, экскаваторы,
кузнечно-прессовые машины, силовые трансформаторы,
дизели и дизель-генераторы, паровые и
газовые турбины, крупные электромашины,
нефтепромысловое и буровое оборудование,
электродвигатели и др.
В 2009 году объем отгруженных
товаров собственного производства, выполненных
работ (услуг) полным кругом организаций
машиностроительного комплекса составил
96,2 млрд.
Объем отгруженных товаров
в производстве машин и оборудования составил
37,6 млрд. рублей, в производстве электрооборудования,
электронного и оптического оборудования
–37,5 млрд. рублей, в производстве транспортных
средств и оборудования – 21,1 млрд. рублей.
В 2009 году индекс промышленного
производства по полному кругу организаций
производства машин и оборудования составил 78,1%, производства
электрооборудования, электронного и
оптического оборудования – 62,9%, производства
транспортных средств и оборудования
– 56,0%.
По сравнению с 2008 годом увеличилось
производство:
- в производстве машин
и оборудования: оборудования для
перерабатывающих отраслей АПК
– на 34,9%, оборудования для лёгкой
промышленности – на 12,2%, химического
оборудования – на 9,7%, доменного
и сталеплавильного оборудования
– в 4 раза;
- в производстве электрооборудования,
электронного и оптического оборудования:
дизелей и дизель-генераторов –
в 1,9 раза, насосов центробежных, паровых
и приводных – в 1,9 раза, кабелей силовых
гибких – на 30,6%;
- в производстве транспортных
средств и оборудования: вагонов-цистерн
– на 24,6%.
Экономика Свердловской области
- индустриального типа, в структуре которой
представлены все основные отрасли промышленности.
На российском и мировом рынках
ведущими отраслями специализации Свердловской
области являются: черная и цветная металлургия,
машиностроение и металлообработка, электроэнергетика,
пищевая промышленность. На долю этих
отраслей в 2010 г. приходилось 89,1% общего
объема производства Свердловской области.
Доминирующее положение в структуре
промышленности занимает металлургический
комплекс - черная и цветная металлургия.
На долю металлургии приходится более
50% промышленного производства. Крупнейшие
организации черной металлургии области
- ОАО "Нижнетагильский металлургический
комбинат", ОАО "Северский трубный
завод", ОАО "Синарский трубный завод",
ОАО "Первоуральский новотрубный завод",
ОАО "Качканарский ГОК "Ванадий",
ОАО "Металлургический завод им.А.К.
Серова", ЗАО "Нижнесергинский метизно-металлургический
завод", ООО "ВИЗ-сталь", ОАО "Серовский
завод ферросплавов"; цветной металлургии
- ОАО "Корпорация ВСМПО-АВИСМА", филиалы
ОАО "СУАЛ" - Богословский и Уральский
алюминиевые заводы, ОАО "Уралэлектромедь",
ОАО "Каменск-Уральский металлургический
завод", ОАО "Среднеуральский медеплавильный
завод", ОАО "Екатеринбургский завод
по обработке цветных металлов", ОАО
"Севуралбокситруда".
Машиностроение и металлообработка
является одной из ведущих отраслей промышленности
Свердловской области и занимает 17,7% в
объеме промышленного производства. Важнейшими
подотраслями машиностроения являются:
энергетическое, металлургическое, химическое
и нефтяное машиностроение, электротехническая
промышленность, оборонно-промышленный
комплекс.